Методические подходы к формированию знаний о химических реакциях
Полнота
предлагаемого материала в данном методе соответствует образовательным
стандартам. Данный метод позволяет активизировать мышление учащихся.
Заключение
В заключении хотелось
бы еще раз отметить те методы и приемы, которые используются при формировании
основных разделов понятия химическая реакция.
Главная роль при
изучении каждой составляющей понятия «химическая реакция» отводится химическому
эксперименту. Он наиболее наглядно отражает внешние признаки и явления, происходящие
при взаимодействии, а также отражает влияние внешних факторов воздействия на
реагирующие вещества. Он решает многообразные задачи воспитания (трудового,
культурологического, этического, мировоззренческого, экологического); развития
(памяти, мышления, воображения, творческой самостоятельности); обучения. В
процессе обучения он служит источником познания [5], выполняет функцию метода
(познания химических объектов, проверки учебных гипотез, решения учебных
проблем), а также функцию средства обучения (доказательности истинности
суждений, иллюстрации, применения знаний и умений), средства воспитания и
развития учащихся. При изучении многих тем химический эксперимент применяется
параллельно с моделированием: написание химических формул веществ, составление
из них моделей процессов, вычерчивание графических иллюстраций процессов.
Моделирование позволяет более полно отразить те изменения, которые происходят в
ходе химических реакций. Использовать моделирование, в частности составляя
уравнения химических реакций, нужно так, чтобы максимально избежать формализма
знаний учащихся [14]: составляя формулы веществ, моделируя процессы, происходящие
с ними они четко должны понимать, что за химическими формулами стоят конкретные
вещества (в реакцию вступает не формула, а вещество). В этой связи и толкование
уравнений реакций должно быть грамотным. Например, в реакции: 2H2 + O2 = 2H2O формулировка процесса должна быть
следующей: 2моль водорода реагируют с 1молем кислорода и образуется 2моль воды
(а не два аш-два плюс о-два равно два аш-два-о).
Применение
различных схем-конспектов облегчает учащимся запоминание объемного материала.
Например, использование схемы «Скорость химической реакции и ее зависимость от
различных факторов» [8] (см. приложение) помогает усвоению, запоминанию и
воспроизведению накопленных знаний по данной теме. Такие схемы могут состоять
из нескольких блоков и составляться поэтапно по мере изучении, каждого блока.
При изучении
различных классов простых и сложных соединений учитель может использовать коллекции
минералов [15]. Так, например, при изучении темы «Сера и ее соединения»
необходимо ознакомить учащихся с самим минералом для изучения его физических
свойств, что позволяет также преодолеть формализм знаний. Кроме того, с этой же
целью провести экскурсию для учащихся, в ходе которой они могут наблюдать
образование пленки серы на лужах, камнях, траве после дождя вблизи
сероводородных источников. На примере серосодержащих минералов (сульфатов,
сульфидов) можно дополнить знания учащихся об окислительно-восстановительных
процессах происходящих в природе.
Особое внимание
отводится методам позволяющим активизировать самостоятельную деятельность
учащихся. Известно, что время начала изучения химии в школе (8 класс)
соответствует подростковому периоду развития личности учеников (11-12 – 14-15
лет). В этом возрасте для подростка наиболее привлекательными становятся формы
проведения занятий, позволяющие проявить самостоятельность и инициативу. Он
легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему [4]. Примеры
занятий активно использующих данный принцип более подробно рассмотрены в параграфах
«Введение понятия о химической реакции», «Формирование знаний о кинетике
химических реакций».
Итак, в
рассмотренных методических подходах применяются следующие методы:
1.
общелогические:
абстрагирование, индуктивный подход выведения понятий, обобщение, конкретизация
и другие.
2.
общепедагогические:
рассказ, рассуждение, беседа и другие.
3.
специфические:
химический эксперимент, наблюдение и объяснение химических объектов.
Данные методы
применяются в совокупности, так как часто применение какой-либо одной группы
методов не приводит к эффективным положительным результатам. Интеграция этих
методов в определенном сочетании приводит к появлению метода обучения химии.
Интерес к
учебному предмету во многом зависит от того, в какой именно форме учитель
подаст изучаемый материал, насколько увлекательно и доходчиво объяснит его.
Именно эти качества и необходимо учитывать при выборе методов обучения, ведь
только правильно выбранный метод позволит активизировать интерес к учению,
усилит мотивацию учения.
Список
литературы
1.
Кузнецова
Л. М., Дронова Н. Ю., Евстигнеева Т. А. К методике изучения химической кинетики
и химического равновесия // Химия в школе. – 2001. – № 9. – с.7.
2.
Кузнецова
Н. Е. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по
хим. и биол. спец. – М.: Просвещение, 1984. –415 с., ил.
3.
Кузнецова
Н. Е. Формирование систем понятий при обучении химии. – М.: Просвещение, 1989.
– 144 с.
4.
Мухина В.
С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник
для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия»,
2004. – 456 с.
5.
Пак М. С.
Основы дидактики химии: учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,
2004. –307 с.
6.
Стабалдина
С. Т. Принципы и законы диалектики в обучении химии // Химия в школе. – 2003.
– № 7. – с.16.
7.
Трофимова
И. В. Реакции ионного обмена в водных растворах // Химия в школе. – 2005. –
№ 10. – с.10-16.
8.
Турлакова
Е. В. Использование схем-конспектов при изучении закономерностей химических
реакций. // Химия в школе. – 1997. – № 1. – с.6.
9.
Химия. 8
класс: Поурочные планы (по учебнику Л. С. Гузея и др.). I полугодие / Авт. – сост. С. Ю.
Дибленко. – Волгоград: Учитель, 2004. – 144 с.
10.
Химия. 8
класс: Поурочные планы (по учебнику Л. С. Гузея и др.). II полугодие / Авт. – сост. С. Ю.
Дибленко. – Волгоград: Учитель, 2004. – 168 с.
11.
Химия. 9
класс: Поурочные планы (по учебнику Л. С. Гузея и др.). I полугодие / Авт. – сост. С. Ю.
Дибленко, Е. А. Смирнова, С. М. Колмыкова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 169 с.
12.
Ходаков
Ю. В., Эпштейн Д. А., Глориозов П. А. и др. Преподавание химии в 7-8 классах:
Метод. пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1969. – 318 с.
13.
Чернобельская
Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб.
заведений. – М.: .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
14.
Шелинский
Г. И. Насущные вопросы формирования важнейших химических понятий химии на начальном
этапе обучения // Химия в школе. – 2001. – № 5. – с.17.
15.
Шилов В.
И. Использование минералов при формировании химических понятий // Химия в
школе. – 2006. – №3. – с.32.
Приложение
|