бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке бересты бесплатно рефераты

p> Более сложные по форме штампики с элементами, например растительного орнамента вырезаются небольшими стамесками, которые используются в резьбе по дереву.

Перед нанесением тиснения бересту размечают шилом на полоски или квадраты, в которых штампиками будет оттиснут рисунок. Для того чтобы сделать оттиск штампика на бересте, ее располагают на дощечке внутренним слоем наружу. В объемные изделия необходимо вложить деревянные брусочки.
Приложив необходимый по рисунку штампик к бересте, по нему сильно ударяют молотком. В результате не бересте получается отпечаток. Таким образом делается весь рисунок. В процессе тиснения качество рисунка, его глубина и четкость зависят о силы удара точного прикладывания к месту узора.

Выскабливание выполняется следующим образом. Составив эскиз или шаблон будущего узора на бумаге, его переносят на готовое изделие с помощью разметочных инструментов: циркуля и линейки. Затем, слегка подрезав контур элементов узора ножом, им же выскабливают верхний, тонкий слой бересты. Можно и использовать плоскую стамеску, если ширина линий узора в его элементах одинаковая.

В украшениях берестянного изделия можно использовать и гравировку. Подрезанный с двух сторон край элементов узора поддевают ножом.
Благодаря слоистому строению бересты, элементы легко расслаиваются.
Получаются слои различные по цвету.

Изложенными выше видами обработки бересты можно украсить полоску бересты и использовать ее в качестве закладки для книг или изготовить из бересты обложку для записной книжки.

2. Роспись.

Распиная береста- один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестянных изделий. Сегодня чаще всего расписываются берестянные туески и посуда. Традиционно в росписи используют красный, желтый, реже зеленый, коричневый, голубой или синий цвета.

Форма и назначение окрашиваемого изделия определяют композицию росписи. В основном в росписи используют растительные мотивы- цветы и листья. Так же как и в росписи по дереву, здесь применяется небольшое количество красок. Главную роль играет цвет фона, от которого и зависит яркость росписи.

Перед тем, как расписывать поверхность берестянного изделия, место под роспись необходимо загрунтовать. Грунтовку готовят из смеси мела со столярным клеем и доводят до состояния густой сметаны. Грунт наносят тонким слоем на наружную поверхность, тщательно разглаживая его в углублениях. Для этого используют не большой шпатель. Затем берестянное изделие сушат при комнатной температуре в течение 6-8 часов, после чего зачищают мелкой шкуркой, чтобы поверхность была ровной. Затем следует окраска белилами, сначала жидким , потом более густыми, и сушка, после чего берестянное изделие расписывается и лакируется. Лакируют бересту дважды, просушивая каждый слой в течение суток.

Для росписи обычно используют темперу или гуашь, а для закрепления росписи- масляные лаки. Для окраски и лакировки нужны две беличьи кисточки № 10-16. А для росписи три- четыре беличьи или колонковые
№ 1-3.

2.6.3 Резьба.

Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу.
Украшением служат простые геометрические и растительные орнаменты, сложные сюжетные композиции из жизни людей, птиц, зверей. Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков.

Особым изяществом отличаются изделия, украшенные тонким прорезным геометрическим орнаментом.

Техника резьбы по бересте не отличается особой сложностью.
Инструменты для резьбы просты и могут быть изготовлены в домашних условиях.
Для работы потребуется: нож-резак, шильце( притупленное и ошлифованное), линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка, подкладочная дощечка, на которой выполняют резьбу.

Изготовление берестянных изделий с резьбой состоит из :

- изготовление заготовок;

- изготовление орнамента;

- монтажа, в процессе которого берестянная полоска с готовым прорезным орнаментом соединяется с поверхностью изделия.

Изготовление заготовок включает :

- расслоение бересты ;

- нарезка полосок ;

- разметка рисунка под орнамент.

Перед резьбой бересту необходимо очистить хорошо с обеих сторон и срезать до толщины 2 мм, подготовить инструмент для резьбы, заточенный карандаш и ластик. Высохшую бересту можно распарить в горячей воде в течении 3-4 часов и лишь потом расслоить.При этом придется пользоваться деревянным ножом : в местах «прилипания» одного слоя к другому им удобно отделять слои , не опасаясь их повредить. Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней режут орнамент. Следует использовать заранее приготовленные шаблоны для повторяющихся деталей орнамента. Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной и отшлифованной дощечке.
Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовку рисунок. Сначала режут кайму, а потом центральную часть рисунка. Крупные детали рисунка обязательно вырезают по нанесенному контуру, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и наглазок. После того как вырезан весь рисунок, основные его части гравируют шильцем и прорезкой очень мелких деталей рисунка.

Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3мм длиной и 0,3-0,5мм шириной, а затем полулунки, ромбики ит.д, далее постепенно усложняя рисунок.

Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты, необходимо научится выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того как вырезан основной узор, его элементы отделывают прорезкой : это мелкие прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое.

Если под прорезную бересту готовят фон из цветной бумаги или фольги, то их сначала наклеивают на прокладку, а затем приклеивают к основе. Резная береста не лакируется 6 она должна сохранять свой естественный цвет.

6. .4 Аппликация.

Аппликация относительно новый способ художественной обработки бересты.Бархатистая, с сеткой ровных тонких полосок, поверхность бересты красива в изделиях сама по себе, даже без росписи и резьбы. Характерные для окраски бересты оттенки золотисто- медовых, приглушенных красноватокоричневых тонов великолепно гармонируют между собой. Эти особенность бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой.

Интарсия- это своего рода инкрустация деревом по дереву или берестой по бересте.Слово «интарсия» и «инкрустация» часто употребляют как
«синонимы», когда говорят о мозаике по дереву. И это не является ошибкой, хотя понятие «инкрустация2 более широкое, так как кроме дерева или бересты могут использоваться и другие материалы- металл, бесер и т.д.

При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне- мельче истинных размеров. Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок, близкий к цвету рисунка. Взаимовлияние цветов снижается, если границы между различными тонами бересты обвести темным или светлым контуром. Темный контур создает впечатление тени, а светлый - выделяет рисунок.

5. Плетение.

Прежде чем приступать к плетению того или иного изделия , необходимо определить его назначение и форму. Желательно сделать эскиз, рисунок, чтобы верно рассчитать размеры и необходимое количество лент.
Красота изделия от правильного подбора толщины и цвета бересты. Нужный цвет определяют по целому куску березы, так как по тонкой ленточке трудно определить цвет будущего изделия.

Правильная форма, плотность и устойчивость изделия зависят исключительно от точности нарезки лент. Если одно из десяти лент будет шире или уже остальных, изделие потеряет устойчивость и форму.

Приступая к изготовлению изделий, необходимо особенно тщательно подготовить материал, качественно его обработать, правильно и умело использовать. Например, если для маленькой вазочки или солонки требуются ленты длиной 400мм, то неследует брать более длинные, иначе в обрезки уйдет качественного материала.

Для того, чтобы нарезать берестянные ленты, необходимо рулоны раскрутить и выгнуть в обратном направлении. На стол или верстак кладут доску с рейкой и упором в один конец, бересту протирают тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, равно обрезают ленторезом одну сторону и укладывают изнаночной стороной, чтобы береста плотно прикасалась к рейке на доске. Затем плотно прижимают берестянной пласт плотно к рейке, придерживая его левой рукой, а правой отрезают ленту ленторезом. При этом надо следить, чтобы нож на доске проходил по одному и тому же месту, тогда ленты будут одинаковой ширины. Ширину лент тщательно выверяют, а затем ножницами заостряют с обеих сторон.

Для плетения конкретного изделия не следует заготавливать лишние ленты: они высохнут и будут не пригодны в работе.

Один из самых простых способов плетения из бересты - это изготовление «плашек». Такие плашки выплетаются, как правило, из обрезков и отходов. Применение: подвески, украшения, шторы. Для плетения плашки нужно две полосы одинаковой ширины. Последовательно выплести полосы согласно указанным стрелкам/ схема 1,прил.2/. На схеме 2 /прил.3/ показано несколько вариантов композиции из берестяных плашек, соединенных между собой тонкой нитью.

1. Методика разработки блока урока на занятиях по художественной обработке бересты.

3.1. Методические основы работы кружка по художественной обработке бересты.

Основным принципом педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно- прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно- методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Организация кружка начинается с подготовки помещения, приобретения материалов и оборудования. От этого во многом зависит успешная деятельность творческого коллектива. Материальное оснащение кружковых занятий постоянно должно быть в поле зрения педагога.

Основу учебно-материальной базы, на которой в массовой школе можно осуществлять занятия декоративно-прикладным искусством, составляют учебные мастерские (по обработке дерева и металла) и их учебное оборудование.

Помещение для занятий должно быть светлым, теплым и по объему и размерам полезном площади соответствовать числу занимающихся учащихся.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам промышленной санитарии и безопасности работы школьников. Особое внимание следует уделить рабочему месту ученика.

Наиболее удобными для занятий являются универсальные столы – верстаки. На них можно выполнять любые операции, делать эскизы и другие графические работы.

