бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

М.В. Ломоносов и русская педагогика бесплатно рефераты

М.В. Ломоносов и русская педагогика

Содержание

Краткие биографические сведения………………………………………

3

Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова……………….

6

Принципы демократизма, гуманизма и народности……………………

11

Особенности методики……………………………………………………

18

Заключение………………………………………………………………..

23

Использованная литература………………………………………………

24


Краткие биографические сведения

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском (рядом с Денисовкой) Холмогорского уезда Архангельской губернии в ноябре 1711г. Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич был крестьянином-рыбаком, мать — Елена Ивановна Сивкова — дочь дьякона из та­мошних мест.

          Крестьяне, жившие на севере, не знали крепостной зависимости. Они считались подданными не помещиков, а государства. И это накладывало заметный отпечаток на весь край. Здесь жилось вольнее, богаче. Поморы отличались смелостью, любознательностью, предприимчивостью. Они занимались морским промыслом, торговлей. На высоком уровне у них были ремесла, прикладное искусство. Такая обстановка в известной степени способствовала развитию ценных задатков в характере мальчика.

          Грамоте Ломоносов обучился поздно – к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова. Сохранились любопытные сведения о том, что Ломоносов очень скоро превзошел в искусстве чтения не только сверстников, но и своего наставника дьяка. Он читал, как сообщается в академической биографии 1784г., «внятно… с особливой приятностью и ломкостью голоса».

Но круг чтения ограничивался на первых порах церковными книгами – псалтырью и часословом. И только после настойчивых поисков Ломоносову удалось достать учебные книги – «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Позже Ломоносов называл эти книги «вратами своей учености».

Ломоносов понимал, что для приобретения больших знаний необходимо выучить латинский, греческий и другие иностранные языки. Овладеть же этими языками можно было только в крупных городах. И вот зимою 1730г. Ломоносов отправился в Москву с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою «любезных» своих книг – грамматикой и арифметикой, составлявших тогда всю его библиотеку.

В Москве сначала Ломоносов подался в Цифирную школу, но то, что изучалось там, юноша уже знал и поэтому стал добиваться зачисления в Славяно-греко-латинскую академию (иначе Спасские школы) – лучшее в то время учебное заведение страны. Однако сделать это было не так просто. Славяно-греко-латинская академия была рассчитана на детей привилегированных сословий: дворян и духовенства. Крестьянских детей туда не принимали. Ломоносов решил пойти на хитрость: он назвал себя сыном холмогорского дворянина и, успешно выдержав вступительные экзамены, был зачислен в младший класс академии. Начались долгожданные дни учения.

В первых четырех классах академии изучали грамматику, в двух средних – риторику[1], в последних двух – философию и богословие. В академии Ломоносов за пять лет постиг то, что иным не удавалось и за восемь.

Не довольствуясь поурочными заданиями, Ломоносов самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов, знакомится в монастырской библиотеке с книгами по философии, физике, математике. К концу обучения в академии он становится человеком замечательной учености. В особенности значительными были его познания в области истории, поэтики, риторики. По словам Радищева, Ломоносов «пожирал красоты древних витий и стихотворцев; с ними научался он чувствовать изящности природы; с ними научался познавать все уловки искусства».

Когда из Сената приходит распоряжение послать в Петербургскую Академию наук двенадцать самых лучших, «в науках достойных учеников», то в числе отобранных оказался и Ломоносов.

1 января 1736г. вместе с другими одиннадцатью учениками Спасских школ  Ломоносов прибыл в Петербург. Начался новый очень важный этап в его жизни. Именно здесь окончательно определились его научные интересы и склонности.

В сентябре 1736г. Ломоносова как лучшего студента  Академии вместе с двумя студентами направляют в Марбург (Германия) для изучения химии и горнорудного дела.

В июне 1741г. Ломоносов, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Академии наук. Он проработал в ней свыше 20 лет, доказав, что «гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба». Лишь в 1745г. после энергичных обращений к Елизавете Петровне Ломоносов был, наконец определен в звании профессора химии.

Умер М.В. Ломоносов 15 апреля 1765г. на 54-м году жизни.


 Этапы педагогической деятельности

М.В. Ломоносова.

Первый этап (1742-1745). Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке.

Второй этап (1745-1749). Методическая работа. Семинаристов – в университет! Работа над новым уставом.

Третий этап (1750-1755). Программа организации просвещения в России. Московский университет (1755) и гимназия. Служение университета на пользу и славу отечеству: развитие науки, популяризация научных знаний, решение педагогических задач.

