бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Место внеклассной работы по биологии в учебном процессе бесплатно рефераты

Индивидуальные внеклассные занятия учитель проводит с учащимися в процессе кружковой работы, на этапах подготовки творческих работ к олимпиаде, при подготовке биологических вечеров и конференций. Учитель не только сам консультирует учащихся, но и организует контакты с научными учреждениями, высшими учебными заведениями и учеными, которые могли бы помочь учащимся провести исследование и подготовить его к защите. Педагог помогает в подборе нужной литературы по темам исследований.

Опытные учителя биологи, как правило, выясняют биологические интересы школьников, постоянно держат их в поле зрения, ставят задачу - развить их интересы в том или ином направлении, подбирают для осуществления этой задачи соответствующие индивидуальные задания, усложняют и расширяют их содержание.

К наиболее распространенным видам индивидуальной внеклассной работы относятся опыты и наблюдения над растениями и животными в природе, на учебно-опытном участке, уголке живой природы, теплице, изготовление искусственных гнездовий для птиц и наблюдения за их заселением, шефство над сельскохозяйственными животными, самонаблюдения, изготовление наглядных пособий, подготовка докладов, рефератов и пр.

К индивидуальным внеклассным занятиям относится чтение дополнительной литературы по биологии. Этот вид занятий учащихся повышает их интерес к предмету, воспитывает стремление к постоянному общению с книгой. Книгой руководствуются школьники при оформлении при ознакомлении с растением или животным, во время экспериментальной работы. Книги используются при подготовке к сообщениям в кружке, к докладам на биологических вечерах и конференциях. Это единство учебной деятельности и чтение специальной литературы учитель постоянно учитывает.

Чтобы заинтересовать учащихся книгами биологического содержания, учитель подготавливает рекомендательный список литературы или зачитывает на уроке от рывки из книг, демонстрирует иллюстрации, дает краткие аннотации книг и журналов. В кабинете или библиотеке школы устраивают выставки книг, учащиеся делятся своим мнением о прочитанном.

Особым видом внеклассных занятий являются факультативы. Небольщие группы учащихся (15 – 17 человек) работают по программам Министерства образования Российской Федерации или по авторским программам учителя. Факультативные занятия проводятся в дополнение к школьным предметам и строятся на добровольных началах с учетом интересов учащихся.

Цель факультативных занятий – дать учащимся более глубокие знания по отдельным темам биологической науки, значительно превышающие объем школьной программы. Факультативы оказывают большое влияние на профессиональную ориентацию учащихся, поскольку они собираются работать или продолжать образование в специальных учебных заведениях биологического профиля (медицинских, педагогических, биологических, сельскохозяйственных, ветеринарных, фармацевтических, лесотехнических и пр.).

Факультативные занятия часто организуют на базе высших учебных заведений. Ученые, научные сотрудники рассказывают ученикам о научных открытиях в своей области, о современном состоянии науки. Материальная база учреждений науки позволяет на практике изучать научные вопросы биологии.

Массовая внеклассная работа организуется по инициативе учителя биологии, кружковцев и проводится при активном содействии администрации и актива школы, учителей-предметников. Ее виды весьма разнообразны.

Примерами общественно полезных массовых мероприятий (кампаний) является «Дом птиц», «Неделя леса», «День биологического разнообразия», «Земля – наш дом» и др. Их проведению обычно предшествует большая подготовительная работа, иногда в течение всего учебного года. В этой работе видная роль принадлежит кружку юннатов. Например, при подготовке к «Неделе леса» члены кружка собирают летом и осенью семена местных растений для зимней подкормки птиц, закладывают питомник деревьев и кустарников для последующей их посадки в пригороде, ведут наблюдения за развитием растений. При подготовке «Дня птиц» кружковцы на экскурсиях знакомятся с жизнью птиц, их значением в борьбе с вредителями растений, делают птичьи домики – синичники и скворечники. Кампании обычно заканчиваются праздником для учащихся.

