Материнство: сравнительно-психологический подход
Материнство: сравнительно-психологический подход
Материнство:
сравнительно-психологический подход
Филиппова Г.Г.
1. Проблема материнства
Материнство
изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии,
биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес
к комплексному исследованию материнства [34, 38, 40] . Важность материнского
поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития,
множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное
количество современных исследований в этой области позволяют говорить о
материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного
научного подхода для его исследования.
В
психологической литературе (преимущественно, зарубежной) много внимания
уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам
индивидуального развития его у человека [33, 34, 37, 39, 40 и др.]. В
отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных
с феноменологией [2, 4, 5, 6, 7, 17, 20, 24, 26], психофизиологией [3, 9, 17],
психологией материнства [2, 3, 5, 10, 17, 18, 23, 25], психоптерапевтическими
[6, 7, 10, 17, 18, 20, 29] и психолого-педагогическими [2, 4, 10, 17, 29]
аспектами беременности и ранних этапов материнства, дивиантным материнством [2,
3, 4, 5, 6, 7, 11, 17, 18, 20, 26]. В книге
“Psicholodical Aspects of a Firstst Pregnancy and Early Postnatal Adaptation” под ред.
P.M.Shereshevsky
и L.J.Yarrow [40] выделено более 700 факторов, представленных в 46 шкалах,
характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства,
включающие историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные
качества, связь с особенностями развития ребенка. Однако, сами исследователи
считают, что полученные результаты отражают скорее общие индивидуальные
особенности женщины, а не специфику материнской сферы и ее формирования. То же
самое касается исследований, посвященных изучению психофизиологических основ
материнства [3, 9, 38], психического здоровья матери и ребенка [2, 11, 20],
социального статуса женщины и особенностей ее семьи [4, 6, 7, 34, 38]. Такое
положение, по мнению P.M.Shereshevsky и L.J.Yarrow, а также многих других
авторов [34, 36, 38, 41], связано с тем, что для изучения материнства как
целостного явления еще нет адекватного концептуального подхода.
В отмеченных
исследованиях как наиболее значимые онтогенетические факторы развития
материнской сферы выделяются: опыт взаимодействия с собственной матерью,
особенности семейной модели материнства и возможность взаимодействия с младенцами
и появление интереса к ним в детстве. Однако, нет подробного анализа стадий
индивидуального развития материнства, содержания и механизмов этого развития. А
это, в свою очередь, не позволяет дифференцированно отнестись к диагностике
индивидуальных особенностей материнской сферы, причинам имеющихся нарушений,
проектированию способов их коррекции и профилактики. Последнее особенно важно в
современных условиях с точки зрения предупреждения нарушений отношения матери к
ребенку, которое в крайних формах выражается в психологическом и физическом
отказе от ребенка [4, 5, 6, 7, 18]. Дивиантное материнство в настоящее время
является одной из наиболее острых областей исследования в психологии как в
практическом, так и в теоретическом аспекте. Сюда включаются проблемы,
связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими
по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения
материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального
благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в
младенческом, раннем и дошкольном возрастах [2, 11, 16, 20, 23, 26, 30]. В этом
отношении большое значение имеет целостное представление о материнстве, его
структуре, содержании и онтогенетическом развитии.
Целью
настоящего исследования является разработка концептуальной модели материнства
как самостоятельной сферы, описание ее структуры, содержания, биологических и
социокультурных основ, онтогенетического развития. Это требует комплексного
сравнительно-психологического подхода, методологической основой которого
является эволюционо-системный подход [1, 13, 19, 28]. В данной статье дается
краткая характеристика материнской сферы и описание онтогенетических этапов ее
развития.
2. Материнство: теоретический подход
В этологии
для структурирования поведения индивида используется функциональный подход [21,
27, 35]. Выделяются функциональные сферы поведения, представляющие собой
совокупность всех форм активности, направленные на реализацию определенной функции:
обеспечения условий существования, питания, размножения. В основе
функциональных сфер лежит одна или несколько потребностей, удовлетворяя
которые, субъект реализует соответствующую функцию в жизнедеятельности. Для
анализа материнства такой подход представляется весьма полезным.
С
эволюционной точки зрения материнство - вариант родительской сферы поведения
(как составной части репродуктивной сферы), присущего женскому полу, которое
приобретает особое значение у млекопитающих. Исключительность материнского
поведения на высших эволюционных стадиях развития позволяет выделить
материнство в самостоятельную материнскую сферу - как предмет научного
исследования. Ее эволюционное назначение состоит в обеспечении матерью
адекватной заботы о потомстве. Заботу о потомстве можно рассматривать как
родительские (в данном случае - материнские) функции. У животных содержание
этих функций имеет видотипичные особенности, а у человека, помимо специфически
человеческих, добаляются конкретно-культурные, обеспечивающие воспитание
ребенка как члена своей, конретной культуры. В поведении матери ее материнские
функции выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операций по
уходу за ним и общению с ним. Все эти функции матери обусловлены структурой и
содержанием ее собственной материнской сферы.
