бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку бесплатно рефераты

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку

Бузулукский педагогический колледж






Курсовая работа


На тему: «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку»




























Бузулук 2005 г.

Оглавление

 

Введение....................................................................................................... 3

1. Значение изучения иностранного языка.................................................. 4

2. Дифференцированный подход в обучении английскому языку........... 16

3. Формирование личностного отношения учащихся к знаниям при обучении иностранному языку.................................................................................. 19

4. Обучение личностно-ориентированному общению на основе текста в старших классах средней школы........................................................................................... 23

Какими видами спорта занимаются в свободное время в Германии........ 26

5. Обучение иностранному языку и воспитание личности....................... 28

Заключение................................................................................................. 37

Список используемой литературы............................................................. 38


 

 

 

 

 

 

 















 


Введение


Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает,  воспринимая речь на слух. Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

Одним из наиболее дискуссионных аспектов проблемы обучения  иностранным языкам является проверка и учет знаний, умений и навыков,  методика их организации и проведения.

Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка иноязычного общения является личностно – ориентированный подход.

Актуальность данной проблемы проявляется в том, что в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.



1. Значение изучения иностранного языка


Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразователь­ного обучения. Однако его воспитывающие и развивающие резервы полностью до сих пор не изучены. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение иностран­ного языка закладывает основы иноязыч­ной речевой деятельности, является допол­нительным средством расширения кругозора учащихся, позволяет углубить знания школьников о структуре родного языка, со­вместно с изучением родного языка помо­гает лучше понять общечеловеческие спо­собы речевого общения, способствует воспи­танию чувств патриотизма, интернациона­лизма, нравственных качеств личности.

И это, разумеется, так, но названные на­правления не исчерпывают воспитывающих и развивающих возможностей данного учеб­ного предмета, а педагогические действия в этих направлениях на практике нередко носят формальный характер. Причина за­ключается в том, что деятельиостное обу­чение пока еще подменяется исполнитель­ским, воспитание является информирующим (его основным приемом остается сообще­ние готовых знаний), а развитие — декла­ративным.

Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школь­ной программы наиболее полно раскрывают­ся в условиях деятельностного подхода. В этих условиях: а) ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятель­ности, то есть ее активным инициатором, деятелем и контролером; б) по мере взросле­ния учащиеся все более самостоятельно выдвигают значимые для них учебные цели; в) школьники выполняют учебные задания, имеющие четкий личностный смысл; г) на уроках осуществляется взаимодействие с учителем; д) учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельно­сти; е) учебная деятельность есть этап подготовки к трудовой деятельности.

Все эти положения в той или иной форме нашли отражение в упомянутой выше кон­цепции. Одобряя ее в целом, хотелось бы подробнее рассмотреть исходное положение этой концепции — о развивающем обучении средствами иностранного языка, с тем чтобы содействовать его дальнейшей, более де­тальной разработке.

Главной целью развивающего обучения является формирование личностной активности школьника.  Личностная  активность обеспечивает  активное  отношение к  зна­ниям,систематичность и настойчивость в учебном труде, положительные результаты и успешное непрерывное образование. Такая активность называется личностной, по-скольку она ооусловлена психологическими особенностями личности — актуальными потребностями, значимыми для ученика целями и мотивами, понятными  смыслами, доминирующими отношениями.

Личностные психологические особенности не могут быть усвоены в   виде знаний. Они становятся результатом самостоятельного включения    учащихся в учебную деятельность и  являются  итогом деятельностной организации учебного процесса по иностранному языку. При такой организации средствами предмета иностранный язык развиваются  индивидуальные особенности школьника, описываемые ниже.

На уроках иностранного языка форми­руются иноязычные речевые механизмы. В говорении и письме, чтении и аудирова-нии развиваются речевые автоматизмы, на­выки и умения, а также механизмы опере­жающего отражения высказывания, опера­тивной памяти, слухового и зрительного восприятия речи, смыслового структуриро­вания высказывания. Развитие этих меха­низмов положительно влияет на становление и совершенствование функций родной речи, дополнительно тренируя соответствующие структуры мозга. Улучшается работа слухо-и речемоторного анализатора, более точной и осознанной становится артикуляция.

Изучение иностранного языка способст­вует развитию познавательных функций психики учащихся. Тренируется мнемотех­ника, то есть разные приемы запоминания — произвольные и непроизвольные, механиче­ские и логические, непосредственные и опосредованные (через опорные сигналы). Развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза: на материале языко­вых явлений школьники овладевают приема­ми аналитического расчленения целой грам­матической конструкции на части, синте­тической интеграции частей в целое. В ходе такой работы формируются языковые обоб­щения, выделяются языковые абстракции в виде знаков, схем и правил, то есть со­вершенствуется отвлеченное мышление. Коммуникативное обучение иностранному языку существенным образом обогащает­ся, если развивает абстрактное языковое мышление. Абстрагирование и обобщение могут следовать за речевой деятельностью в виде систематизации и языкового осмысле­ния речевого материала, а также могут предшествовать речевой деятельности, создавая ее лингвистическую ориентиро­вочную основу. Формируемая при этом системность мышления является еще одной стороной совершенствования позна вательных   функций   психики   школьников, изучающих иностранный язык.

