бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методические основы использования электронных учебных пособий в образовании бесплатно рефераты

 Учитель с самого начала знает, что у ученика дома есть компьютер. В этом случае родители совместно с учителем определяют, какие программные продукты могут помочь  ребенку при изучении конкретного курса. Это могут быть демонстрации, компьютерные энциклопедии, разного рода конструкторы, редакторы, тренажеры, тесты и т.д. Очень эффективными могут оказаться разного рода игры (их обычно называют дидактическими): ролевые, ситуационные, логические. Возможно, как дополнение, использование видео материалов. Главное, в этой модели то, что  учитель при организации учебного процесса в классе исходит из того, что часть заданий может выполняться дома с использованием компьютера. Естественно, это предполагает соответствующую специальную подготовку учителя. К сожалению, сегодня очень мало учителей имеют представление о возможностях компьютера. Поэтому реализация этой модели требует усилий не только со стороны родителей, но и со стороны школы. Со стороны родителей также нужна готовность помочь ребенку в освоении тех систем, которые будут использоваться при выполнении домашних заданий. С точки зрения программиста, подобные системы должны иметь унифицированный интерфейс для всех разделов курса. По сравнению с профессиональными системами их должна отличать повышенная надежность, устойчивость при ошибках ребенка  или родителей.

  Следует подчеркнуть, что реализация этой модели потребует соответствующей переподготовки учителей. Необходимо издание соответствующих методических материалов.

 7 Единая среда школа-дом, предполагающая систематическое использование компьютера, как в классе, так и дома.

 Эта модель предполагает, что компьютер используется и в классе и дома. Как правило, это требует кардинальной перестройки учебного процесса. Компьютер в классе может использоваться учителем при разного рода демонстрациях при объяснении нового материала, в качестве лабораторного стенда при проведении лабораторных работ, для выборочного или фронтального тестирования учащихся и для многого другого. Домашний компьютер в рамках этой модели оснащается теми же программами, что и в классе. Учебный процесс строится исходя из возможности двух фаз работы с одним и тем же программным продуктом. Например, учитель в классе демонстрирует и отрабатывает со школьниками выполнение лабораторной работы. Сама же работа выполняется ребенком дома, и он отчитывается с помощью протокола выполнения, представленном на дискете. Наибольший эффект при реализации данной модели будет достигнут при объединении в единую сеть домашних и школьных компьютеров. В этом случае появляется возможность обеспечения контроля учителем не только работы в классе, но  и выполнения   домашних заданий. Родители в этом случае имеют доступ к школьному банку данных и могут  получать оперативную и объективную информацию об успехах и проблемах ребенка.Несмотря на кажущуюся фантастичность этой модели, именно она сегодня наиболее методически и программно проработана. Уже сегодня она  может быть реализована при изучении информатики, физики, математики, черчения, английского языка и в начальной школе.


8 Использование компьютера для дополнительного образования

 Эта модель ориентирована на возможность получения дополнительного образования. Сюда можно отнести: подготовку к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения, самостоятельное изучение иностранных языков, получение начальной профессиональной подготовки, углубленное изучение отдельных школьных дисциплин. Соответствующие системы могут быть реализованы в форме так называемого электронного учебника, то есть единой компьютерной программы, обеспечивающей получение заданного уровня заданных знаний, навыков и умений. Другой вариант дополнительного образования с использованием компьютера может быть построен на основе классического учебного пособия, предполагающего работу читателя не только с книгой, но и с набором компьютерных программ, позволяющих выполнять упражнения, лабораторные работы, осуществлять самостоятельный контроль результатов обучения.

 9 Домашнее образование ребенка, который по тем или иным причинам не может посещать школу.

 Компьютер может оказаться практически незаменимым средством обучения в случае, когда ребенок по той или иной причине не может посещать школу. В этой ситуации помогут электронные учебники и методические пособия, привязанные к школьной программе и к стандартам образования. Соответствующая модель должна предполагать систематическую работу ребенка с компьютером под руководством родителей и с их участием. Большие возможности здесь открывает использование телекоммуникаций. В телекоммуникационной среде можно обеспечить работу с учителем, а также сделать возможным общение со сверстниками.

