Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку
Бузулукский педагогический колледж
Курсовая работа
На тему: «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному
языку»
Бузулук 2005 г.
Оглавление
Введение....................................................................................................... 3
1. Значение изучения иностранного языка.................................................. 4
2. Дифференцированный подход в обучении английскому языку........... 16
3. Формирование личностного отношения учащихся к знаниям при
обучении иностранному языку.................................................................................. 19
4. Обучение личностно-ориентированному общению на основе
текста в старших классах средней школы........................................................................................... 23
Какими видами спорта занимаются в свободное время в Германии........ 26
5. Обучение иностранному языку и воспитание личности....................... 28
Заключение................................................................................................. 37
Список используемой литературы............................................................. 38
Основное
назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится
в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о
формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности
осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и
опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо).
Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью
обучения. Сегодня это особенно популярно. Опыт свидетельствует, что наибольшие
трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух.
Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно
значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе
речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли
слушающего.
Одним из наиболее дискуссионных аспектов проблемы обучения
иностранным языкам является проверка и учет знаний, умений и навыков, методика
их организации и проведения.
Одним из наиболее
эффективных средств развития и формирования навыка иноязычного общения является
личностно – ориентированный подход.
Актуальность данной проблемы проявляется в том, что в
процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные
способности каждого учащегося.
Иностранный
язык исторически является важнейшим предметом общеобразовательного обучения.
Однако его воспитывающие и развивающие резервы полностью до сих пор не изучены.
Бытующие представления сводятся к тому, что изучение иностранного языка
закладывает основы иноязычной речевой деятельности, является дополнительным
средством расширения кругозора учащихся, позволяет углубить знания школьников о
структуре родного языка, совместно с изучением родного языка помогает лучше
понять общечеловеческие способы речевого общения, способствует воспитанию
чувств патриотизма, интернационализма, нравственных качеств личности.
И это, разумеется, так, но названные направления
не исчерпывают воспитывающих и развивающих возможностей данного учебного
предмета, а педагогические действия в этих направлениях на практике нередко
носят формальный характер. Причина заключается в том, что деятельиостное обучение
пока еще подменяется исполнительским, воспитание является информирующим (его
основным приемом остается сообщение готовых знаний), а развитие — декларативным.
Воспитывающие и развивающие резервы
иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются
в условиях деятельностного подхода. В этих условиях: а) ученик становится не
объектом, а субъектом учебной деятельности, то есть ее активным инициатором,
деятелем и контролером; б) по мере взросления учащиеся все более
самостоятельно выдвигают значимые для них учебные цели; в) школьники выполняют
учебные задания, имеющие четкий личностный смысл; г) на уроках осуществляется
взаимодействие с учителем; д) учебные задания моделируют различные аспекты
человеческой деятельности; е) учебная деятельность есть этап подготовки к
трудовой деятельности.
Все эти положения в той или иной форме нашли
отражение в упомянутой выше концепции. Одобряя ее в целом, хотелось бы
подробнее рассмотреть исходное положение этой концепции — о развивающем
обучении средствами иностранного языка, с тем чтобы содействовать его
дальнейшей, более детальной разработке.
Главной целью развивающего обучения является
формирование личностной активности школьника. Личностная активность
обеспечивает активное отношение к знаниям,систематичность и настойчивость в
учебном труде, положительные результаты и успешное непрерывное образование.
Такая активность называется личностной, по-скольку она ооусловлена
психологическими особенностями личности — актуальными потребностями, значимыми
для ученика целями и мотивами, понятными смыслами, доминирующими отношениями.
Личностные психологические особенности не
могут быть усвоены в виде знаний. Они становятся результатом самостоятельного
включения учащихся в учебную деятельность и являются итогом деятельностной
организации учебного процесса по иностранному языку. При такой организации
средствами предмета иностранный язык развиваются индивидуальные особенности
школьника, описываемые ниже.
На уроках иностранного языка формируются
иноязычные речевые механизмы. В говорении и письме, чтении и аудирова-нии
развиваются речевые автоматизмы, навыки и умения, а также механизмы опережающего
отражения высказывания, оперативной памяти, слухового и зрительного восприятия
речи, смыслового структурирования высказывания. Развитие этих механизмов
положительно влияет на становление и совершенствование функций родной речи,
дополнительно тренируя соответствующие структуры мозга. Улучшается работа
слухо-и речемоторного анализатора, более точной и осознанной становится
артикуляция.
Изучение иностранного языка способствует
развитию познавательных функций психики учащихся. Тренируется мнемотехника, то
есть разные приемы запоминания — произвольные и непроизвольные, механические и
логические, непосредственные и опосредованные (через опорные сигналы).
Развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза: на материале языковых
явлений школьники овладевают приемами аналитического расчленения целой грамматической
конструкции на части, синтетической интеграции частей в целое. В ходе такой
работы формируются языковые обобщения, выделяются языковые абстракции в виде
знаков, схем и правил, то есть совершенствуется отвлеченное мышление.
Коммуникативное обучение иностранному языку существенным образом обогащается,
если развивает абстрактное языковое мышление. Абстрагирование и обобщение могут
следовать за речевой деятельностью в виде систематизации и языкового осмысления
речевого материала, а также могут предшествовать речевой деятельности, создавая
ее лингвистическую ориентировочную основу. Формируемая при этом системность
мышления является еще одной стороной совершенствования позна вательных функций
психики школьников, изучающих иностранный язык.
Развивающее воздействие иностранного языка
на познавательные функции школьников заключается также и в том, что работа
над иноязычным высказыванием способствует формированию логики мышления.
Логика мышления совершается в слове, и
поэтому последовательность изложения, информативность и полнота высказывания,
взаимосвязь аргументов и следствий, переход от данного к новому, построение логически
связанных диалогических единств, ситуативная обусловленность реплик полилога
формируются в иноязычном высказывании.
Современный урок иностранного языка включает
разнообразное ролевое общение школьников, широкое применение дискуссионных
приемов в виде обсуждения проблем, использование страноведческого материала,
иллюстраций, фото-, кино- и телематериалов. Такое обучение развивает
воображение учащихся.
Иностранный язык как предмет школьной
программы содержит большие резервы для формирования филологического мышления
учащихся. Язык является важнейшим социальным явлением в окружающем школьника
мире, средством национального и межнационального общения, внутренней и внешней
деятельности, предметом изучения, обучения и исследования. Интерес к филологии
издавна сопутствует подлинной образованности, интеллигентности и культуре. На
уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной работы могут быть
созданы условия для развития интереса к истории изучаемого, языка, к его связи
с другими языками мира и родным языком, к парадоксальным и заниматель-ным
языковым явлениям, к афоризмам и их авторам, к лингвистическим загадкам, к
«секретам» интерпретации художественного текста, к языковым играм и другой
познавательной деятельности. Уроки иностранного языка могут, таким образом,
формировать интерес к филологическим явлениям.
Овладение иностранным языком расширяет
фоновые знания школьников. Это понятие является частью привычного понятия
«кругозор» и отличается тем, что вместо широкой и не всегда системной
энцикло-педичности кругозора подразумевает информированность в
конкретных ситуациях общения. В таких ситуациях рассматриваемые знания
составляют интеллектуальный фон речевой деятельности. В фоновые знания входят
ключевые слова по обсуждаемой проблеме, систематизированные так, чтобы учащиеся
могли достаточно свободно и ней ориентироваться. Необходимым компонентом
фоновых знаний является информация по проблеме общения, включающая факты и
сведения, даты и цифры и т. п. В фоновых знаниях предусматриваются информационные
лакуны, то есть «белые пятна»; с помощью этого приема можно создать
«информационное неравенство» у школьников (и у них будет что сказать друг
другу), а также организовать самостоятельный поиск информации. Работа с
текстом, периодической печатью и справочной литературой позволяет углубить
фоновые знания школьников, учит их ориентироваться з потоке информации,
отбирать нужный материал, расширяет кругозор, стимулирует исследовательскую
деятельность учащихся в учебном процессе.
Изучение иностранного языка связано с
накоплением разнообразной информации, и это развивает культуру умственного
труда. Учащиеся пользуются комплектом учебных пособий и материалов, словарями,
звукозаписывающей и телевизионной аппаратурой, работают в компьютерных
классах. Это позволяет им овладеть широким набором средств получения
информации. В процессе изучения иностранного языка возникает необходимость
постепенно накапливать учебную информацию, вести собственный словарик,
собирать материал по обсуждаемым проблемам и темам, составлять тематический
каталог фактов и сведений, делать записи в виде краткого конспекта,
пользоваться дневником своих наблюдений, собирать папку иллюстраций. Культура
умственного труда повышается с постепенной компьютеризацией самостоятельного
учения.
Важным показателем культуры умственного
труда является подготовка к решению учебной задачи на уроке. Планирование
своего высказывания, составление опорных конспектов, подбор иллюстративного
материала повышают готовность школьников к интеллектуальной деятельности.
На уроках иностранного языка есть условия
для развития межличностного взаимодействия школьников в общении. Умение
правильно организовать свое общение является признаком индивидуальной культуры.
Данное умение недостаточно развито у детей: их непосредственные реакции нередко
являются «помехами» общения, затрудняют межличностное взаимодействие и даже
разрушают его. Несформированность такого взаимодействия особенно остро ощущается
на уроках иностранного языка, где вместо общения школьники часто «докладывают»
диалог.