Развивающее воздействие иностранного языка на познавательные функции школь­ников заключается также и в том, что ра­бота над иноязычным высказыванием спо­собствует формированию логики мышления.

Логика мышления совершается в слове, и поэтому последовательность изложения, ин­формативность и полнота высказывания, взаимосвязь аргументов и следствий, пере­ход от данного к новому, построение ло­гически связанных диалогических единств, ситуативная обусловленность реплик поли­лога формируются в иноязычном высказы­вании.

Современный урок иностранного языка включает разнообразное ролевое общение школьников, широкое применение дискус­сионных приемов в виде обсуждения проблем, использование страноведческого материала, иллюстраций, фото-, кино- и те­лематериалов. Такое обучение развивает воображение учащихся.

Иностранный язык как предмет школь­ной программы содержит большие резервы для формирования филологического мышле­ния учащихся. Язык является важней­шим социальным явлением в окружающем школьника мире, средством национального и межнационального общения, внутренней и внешней деятельности, предметом изуче­ния, обучения и исследования. Интерес к филологии издавна сопутствует подлинной образованности, интеллигентности и куль­туре. На уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной работы могут быть созданы условия для развития интереса к истории изучаемого, языка, к его связи с другими языками мира и родным языком, к парадоксальным и заниматель-ным языковым явлениям, к афоризмам и их авторам, к лингвистическим загадкам, к «секретам» интерпретации художествен­ного текста, к языковым играм и другой познавательной деятельности. Уроки ино­странного языка могут, таким образом, фор­мировать интерес к филологическим явле­ниям.

Овладение иностранным языком расши­ряет фоновые знания школьников. Это по­нятие является частью привычного  поня­тия «кругозор» и отличается тем, что вместо широкой и не всегда системной энцикло-педичности   кругозора   подразумевает   ин­формированность в  конкретных ситуациях общения. В таких ситуациях рассматривае­мые знания составляют интеллектуальный фон речевой деятельности. В фоновые зна­ния входят ключевые слова по обсуждаемой проблеме, систематизированные так, чтобы учащиеся могли достаточно свободно и ней ориентироваться.   Необходимым   компонен­том фоновых знаний является информация по проблеме общения, включающая факты и сведения, даты и цифры и т. п. В фоно­вых знаниях предусматриваются информа­ционные лакуны,  то есть  «белые  пятна»; с  помощью этого  приема  можно создать «информационное неравенство» у школьни­ков (и у них будет что сказать друг другу), а также  организовать   самостоятельный поиск информации. Работа с текстом, пе­риодической печатью и справочной литера­турой позволяет углубить фоновые знания школьников, учит их ориентироваться з по­токе информации, отбирать нужный мате­риал, расширяет кругозор, стимулирует ис­следовательскую деятельность учащихся в учебном процессе.

Изучение иностранного языка связано с накоплением разнообразной информации, и это развивает культуру умственного труда. Учащиеся пользуются комплектом учебных пособий и материалов, словарями, звуко­записывающей и телевизионной аппарату­рой, работают в компьютерных классах. Это позволяет им овладеть широким на­бором средств получения информации. В процессе изучения иностранного языка возникает необходимость постепенно на­капливать учебную информацию, вести соб­ственный словарик, собирать материал по обсуждаемым проблемам и темам, состав­лять тематический каталог фактов и сведе­ний, делать записи в виде краткого конспек­та, пользоваться дневником своих наблюде­ний, собирать папку иллюстраций. Куль­тура умственного труда повышается с постепенной компьютеризацией самостоятельного учения.

Важным показателем культуры умствен­ного труда является подготовка к реше­нию учебной задачи на уроке. Планиро­вание своего высказывания, составление опорных конспектов, подбор иллюстратив­ного материала повышают готовность школьников к интеллектуальной деятель­ности.

На уроках иностранного языка есть усло­вия для развития межличностного взаимо­действия школьников в общении. Умение правильно организовать свое общение яв­ляется признаком индивидуальной культу­ры. Данное умение недостаточно развито у детей: их непосредственные реакции не­редко являются «помехами» общения, за­трудняют межличностное взаимодействие и даже разрушают его. Несформированность такого взаимодействия особенно остро ощу­щается на уроках иностранного языка, где вместо общения школьники часто «доклады­вают» диалог.