 Вероятно, возможны и другие модели использования домашнего компьютера для образования детей школьного возраста. Перечисленные модели выделены из тех соображений, что они сегодня наиболее близки к реализации.

 В заключение хочется отметить, что интеграция домашнего компьютера в систему образования потребует не меньших усилий, чем те, которые пришлось сделать тысячам учителей и  системе образования в целом на первом этапе информатизации образования. Наградой за эти усилия будет сохранение высокого рейтинга отечественного образования и внутри страны и за рубежом.


III Применение рейтинговой оценки на основе компьютера

“Оценки для вычисления рейтинга сдаются преподавателями в конце каждого месяца. Количество обязательных оценок для каждого класса устанавливается в зависимости от количества часов в неделю, отводимых на практику устной и письменной речи. Для оценки применяется двенадцатибалльная система. Такая система позволяет более точно измерить результаты работы учащихся.”[7,c.62]

 Учащиеся, имеющие в конце семестра оценки ниже 3 , обязательно сдают зачет в конце семестра. Если они улучшают этот показатель, то оценка считается итоговой за семестр. Кроме того, любой учащийся, не согласный со своей рейтинговой оценкой либо в надежде улучшить ее, имеет право сдавать зачет в конце семестра.Традиционное вычисление итоговой оценки сводится к нахождению среднего арифметического значения всех оценок учащегося за отчетный период. Но этот показатель далек от оптимального, так как он не учитывает “весовых” значений каждой оценки, “фона” успеваемости всего учебного коллектива, числа пропущенных занятий конкретным учащимся и усердия, с которым данный учащийся относится к изучению иностранного языка. Благодаря принципу учета отклонений от динамических средних показателей, наша рейтинговая методика значительно повышает оптимальность оценивания каждого конкретного ребёнка. Математическим выражением указанного принципа являются понятия “идеальный эталонный рейтинг” и “лучший средний рейтинг”. Первое понятие означает максимальный балл, который мог бы получить учащийся, если бы он ответил на все задания за отчетный период по максимальной шкале оценивания. “Лучший усредненный рейтинг” – это та планка (в математическом выражении), которая позволяет учащемуся чувствовать себя в элитной части данной учебной группы учащихся. За нижним пределом этой планки учащийся теряет премиальные очки, которые начисляются учащимся элитной части.


Рейтинговая система оценивания оказывает благотворное влияние на деятельность как школьников, так и преподавателей.


Во-первых, рейтинговая система стимулирует соревнование между школьниками. Во–вторых, рейтинговая система у подавляющего большинства учащихся повышает посещаемость занятий. Отсутствуя на занятиях, ребёнок не набирает необходимого количества оценок и, к тому же, получает отрицательные баллы за каждый пропуск

Далее, рейтинговая система способствует также укреплению в сознании учащегося необходимости систематической подготовки к занятиям.

Кроме того, рейтинговая система создает пусть ближайшую и, возможно, достаточно ложную, но все таки достаточно конкретную цель. Таким образом, рейтинговая система становится дополнительным средством мотивации процесса обучения иностранному языку.

Рейтинговая система так же благоприятно сказывается и на деятельности преподавателей.

Поскольку рейтинговая система предполагает учет посещаемости, то преподаватель волей–неволей начинает обращать больше внимания на этот момент.

Наконец, требование предельной объективности оценки предполагает выработку единых критериев при оценивании разных видов речевой деятельности.

Таким образом, применение рейтинговой оценки, вычисляемой на компьютере, позволяет усовершенствовать текущий контроль успеваемости учащихся. Наряду с перечисленными выше достоинствами, такая система оценивания имеет, на наш взгляд, еще одно неоспоримое преимущество – она более гуманна, чем экзамен, она способствует снятию многих стрессовых ситуаций, свойственных экзамену. Кроме того, введение рейтинговой оценки как альтернативной системы дает учащемуся возможность реализовать одно из важнейших прав человека – право выбора.


VI Анализ некоторых обучающих программ

 Важнейшая особенность REWARD InterN@tive - использование возможностей сети Интернет. И в этой области, как бы придирчивы мы ни были, конкурентов новому курсу не обнаружим. "Гибрид мультимедиа-учебника с системой дистанционного обучения действительно появился у нас впервые. Правда, сейчас можно строить только предположения о том, как будет работать анонсированная система. Впереди длительное тестирование. А пока что представители компании "Новый Диск" рассказали журналистам и преподавателям о том, как все должно быть.

