|
Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста...
10.За нарушение общих правил техники безопасности
- освобождение от занятий сроком до 2-х недель.
3.2.3
Вводное занятие.
Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон
веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек. лесные
чащи давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы,
строил города, возводил храмы и крепости. Из подручного материала мастерил всё
что было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина,
камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Человек всегда
старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции переходили из
поколения в поколение.
На наших занятиях с вами мы будем осваивать
древнее народное ремесло, непрерывно связанное с традиционной культурой нашей
Родины, - плетение из бересты (художественная обработка бересты).
Долгими зимними вечерами крестьянские умельцы
резали из дерева миски и ложки, плели хлебницы, солоники, пестери, мастерили из
бересты туеса для ягод, грибов и мёда. Рыболовы изготовляли берестяные поплавки
и оплетали грузела для сетей. В древние времена не было обувных фабрик и народ
снова обращался к бересте - прочному, эластичному и доступному материалу. Небогатые
люди обувались в лапти, ступни, а порой и в берестяные сапоги. Старики рассказывают,
что удобно .ходить в лаптях по болоту, когда ступаешь - вода набирается, а
когда ногу поднимаешь - вода уходит.
Крестьяне давно заметили долговечность бересты,
её способность не поддаваться гниению. При строительстве избы пласты бересты
подкладывали под нижний венец сруба, чтобы в древесину не проникала влага (
наглядый пример - церковь воскрешения Лазаря, 14 век, о. Кижи, из Муромского
монастыря).
Обшивали
берестой лодки-берестянки и использовали её в качестве бумаги. Благодаря
бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности (новгородские
берестяные грамоты).
Как правило, все вещи изготовлялись по потребности
и использовались в повседневном быту. Но крестьянин создавал самую I простую вещь не только удобной и практичной, но и радующей
глаз своей формой, линией, цветом. Известно, что береста обладает лечащими
свойствами - берегиня (оберег) снимает головную боль. В составе коры присутствуют
антисептические компоненты, позволяющие использовать её при порезах и ссадинах.
На ярмарках и народных праздниках, постоянно
проходимых в различных уголках России, наряду с такими ремёслами как резьба по
дереву, кости, гончарное дело, кружевоплетение, вышивка, лоскутное шитьё, были
богато представлены берестяные изделия - очешники различных видов, портсигары,
абажуры, куклы и игрушки, подстаканники, оплетёные стеклянные предметы,
украшения, шкатулки, головные уборы и многое другое.
Далее проходит рассказ о
бересте, её заготовке, хранении, обработке, иструменте изложенном выше.
Рассказывается программа с показом изделий и об участии в выставке в заключении
года.
3.2.4 Занятие с показом слайдов и
кино-видеофильма «Роль и место бересты в жизни крестьян на протяжении многих
столетий».
Для демонстрации предполагается использовать
диапозитивный материал (слайды) , диапроектор, видеофильмы и мультимедия.
Желательно отснять часть материала на природе - в поле, в лесу, на реке и т.п. В
качестве тематики предлагаются следующие предметы : пестери , дудки ,
погремушки , украшения , лапти , корзины , туеса , солонки .
Чтобы лучше представить какую роль и место в жизни
простого крестьянина занимали берестяные вещи и береста как материал, попробуем
перенестись в прошлые, далёкие времена, в 16-17 век. Земли России, не столь
населённые как центральные, жили спокойно, размеренно, бедствия постоянных войн
не доносились до этих мест. Крестьяне жили в привычном круговороте жизни.
Покос
- «В июле на дворе пусто, а в поле густо»
- «Не топор мужика кормит, а июльская работа»
Эти две поговорки дают нам возможность
представить ранее утро, идущих мужиков в дальние поля на покос. При каждом из них, непременно,
коса, оселок (точило-лопатка) в берестяном лопаточнике на поясе для правки
косы, за плечами берестяной кузов или пестерь,
лёгкий и удобный, а в нём еда на весь день и берестяной дорожный солоник с
солью. По рассказу мастераДружинина Евстафия Михайловича из Сибирского
сельсовета Верховажского района Вологодской области, когда во время сенокоса мужики собирались отдохнуть и пообедать, каждый доставал
свой солоник и у каждого солоник имел свою неповторимую
форму. У его отца тоже был свой солоник в форме кораблика - карбаса. Летний июльский день жаркий и жажда напоминает о себе, а
если родник или река далеко, то брали с собой воду или молоко.Глиняную посуду
не очень удобно носить в дорогу - тяжела, хрупка, да и расплескаться молоко
может в дороге. И тут обращались к берестяной
посуде - туесу (бурак, бурёшка) с деревянным дном и крышкой. А потому, что
береста без трещин и сучков не пропускает воду
и донце вставляется так прочно, что даже капля не просочится. А за ручку-дугу в
крышке можно
нести туесок не расплескав жидкости. А что у крестьянина на нога ? -
лапти. И рубля не потратишь и идти легко и по скошенному полю удобно идти,
ногам не колко.
