бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методические подходы к формированию знаний о химических реакциях бесплатно рефераты

Полнота предлагаемого материала в данном методе соответствует образовательным стандартам. Данный метод позволяет активизировать мышление учащихся.

Заключение


В заключении хотелось бы еще раз отметить те методы и приемы, которые используются при формировании основных разделов понятия химическая реакция.

Главная роль при изучении каждой составляющей понятия «химическая реакция» отводится химическому эксперименту. Он наиболее наглядно отражает внешние признаки и явления, происходящие при взаимодействии, а также отражает влияние внешних факторов воздействия на реагирующие вещества. Он решает многообразные задачи воспитания (трудового, культурологического, этического, мировоззренческого, экологического); развития (памяти, мышления, воображения, творческой самостоятельности); обучения. В процессе обучения он служит источником познания [5], выполняет функцию метода (познания химических объектов, проверки учебных гипотез, решения учебных проблем), а также функцию средства обучения (доказательности истинности суждений, иллюстрации, применения знаний и умений), средства воспитания и развития учащихся. При изучении многих тем химический эксперимент применяется параллельно с моделированием: написание химических формул веществ, составление из них моделей процессов, вычерчивание графических иллюстраций процессов. Моделирование позволяет более полно отразить те изменения, которые происходят в ходе химических реакций. Использовать моделирование, в частности составляя уравнения химических реакций, нужно так, чтобы максимально избежать формализма знаний учащихся [14]: составляя формулы веществ, моделируя процессы, происходящие с ними они четко должны понимать, что за химическими формулами стоят конкретные вещества (в реакцию вступает не формула, а вещество). В этой связи и толкование уравнений реакций должно быть грамотным. Например, в реакции: 2H2 + O2 = 2H2O формулировка процесса должна быть следующей: 2моль водорода реагируют с 1молем кислорода и образуется 2моль воды (а не два аш-два плюс о-два равно два аш-два-о).

Применение различных схем-конспектов облегчает учащимся запоминание объемного материала. Например, использование схемы «Скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов» [8] (см. приложение) помогает усвоению, запоминанию и воспроизведению накопленных знаний по данной теме. Такие схемы могут состоять из нескольких блоков и составляться поэтапно по мере изучении, каждого блока.

При изучении различных классов простых и сложных соединений учитель может использовать коллекции минералов [15]. Так, например, при изучении темы «Сера и ее соединения» необходимо ознакомить учащихся с самим минералом для изучения его физических свойств, что позволяет также преодолеть формализм знаний. Кроме того, с этой же целью провести экскурсию для учащихся, в ходе которой они могут наблюдать образование пленки серы на лужах, камнях, траве после дождя вблизи сероводородных источников. На примере серосодержащих минералов (сульфатов, сульфидов) можно дополнить знания учащихся об окислительно-восстановительных процессах происходящих в природе.

Особое внимание отводится методам позволяющим активизировать самостоятельную деятельность учащихся. Известно, что время начала изучения химии в школе (8 класс) соответствует подростковому периоду развития личности учеников (11-12 – 14-15 лет). В этом возрасте для подростка наиболее привлекательными становятся формы проведения занятий, позволяющие проявить самостоятельность и инициативу. Он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему [4]. Примеры занятий активно использующих данный принцип более подробно рассмотрены в параграфах «Введение понятия о химической реакции», «Формирование знаний о кинетике химических реакций».

Итак, в рассмотренных методических подходах применяются следующие методы:

1.                 общелогические: абстрагирование, индуктивный подход выведения понятий, обобщение, конкретизация и другие.

2.                 общепедагогические: рассказ, рассуждение, беседа и другие.

3.                 специфические: химический эксперимент, наблюдение и объяснение химических объектов.

Данные методы применяются в совокупности, так как часто применение какой-либо одной группы методов не приводит к эффективным положительным результатам. Интеграция этих методов в определенном сочетании приводит к появлению метода обучения химии.

Интерес к учебному предмету во многом зависит от того, в какой именно форме учитель подаст изучаемый материал, насколько увлекательно и доходчиво объяснит его. Именно эти качества и необходимо учитывать при выборе методов обучения, ведь  только правильно выбранный метод позволит активизировать интерес к учению, усилит мотивацию учения.

