бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методическая разработка рабочей программы дисциплины "Психологическое здоровье в старшем подростковом возрасте" бесплатно рефераты

Клинические подходы в изучении депрессии

В истории медицины мнения о наличии депрессии у детей часто расходились. Первым исследования по депрессии обобщил Х. Эммингхаус в 1887г. В своем сводном труде по детской психиатрии он отметил клинические особенности депрессивных проявлений, подчеркнул возможность возникновения депрессии под действием психогенных факторов. Германский педопсихиатр Х. Штутте проанализировал результаты исследований и пришел к выводу, что психогенные депрессии у подростков кратковременны и зависят не только от внешних факторов, но и от темперамента ребенка. Нисен отмечает характерные проявления депрессии: недостаточная контактность, тревога, заторможенность, агрессивность, расстройства сна. Многие ученые указывали на скрытый характер депрессии.

В 1971 году в Англии вышел сборник, целиком посвященный вопросам подростковой психиатрии. Исследователи пришли к выводу, что депрессии можно разделить на 3 категории: 1) маскированные депрессивные реакции; 2) острые депрессивные реакции; 3) хронические реакции детства.

Динамика невротической депрессии по Антропову Ю.Ф.

Антропов выделил начальный (первый) и последующий (второй) этапы. При благоприятном развитии заболевания депрессия ограничивается начальным этапом. При неблагоприятном течении депрессия развивается по трем направлениям: а) нарастание соматических расстройств и зарождение психосоматических заболеваний; б) эндогенизация, т.е. нарастание внутренних психических проблем; в) формирование патохарактерологических изменений личности.

Депрессивный ребенок в школе

Часто депрессивные состояния вызывают конфликты с учителями и детьми, грубые нарушения дисциплины. Возможен отказ от посещения школы. При вмешательстве администрации школы депрессия только возрастает. Ребенок может потерять интерес даже к внешкольным занятиям и к играм. Депрессия связана с трудностями в установлении дружеских отношений. Интересные данные получил исследователь Гудйер в 1990 году: дети, испытывающие недостаток социальных достижений, обычно не склонны к развитию депрессии.

Подростковый возраст – такой период в жизни человека, во время которого идет превращение ребенка во взрослого человека. За этот короткий промежуток времени происходят глобальные физиологические и психические изменения. Человек становится способным выполнять социально-профессиональные функции и функции образования семьи.

Многие авторы – Выготский, Божович, Эльконин, Эриксон, Кле – переход от детства к юности характеризуют понятием «кризис». Как вы понимаете, что такое кризис?

Возрастной кризис – условное понятие, которое означает этап возрастного развития между стабильными периодами. В российскую психологию термин «кризис» впервые ввел Выготский Л.С. и определил его как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. Какие возрастные кризисы вы уже знаете? Возрастной кризис обусловлен возникновением основных психических новообразований. Выготский выделил 6 кризисов: кризис новорожденности, одного года жизни, трех лет, семи лет, подростковый и юношеский кризис. Отдельные авторы признают наличие кризисов у взрослых людей, например 40 лет. А некоторые психологи считают, что у подростков нет кризиса. Например, М.Мид в 1980х гг. исследовала взросление детей на остовах Самоа, Адмиралтейства и Новой Гвинеи. Она нашла, что переходный возраст в этом обществе не сопровождается кризисом или драмой. Подростки Океании не знают жестких сексуальных табу, для них нет проблемы индивидуального самоопределения – профессионального, социального или морального. Поэтому переходный период не знает здесь внутренней напряженности, характерной для европейской и американской культуры.