Четвертый этап (1756-1765). Завершение работ над программой развития среднего и высшего образования в России.


          Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них. Он также выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. Одна из важнейших заслуг Ломоносова – основание Московского университета, где высшее образование получали не только дворяне, но и представители низших сословий.

          В век преклонения французской моде, Ломоносов ввел преподавание на родном языке. (Позже господин Фонвизин напишет портрет русского «грамотея» Митрофанушки Простакова, как пример невежества и тунеядства). Ломоносов опубликовал в 1757 году «Российскую грамматику», которая стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, правила которого  до сегодняшних дней остаются неизменными.

          В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов.

            Первый этап (1742—1745) непосредственно связан с преподава-тельской работой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью.

            Ломоносов разработал программу публичных лек­ций, которые должен был читать с 1 сентября 1742 года. Но доныне в империи не существовало учебников на русском языке. Это заставило его немедленно заняться разработкой учебных пособий по различным предметам. В 1742 году Ломоносовым уже было написано руководство «Первые основания горной науки, или Горная книжица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное»; в 1745 году для студентов перевел с латинского учебник по физике.


  Второй этап (1745—1749) связан в основном с методической работой ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность профессора).  Одно­временно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции на русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 г. о печа­тании перевода «Экспериментальной физики» Ломоносову предписы­валось прочесть цикл лекций по физике с использованием необходи­мых физических приборов. Первая лекция ученого прошла, по отзы­вам современников, в торжественной обстановке 20 июня 1746 г. На ней присутствовали «сверх многочисленного собрания воинских и гра­жданских разных чинов слушателей и сам господин президент акаде­мии с некоторыми придворными кавалерами и другими знатными пер­сонами». Значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до Ломоносова все лекции читались на латинском языке.

Занятия с гимназистами и студентами убедили Ломоносова в необ­ходимости преобразования учебной части Академии наук.

28 апреля 1746 года он подготовил документ в академическое собра­ние «О привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии». В документе Ломоносов предложил ото­брать студентов из семинарий и обучать их академическим упражнени­ям. Этим, по его мнению, можно приобрести «для Академии наук зва­ние подлинного Петербургского университета».

Ломоносов считал также, что  гимназия должна вмещать в себя как можно больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные. Члены Академического собрания отвергли инициативу Ломоно­сова об отборе способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о широком распространении научных знаний на русском языке.

Некогда данное предложение было опробовано Ломоносовым на практике. Так, еще в 1732 и 1735 годах ученики семинарий отбирались для учебы в академии. Из них вышли такие ученые, как С. П. Крашенинников, сам М. В. Ломоносов, академик-астроном Н. И. Попов, соз­датель русского фарфора Д. И. Виноградов, гравер А. Поляков, пере­водчики В. И. Лебедев, И. И. Голубцов, А. А. Барсов.

В 1748 году Синод разрешил выбрать для университета по десять человек из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгород­ской и Александро-Невской семинарий.

Уже в этот период Ломоносов считал, что необходимо составить новый регламент (устав) Академического университета. По поруче­нию канцелярии от 13 июня 1748 года разработкой устава занимался ака­демик Г.-Ф. Миллер. Ломоносов вспоминал позже: «В Университете неотменно должно быть место трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляю синодальным учили­щам), в которых бы производились в магистры, лиценциаты и доктора. А ректору при нем не быть особливому, но все то знать эфору или надзирателю, что во внесенном в Историческое собрание регламенте на ректора положено, ибо ректор в университете бывает главный коман­дир, а здесь он только будет иметь одно имя. Не худо, чтобы Универси­тет и Академия имели по примеру иностранных какие-нибудь вольно­сти, а особливо, чтобы они освобождены были от полицейских долж­ностей».

Спустя почти полгода, 7 декабря 1748 года, Ломоносов  предложил всех студентов разделить на три класса: «... первого класса студенты ходят на все лекции, для того чтобы иметь понятие обо всех науках и чтобы всяк мог видеть, к какой кто науке больше способен и охоту имеет; второго класса студенты должны ходить на лекции только того класса, в котором их наука, третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной науке. Сим последним должно, по моему мнению, определить ранг армейского прапорщика, а производить их во временные переводчики... а из них в адъюнкты». Это говорит о том, что Ломоносов стремился поднять уровень преподавания в университете. Однако устав утвержден не был.


