Логопедическая ритмика в системе комплексного воздействия на детей с общим недоразвитием речи
4) беседа, предваряющая
введение новых упражнений, подвижных игр;
5) вопросы для проверки
осознания действий;
6) команды, распоряжения
и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и
т.п.);
7) образный сюжетный
рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой
образ;
8) словесная инструкция,
с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях
и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи,
сформировать новые знания и умения.
Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности
восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.
Игровой метод, близкий к
ведущей деятельности детей, наиболее эмоционально-эффективный.
Соревновательный метод
используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков.
Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть
успешно использовано как воспитательное средство, содействующее
совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт
личности.
Заключение
Логопедическая ритмика,
как показала наша работа, является необходимой для всестороннего развития
ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на его умственное, физическое и
психическое развитие. Кроме того, сегодня она представляет собой одно из
средств преодоления общего недоразвития речи.
Анализ существующих на
сегодняшний день методик по проведению логоритмических занятий свидетельствует
о том, что методический аспект использования логоритмики в системе устранения
ОНР разработан недостаточно. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего
изучения и развития данного направления, так как логоритмика имеет большое
значение в развитии ребенка и является одним из ведущих средств преодоления
нарушений психологической, двигательной и музыкально-ритмической сфер. Кроме
того, проведенное нами исследование свидетельствует о том, что как раз развитие
этих сфер у детей с ОНР имеет свои особенности и нуждается в дополнительной
коррекционно-развивающей работе (что также говорит о большой значимости
логопедической ритмики в системе устранения ОНР).
Составленный нами методический
комплекс преодоления ОНР был разработан с учетом основных принципов и методов
логопедической ритмики, однако он не исчерпывает все возможности
логоритмического воздействия на ОНР. Поэтому, мы видим необходимость в
продолжении работы по данному направлению с целью создания программы
логоритмических занятий для детей с ОНР.
На основании всей
дипломной работы можно сделать следующие выводы:
1)
Психомоторика
детей с ОНР имеет свои особенности.
2)
Уровень развития
психомоторики коррелирует с уровнем развития речи.
3)
Логоритмика
необходима для более эффективного преодоления ОНР.
4)
Данная работа не
исчерпывает все возможности логоритмического воздействия на детей с ОНР и наше
исследование требует дальнейшей работы по созданию программы логоритмических
занятий для детей с ОНР.
Список используемой
литературы
1.
Гринер В. А. "Логопедическая
ритмика для дошкольников": Уч. пед. гиз., М., 1958 г.
2.
Волкова Г. А. "Логопедическая
ритмика": М. "Просвещение", 1985 г.
3.
Гринер В. А. "Ритм
в искусстве актера": М., 1966 г.
4.
Руднева С., Фиш
Э. "Ритмика. Музыкальное движение": М., 1972 г.
5.
Хватцев М. Е. "Логопедия":
М., 1959 г.
6.
Правдина О. В. "Логопедия":
М., 1973 г.
7.
Власова Т. М.,
Пфафенродт А. Н. "Фонетическая ритмика": М. "Гуманитарный
издательский центр "Владос", 1996 г.
8.
Миронова С. А. "Обучение
и воспитание дошкольников с нарушениями речи": М., 1987 г.
9.
Ковшиков В. А. "Принципы
и методы логопедической работы": Л., 1984 г.
10.
Власова Т. А. "Обучение
и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии": М.,
1970 г.
11.
Ветлугина Н. А. "Методика
музыкального воспитания в детском саду": М. "Просвещение", 1976
г.
12.
Трофимова Г. В. "Развитие
движений у дошкольников с нарушениями слуха": М., 1979 г.
13.
Сермеев Б. В. "Физическое
воспитание детей с нарушениями зрения": Киев, 1987 г.
14.
Мастюкова Е. М. "Физическое
воспитание детей с церебральным параличом": М., 1991 г.
15.
Лисина М. И.,
Неверович Я. З. "Развитие движений и формирование двигательных навыков":
М., 1970 г.
16.
