бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Логопедическая ритмика в системе комплексного воздействия на детей с общим недоразвитием речи бесплатно рефераты

4) беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;

5) вопросы для проверки осознания действий;

6) команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);

7) образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;

8) словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоционально-эффективный.

Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.

Заключение

Логопедическая ритмика, как показала наша работа, является необходимой для всестороннего развития ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на его умственное, физическое и психическое развитие. Кроме того, сегодня она представляет собой одно из средств преодоления общего недоразвития речи.

Анализ существующих на сегодняшний день методик по проведению логоритмических занятий свидетельствует о том, что методический аспект использования логоритмики в системе устранения ОНР разработан недостаточно. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения и развития данного направления, так как логоритмика имеет большое значение в развитии ребенка и является одним из ведущих средств преодоления нарушений психологической, двигательной и музыкально-ритмической сфер. Кроме того, проведенное нами исследование свидетельствует о том, что как раз развитие этих сфер у детей с ОНР имеет свои особенности и нуждается в дополнительной коррекционно-развивающей работе (что также говорит о большой значимости логопедической ритмики в системе устранения ОНР).

Составленный нами методический комплекс преодоления ОНР был разработан с учетом основных принципов и методов логопедической ритмики, однако он не исчерпывает все возможности логоритмического воздействия на ОНР. Поэтому, мы видим необходимость в продолжении работы по данному направлению с целью создания программы логоритмических занятий для детей с ОНР.

На основании всей дипломной работы можно сделать следующие выводы:

1)                Психомоторика детей с ОНР имеет свои особенности.

2)                Уровень развития психомоторики коррелирует с уровнем развития речи.

3)                Логоритмика необходима для более эффективного преодоления ОНР.

4)                Данная работа не исчерпывает все возможности логоритмического воздействия на детей с ОНР и наше исследование требует дальнейшей работы по созданию программы логоритмических занятий для детей с ОНР.


Список используемой литературы

1.                 Гринер В. А. "Логопедическая ритмика для дошкольников": Уч. пед. гиз., М., 1958 г.

2.                 Волкова Г. А. "Логопедическая ритмика": М. "Просвещение", 1985 г.

3.                 Гринер В. А. "Ритм в искусстве актера": М., 1966 г.

4.                 Руднева С., Фиш Э. "Ритмика. Музыкальное движение": М., 1972 г.

5.                 Хватцев М. Е. "Логопедия": М., 1959 г.

6.                 Правдина О. В. "Логопедия": М., 1973 г.

7.                 Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. "Фонетическая ритмика": М. "Гуманитарный издательский центр "Владос", 1996 г.

8.                 Миронова С. А. "Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи": М., 1987 г.

9.                 Ковшиков В. А. "Принципы и методы логопедической работы": Л., 1984 г.

10.             Власова Т. А. "Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии": М., 1970 г.

11.             Ветлугина Н. А. "Методика музыкального воспитания в детском саду": М. "Просвещение", 1976 г.

12.             Трофимова Г. В. "Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха": М., 1979 г.

13.             Сермеев Б. В. "Физическое воспитание детей с нарушениями зрения": Киев, 1987 г.

14.             Мастюкова Е. М. "Физическое воспитание детей с церебральным параличом": М., 1991 г.

15.             Лисина М. И., Неверович Я. З. "Развитие движений и формирование двигательных навыков": М., 1970 г.

16.             Бернштейн Н. А. "Очерки по физиологии движений": М., 1966 г.

17.             Бернштейн Н. А. "Физиология движений и активность": М., 1990 г.

18.             Вайзман Н. П. "Психомоторика детей-олигофренов": М., 1976 г.

19.             Иова Е. П. "Утренняя гимнастика под музыку": М., 1977 г.

20.             Журнал "Современная невропатология, психиатрия и психогигиена": М., 1936 г., том 5.

21.             Журнал "Вопросы логопедии": Харьков, 1937 г.

22.             Журнал "Дефектология №6": М., 1997г., Шашкина Г. Р. "Логопедическая ритмика в системе коррекционо-педагогических воздействий на детей с ОНР в подготовительной к школе группе".

23.             Белкина С. И. "Музыка и движение": М., 1983 г.

24.             Пензуева Л. И. "Физические занятия с детьми 5-6 лет": М., 1988 г.

25.             Голощекина М. П. "Средства и формы работы с детьми по развитию движения": М., 1978 г.

26.             Пунина З. Е. "Ритмика для детей с расстройствами слуха и речи": М., 1948 г.

27.             Белкина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. "Музыка и движение": М., 1981 г.

28.             Асафьев Б. В. "Музыкальная форма как процесс": книги 1, 2, Л., 1971 г.