Список литературы

1.                 Кузнецова Л. М., Дронова Н. Ю., Евстигнеева Т. А. К методике изучения химической кинетики и химического равновесия  // Химия в школе. –  2001. –  № 9. – с.7.

2.                 Кузнецова Н. Е. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по хим. и биол. спец. – М.: Просвещение, 1984. –415 с., ил.

3.                 Кузнецова Н. Е. Формирование систем понятий при обучении химии. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.

4.                 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 456 с.

5.                 Пак М. С. Основы дидактики химии: учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. –307 с.

6.                 Стабалдина С. Т. Принципы и законы диалектики в обучении химии  // Химия в школе. –  2003. –  № 7. – с.16.

7.                 Трофимова И. В. Реакции ионного обмена в водных растворах  // Химия в школе. –  2005. –  № 10. – с.10-16.

8.                 Турлакова Е. В. Использование схем-конспектов при изучении закономерностей химических реакций. // Химия в школе. –  1997. –  № 1. – с.6.

9.                 Химия. 8 класс: Поурочные планы (по учебнику Л. С. Гузея и др.). I полугодие / Авт. – сост. С. Ю. Дибленко. – Волгоград: Учитель, 2004. – 144 с.

10.            Химия. 8 класс: Поурочные планы (по учебнику Л. С. Гузея и др.). II полугодие / Авт. – сост. С. Ю. Дибленко. – Волгоград: Учитель, 2004. – 168 с.

11.            Химия. 9 класс: Поурочные планы (по учебнику Л. С. Гузея и др.). I полугодие / Авт. – сост. С. Ю. Дибленко, Е. А. Смирнова, С. М. Колмыкова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 169 с.

12.            Ходаков Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. и др. Преподавание химии в 7-8 классах: Метод. пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1969. – 318 с.  

13.            Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

14.            Шелинский Г. И. Насущные вопросы формирования важнейших химических понятий химии  на начальном этапе обучения // Химия в школе. –  2001. –  № 5. – с.17.

15.            Шилов В. И. Использование минералов при формировании химических понятий // Химия в школе. – 2006. – №3. – с.32.

















Приложение

Ряды кислот

Порядок константы диссоциации

1. НСЮ4, HI, HBr, HCI, НМп04, H2S04, H2Se04, H2Cr207, HN03


2. Н4Р207 < Н2Сг04 = НЮ3 = НВг03 H2S203

10 -1

3. НСг2О7- = НСЮ2 = HSe04- H2S03 = НSО-4 HS203 < НЮ4

 = Н3Р03

10 -2

4. Н2Те = H2Se03 = Н2Те03 < H3As04 < Н3Р04 = Н3Р2О4

10 -3

5. H2Se < НСООН = Н2В407 < HF = НN02

10 -4

6. СН3СООН

10 -5

7. Н2Р03 = H2As04 < НСг04 = Н2С03

10 -6

8. НТеОз < Н6Те06 = НСЮ = H2S = HS03 = Н2Р04

10 -8

9. НВЮ = HSe03-

10 -9

10. H2Si03 = H4Si04 < HCN = H3As03 = H3B03 < NH+

10 -10

11. HSe" = НЮ < НСОз < НМп04

10 -11

12. H3Si04 < Н202 = HAsО2-

 10 -12

13. HS - = НАЮ2 = НТе-   HPO42-

 10 -13

14 H2SiO42-

 10 -14

15. Н2О

 10 -16

Вытеснительная таблица кислот.         


HClO4

HJ

HBr

HCl

HMnO4

H2SO4

HNO3

H2CrO4

H2SO3

HSO4-

H3PO4

HF

HNO2

HCrO4

H2CO3

H2S

HSO3

H2PO4

H2SiO3

NH4+

HCO3-

HS-

HPO42-

HClO4







HJ






HBr






HCl






HM4





 



H2SO4



HNO3






H2C4


H2O3


HSO4-


H3PO4


HF


HNO2


HCr-


H2CO3


H2S


HSO3-


H2PO4-


H2SiO3


NH4+


HCO3-


HS-


HPO42-


Ряды кислот, расположенных в порядке убывания значений констант диссоциации.




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5