бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской бесплатно рефераты

Личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской

Министерство Образования РФ

Челябинский Государственный Университет

Институт психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской

 

 

 

 

 

Реферат выполнил: студентка

 гр. ПОЗ 201 А.А. Долгова

                                                              Проверил: Доцент А.Ю. Акмалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск-2003г.

Содержание:

Введение.............................................................................................................. 3

1 Глава.  И.С. Якиманская – автор  разработки технологии системы личностно-ориентированного обучения………………………………………4

            1.1. Жизненный и творческий путь И.С. Якиманской …………….4-7

            1.2. Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения…………………………………………………………………………8

2 Глава.   Личностно-ориентированное развивающее обучение…………….9

            2.1.  Модели личностно-ориентированной педагогики…………..9-12

            2.2. Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения……………………………………………………………………13-17

            2.3. Технология личностно-ориентированного обучения….......18-20

Заключение........................................................................................................21

Список литературы……………………………………………………………22















Введение

Реферат посвящён проблематике личностно-ориентированного развивающего обучения. Рассматриваются не только особенности данного обучения, но и его специфика. Якиманская И.С. явилась автором разработчиком личностно-ориентированной системы. В авторской концепции личностно-ориентированного образования определены основ­ные цели современной общеобразовательной школы, важнейшей из которых признана про­ектирование и организация наиболее благопри­ятных условий для развития личности учени­ка как индивидуальности в учебном процессе. Таким образом, «личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, сущест­венно отличающийся от традиционного учеб­но-воспитательного процесса» [5; 34].

  Содержание личностно-ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление.

Всякое обучение, по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным [2; 7].

Образование на личностном уровне – это смысловое субъективное восприятие реальности, и, следовательно никакая предметная деятельность не гарантирует образование требуемого смысла. Личность всегда выступает действующим лицом, соучастником. А подчас и инициатором любого процесса своего образования.

Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение используется в педагогической практике нашего времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно-ориентированного развивающего обучения.

1 Глава.  И.С. Якиманская – автор  разработки технологии системы личностно-ориентированного обучения.

            1.1. Жизненный и творческий путь И.С. Якиманской

Ирина Сергеевна Якиманская — доктор психологических наук, профессор, действи­тельный член Международной педагогичес­кой академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела «Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе» Института педагогических инноваций РАО 20 декабря 2001 г.

Родилась Ирина Сергеевна в Астрахани в семье врачей. Она с золотой медалью окончила среднюю школу ив 1950 г. поступила на от­деление психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, которое в 1955 г. окончила также с отличием. Именно в универ­ситете у  И, С. Якиманской сложился устойчи­вый интерес к научной работе, в основе кото­рого соединились ее уникальная исследова­тельская одаренность и безусловное влияние таких выдающихся мастеров отечественной пси­хологии, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие. Комиссией по распределению И.С.Якиманская была рекомендована в аспирантуру НИИ психологии АПН РСФСР, где училась с 1955
по 1958г. В1959 г. она защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Восприятие и понимание учащимися геометрического чертежа
и условия задачи в процессе ее решения».

По окончании аспирантуры И.С. Якиман­ская работала в НИИ ОПП АПН, где прошла путь от лаборанта до заведующей лаборатори­ей. Сферами научных интересов молодого уче­ного стали проблемы психологии труда, а за­тем — и педагогической психологии.

Результаты многолетних теоретических и экспериментальных исследований были обоб­щены в докторской диссертации по теме «Раз­витие пространственного мышления школьни­ка» (1980). В ней описана авторская концеп­ция пространственного мышления, согласно которой основным содержанием данного вида мышления являются создание пространствен­ных образов и мысленное оперирование ими. И.С. Якиманская показала, что практически нет ни одной области деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве (видимом или воображаемом) не играло бы су­щественной роли.

И.С. Якиманская впервые описала и экспе­риментально доказала, что по своей структуре пространственное мышление — многоуровне­вое иерархическое образование, основными ка­чественными показателями которого являются тип оперирования пространственными обра­зами, широта оперирования, полнота образа, используемая система отсчета. Все многообра­зие случаев оперирования пространственными образами было сведено к трем основным, при­водящим: 1) к изменению положения вообра­жаемого объекта, 2) к изменению его структу­ры, 3) к комбинации этих преобразований [4; 156].