Умения межличностного взаимодействия могут
быть сформированы на уроках иностранного языка, если эти уроки строятся как
процесс непрерывного полилогического (с одновременным участием в
слушании и говорении всех школьников учебной группы) сотрудничества.
В организованном речевом общении развивается умение слушать как главное
условие совершенствования межличностного взаимодействия. Развивается также
умение полезной в некоторых случаях молчаливой реакции. Усваиваются
речевые функции сообщения, выяснения, толкования, комментирования,контраргументирования,
выражения отношения, добавления, указания, предположения и др. В специально
организованных упражнениях тренируются скорость речи, интонация, тембр
голоса, мимика, поза и жесты, расположение участников общения в межличностном
пространстве. Необходимы также упражнения социально-психологического
тренинга, широко распространенные в интенсивных курсах. В процессе выполнения
этих упражнений воспитываются внимание друг к другу, взаимная
уступчивость, стремление к совместным действиям, взаимовыручка, усваиваются
правила этикета. Изучение иностранного языка способствует осознанию
общечеловеческих ценностей. Предметом изучения становятся материально
- технические, социально - политические, нравственно-этические и культурно-исторические
ценности стран изучаемого языка и родной страны. Формируются представления
об актуальных проблемах социально-политической жизни, анализируются нравственно-этические
традиции в обществе, вопросы современной морали, накапливается информация о
памятниках истории и произведениях искусства, имеющих общечеловеческую
ценность. Формируется активное и заинтересованное отношение к духовной жизни
людей разных стран, возникает уважение к национальным традициям разных
народов, создаются условия, препятствующие появлению «образа врага» по национальному
или государственному признаку.
Осознание общечеловеческих ценностей
неотделимо от развития чувства национальной самобытности. Изучая вместе с
языком жизнь других стран, школьники сравнивают получаемую информацию с жизнью
родной страны. Благодаря такому сравнению они учатся видеть успехи своей страны
и существующие проблемы, ценить преимущества социалистического строя, уважать
традиции и обычаи своего народа, отстаивать национальное достоинство. Чувство
национальной самобытности укрепляется в связи с тем, что школьники готовятся
рассказать иностранным гостям о своей стране: о ее истории, об интересных географических
маршрутах, о научных достижениях, о произведениях искусства, о традициях и
обычаях.
Воспитание чувства национальной самобытности
связано также с повышенным вниманием к родному языку при изучении иностранного.
На уроках есть условия для межъязыкового сравнения, выявления экспрессивных
возможностей родной и иноязычной речи, воспитания уважения к русскому и
другому национальному языку, на котором ведется преподавание. Таким образом
возникает диалог культуры.
Знание иностранного языка есть результат
большого личного труда учащегося. Процесс изучения иностранного языка способствует
развитию важных черт характера личности. Овладение иноязычной речью помогает
формировать целеустремленность школьников. Упражнения в иноязычной речевой
деятельности развивают терпение. Преодоление трудностей формирует настойчивость.
Развиваются усидчивость, аккуратность, самостоятельность и другие черты
характера. Это обусловлено спецификой учебной деятельности по иностранному языку:
ее отличают длительность процесса, отдаленность конечной цели и результата,
повышенная сложность речемыслительной деятельности, необходимость регулярных
упражнений, полная взаимозависимость всех этапов обучения, безусловная необходимость
самостоятельной учебной работы. Изучение иностранного языка способствует
периодической смене ведущей деятельности учащихся — важной характерной
особенности возрастных периодов развития личности. В дошкольном возрасте
занятия иностранным языком способствуют развитию игровых форм общения
детей, что является важным этапом становления их познавательной
деятельности. В младшем школьном возрасте вместе с опорой на
игровые формы организации урока создаются предпосылки для развития
отвлеченного языкового мышления школьников: язык осознается как предмет
изучения, учебная деятельность постепенно становится ведущей. Уже в
этот период изучение иностранного языка способствует развитию
специфической ведущей деятельности подросткового возраста — межличностного общения.
Эта деятельность наиболее полно реализуется в среднем школьном возрасте.
Овладевая межличностным общением, подростки одновременно знакомятся с культурными
и нравственными ценностями, говорят о своем месте в жизни, думают об идеале.
Таким образом готовится переход к ведущей деятельности юношеского возраста
— социальному самоутверждению. В этот период учебная работа по
иностранному языку может быть профессионально направленной, готовящей
школьников к ведущей деятельности взрослого человека — профессиональному
труду.
Содержание ведущей деятельности не является
раз и навсегда установленным. Оно зависит от психофизиологического созревания,
общественных традиций воспитания, способов обучения. Иностранный язык как
предмет школьной программы может не только отражать содержание ведущей
деятельности и следовать за ней, но и идти впереди достигнутого уровня
развития, быть действенным фактором, влияющим на смену возрастных периодов в
совокупности со всем содержанием социального обучения.
Страницы: 1, 2, 3
|
|