 В каждом уроке программы REWARD InterN@tive есть упражнения, помеченные на экране значком в виде конверта. В одном уроке их может быть от одного до шести. По содержанию - это письменные задания творческого характера: составить рассказ об услышанном, увиденном, пересказать что-либо своими словами и так далее. Выставить оценку за такую работу машина, разумеется, не может. Когда упражнение выполнено, система автоматически выходит на связь с преподавателем REWARD (например, в Москве), который проверяет полученный текст и отправляет ученику файл с результатом проверки. Перед создателями программы стояла сложная техническая задача - естественным и непринужденным для пользователя образом встроить возможности Интернет в обучающий мультимедиа-курс. Именно реализация этой возможности потребовала, по словам специалиста фирмы "Новый Диск" Сергея Тараненко, дополнительного времени и усилий (первоначально выход REWARD InterN@tive планировался на лето этого года).

 REWARD InterN@tive предполагает также общение в реальном времени, причем не только в текстовом, но и в голосовом режиме (в программе эта функция называется Форум). Кроме того, предусмотрены сетевые игры и ознакомление учеников с последними новостями на английском языке. Пользователи, не подключенные к компьютерной сети, конечно, не смогут вкусить всех этих радостей в полном объеме, однако для них проверка заданий будет организована по обычной почте. Все преподаватели, готовые включиться в эту работу, должны иметь международные сертификаты.

 Итак, REWARD InterN@tive пополняет арсенал компьютерных программ для изучения английского языка. Нужно сказать, что в последнее время на этом рынке становится тесно. Общее число мультимедиа-учебников, разговорников, лексических и грамматических игр, компьютерных аудиотренажеров превысило три десятка. В любом большом магазине десяток-полтора таких дисков можно найти всегда.

 Крупнейшие издатели CD-ROM считают своим долгом предоставить ту или иную эксклюзивную разработку на эту тему: собственный "английский" предлагают фирмы "МедиаХауз", "Кирилл и Мефодий", NMG, "Акелла" и другие. Пользователь, еще недавно "голодный" и невзыскательный, теперь становятся "гурманом". Если три-четыре года назад самодельная программа, небрежно скроенная из старых учебников, могла при поддержке агрессивной рекламы пользоваться успехом, то сейчас подобную продукцию заметно потеснили компакт-диски действительно высокого качества. Это либо разработки лучших российских авторов ("Курс- Графовой", "Курс Игнатовой", "Профессор Хиггинс", "Поем и учим английский"), либо прекрасные аутентичные курсы английского, локализованные нашими издателями. Таковы, например, "Английский в три приема" и "Английский. Путь к совершенству" компании "МедиаХауз".

 Для пользователя оба типа программ хороши по-своему. В импортных курсах привлекает настоящий английский "прямо оттуда"; российские же разработки выигрывают за счет того, что классически правильный язык сочетается в них с методикой, рассчитанной специально на русскоговорящего ученика. Какой подход выбрать -дело вкуса, тем более что можно заниматься сразу по нескольким программам.

 Фирма "Новый Диск" пошла по пути локализации аутентичной продукции. REWARD InterN@tive - это оксфордский курс. Права на книжный прототип программы, аудио- и видеоматериалы к ней принадлежат всемирно известному издательству Macmillan Heinemann. Курс разработан относительно недавно и состоит из пяти частей, четыре из которых (кроме первой, Starter) получили мультимедиа-воплощение на восьми дисках CD-ROM.

 На российском рынке новинка заявлена как один из самых полных и объемных мультимедиа-учебников английского. Каждый из четырех уровней REWARD InterN@tive - Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate и Upper-Intermediate - рассчитан на 150 часов занятий. В курс входят 198 уроков, 29 контрольных работ, не менее одиннадцати часов аудиоматериала, более пяти часов видео и, что особенно важно, множество упражнений - около пяти тысяч. О "полноте материала говорит и тот факт, что первые задания курса рассчитаны на ученика с низким уровнем знаний и навыков (хотя и не на "абсолютный нуль"), а последние - на человека, владеющего языком почти в совершенстве. К тому же в REWARD InterN@tive, по утверждению представителей фирмы "Новый Диск", есть все компоненты обучения языку. Среди упражнений - проработка текстов, аудирование, письменные задания на слова и грамматику, шлифовка произношения. Курс оснащен четырьмя методами построения "графиков произношения" и технологией распознавания речи ViaVoice.