Посев
В то время как приходит весна всё в природе
начинает оживать, крестьяне готовились к посеву. Когда идут в поле - берут
большие корзины для посева зерна - севалки. Одевали чистые белые рубахи и с
песней дарили земле семена, чтобы по осени собрать урожай. Горсть зерна из
севалки широким движением руки разлетается по весенней пашне, раз-два, раз-два.
Лес
При заготовке на зиму грибов и ягод ходили в лес
с корзинами (забеньками), набирухами и пестерями. По лесу, болоту и «по реке»
удобно ходить в лаптях. Ноги уберегаются от сучьев и шишек. После сбора в лесу
ягоды и грибы необходимо сохранить. Хранили их не только в деревянных кадках и
ушатах, но и в больших берестяных теусах (до 70 см. высотой). Ягоды и солёные
грибы долго сохранялись благодаря бересте. Также в быту хозяйки в бураках
хранили крупы, соль, муку и т.п.
Рыбалка
Если шли на рыбалку, то опять брали с собой
пестерь под улов и снасти. Размер такого пестеря был меньше, чем того, с
которым ходили в лес, и носили его не как ранец, а на длинной через плечо лямке
(как сумку). А если на рыбный промысел выходили с сетью, то грузела-камни
крепились берестяной лентой с сетке, и поплавки берестяные удерживали сеть на
поверхности воды, при этом не впитывая воду как деревянные.
Строительство
Собираются мужики всей деревней
ставить избу одной семье, заготовят стройный крепкий сосновый лес - только сруб
собирай. И под первый венец дома листы бересты кладут, чтобы дерево в себя
влагу не вбирало и не гнило, а значит и дом долго стоял. Под подоконники также
подкладывали бересту, чтобы вода не скапливалась и древесина не гнила.
Забравшись на крышу избы можно увидеть, что в прослойке меж кровлей лежат берестяные
пласты, защищая дом от влаги.
Хозяйство
- Оплетали треснувшую глиняную посуду
- Оплетали рукояти инструментов (воинские меч, лук 11-12
в.в. Новгородский музей)
- Веретеница для ниток и веретён
- На двор к скотине ходили в ступнях, чтобы обувь не
пачкать
- Кипятили воду в посудине из пласта бересты
- Новгородские грамоты нач. 11-15 в.в.
- Берестяные донца от туесов 9 век (музей-заповедник,
Старая Ладога)
3.2.5
Программа занятий.
Первый год обучения.
|
№
|
Кол-во час.
|
Содержание занятий
|
|
|
1
|
2
|
|
3
|
|
Октябрь
|
|
1
|
2
|
Вводное занятие . Направление кружка. История ремесла.
Материал. Инструмент. Техника безопасности
|
|
2
|
2
|
Работа с одной полоской. Изготовление бусины 3-х и
4-х гранной.
|
|
3
|
2
|
Использование и применение отходов /обрезков и
полосок бересты/. Плашка и груглая бусина.
|
|
|
|
|
4
|
2
|
Работа с шаблоном. Розочка. Сборка деталей в букет.
|
|
|
|
Итого
|
8
|
|
Ноябрь
|
|
1
|
2
|
Знакоство с понятием оберег и его
изготовление.Работа с четырмя полосами.Оберег плоский-звезда.
|
|
|
2
|
2
|
Оберег-колоток.Работа по шаблону.
|
|
|
3-4
|
4
|
Плоские плетенки и их разновидности.Изготовление
закладки для книг.
|
|
|
Итого
|
|
8
|
|
Декабрь
|
|
1
|
2
|
Плетение квадратной основы с со скошенными углами.Подставка
по "горячие предметы", 8*8 лент.
|
|
|
2
|
2,5
|
Плетение кубика и его применение.Секркт
мастерства-заплетение углов.
|
|
|
3
|
2,5
|
Плетение солонки. Секрет мастерства-заплетение края.
|
|
|
4
|
2
|
|
Использование дополнительных лент в плетении для изготовления
ножек.
|
|
|
Итого
|
|
9
|
|
Январь
|
|
1-2
|
4
|
Использование приобретенных навыков для изготовления
игрушек.Поросенок.Предметы-заменители
|
|
|
3
|
2
|
Изготовление птички.Секрет мастерства-заплетение
клювика.