Современность принесла новые требования к социальной зрелости. Границы ее постоянно снижаются. Усложнение общественно-трудовой деятельности повлекло за собой увеличение сроков обучения. Новые поколения молодежи начинают трудовую жизнь гораздо позднее, чем их ровесники в прошлом. Социальная зрелость человека определяется социальными условиями, традициями общества, социальной ролью, которую он выполняет в обществе. И, конечно, условия, способствующие или препятствующие депрессии, зависят от эпохи, в которой живет человек. Чем характеризуется подростковый возраст? Повышенная эмоциональность, легкая возбудимость, изменчивость настроения, сочетание полярных качеств, повышенная тревожность, агрессивность – все эти проявления эмоционального развития могут вызвать депрессию как реакцию на невозможность реализовать себя. Также депрессия может быть вызвана неумением устанавливать эмоциональные контакты с окружающими, непониманием отношений с людьми, неспособностью адаптироваться к сложной и быстро меняющейся ситуации. Какие еще причины могут быть? Депрессивность родителей, особенности детско-родительских отношений, состояние здоровья, академическая успеваемость, физиология и т.д.

Методы изучения депрессивности

Для изучения подростковой депрессивности есть опросник Хаймана-Подольского «Депрископ», состоящий из 31 утверждения; опросник CDI Марии Ковач, высказывания группированы; «Лист жизненных событий» с 42 утверждениями; опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»; опросник «Оценка состояния здоровья подростков». При оценке депрессивности можно использовать такие методы, как шкала депрессии, анализ школьной успеваемости, самооценки, уровня тревожности, изучение личностных особенностей, дневники.

Для выявления депрессии у взрослых можно использовать такие методы, как шкала депрессии, изучение личностных особенностей (например, с помощью 16-факторного опросника Кеттелла), исследование самочувствия, болезней, дневников.

Как показали исследования, депрессию можно зарегистрировать, если есть устойчивые сдвиги в состоянии организма. Поэтому не стоит «запускать» свое психическое здоровье и ждать, когда помощь может оказаться неэффективной или сложно применимой. Необходимо следить за собой во всех смыслах – психическом в первую очередь.

Методическая разработка практического занятия на тему: «Будем здоровы!»


Для поддержания психологически здорового климата в коллективе необходимым условием является эффективное общение и благоприятные межличностные отношения. Для создания таких отношений следует проводить различные мероприятия, например, тренинги сплочения.

Этап

Упражнение

Цель

Материалы

Время, мин

Знакомство

Привет

Установка эмоционального контакта с участниками


2-3

Разминка

Коленки

Развитие навыков внимания и группового взаимодействия, сплочение, раскрепощение


7-8

Работа над темой

Перекинь мячик

Сплочение, обучение взаимодействию

2 теннисных мяча

9-10

Разминка

Сквозь кольцо

Обучение координации совместных действий, ассертивности сплочение

Обруч

6-7

Работа над темой

Ночной сторож

Тренировка наблюдательности, уверенности, сплочение

Предмет охраны - юла

10-15

Разминка

Назови число

Обучение координации совместных действий


12-13

Завершение работы

Подарок

Снятие напряжения, подведение итогов


3-4

Упражнения:

Привет – Участники по кругу называют свое имя, настроение. Устанавливаются правила группы.

Коленки – Сидя в кругу, участники кладут руки на колени соседей так, чтобы правая рука лежала на левом колене соседа справа, а левая рука – на правом колене соседа слева. Считаем по порядку, хлопая по колену. После 2-3 пробных кругов задание усложняется: не произносим числа, заканчивающиеся на 6 или кратные шести, а дважды хлопаем по колену. Кто ошибется – убирает руку.

Перекинь мячик – Участники стоят в тесном кругу, нужно как можно быстрее перекинуть мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Повторяется 3-4 раза, с каждым разом ускоряется темп. Затем требуется придумать и продемонстрировать способ перекинуть мяч за одну секунду так, чтобы он побывал в руках у каждого. Решение: все участники ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят руки в стороны. Мяч, падая вниз, передается из рук в руки и e.m. успевает побывать у каждого участника.

Сквозь кольцо – участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается в руки обруч. Задача – не расцепляясь, просочиться сквозь кольцо так, чтобы оно оказалось на другом конце шеренги. Повторяется 2-3 раза. Затем можно шеренгу сделать кольцом.

