бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методические подходы к анализу учебной литературы в системе профессионального образования бесплатно рефераты

17.  Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 160 с.

18.           http://www.rustrana.ru/print.php?nid=27253

19.           http://www.pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-233.shtml



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


SWOT-анализ учебно-методической деятельности.

Сильные стороны

Слабые стороны

1.                   Развитая внутренняя нормативно-методическая база (документы СМК)

2.                   Высокий профессионализм преподавателей

3.                   Наличие различных видов информационных ресурсов и инфраструктуры

4.                   Развитая система педагогической переподготовки (ФППК)

5.                   Наличие современных активных обучающих методик (ФППК)

6.                   Активная работа методического совета и его секций

7.                   Заинтересованность ППС в качестве издаваемой учебной литературы и признании своих результатов

8.                   Нацеленность межфункциональных групп (групп по разработке документов СМК) на совершенствование процесса учебно-методической деятельности

9.                   Наличие квалифицированных специалистов и преподавателей по издательской деятельности

10.                Информационная грамотность и подготовленность ППС к работе с программными продуктами

11. Увеличение объемов прикладных научных исследований и научно-технических услуг по отдельным направлениям, которое сказывается на повышении научного уровня учебной литературы в области профессиональных и специальных знаний


1.                   Отсутствие организационных структур, обеспечивающих издательскую обработку рукописей (набор текста, подготовка оригинал-макета)

2.                   Низкая пропускная способность структур, обеспечивающих издание учебной литературы

3.                   Устаревшее полиграфическое оборудование, не позволяющее изготавливать современную качественную полиграфическую продукцию

4.                   Отсутствие формализованных процедур и критериев формирования планов издания учебной литературы

5.                   Длительная процедура издания

6.                   Несогласованность нормативов минимально-необходимого комплекта учебной литературы по дисциплине

7.                   Отсутствие четких критериев качества издаваемой литературы

8.                   Формальный подход к рецензированию

9.                   Консерватизм части преподавателей, сопротивляющихся новациям

10.                Проблемы защиты авторских прав

11.                Наличие критериев переизбрания ППС на должность, приводящих к низкой мотивации к разработке качественной учебной литературы

12.                Слабая нацеленность учебной литературы на использование в самостоятельной работе (содержание проблемных вопросов и ситуационных задач)

13.                Несовершенство междисциплинарных связей (между дисциплинами новых специальностей)

14.                Частые случаи наличия ссылок на отмененные нормативные документы (законы, стандарты и т.д.)

15.                Недостаточное наличие справочно-информационной литературы для студентов

16.                Низкая эффективность работы методических комиссий факультетов

Возможности

Угрозы

1. Установление четких критериев оценки качества учебной литературы

2. Разработка и издание востребованной другими вузами учебной литературы (в рамках УМО по специальности)

3. Разработка системы признания результатов учебно-методической деятельности, увязка ее с процедурой переизбрания на должность

4. Создание процедуры мониторинга качества издаваемой учебной литературы в соответствии с критериями качества

5. Разработка прозрачной системы планирования издания учебной литературы

6. Разработка мотивационных стимулов для рецензентов учебной литературы

7. Усиление статуса методических комиссий факультетов, распределение полномочий и ответственности в рамках их работы

8. Модернизация полиграфической и издательской базы, создание издательства на базе имеющихся организационных структур

9. Возможность использования потенциала языковых кафедр и студентов, обучающихся по направлению «Документоведение» в издательской деятельности

1. Неудовлетворенность студентов содержанием учебной литературы и проведением практических занятий

2. Низкая мотивация студентов к активной познавательной работе

3. Убыстряющееся отставание за изменениями законодательной базы и рынка труда для выпускников

4. Снижение конкурентоспособности выпускников



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Проанализируем учебную и методическую литературу органолептическим методом (по предмету «Экономика отрасли»), оценим качество учебников (по показателям), установим соответствие с действующей учебной программой, выберем учебник, более точно отвечающий всем требованиям.

Учебники:

1. Бурлюкина Е.В., Васильченко Н.Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.

2. Басовский Л.Е Экономика отрасли: Учебное пособие – М.: Инфра-М., 2009г.

Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника. Представим результаты оценки качества учебников, т.к. это более удобно и целесообразно, в виде таблицы 1.


Таблица 1 - Оценка качества учебников

п/п

Показатель качества

Коэф. Значимости

Оценка степени реализации показателя качества

Учебник 1

Учебник 2

1)

Соответствия логики построения базовой науки и материала предмета.

К=3

3*3=9

3*3=9

2)

Представления рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развития.

К=4

4*4=16

4*3=12

3)

Соответствие определений, терминов и символов в учебном предмете и базовой науке.

К=4

4*4=16

4*3=12

4)

Простота языка и доступность изложения материала.

К=5

5*5=25

5*4=20

5)

Достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала и отдельных его тем.

К=3

3*2=6

3*3=9

6)

 Количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящее на 1 ч. Времени, отведенного программой для их изучения.