С точки
зрения современных представлений о развитии психики формирование сложных форм
поведения в онтогенезе происходит на основе сензитивных периодов, которые имеют
различные психофизиологические механизмы, свойственные разным филогенетическим
уровням. На высших эволюционных стадиях одним из важнейших факторов успешного
развития является наличие эволюционно-ожидаемых условий [19]. Случай, когда
эволюционно-ожидаемые условия предоставляются другой особью, можно рассматривать
как ситуацию эволюционного замыкания: два индивида являются членами одной
системы, поведение обоих развивается как комплементарное, в процессе чего
возникают адекватные эволюционно ожидаемые условия для членов системы. Близкий
по содержанию подход к развитию материнско-детского взаимодействия в раннем
онтогенезе ребенка принят в теории социального научения [33, 34, 38].
Особенностью эволюционного замыкания является ситуативное совпадение поведения
обоих субъектов, которые при этом остаются самостоятельными. У каждого из них
свои собственные потребности и история развития, влияющая на успешность
создания им самим эволюционно ожидаемых условий для партнера. Представляет
интерес возникновение и развитие тех особенностей матери, которые формируют
“стартовый уровень” содержания ее материнской сферы и влияют на динамику
развития ее материнского поведения во взаимодействии с ребенком (т. е. на те
особенности, которые создают эволюционно ожидаемые условия для ребенка, и могут
быть в общем виде рассмотрены как материнские функции).
На
субъективном уровне для самой матери выполнение ее материнских функций
достигается за счет наличия у нее соответствующих потребностей. Базовой
потребностью для материнской сферы является потребность в контакте с объектом,
носителем специфических этологических стимулов - гештальта младенчества. Эта
потребность, разумеется, не единственная, но может рассматриваться как
системообразующая для материнской сферы. Понятие младенческих ключевых стимулов
используется в этологии [21, 35]. В этих стимулах выделяется две группы
качеств: физические и поведенческие, которые в общем составляют гештальт
младенчества [32]. Исследования автора позволили выделить в гештальте
младенчества три компонента (три группы качеств): физические (внешний вид,
запах, звуки и т.п.), поведенческие (инфантильный стиль движений) и
инфантильную результативность (которая имеет три уровня: результаты
жизнедеятельности, результаты двигательной активности, продукты деятельности).
Все три компонента гештальта младенчества, в том числе и уровни третьего
компонента, имеют возрастную динамику, и требуют различной реакции и различных
ресурсных затрат матери.
Феноменология
и онтогенез материнской сферы изучались автором на материале взаимодействия
матери с детенышем и онтогенетического развития высших млекопитающих, в том
числе человекообразных обезьян (в общей сложности в течение 20 лет, из них 10
лет при работе с антропоидами в Московском Зоопарке), и при работе с
беременными, матерями с младенцами и детьми раннего и дошкольного возрастов
(научно-исследовательская работа и консультационная практика). Использованы
материалы наблюдений за взаимодействием матерей и младенцев, данные
психологического консультирования матерей с детьми раннего и дошкольного
возрастов, беременных и рожениц (всего более 200 человек). При работе
использовались методы наблюдения, феноменологического описания поведения,
полуструктурированного интервью, анкетирование, проективные методики и другие
методы психодиагностики, анализ материалов консультационной работы. Эти
исследования позволили выделить шесть этапов развития материнской сферы в
онтогенезе [23, 24, 25, 26].
3. Онтогенез материнской сферы
Этап
взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе. У антропоидов и
человека этот этап включает пренатальный период и продолжается на всех
онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью (или
ее дублерами - носителями материнских функций). У человека - это практически
вся жизнь субъекта. Наиболее важным является возрастной период до трех лет. На
этом этапе происходит освоение эмоционального значения ситуации
материнско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции
на некоторые ключевые стимулы первого компонента гештальта младенчества и
некоторые элементы операционального состава материнской сферы (baby tаlk,
мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с
объектом, носителем гештальта младенчества).
Игровой этап
и взаимодействие со сверстниками. На этом этапе на дочеловеческой стадии развития
формируются и развиваются неспецифические для материнской сферы мотивационные
основы (в сфере общения, социально-комфортной, мотивационное обеспечение
целе-действенного звена структуры деятельности, отработка в игровой
деятельности объекта цели - как объекта охраны и т.п.). Специфическим отличием
этого этапа у человека является формирование и развитие в процессе
сюжетно-ролевой игры с куклами, в дочки-матери, в семью основных компонентов
материнской сферы.