Бернштейн Н. А. "Очерки
по физиологии движений": М., 1966 г.
17.
Бернштейн Н. А. "Физиология
движений и активность": М., 1990 г.
18.
Вайзман Н. П. "Психомоторика
детей-олигофренов": М., 1976 г.
19.
Иова Е. П. "Утренняя
гимнастика под музыку": М., 1977 г.
20.
Журнал "Современная
невропатология, психиатрия и психогигиена": М., 1936 г., том 5.
21.
Журнал "Вопросы
логопедии": Харьков, 1937 г.
22.
Журнал "Дефектология
№6": М., 1997г., Шашкина Г. Р. "Логопедическая ритмика в системе
коррекционо-педагогических воздействий на детей с ОНР в подготовительной к
школе группе".
23.
Белкина С. И. "Музыка
и движение": М., 1983 г.
24.
Пензуева Л. И. "Физические
занятия с детьми 5-6 лет": М., 1988 г.
25.
Голощекина М. П. "Средства
и формы работы с детьми по развитию движения": М., 1978 г.
26.
Пунина З. Е. "Ритмика
для детей с расстройствами слуха и речи": М., 1948 г.
27.
Белкина С. И.,
Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. "Музыка и движение": М., 1981 г.
28.
Асафьев Б. В. "Музыкальная
форма как процесс": книги 1, 2, Л., 1971 г.
29.
Назайкинский Е. В.
"О психологии музыкального восприятия": М., 1972 г.
30.
Жукова Н. С.,
Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. "Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников": М., 1990 г.
31.
Левина Р. Е. "Основы
теории и практики логопедии": М., 1968 г.
32.
Журнал "Дефектология
№6": М., 1985 г., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. "Изучение детей с ОНР
в специальном детском саду".
33.
Филичева Т. Б.,
Чевелева Н. А. "Логопедическая работа в специальном детском саду":
М., 1987 г.
34.
Волкова А. С.,
Лалаева Р. И. "Логопедия": М., 1989 г.
35.
Белякова Л. И. "Коррекционно-развивающая
направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи": М., 1987
г.
Приложение
Приложение № 2
Таблица 4. 1. Количественный анализ результатов
1-ой серии эксперимента
Группа
№
|
Норма
|
ОНР 3 ур.
|
Н. в. ОНР
|
1.
|
100%
|
95%
|
95%
|
2.
|
100%
|
91%
|
100%
|
3.
|
68%
|
50%
|
59%
|
4.
|
74%
|
68%
|
73%
|
5.
|
100%
|
100%
|
100%
|
Таблица 4. 2. Показатели развития психомоторики по
уровням (по сериям эксперимента)
Группы
|
Норма
|
Н. в. ОНР
|
ОНР 3 ур.
|
№
|
уровень
|
1.
|
1
|
100%
|
90%
|
82%
|
2
|
0
|
10%
|
18%
|
3
|
0
|
0
|
0
|
2.
|
1
|
100%
|
100%
|
82%
|
2
|
0
|
0
|
18%
|
3
|
0
|
0
|
0
|
3.
|
1
|
45%
|
36%
|
27%
|
2
|
45%
|
45%
|
45%
|
3
|
10%
|
19%
|
28%
|
4.
|
1
|
45%
|
45%
|
36%
|
2
|
55%
|
55%
|
64%
|
3
|
0
|
0
|
0
|
5.
|
1
|
100%
|
100%
|
100%
|
2
|
0
|
0
|
0
|
3
|
0
|
0
|
0
|
Приложение № 3
Таблица 4. 3. Средние показатели уровня развития
психомоторики
Группа
Уровень
|
Норма
|
Н. в. ОНР
|
ОНР 3 ур.
|
1
|
78%
|
74%
|
65%
|
2
|
20%
|
22%
|
29%
|
3
|
2%
|
4%
|
6%
|
Таблица 5. 1. Количественный анализ результатов
2-ой серии эксперимента
Группа
№
|
Норма
|
Н. в. ОНР
|
ОНР 3 ур.
|
1.
|
82%
|
68%
|
73%
|
2.