Третий этап педагогической деятельности Ломоносова (1750— 1755) совпал с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем образовании. Позднее они были названы исследо­вателями педагогического творчества ученого Ломоносовской про­граммой организации просвещения в России. В это время Ломоносов находился в расцвете творческих сил, много времени отдавал непосред­ственной подготовке молодых специалистов, выступил с идеей откры­тия Московского университета. В «доношении» в Сенат он обосновал свое предложение тем, что в Москве живет много дворян и разночин­цев; сравнительно меньше требуется денег для обучения, так как «де­шевые средства к содержанию» и довольно большое количество домашних учителей. Поэтому он заботился о том, чтобы учебные заве­дения, в том числе и университет, были открыты и для детей простого народа.

Московский университет был открыт в 1755 году. В нем функциониро­вало три факультета: философский, юридический, медицинский.

Обучение в университете велось преимущественно на русском языке; была создана значительная группа русских профессоров, боровшихся за передовую науку, национальное просвещение и демократическую педагогику. Весь первый состав студен­тов состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд.

Перед  университетом Ломоносов поставил несколько целей, объ­единенных идеей служения на «пользу и славу Отечества»:

1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамма-тики, права, медицины);

2)популяризация научных  знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты);

3) реше­ние педагогических задач (подготовка образованного молодого поко­ления через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях).

При открытии университета первой начала функционировать гим­назия, в состав которой записалось несколько сотен человек. Это во много раз превышало первоначальные планы. Особенно быстро заполнили места гимназисты, находившиеся на казенном содержании. Причиной такого успеха было наиболее целесообразное в тех условиях построение учебного плана гимназии, что явилось важной предпосыл­кой для открытия провинциальных гимназий в России в конце XVIII в.


Четвертый этап - педагогическая деятельность Ломоносова в 1756—1765 годах. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России.

Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности.

Принципы демократизма,

 гуманизма и народности.

 Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обуча­ющихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о создании мате­риальных условий для получения образования всеми сословиями.  Он подметил, что крестьянские дети отлича­ются практической сметкой, умом, трудолюбием: «... к наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний».

В «Проекте переустройства Академии наук» Ломоносов предлагал особо выделить тех, кому требуется «жалованье»: «Подражая, однако, похвальному примеру других университетов, где любознательные юноши питаются от щедрот государей, мы не можем не выделить некоего числа студентов, которые, получая содержание из академичес­ких средств, были бы заняты только слушанием профессорских лекций и научной работой. И хотя, ввиду обширности государства и малого числа университетов, следовало бы довести количество студентов, содержимых на казенный счет, до нескольких сотен, однако же, акаде­мическая казна не выдержит этого, а потому для начала достаточно будет, если установим число таких студентов в 40 человек». В гимна­зии, по его мнению, «число такого рода подростков должно быть, по крайней мере, вдвое больше, чем число студентов, т. е. будет 80 чело­век, воспитывающихся на академические средства. Будут, конечно, сверх того, как и ныне, такие, которых будут содержать сами родите­ли».

При составлении «Проекта регламента московских гимназий» была определена сумма содержания на каждого гимназиста — 15 рублей в год. Эти деньги предназначались для приобретения одежды, книг и письменных принадлежностей. Кроме того, учащиеся должны быть обеспечены пищей. Но эта статья расходов не входила в сумму содержания. Изменение рыночных цен затрудняло составление определенной сме­ты.

 На содержание студентов Ломоносов требовал 100 рублей на каждого в год. В 1763 году сумма на содержание учащегося составляла до 30 рублей в год. Ломоносов считал ее «весьма скудной» и просил доба­вить «по 12 рублев». Кроме того, он добился открытия общежития для гимназистов и студентов, что давало им возможность больше времени уделять учению.

          Ломоносов считал, что «гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук... Молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам». Но академическая гимназия не совсем соответствовала его требованиям. Главной причиной такого положения Ломоносов называл «недоброхотство к учащимся россиянам в наставлении, в содержании и в произведении». Оно выражалось в засилии учителей-иностранцев, в отсутствии обучения на русском языке.

Ломоносов пер­вым представил гимназию как прогрессивную форму средней обще­образовательной школы, обозначил ее структуру, выделил особые подразделения:

 - российская;

 - латинская;

 - «первых оснований в науках»;

 - «знатнейших европейских языков».

 Для каждой из них устанавлива­лись три класса: нижний, средний, верхний, закреплялся трехгодичный срок обучения. Ломоносовская программа образования, преду­сматривавшая расширение сети гимназий и школ в России, отвечала общественным интересам. Она оказала положительное влияние на развитие народного просвещения XVIII — начала XIX века. Ломоносов явился действительно создателем отечественной общеобразователь­ной школы.

Страницы: 1, 2