Выделенные показатели позволили всесто­ронне охарактеризовать структуру простран­ственного мышления, описать ее общие и спе­цифические компоненты, проанализировать пси­хологические механизмы формирования струк­туры пространственного мышления с учетом ее особенностей, что явилось базой для даль­нейших исследований многих специалистов в области психологии и педагогики. Она спра­ведливо утверждает, что «свободное опериро­вание пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объ­единяет разные виды учебной и трудовой дея­тельности» (Развитие пространственного мыш­ления школьника. М., 1980. С. 5).

Параллельно с исследованием путей раз­вития пространственного мышления уже в ран­них работах И.С. Якиманской зародилось и дру­гое направление научной деятельности, кото­рое сплотило вокруг нее еще большее число сторонников и единомышленников — это личностно-ориентированный подход в обучении школьников. Размышляя над проблемой, по­ставленной в свое время Л.С. Выготским, о соотношении обучения и психического разви­тия и критически анализируя современные пси­холого-педагогические теории, И.С.Якиман­ская пришла к выводу, что любое обучение мож­но считать развивающим, но далеко не всегда развивающее обучение является личностно-ориентированным. Полемизируя с основоположни­ками развивающего обучения, по мнению кото­рых источник развития лежит вне самого ре­бенка — в обучении, И.С. Якиманская утверж­дает, что каждый ученик как носитель индиви­дуального, личного (субъектного) опыта «...преж­де всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации» (Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000. С. 69).

С 1990 г. Ирина Сергеевна возглавляет от­дел «Проектирование личностно-ориентированного образования» Института педагогичес­ких инноваций РАО, в который часто приез­жают люди из многих уголков кашей страны, разделяющие идеи личностно-ориентированного образования и желающие к ним приоб­щиться. За прошедшее десятилетие сложился своеобразный коллектив единомышленников-энтузиастов, объединивший сотрудников школ разных городов. На базе этих школ происходят разработка и апробация новых технологий личностно-ориентированного образования. Под ре­дакцией И.С. Якиманской изданы свыше двад­цати сборников научных статей, авторами ко­торых являются ее сотрудники, а также дирек­тора и завучи школ разного типа, учителя.

Вместе с научной работой Ирина Сергеев­на постоянно вела и продолжает вести боль­шую педагогическую деятельность, началом ко­торой стало преподавание психологии в шко­ле № 259 Москвы, а затем — во многих педа­гогических вузах. За годы своей работы она способствовала пополнению рядов отечествен­ных психологов, являясь научным руководите­лем дипломных и кандидатских работ (под ее руководством защищены 20 кандидатских и две докторские диссертации).

И.С. Якиманская на протяжении ряда лет была членом редколлегии журнала «Вопросы психологии», а в настоящее время является членом редколлегии журнала «Завуч». Она по­стоянно работает в различных специализиро­ванных советах: Московского педагогического университета, Психологического института РАО и Института коррекционной педагогики, Ин­ститута педагогических инноваций.

И.С. Якиманская является автором более 200 научных работ. В их числе получившие ши­рокое признание книги: «Развитие техничес­кого мышления учащихся» (1964; в соавторстве с Т.В. Кудрявцевым), «Развивающее обучение» (1979), «Развитие пространственного мышления школьников» (1980), «Знания и мышление школьника» (1985), «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» (19%, 2000), «Как развивать учащихся на уроках математи­ки» (1996), «Технология личностно-ориентированного образования» (2000). Многие рабо­ты переведены на польский, румынский, вен­герский, болгарский, немецкий, английский языки.

Научная деятельность И.С. Якиманской была отмечена медалями «За доблестный труд» (1970), «Ветеран труда» (1986), имени К.Д. Ушинского (1995), «В память 850-летия Москвы» (1998) [4; 157].

1.2. Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения.


  Личностно-ориентированное обуче­ние — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее само­бытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием об­разования. Если в традиционной философии образования социально-педа­гогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познава­тельной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного ис­точника индивидуальной жизнедеятель­ности, проявляемой, в частности, в по­знании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педаго­гических воздействий, а «встреча» зада­ваемого и субъектного опыта, своеобраз­ное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразова­ние, что и составляет «вектор» индиви­дуального развития Признание ученика главной действую­щей фигурой всего образовательного про­цесса и есть, по нашему мнению, личностно-ориентированная педагогика.

При проектировании образовательного процесса мы исходим из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоя­тельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.

Традиционно образовательный процесс описывался как учебно-воспитательный, основными составляющими которого яв­лялись, обучение и воспитание. На орга­низацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребенок развивается только под влиянием специ­ально организованных педагогических воздействий[3; 13]. 

 Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение [1; 10].

2 Глава.   Личностно-ориентированное развивающее обучение

            2.1.  Модели личностно-ориентированной педагогики


Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно ус­ловно разделить на три основные группы:

социально-педагогическая,

предметно-дидактическая,

психологическая.

Социально-педагогическая модель ре­ализовала требования общества, которое формулировало социальный заказ обра­зованию: воспитать личность с заранее заданными свойствами. Общество через все имеющиеся образовательные инсти­туты формировало типовую модель такой личности. Задача школы заключалась в первую очередь в том, чтобы каждый ученик по мере взросления соответство­вал этой модели, был ее конкретным носителем. Личность при этом понима­лась как некоторое типовое явление, «ус­редненный» вариант, как носитель и вы­разитель массовой культуры. Отсюда ос­новные социальные требования к лично­сти: подчинение индивидуальных инте­ресов общественным, конформизм, по­слушание, коллективизм и т.п.

Образовательный процесс был ориен­тирован на создание одинаковых условий обучения для всех при ко­торых каждый достигал планируемых ре­зультатов (всеобщее десятилетнее обра­зование, «борьба» с второгодничеством, детьми с отклоняющимися формами по­ведения, изоляция детей с различными нарушениями психического развития и т.п.).

Технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления, формирования, коррекции личности «извне», без достаточного учета и использования субъектного опыта са­мого ученика как активного творца соб­ственного развития (самообразования, самовоспитания).

Образно говоря, направленность такой технологии можно обозначить так: «мне не интересно, каков ты сейчас, но я знаю, каким ты должен стать, и я этого добь­юсь». Отсюда известный педагогический оптимизм, авторитарность, единообразие программ, методов, форм обучения, гло­бальные цели и задачи общего среднего образования (воспитание гармоничной всесторонне развитой личности).

Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связаны с орга­низацией научных знаний в системы с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная диффе­ренциация, обеспечивающая индиви­дуальный подход в обучении.

Средством индивидуализации обуче­ния служили сами знания, а не их конк­ретный носитель — развивающийся уче­ник. Знания организовывались по степе­ни их объективной трудности, новизны, уровню их интегрированности, с учетом рациональных приемов усвоения, «пор­ций» подачи материала, сложности его переработки и т.п. В основе дидактики лежала предмет­ная дифференциация, направленная на выявление: 1) предпочтений ученика к работе с материалом разного предмет­ного содержания; 2) интереса к его уг­лубленному изучению; 3) ориентации ученика к занятиям разными видами предметной (профессиональной) дея­тельности.

Технология предметной дифференциа­ции строилась на учете сложности и объ­ема учебного материала (задания повы­шенно-пониженной трудности).

Для предметной дифференциации разрабатывались факультативные кур­сы, программы спецшкол (языковые, математические, биологические), от­крывались классы с углубленным изу­чением определенных учебных предме­тов (их циклов): гуманитарные, физи­ко-математические, естественно-науч­ные; создавались условия для овладе­ния различными видами предметно-профессиональной деятельности (поли­техническая школа, УПК, различные формы сочетания обучения с обще­ственно полезным трудом).

Организованные формы вариативного обучения, конечно, способствовали его дифференциации, но образова­тельная идеология при этом не меня­лась: поскольку личность продукт обу­чающих воздействий, значит органи­зуем их по принципу дифференциа­ции. Организация знаний по научным направлениям, уровню их сложности (программированное, проблемное обу­чение) признавалась основным источ­ником личностно-ориентированного подхода к ученику. Создавалась ситу­ация, при которой дифференцирован­ные формы педагогического воздейст­вия (через организацию предметных знаний) определяли содержание лично­стного развития1.

Предметная дифференциация задавала нормативную познавательную деятель­ность с учетом специфики научной обла­сти знания, но не интересовалась истока­ми жизнедеятельности самого ученика, как носителя субъектного опы­та, имеющейся у него индивидуальной готовности, предпочтений к предметному содержанию, виду и форме задаваемых знаний. Как показывают наши исследо­вания, предметная избирательность уче­ника складывается задолго до введения дифференцированных форм обучения и не является прямым продуктом их воз­действия. Дифференциация обучения че­рез ее формы необходима для оптималь­ной педагогической поддержки развития индивидуальности, а не для ее изначаль­ного становления. В этих формах она не возникает, а лишь реализуется, наиболее оптимально развивается.

Страницы: 1, 2