Для осуществления эпизодической групповой работы учитель подбирает группу интересующихся биологией учащихся, поручает им подыскать необходимый материал, выпустить стенгазету, подготовить доклады, художественную самодеятельность и т.д. Обычно после завершения того или иного массового мероприятия эпизодическая группа распадается, а затем по истечении какого-то срока в связи с подготовкой и проведением другого массового мероприятия создается вновь. Причем состав ее значительно изменяется: одни учащиеся не получили должного удовлетворения в работе и выбыли, другие, ранее не принимавшие активного участия, решили включиться в него и пр.

От учителя организация массовой работы требует значительного напряжения и умения увлечь большой коллектив (иногда коллектив всей школы), сориентировать на длительную и разнообразную натуралистическую или экологическую деятельность. Такие кампании имеют большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. При этом воспитывается ценностное отношение к окружающей природе, стремление познать природу, охранять живые организмы.

Большое значение для развития интереса к биологии и ориентации учащихся на дальнейшее биологическое образование имеют олимпиады, часы занимательной биологии, КВН, биологические вечера и др. В практике обучения биологии накоплен большой опыт их проведения, есть специальные разработки, которыми может воспользоваться учитель. Творчески работающие учителя сами изобретают новые виды массовой работы.

Школьные биологические олимпиады проводятся ежегодно в несколько туров. За неделю до назначенного срока вывешивают объявление о порядке ее проведения, список используемой литературы и требования к письменным работам, которые представляют на олимпиаду.

Первый тур проводят в классе. На доске записывают вопросы, на которые должны ответить учащиеся письменно за определенный отрезок времени. Каждую работу оценивают в баллах и выявляют участников следующего тура и лучший класс (по сумме баллов участников). Для проведения второго тура готовят натуральные объекты, их размещают по специальным «станциям» (ботаника, зоология и др.), а учащиеся, посещая их одну за другой, выполняют предлагаемые задания. На основе этого тура выявляют лучших знатоков природы. Победители тура готовят индивидуальные исследовательские задания и могут стать участниками районной, затем городской (областной) олимпиады, предварительно защитив свою исследовательскую работу на научной конференции.

Среди массовых внеклассных занятий можно назвать демонстрацию кинофильмов по биологии, встречи с учеными-биологами, писателями-натуралистами, проведение научных конференций и др.

Выставки работ учащихся имеют значение для развития интереса к биологии вообще и к внеклассной работе, в частности. Их организацию лучше приурочить к проведению массового биологического мероприятия или к итоговому заседанию кружка, олимпиаде и даже к родительскому собранию.

На выставке могут быть представлены гербарии, коллекции, дневники наблюдений, отчеты о проведении наблюдений и о результатах опытов и др. Выставку можно расположить в кабинете биологии или специально отведенном месте в школе. Для ознакомления с работами при массовом посещении выставки целесообразно выделить экскурсоводов из числа кружковцев и подготовить Книгу отзывов.

[Верзилин, Корсунская, 1976; Захлебный, Суравегина, 1984; Зверев, Мягкова, 1985; Никишов, 1980; Пономарева, 2003; Чередов, 1987; Хрипкова, Манке, 1981; Хрипкова, Колесов, 1988]



3 Методика организации массового внеклассного мероприятия «Неделя здорового образа жизни» в школе


3.1 Планирование, проведение «Недели здорового образа жизни» в школе


Из множества понятий здоровья наибольшее распространение получило определение, данное ВОЗ: «Здоровье – полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Однако эта концепция, просуществовавшая более 50 лет, в настоящее время требует коррекции. В 1994 г. Было предложено новое определение: «Здоровье – это способность жизни сохранять и развивать себя и среду своего обитания».

Функциональное состояние и резервные возможности основных физиологических систем организма как элементы здоровья определяют его способность активно адаптироваться к условиям окружающей среды.

В определенных неблагоприятных, стрессовых ситуациях психические нагрузки могут превысить стойкость резервных адаптационных возможностей, прежде всего нервной системы, и привести к срыву. Кроме того, здоровье человека во многом зависит от природно-климатических условий.

Здоровые люди могут потерять физическое, психическое и социальное благополучие и в том случае, если они будут постоянно проживать в экологически неблагоприятных регионах, в зонах экологического бедствия, возникающих в результате нерациональной хозяйственной деятельности.