Ночной сторож – Водящий играет роль ночного сторожа. Он изображает спящего – поворачивается спиной к другим и не смотрит на них. За ним лежит предмет охраны. Остальные стоят на расстоянии пяти метров от сторожа, по команде начинают двигаться. Один из них играет роль воришки, его задача – незаметно для сторожа стащить предмет, а потом коснуться им каждого из участников. Сторож раз в 6 секунд просыпается, поворачивается в сторону участников и наблюдает за ними – не более 5 секунд. Когда поворачивается сторож, все замирают в тех позах, в которых их застал сторож. Когда сторож снова засыпает и отворачивается, участники снова могут двигаться. Задача сторожа – понять, кто вор до того, как вор коснется всех участников. На это дается 3 попытки. Участники помогают воришке маскироваться.

Назови число – водящий называет любое число от 1 до равного кол-ву участников в группе. Одновременно встают столько человек, какое число названо. Если это удалось, водящим становится следующий участник.

Подарок – Участники по кругу называют свое настроение, эмоции, в чем были сложности и что они хотели бы подарить группе.


Методическая разработка формы контроля усвоения темы «Психологическое здоровье в старшем подростковом возрасте»


Оценка уровня усвоения знаний – в форме тестирования, которое проводится с целью выявления готовности студента к сдаче зачета.

К зачету допускаются студенты, правильно ответившие на 80% заданий.

Тест по дисциплине «Психологическое здоровье в старшем подростковом возрасте» для специальности 031000 Педагогика и психология.

Выберите правильный вариант ответа. В некоторых вопросах вариантов может быть несколько.

1. Целостность и согласованность всех психических функций организма, адекватность личностных проявлений окружающей среде называется:

1)                психическое здоровье

2)                индивидуальное психологическое здоровье

3)                общественное психологическое здоровье

4)                сознание

2. Система мероприятий по предотвращению неблагополучия в психическом развитии ребенка, в развитии его личности:

1)     психокоррекция

2)     психопрофилактика

3)     безопасность психического здоровья

4)     психодиагностика

3. Кто автор утверждения: «Здоровье индивида зависит от структуры данного общества. Здоровое общество развивает способность человека любить людей. Нездоровое общество лишает человека чувства собственного Я»?

1)     К. Хорни

2)     Э.Берн

3)     Р. Мэй

4)     Э.Фромм

4. Нарушение способности индивида приспосабливаться как личность к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами:

1)    социальная фасилитация

2)    социальная депривация

3)    социальная дезадаптация

4)    посттравматический стресс

5. Автор, рассматривающий психологическое здоровье в рамках экзистенциального подхода:

1)     Р. Мэй

2)     З.Фрейд

3)     Э.Эриксон

4)     А. Маслоу

6. Виды психологического здоровья согласно Дмитриевой Т.Б.:

1)     Социальное и биологическое

2)     Нравственное, духовное, соматическое

3)     Умственное, душевное, физиологическое

4)     Индивидуальное и общественное

7. К критериям оценки уровня психологического здоровья не относится:

1)                Принятие ответственности за свою жизнь

2)                Самопонимание и самопринятие

3)                Понимание своих недостатков и подключение компенсаторных возможностей

4)                Способность к пониманию и принятию других

8. Человек как носитель определенных свойств, качеств, приобретенных им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения:

1)                Индивид

2)                Личность

3)                Член общества

4)                Персонификатор

9. Способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не ущемляя при этом прав других:

1)                Агрессивность

2)                Ассертивность

3)                Упрямство

4)                Застенчивость

10. Процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений:

1)                Идентичность

2)                Чтение

3)                Восприятие

4)                Социализация

11. Относительно устойчивое структурное образование, ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения:

1)                Самоактуализация

2)                Самосознание

3)                Самооценка

4)                Самовосприятие

12. Психолог, автор мотивационно-потребностной теории личности:

1)                А.Н. Леонтьев

2)                А. Маслоу

3)                Д.А. Леонтьев

4)                К. Юнг

13. К защитным механизмам психики не относятся:

1)                Реактивное образование, регрессия

Страницы: 1, 2, 3, 4