29.             Назайкинский Е. В. "О психологии музыкального восприятия": М., 1972 г.

30.             Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников": М., 1990 г.

31.             Левина Р. Е. "Основы теории и практики логопедии": М., 1968 г.

32.             Журнал "Дефектология №6": М., 1985 г., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. "Изучение детей с ОНР в специальном детском саду".

33.             Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. "Логопедическая работа в специальном детском саду": М., 1987 г.

34.             Волкова А. С., Лалаева Р. И. "Логопедия": М., 1989 г.

35.             Белякова Л. И. "Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи": М., 1987 г.


Приложение

Приложение № 2

Таблица 4. 1. Количественный анализ результатов 1-ой серии эксперимента

Группа

Норма

ОНР 3 ур.

Н. в. ОНР

1.

100%

95%

95%

2.

100%

91%

100%

3.

68%

50%

59%

4.

74%

68%

73%

5.

100%

100%

100%

Таблица 4. 2. Показатели развития психомоторики по уровням (по сериям эксперимента)

Группы

Норма

Н. в. ОНР

ОНР 3 ур.

уровень

1.

1

100%

90%

82%

2

0

10%

18%

3

0

0

0

2.

1

100%

100%

82%

2

0

0

18%

3

0

0

0

3.

1

45%

36%

27%

2

45%

45%

45%

3

10%

19%

28%

4.

1

45%

45%

36%

2

55%

55%

64%

3

0

0

0

5.

1

100%

100%

100%

2

0

0

0

3

0

0

0

Приложение № 3

Таблица 4. 3. Средние показатели уровня развития психомоторики

 Группа

Уровень

Норма

Н. в. ОНР

ОНР 3 ур.

1

78%

74%

65%

2

20%

22%

29%

3

2%

4%

6%

Таблица 5. 1. Количественный анализ результатов 2-ой серии эксперимента

 Группа

Норма

Н. в. ОНР

ОНР 3 ур.

1.

82%

68%

73%

2.

77%

73%

59%

3.

100%

100%

100%

4

68%

77%

59%

5.

а

59%

64%

54%

б

100%

100%

95%

в

82%

86%

77%

6.

а

73%

82%

86%

б

100%

100%

100%

в

54%

32%

23%

Приложение № 4

Таблица 5. 2. Показатели психомоторики по уровням (по сериям эксперимента)

Группа

Норма

Н. в. ОНР

ОНР 3 ур.

уровень

1.

1

64%

45%

45%

2

36%

45%

55%

3

0

10%

0

2.

1

54%

45%

18%

2

46%

55%

82%

3

0

0

0

3.

1

100%

100%

100%

2

0

0

0

3

0

0

0

4.

1

36%

54%

18%

2

64%

46%

82%

3

0

0

0

5.

а)

1

10%

27%

17%

2

90%

73%

73%

3

0

0

10%

б)

1

100%

100%

90%

2

0

0

10%

3

0

0

0

в)

1

64%

73%

54%

2

36%

27%

46%

3

0

0

0

6.

а)

1

46%

64%

73%

2

54%

36%

27%

3

0

0

0

б)

1

100%

100%

100%

2

0

0

0

3

0

0

0

в)

1

18%

0

0

2

64%

64%

45%

3

18%

36%

55%

Приложение № 5


Таблица 5. 3. Средние показатели уровня развития психомоторики

 Группа

Уровень

Норма

Н. в. ОНР

ОНР 3 ур.

1.

59%

60%

51%

2.

39%

35%

42%

3.

2%

5%

7%

Приложение № 6

Таблица 6. 1. Количественный анализ. Результаты 3-ей серии эксперимента

 Группа

Норма

Н. в. ОНР

ОНР 3 ур.

1.

68%

41%

18%

2.

68%

50%

50%

Таблица 6. 2. Показатели развития психомоторики по уровням (по сериям эксперимента)

Группы

Норма

Н. в. ОНР

ОНР 3 ур.

уровень

1.

1

45%

10%

0

2

45%

64%

64%

3

10%

26%

36%

2.

1

36%

0

0

2

64%

100%

100%

3

0

0

0

Приложение № 7

Таблица 6. 3. Средние показатели уровня развития психомоторики

 Группа

уровень

Норма

Н. в. ОНР

ОНР 3 ур.

1

41%

5%

0

2

54%

82%

82%

3

5%

13%

18%

Приложение № 8

Таблица 7. Показатели развития психомоторики по уровням(по всем трем сериям эксперимента)

 Группа

№ серии

Норма

Н. в. ОНР

ОНР 3 ур.

I.

88%

85%

81%

II.

80%

78%

73%

III.

68%

46%

34%


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5