Каждый из нас в ответе за свое здоровье и благополучие. Достижение благополучия – это непрерывный процесс, который подразумевает определенную жизненную позицию и поведение. Благополучие способствует более полной организации наших потенциальных возможностей. Духовное и физическое начало в человеке неразрывно связаны и взаимосвязаны, и каждый из нас отвечает за то, чтобы быть здоровым и телом и душой.

Именно психическое здоровье в значительной степени определяет наше благополучие, поскольку:

влияет на взаимоотношения с другими людьми;

определяет в значительной степени нашу работоспособность;

дает ощущение полноты жизни;

прямо воздействует на функции организма и таким образом на физические аспекты нашего здоровья;

способствует адаптации в разных жизненных условиях (люди, не умеющие приспособиться к жизни, не могут эффективно бороться со стрессом и в большей степени склонны к алкоголизму и наркомании);

психически здоровому человеку присуще чувство самоуважения, что совершенно необходимо для мотивации здорового поведения.

Большая роль в здоровом образе жизни человека отводится питанию. Важно сколько мы едим, когда едим и в каких сочетания съедаем те или иные продукты. Пища обеспечивает наш организм всеми существенными питательными веществами, которые требуются ему для выработки энергии, образования тканей и поддержания их жизнедеятельности. Из шести основных типов питательных веществ три группы соединений (углеводы, жиры и белки) обеспечивают организм энергией, тогда как другие три группы (витамины, минеральные вещества и вода) калорий не содержат, но не менее важны для жизнедеятельности человека.

Для того, чтобы диета была здоровой, в первую очередь необходимо получить адекватное количество питательных веществ, потребляя разнообразные пищевые продукты. Спланировать меню на каждый день помогают «четыре группы пищевых продуктов». Они включают: молоко и молочные продукты, мясо и его заменители, фрукты и овощи, а также зерновые продукты. Пища должна быть сбалансированной и не слишком калорийной.

Немаловажное значение имеют физические упражнения и занятия спортом. Большинство людей занимаются физическими упражнениями для того, чтобы улучшить свою форму, повысить уровень тренированности. Быть в форме – это быть способным бодро, энергично и без чрезмерной усталости выполнять повседневные задачи, сохранять достаточно энергии для активного отдыха и успешно преодолевать неожиданные жизненные трудности.

Помимо способности справляться с повседневной рутиной и высокой производительности труда, хорошая физическая форма предполагает также эффективную работу сердца, легких, кровеносных сосудов и мышц.

Нашему благополучному существованию угрожают многочисленные болезни. Многих болезней можно избежать при соблюдении правил личной гигиены, правильного питания, труда и отдыха, исключить случайные половые связи.

Здоровье представляет целостное многомерное динамическое состояние организма, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств – саморегуляции и адаптивности. Следовательно, степень развития у человека способностей к адаптации определяет уровень его стабильности, в конечном итоге - здоровье.

В рамках «Недели биологии» могут быть проведены мероприятия по здоровому образу жизни. «Неделя биологии» проводится в соответствии с планом учебно-воспитательной работы на четверть. В его организации задействованы ученики всех классов. Ответственным за проведение «Недели биологии» назначается преподаватель биологии. С классными руководителями обговариваются задания каждого класса при проведении мероприятий. Подготовку к мероприятию необходимо начать заранее.

[Байер, Шейнберг, 1997; Булич, Муравов, 2003; Кожин, Кучма, Сивочалова 1998; Чередов, 1987; Хрипкова, Колесов 1988]


3.2 Содержание мероприятий «Недели здорового образа жизни» в школе


План проведения:

Понедельник - Открытие недели биологии. Выставка «Выбери здоровую жизнь»,

Вторник – Анкетирование учащихся. Физкультурно-оздоровительный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья!» (4 -11 кл.).

Среда – Единый классный час по здоровому образу жизни («Здоровый образ жизни», «Вредные привычки»…) для 1 -11 кл.

Четверг - Конкурс плакатов (5 – 11 кл.) и рисунков (1-4кл.) «Мы за здоровый образ жизни»

Пятница - Праздник «Кисломолочные продукты и здоровье» (9 – 11 кл.)