 Стоит отметить, что в большинстве своем обучающие языку программы, появившиеся ранее, не претендуют на полноту. Чаще всего это не учебники, а учебные пособия, помогающие на какой-то одной стадии занятий. Например, "Курс Игнатовой" представляет собой то, что преподаватели называют словом textbook. "Профессор Хиггинс" -прежде всего фонетический тренажер. "Английский для всех" (фирмы "ГуруСофт") и вышедший недавно диск "Грамматика английского языка" (NMG) - сборники интерактивных упражнений "письменного" характера. Компакт-диск "Учим английский" фирмы "Акелла" - всего лишь тренажер для запоминания слов.

 Более или менее комплексным подходом к обучению отличаются "Курс Графовой", "Английский в три приема и "Путь к совершенству". Но все-таки это, скорее, мультимедиа-аналоги интенсивных курсов, чем полноценные учебники. В них сильно "облегчена" грамматика, а основное внимание уделяется разговорной речи. У REWARD InterN@tive остается, таким образом, только один настоящий конкурент - программа English Express фирмы ILT Ltd, занимающая 18 дисков CD-ROM. Однако цена этого мультимедиа-учебника выглядит еще внушительнее, чем его объем.

Компьютерная трактовка REWARD одобрена автором курса, президентом Всемирной ассоциации учителей английского языка как иностранного (IATEFL) Саймоном Гриноллом. "Никто не знает точно, как мы учим язык, - отмечает Саймон, - но есть проверенная схема обучения, которая реализуется в REWARD. В новом мультимедиа-издании возможности компьютера сочетаются с работой живого преподавателя, которого машина никогда не сможет заменить". Количество компьютерных программ, обучающих "языку международного общения", в последние годы заметно возросло. Во всем мире их, вероятно, уже не менее сотни. Примерно пятьдесят наименований можно встретить в свободной продаже - на различных компьютерных и книжных выставках. Около трех десятков разработок можно найти в российских магазинах…

 Скоро  фирма "Новый Диск" обещает новинку - компьютерную версию оксфордского курса REWARD для русскоязычного пользователя. Это будет один из самых полных и объемных на нашем рынке компьютерных курсов английского: он включает четыре уровня, рассчитанных на 150 часов занятий каждый. В него включено не менее 11 часов аудиоматериала, более 5 часов видео и, что особенно важно, множество упражнений - около 5 тысяч. С помощью упражнений отрабатываются такие речевые навыки, которые ни один компьютерный учебник раньше никак не затрагивал. Курс "вооружен" технологией распознавания речи фирмы IBM. В более подробном представлении учебник едва ли нуждается: нашим педагогам хорошо известны достоинства и недостатки REWARD.

 У нового издания есть интересная особенность: пользователям будет доступна система дистанционного обучения через Интернет. В компьютерный курс впервые включаются письменные упражнения творческого характера, проверить которые может только живой преподаватель. Возможно также общение в реальном времени, причем не только в текстовом, но и в голосовом режиме (в программе эта функция называется "Форум"). Кроме того, курсом предусмотрены сетевые игры и получение учениками последних новостей на английском языке. “Пользователи, не подключенные к компьютерной сети, конечно, не смогут вкусить всех этих радостей в полном объеме; однако для них проверка заданий будет организована по обычной почте. Все преподаватели, готовые включиться в эту работу, имеют международные сертификаты.

 Как будет выполняться этот проект в условиях украинского телефонного "бездорожья"? Время покажет...

Ох, и надоели назойливые рекламы новомодных методик изучения иностранных языков, сулящие мгновенные блестящие результаты без элементарных усилий со стороны пользователя. Что ни говори, а самые респектабельные и уважаемые языковые школы и курсы все-таки предпочитают обращаться к проверенным временем печатным пособиям, составленным ведущими специалистами и опубликованным признанными лидерами - британскими издательствами Oxford University Press, Cambridge University Press, Longman, Macmillan Heinemann.

Страницы: 1, 2, 3, 4