Столы и верстаки должны быть прочными, устойчивыми, надежно закрепленными. На каждом рабочем месте должно быть сидение, так как эскизирование, рисование, вычерчивание, а также ряд технологических операций по художественной обработке материалов выполняются сидя.Так как художественная обработка дерева нередко связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей декоративных композиций, для уменьшения зрительного напряжения при таких операциях нужно позаботиться об освещении. Можно использовать как люминесцентное освещение, так и лампы накаливания. Когда требуется разбираться в тончайших цветовых оттенках (как это имеет место в работе по патинированию чеканного рельефа), рекомендуется объединять оба типа ламп. Общая мощность световых точек должна быть такова, чтобы на высоте столов освещенность составляла не менее 300 лк. При дневных занятиях освещение должно быть спереди, так как в работе участвуют обе руки и при боковом освещении будет тень на рабочем месте.

Серьезного внимания со стороны руководителя кружка требуют инструменты, которыми пользуются учащиеся. Руководителю кружка необходимо, подготовить вместе с учащимися удобные, технологически оправданные инструменты, по весу и размеру соответствующие возрастным возможностям школьников и характеру профессиональных движений.

В кружке должны быть и принадлежности для зарисовок. В этом случае, если возникнет необходимость работы над композицией, учащиеся не будут терять время на поиски бумаги, карандашей, резинок и других материалов и инструментов.

Как уже отмечалось, для занятий со школьниками совершенно не обязательны кондиционные, дефицитные материалы. При работе с производственными отходами и бросовыми материалами учитель имеет больше возможностей для воспитательного воздействия на учащихся. Поэтому руководителю кружка в условиях конкретной школы необходимо заготовить доступный материал, привлекая к этому и членов кружка.

В помещении, где проводятся занятия декоративно-прикладным искусством, должны быть сосредоточены следующие материальные средства обучения: справочно-информационная и искусствоведческая литература, комплекты журналов , картотека с рисунками-образцами для первых учебных работ и с вариантами рисунков по каждому из заданий (для учащихся, не владеющих рисунком); укладки с наборами специальных инструментов для художественной обработки материалов; изделия учащихся прежних лет занятий, распределенные по видам декоративно-прикладного искусства и по годам занятий с указанием фамилии и имени автора, класса, в котором он учился, и года создания работы; диатека с наборами диапозитивов и диафильмов по народному декоративно-прикладному искусству, с изделиями кружковцев, а также по технологии обработки материалов; оборудование для использования экранных пособий (затемнение на окнах, экран, аппаратура для проецирования диапозитивов, диафильмов, фрагментов кинофильмов, а также для эпипроекции); кассетница для методических плакатов; методические плакаты (большая часть которых создается силами учащихся совместно с учителем); методические стенды с образцами материалов, инструментов; для крепления плакатов при демонстрации можно использовать магнитные держатели или воспользоваться универсальной штангой-фиксатором; инструкции по технике безопасности (непосредственно около оборудования).

Учитель должен располагать определенным объемом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах, кинофильмах), изделия учителя, работы учащихся прежних лет.
Исключительный воспитательный эффект дает демонстрация цветных диапозитивов, выполненных с работ учащихся - нынешних кружковцев.

Рисованные плакаты (со стадиями исполнения декоративных работ, образцами учебных заданий и др.) как дидактический наглядный материал дают больший воспитательный эффект, если изготовлялись совместно с учащимися.

Учебно-наглядные пособия - плакаты, таблицы, иллюстративный и дидактический материал - будут в большей степени способствовать усвоению школьниками изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию, если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие учащимися изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса трудового и эстетического воспитания школьников средствами декоративно- прикладного искусства. Конкретные примеры и образцы народного декоративно- прикладного искусства помогают школьникам глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства. Если учитель при объяснении школьникам даже самых сложных понятий подкрепит их конкретными фактами и образами (демонстрация диапозитивов, репродукций, плакатов, образцов выполненных работ), восприятие учащимися материала будет положительным.
Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий у школьников повышается интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного искусства с жизнью.

В кружке должно быть не более 13-15 человек, иначе руководитель не может вести работу с учащимися, основанную на индивидуально- психологических особенностях детей разных возрастных групп. Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу учащихся, предупреждать или вовремя устранять ошибки. А это возможно лишь при условии, что кружок не перегружен учащимися, иначе руководитель не сможет вовремя помочь каждому из них, особенно на первых занятиях в кружке. Однако методика проведения занятий при направленности в сторону большей индивидуализации учебно-воспитательного процесса должна основываться на сохранении коллективного характера обучения и воспитания.

Продолжительность одного занятия от 1 до 2,5-3 часов; более длительные занятия могут привести к утомлению детей, снижению темпа работы, нарушению координации движений и в конечном итоге к травматизму. Причем различно и время занятий, которое могут посвятить школьники увлечению по интересам. Для занятий с более младшими и неподготовленными учениками следует планировать 1-1,5 часа, более старшим - 1,5-2,5 часа. С наиболее подготовленными старшеклассниками занятия могут быть продлены до 3 часов.
Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес, увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно- прикладного искусства школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем не менее через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы, передышки, предупреждая появление в нервной системе школьников охранительного торможения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7