Умения межличностного взаимодействия могут быть сформированы на уроках ино­странного языка, если эти уроки строятся как процесс непрерывного полилогического (с   одновременным   участием   в   слушании и говорении всех школьников учебной груп­пы)    сотрудничества.    В    организованном речевом общении развивается умение слу­шать как главное условие совершенствова­ния межличностного взаимодействия. Раз­вивается также умение полезной в некото­рых случаях  молчаливой  реакции.  Усваи­ваются речевые функции сообщения, выяс­нения, толкования, комментирования,контр­аргументирования,  выражения отношения, добавления, указания, предположения и др. В специально организованных упражнениях тренируются    скорость   речи,    интонация, тембр голоса, мимика, поза и жесты, рас­положение участников общения в межлич­ностном  пространстве. Необходимы также упражнения      социально-психологического тренинга, широко распространенные в ин­тенсивных курсах. В процессе выполнения этих упражнений воспитываются внимание друг    к    другу,    взаимная    уступчивость, стремление к совместным действиям, взаи­мовыручка, усваиваются правила этикета. Изучение   иностранного   языка   способ­ствует   осознанию  общечеловеческих   цен­ностей.    Предметом   изучения   становятся материально - технические, социально - поли­тические, нравственно-этические и культур­но-исторические ценности стран изучаемого языка и родной страны. Формируются пред­ставления   об   актуальных   проблемах   со­циально-политической жизни, анализируются нравственно-этические традиции в обще­стве, вопросы современной морали, накапли­вается информация о памятниках истории и произведениях искусства, имеющих обще­человеческую ценность. Формируется ак­тивное и заинтересованное отношение к ду­ховной жизни людей разных стран, возни­кает уважение к национальным традициям разных народов, создаются условия, препят­ствующие появлению «образа врага» по на­циональному или государственному при­знаку.

Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства нацио­нальной самобытности. Изучая вместе с языком жизнь других стран, школьники сравнивают получаемую информацию с жизнью родной страны. Благодаря такому сравнению они учатся видеть успехи своей страны и существующие проблемы, ценить преимущества социалистического строя, уважать традиции и обычаи своего народа, отстаивать национальное достоинство. Чув­ство национальной самобытности укрепляет­ся в связи с тем, что школьники готовятся рассказать иностранным гостям о своей стране: о ее истории, об интересных геогра­фических маршрутах, о научных достиже­ниях, о произведениях искусства, о тради­циях и обычаях.

Воспитание чувства национальной само­бытности связано также с повышенным вниманием к родному языку при изучении иностранного. На уроках есть условия для межъязыкового сравнения, выявления экс­прессивных возможностей родной и ино­язычной речи, воспитания уважения к рус­скому и другому национальному языку, на котором ведется преподавание. Таким образом возникает диалог культуры.

Знание иностранного языка есть резуль­тат большого личного труда учащегося. Процесс изучения иностранного языка спо­собствует развитию важных черт характера личности. Овладение иноязычной речью помогает формировать целеустремленность школьников. Упражнения в иноязычной речевой деятельности развивают терпение. Преодоление трудностей формирует настой­чивость. Развиваются усидчивость, аккурат­ность, самостоятельность и другие черты характера. Это обусловлено спецификой учебной деятельности по иностранному язы­ку: ее отличают длительность процесса, отдаленность конечной цели и результата, повышенная сложность речемыслительной деятельности, необходимость регулярных упражнений, полная  взаимозависимость всех этапов обучения, безусловная необхо­димость самостоятельной учебной работы. Изучение иностранного языка способ­ствует периодической смене ведущей дея­тельности учащихся — важной характерной особенности возрастных периодов развития личности. В дошкольном возрасте занятия иностранным  языком способствуют разви­тию   игровых   форм   общения   детей,   что является  важным  этапом  становления  их познавательной деятельности.  В  младшем школьном   возрасте   вместе   с   опорой   на игровые формы организации урока создают­ся предпосылки для развития отвлеченного языкового   мышления    школьников:    язык осознается как предмет изучения, учебная деятельность постепенно становится веду­щей.   Уже   в   этот   период   изучение   ино­странного   языка   способствует   развитию специфической ведущей деятельности под­росткового возраста — межличностного об­щения.  Эта деятельность наиболее полно реализуется в среднем школьном возрасте. Овладевая межличностным общением, под­ростки одновременно знакомятся с культур­ными и нравственными ценностями, говорят о своем месте в жизни, думают об идеале. Таким образом готовится переход к ведущей деятельности   юношеского   возраста — со­циальному самоутверждению. В этот период учебная   работа   по   иностранному   языку может быть профессионально направленной, готовящей школьников к ведущей деятель­ности взрослого человека — профессиональ­ному труду.

Содержание ведущей деятельности не является раз и навсегда установленным. Оно зависит от психофизиологического созревания, общественных традиций воспи­тания, способов обучения. Иностранный язык как предмет школьной программы может не только отражать содержание ведущей деятельности и следовать за ней, но и идти впереди достигнутого уровня развития, быть действенным фактором, влияющим на смену возрастных периодов в совокупности со всем содержанием социального обучения.

Страницы: 1, 2, 3