|
|
|
4
|
2
|
Изготовление заготовок для воображаемого изделия.
|
|
|
Итого
|
|
8
|
|
Февраль
|
|
1-2
|
4
|
Изготовление рыбки.Принцип китайского узла.
|
|
|
3-4
|
4
|
"Паук"-композиция из рыбок или птичек с
использованием ранее изготовленных на занятиях заготовок и изделий (бусинки,плашки
и т.д)
|
|
|
Итого
|
|
8
|
|
Март
|
|
1
|
2
|
Петух.Преобразование птицы путем дополнения.
|
|
|
2-4
|
6
|
Кот.Плетение с использованием пробретенных навыков
|
|
|
Итого
|
|
8
|
|
Апрель
|
|
1-2
|
6
|
Корзинка.Способ косого плетения.
|
|
|
2-3
|
4
|
Составление и изготовление пасхальной композиции с использованием
природных материалов.
|
|
|
Итого
|
|
10
|
|
Май
|
|
1-4
|
10
|
Подготовка к отчетной выставке.
|
|
|
Итого
|
|
10
|
|
Всего занятий за
год
|
32
|
|
|
Всего учебных
часов за год
|
69
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
Заключение.
История
берестяных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть и в народной памяти. То,
что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но
даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как
умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе.
Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу особенно
для детей.
В художественных промыслах сохраняются и
продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового
искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями
талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа.
Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки,
сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно,
многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций
миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по
кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм,
высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента,
достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный
глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые
профессиональные традиции.
Также необходимо отметить что, одной из актуальных
проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является
развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно
свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по
развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с младшими школьниками
особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им
почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со
сверстниками и учителями.
О все
таки по опыту своей работы с детьми младшего школьного возраста я сделала
вывод, что им еще сложно плетением из бересты , у них ещё недостаточно развита
мелкая моторика пальцев рук , координация движений для работы с этим материалом
. Я считаю , что на самом начальном этапе необходимо брать бумагу и делать
изделия из неё , постепенно переходя к работе с берестой .
Опыт
мое работы показал , что если ребенку интересно , если его увлечь и заинтриговать
, помочь вообразить будущее изделие , создать стимул , то он (ребенок) будет
заниматься этой деятельностью долго , упорно и порой забывая про время и про то
, что изделие может не получиться. Ребенок натура увлекающаяся и
воспользовавшись этим качеством можно научить его и воображать и творить
воображаемое изделие , но для этого его нужно вдохновить , вдохнуть в него искорку
какого то замысла , какой то идеи , а в дальнейшем он все это разовьет сам. Но
только в том случае , если это ему интерестно.
Список
использованной литературы:
1.Арнина Н.Л. Уроки
прекрасного. М., 1983г.
2.Виппер Б.Р. Очерки
о живописи эпохи расцвета. М., 1962 г.
3.Выготский Л.С.
Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967 г.
4. Финягин В.В.
Изделия из бересты. Мос.обл., 2001г.
5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб.
Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980.
6.
Попова О.С., Каплан Н.И.
Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1984.
7.
Выготский Л.С., «Развитие
высших психических функций»,-М.,1960.
Ресурсы Интернет:
Статьи,
авторефераты, ссылки.
Солсо Р.Л.
"Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола,
1996 г. П.П. Всемирная история искусств. М., 1996 г.
"Хрестоматия по
общей психологии. Психология мышления"
(под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В.Петухова). МГУ, 1984.
Этапы творческого процесса.
Вудвортс Р. (из кн. "Экспериментальная психология". М., 1950)
Источник: Солсо Р.Л.
"Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола,
1996 г.
( А.Б. Потапов
Технология творчества, часть 1. Москва, 1992, НТК "Метод")
Темерин С. М. Русское
прикладное искусство.
Сорокин Б.Ф.
Философия и психология творчества.
Замятин Е.И.
Психология творчества.
Фролова Г.В.
Спасительная возможность вообразить.
Программа студии «
Матрица» Плетение из бересты СП-б 1998г.
Выдержки из книги
Шутихина А.В. Доброе ремесло.
Мильтимедия :
CD-ROM « Русская береста ». Cordismedia
2003г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 :
рис.2
рис.3
рис.5
рис.4
рис.6
рис.7
рис.8 рис.9
рис.10 рис.11
рис.12 рис.13
рис.14
рис.15
рис.16 рис.17
рис.18 рис.19
рис.20 рис.21
рис.22 рис.23
Приложение 2
Приложение 3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|