Этап
няньчания. На этом этапе происходит формирование и развитие значения детеныша
(ребенка) как объекта деятельности и потребности в его охране и заботе о нем, а
также закладываются основы третьей потребности - “потребности в материнстве”,
как потребности иметь для себя специфические переживания, получаемые в процессе
удовлетворения первых двух потребностей. Эта потребность требует рефлексии
своих субъективных состояний и соотнесения с условиями и способами их
получения. В полноценном виде она представлена только у человека. Однако,
некоторые элементы, в форме антиципации своих состояний в условиях
определенного контекста деятельности, появляются уже у высших млекопитающих.
Этап няньчания имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала
полового созревания), он включает опыт собственного взаимодействия с объектом,
носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с
ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к
взрослым, выполняющим материнские функции. Это оказывает влияние на формирование
всех компонентов материнской сферы и делает данный этап одним из ведущих
(наравне с первым) в ее развитии как на предчеловеческой, так и на человеческой
стадиях развития.
Этап
дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае -
материнской) сферы поведения. В субъективном опыте существует взаимное
“перекрытие” некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых,
тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской сфер
поведения. Для материнской сферы у человека особое значение имеет объединение
компонентов гештальта младенчества на ребенке - как объекте деятельности - до
начала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение
ситуации взаимодействия с ребенком после родов. Присутствие объекта
деятельности материнской сферы в этом случае становится медиатором,
обеспечивающим возникновение ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание
постнатальной стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт кожа-кожа,
субъективные состояния матери при акте сосания и т.п.). Этот этап онтогенеза
имеет существенные видовые различия на предчеловеческой стадии развития и
самостоятельную специфику на человеческой стадии, связанную с осознанием связи
половой и материнской сфер и конкретно-культурными моделями полового и
материнского поведения.
Этап
конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном
взаимодействии с ребенком.
Этот этап
включает несколько самостоятельных периодов: беременность, роды, послеродовой
период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, 6-ому
этапу развития материнской сферы, основанный на динамике третьего компонента
гештальта младенчества.
При
сравнительном изучении переживания беременности у “благополучных” беременных и
женщин, отказавшихся от ребенка, показано, что отсутствие или сильное снижение
выраженности симптоматики беременности характерно для отказниц [4, 5, 18].
Слишком сильная выраженность симптоматики, сопровождаемая отрицательными
эмоциональными переживаниями, также характерна для неблагополучного отношения к
беременности и материнству [ 5, 9, 10, 34, 36, 40]. При анализе отношения к
беременности обращается внимание на переживание женщиной шевеления ребенка [5,
18, 29, 36, 38, 42]. Эти исследования, а также данные о разной интенсивности
переживаний беременной шевеления ребенка и интерпретации своих физических и
эмоциональных состояний в разных культурах [14, 18, 34, 38] дают возможность
предположить, что стиль переживания женщиной соматического компонента
беременности и шевеления ребенка могут иметь прогностическую ценность для
выявления отклонений от адекватной модели материнства.
Для описания
переживания женщиной соматического компонента беременности и шевеления ребенка
и использования этих данных в диагностических и прогностических целях
целесообразно отделить эти показатели от имеющихся определений ( состояние [5],
отношение к беременности [4, 18, 36], принятие [29, 42], адаптация к
беременности [40] и т.п.), так как полноценное выделение типов отношения к
беременности требует комплексного исследования. Для целей данной работы
наиболее адекватным представляется определение “стиль переживания
беременности”. В него включается физическое и эмоциональное переживание момента
идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика
переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон
настроения в эти периоды, переживание первого шевеления и шевелений в течение
всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр
беременности. Наиболее характерным является переживание шевеления. Полученные
данные позволили описать шесть вариантов стилей переживания беременности.
Адекватный.
Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот
нормальных по сроку размеров; соматические ощущения отличны от состояний не
беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре
возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, появление
раздражительности, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в
третьем триместре повышение тревожности со снижением к последним неделям;
активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому
периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16-20 недель, сопровождается
положительными эмоциями, приятно по соматическому ощущению; последующие
шевеления четко отдеференцированы от других ощущений, не сопровождаются
отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями, дифференцированно
интерпретируются особенности двигательной активности ребенка.
Тревожный.
Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые
периодически возобновляются; живот слишком больших или маленьких по сроку
размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния;
эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное,
во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или
тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем
триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый
период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями,
или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с
тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто
связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя,
характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.
Характер шевеления интерпретируется с точки зрения возможных нарушений в
развитии ребенка.
Страницы: 1, 2
|
|