|
77%
|
73%
|
59%
|
3.
|
100%
|
100%
|
100%
|
4
|
68%
|
77%
|
59%
|
5.
|
а
|
59%
|
64%
|
54%
|
б
|
100%
|
100%
|
95%
|
в
|
82%
|
86%
|
77%
|
6.
|
а
|
73%
|
82%
|
86%
|
б
|
100%
|
100%
|
100%
|
в
|
54%
|
32%
|
23%
|
Приложение № 4
Таблица 5. 2. Показатели психомоторики по уровням (по
сериям эксперимента)
Группа
|
Норма
|
Н. в. ОНР
|
ОНР 3 ур.
|
№
|
уровень
|
1.
|
1
|
64%
|
45%
|
45%
|
2
|
36%
|
45%
|
55%
|
3
|
0
|
10%
|
0
|
2.
|
1
|
54%
|
45%
|
18%
|
2
|
46%
|
55%
|
82%
|
3
|
0
|
0
|
0
|
3.
|
1
|
100%
|
100%
|
100%
|
2
|
0
|
0
|
0
|
3
|
0
|
0
|
0
|
4.
|
1
|
36%
|
54%
|
18%
|
2
|
64%
|
46%
|
82%
|
3
|
0
|
0
|
0
|
5.
а)
|
1
|
10%
|
27%
|
17%
|
2
|
90%
|
73%
|
73%
|
3
|
0
|
0
|
10%
|
б)
|
1
|
100%
|
100%
|
90%
|
2
|
0
|
0
|
10%
|
3
|
0
|
0
|
0
|
в)
|
1
|
64%
|
73%
|
54%
|
2
|
36%
|
27%
|
46%
|
3
|
0
|
0
|
0
|
6.
а)
|
1
|
46%
|
64%
|
73%
|
2
|
54%
|
36%
|
27%
|
3
|
0
|
0
|
0
|
б)
|
1
|
100%
|
100%
|
100%
|
2
|
0
|
0
|
0
|
3
|
0
|
0
|
0
|
в)
|
1
|
18%
|
0
|
0
|
2
|
64%
|
64%
|
45%
|
3
|
18%
|
36%
|
55%
|
Приложение № 5
Таблица 5. 3. Средние показатели уровня развития
психомоторики
Группа
Уровень
|
Норма
|
Н. в. ОНР
|
ОНР 3 ур.
|
1.
|
59%
|
60%
|
51%
|
2.
|
39%
|
35%
|
42%
|
3.
|
2%
|
5%
|
7%
|
Приложение № 6
Таблица 6. 1. Количественный анализ. Результаты
3-ей серии эксперимента
Группа
№
|
Норма
|
Н. в. ОНР
|
ОНР 3 ур.
|
1.
|
68%
|
41%
|
18%
|
2.
|
68%
|
50%
|
50%
|
Таблица 6. 2. Показатели развития психомоторики по
уровням (по сериям эксперимента)
Группы
|
Норма
|
Н. в. ОНР
|
ОНР 3 ур.
|
№
|
уровень
|
1.
|
1
|
45%
|
10%
|
0
|
2
|
45%
|
64%
|
64%
|
3
|
10%
|
26%
|
36%
|
2.
|
1
|
36%
|
0
|
0
|
2
|
64%
|
100%
|
100%
|
3
|
0
|
0
|
0
|
Приложение № 7
Таблица 6. 3. Средние показатели уровня развития
психомоторики
Группа
уровень
|
Норма
|
Н. в. ОНР
|
ОНР 3 ур.
|
1
|
41%
|
5%
|
0
|
2
|
54%
|
82%
|
82%
|
3
|
5%
|
13%
|
18%
|
Приложение № 8
Таблица 7. Показатели развития психомоторики по
уровням(по всем трем сериям эксперимента)
Группа
№ серии
|
Норма
|
Н. в. ОНР
|
ОНР 3 ур.
|
I.
|
88%
|
85%
|
81%
|
II.
|
80%
|
78%
|
73%
|
III.
|
68%
|
46%
|
34%
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|