К=4

4*3=12

4*3=12

7)

Четкость рубрикации учебника.

К=3

 3*3=9

 3*2=6

8)

Соответствие программе.

К=4

 4*3=12

 4*3=12

9)

Соответствие последовательности изложения материала темы в учебнике и программе.

К=5

5*4=20

5*3=15

10)

Равномерность распределения объема материала между темами учебника.

К=4

4*4=16

4*3=12


Итого:

 141

 119


Вывод: По большинству показателей качества выше оценка у учебного пособия под номером 1. В нем наиболее полно, четко и просто изложен материал, рубрикация соответствует программе. Я считаю этот учебник более подходящим для изучения данного предмета.


Таблица 2 – Степень соответствия рубрик учебной программы и учебника

Рубрика учебной программы

Рубрика учебника

Раздел 1. Отрасль в условиях рынка.

Отраслевая структура экономики.

Раздел 2. Производственная структура предприятия.

+

Раздел 3. Ресурсы промышленности и эффективность их использования

+

Раздел 4. Организационные основы специализации, кооперирования и комбинирования производства.

+

Раздел 5. Маркетинговая деятельность предприятия.

_

Раздел 6. Показатели и факторы эффективной деятельности предприятия.

+

Раздел 7. Товарный рынок.

+

Раздел 8. Ценовая стратегия предприятия. Эффективная конкуренция.

+

Раздел 9. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

_

Раздел 10. –

Стратегии развития отраслей экономики России.



Качество внешнего оформления - среднее, обложка мягкая, рисунок видно плохо. Но содержание соответствует программе. Оно раскрыто четко, полно и доступно.

Рассмотрим данное учебное пособие (Бурлюкина Е. В., Васильченко Н. Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.) более четко.

Возьмем за основу Главу 4. Здесь рассматриваются Организационные основы специализации, кооперирования и комбинирования производства.

Проанализируем одну из тем этого раздела: Сущность специализации и кооперирования производства.

1) В ней обозначены основные понятия специализации и кооперирования производства. Направления, формы и показатели.

2) Материал можно разделить на две части Специализация промышленного производства и Производственное кооперирование.

В первой части раскрыта сущность специализации, выделены основные показатели ,формы:

Специализация промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда.

Различают специализацию промышленности, предприятия, специализацию внутри предприятия.

Процесс специализации в промышленности осущ. по след. направлениям:

·                   создание или выделение отраслей отраслей и предприятий.

·                   расчленение процесса изготовления продукта на ряд частных процессов.

·                   выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по выполнению отдельных стадий.

В соответствии с названными направлениями имеется 3 формы специализации: предметная, подетальная, технологическая.

Уровень специализации промышленных предприятий характеризуется такими показателями, как:

·                   уровень оптимальности объема производства однородной продукции (коэффициент оптимальности) на предприятии.

·                   удельный вес массовой и крупносерийной продукции в общем объеме производства завода.

·                   удельный вес стандартных, нормализованных и унифицированных частей в общем числе изготовляемых деталей и узлов.

·                   удельный вес специального и другого высокопроизводительного оборудования в общем парке оборудования завода.

·                   количество специализированных цехов, производственных участков, поточных линий и т.д.

·                   коэффициент серийности по основным производственным подразделениям.

Во второй части также выделены формы и показатели кооперирования , раскрыто само понятие кооперирования , его виды и их отличие.

Производственное кооперирование – планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции.

В промышленности кооперированные связи отличаются по отраслевому и по территориальному признакам.

В соответствии с формами специализации в промышленности различают 3 формы кооперирования:

·                   Предметное (агрегатное) кооперирование.

·                   Подетальное кооперирование.

·                   Технологическое (стадийное) кооперирование.

Уровень производственного кооперирования характеризуется след. пок-лями:

коэффициент кооперирования.

·                   количество предприятий-смежников.

·                   соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок.

·                   доля предметного, подетального и технологического кооперирования.

·                   средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.

3)Я считаю, что данная тема раскрыта полностью, основные вопросы выделены и детально изложены, материал выстроен логически правильно и понятно.

План:

1. Специализация промышленного производства (2 стр.)

а) сущность спациализации;

б) направления специализации;

в) формы;

г) показатели уровня специализации и показатели оценки и планирования развития.

2. Производственное кооперирование (2 стр.)

а) сущность кооперирования;

б) признаки различия связей;

в) формы кооперирования;

г) показатели.

На изучение темы необходим 1 час.

Вывод: Проанализировав данный учебник можно заметить, что хотя внешнее оформление и среднего качества, зато содержание полностью отражает суть изучаемого предмета. Материал на 90% соответствует программе, он доступен и понятен, рубрикация учебника четкая, изложение материала систематично и последовательно, определения, термины и символы соответствуют базовой науке.

Этот учебник можно рекомендовать использовать учащимся для работы. А разделы, которых в этом учебном пособии нет – подготовить самостоятельно.


Страницы: 1, 2, 3