Суббота –Сказка «Заклятое огниво» (3 – 8 кл.)

Следующий понедельник – Закрытие недели биологии. Подведение итогов. Награждение победителей.

Классный час « Здоровый образ жизни»

Цель: сформировать у учащихся представление о здоровом образе жизни, воспитать у учащихся интерес к данной проблеме, а также ознакомить с последствиями пагубного образа жизни и попытаться направить учащихся на путь здорового образа жизни.

Задачи: ознакомить учащихся с историей табака, алкоголя и наркотиков, путем постановки проблемного вопроса « Какой вред наносят алкоголь, курение и наркотики?» раскрыть силу их влияния на организм человека, ознакомить учащихся с необходимыми условиями сохранения и укрепления здоровья.

Оформление классного часа:

Эпиграф: Здоровье – это не только отсутствие болезней и повреждений, но также состояние полного телесного, душевного, и социального благополучия.

Газеты по теме классного часа, выполненные учащимися ( «Родословная табака» и др.)

Ход мероприятия:

Звучат песни на тему здорового образа жизни ( В.Высоцкий «Если Вы в своей квартире, лягте на пол три-четыре, выполняйте правильно движения…» и др.).

Ведущий. Здоровый образ жизни укрепляет здоровье, предупреждает болезни. В него входят:

1.Режим дня. Он предполагае различные нагрузки (сон, отдых, труд). Каждый ли из Вас соблюдает режим дня? Какой у Вас режим дня?

2. Рациональное питание. Оно должно быть сбалансированням по качеству, режиму, витаминному составу и минеральным веществам.

3. Двигательная активность. Как Вы это понимаете?

4. Творческая активность. Что это такое?

5. Самооздоровление. Каким образом может происходить самооздоровление?

6. Исключение вредных привычек. Какие вредные привычки Вы знаете?

Выступают учащиеся с сообщениями:

О вреде курения на организм человека.

О вреде алкоголя на организм человека.

О вреде наркотиков на организм человека.

Сообщение о истории табака, алкоголя и наркотиков.

Ведущий. Как Вы думаете, какие еще факторы влияют на здоровье человека?

Да, во-первых, это пагубные вредные привычки. Самый опасный возраст 12 – 13 лет. В этом возрасте, когда подростки стремятся быстрее повзрослеть, во всем начинают подражать взрослым. Хотя пробовать алкоголь и наркотики дети начинают раньше.

1-й участник. Пиво наряду с виноградным вином, относится к наиболее древним напиткам. И – интересный факт! – в средние века оно даже входило в арсенал народных средств для профилактики и лечения легочных и кожных заболеваний. Причем применялось как для взрослых, так и для детей. А знаменитый Р.Кох доказал, что холерные вибрионы погибают после обработки пивом. Но современное пиво по своему составу существенно отличается от того, что что пили в древнем мире и в средние века. В напитке, которым так увлекается современная молодежь, были обнаружены, в частности, как биогенные амины и фитоэстрогены.

Концентрация первых в пиве, правда, невелика, но и такого количества достаточно, чтобы вызвать головную боль, спровоцировать повышение давления и поражение почек. А фитоэстрогены – это растительные аналоги женских половых гормонов. Они оказывают отчетливое гормональное воздействие на организм подростка, меняет его статус. В результате весьма вероятна , феминизация юношей и мужеподобность у девушек. Что касается слабоалкогольных коктейлей, то в России пока не проводились исследования, как они воздействуют на подростковый организм. Зато на Западе уже есть данные, что их употребление влияет на психоэмоциональное развитие. И является провокацией для развития алкогольной и наркотической зависимости.

2-й участник. Любые психоактивные вещества (к которым правомерно отнести и никотин, и алкоголь) пагубно воздействуют на головной мозг. Дети, которые начали употреблять ПАВ, не могут высидеть 45 минут урока. У них снижается успеваемость, появляется раздражительность. Ребенок быстро утомляется, слабо запоминает и усваивает школьный материал.

В молодежной среде бытует мнение, что, например, курение травы – это не опасно. Но любое наркотическое вещество может спровоцировать психические заболевания. Все зависит от особенностей организма.

Страницы: 1, 2, 3, 4