Личность как субъект профессиональной деятельности
Личность как субъект профессиональной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое
познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не
ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.
В
последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам
смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с
подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся
общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь
справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и
учащимся других учебных заведений.
Наряду
с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся
помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем
поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны
личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в
настоящее время.
Когда
психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они
сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении.
Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы,
ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности,
соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое
- вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело,
если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.
Обладая
многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое.
Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество
свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть
системообразующим фактором и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой
системы.
Личность - общение и формирование.
В
последнии годы ученые, представляющие различные области советской
психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые
после своего решения все вместе позволят достаточно исчерпывающе охватить
феноменологию, закономерности и механизмы общения.
Благодаря их усилиям психология в последние годы была обогащена рядом общих и
более частных фактов, которые, будучи рассмотрены с позиций целостной теории
развития человека как индивида и как личности, очень убедительно показывают
предельно необходимую роль общения в формировании многих важных характеристик
психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.
Задача
этой работы заключается в том, чтобы последовательно рассмотреть все эти факты
и попытаться проследить, каким образом и почему общение выступает наряду с
трудом совершенно обязательным личностно формирующим фактором и вместе с тем,
что нужно делать, чтобы усилить его значение в воспитании.
Некоторым
психологам может показаться, что поставленная задача не заслуживает
специального внимания ни ученых-психологов и педагогов, ни
воспитателей-практиков. Представляется, что они ошибаются, и вот почему. После
того как в советской психологии - а под ее влиянием и в педагогике- утвердилось
в целом бесспорное положение о том, что психика формируется в деятельности,
сущность этого положения очень многими учеными и еще большим числом практиков
стала трактоваться очень односторонне: психика, считали они, формируется лишь
в предметной деятельности.
Рассуждая
так, они допускали две неточности: во-первых, сужали понятие деятельности, а
во-вторых, умаляли значение факторов, по их основным характеристикам к
предметной деятельности не относящихся, но тем не менее оказывающих на развитие
психики человека сильнейшее влияние. Если под деятельностью разуметь активность
человека, направленную на достижение определенных осознаваемых им целей с
помощью усвоенных им в обществе, в котором он живет, способов и стимулируемую
столь же определенными мотивами, то деятельностью будут не только игра,
учение, производственный и бытовой труд, не только работа хирурга или
художника-живописца, но и взаимодействие людей друг с другом в форме общения.
Ведь
понятно, что, вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило,
преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться
от него признания, удержать от неправильного поступка, понравиться и т. и.
Чтобы осуществить ее они более или менее сознательно используют свою речь, всю
свою экспрессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не
иначе имеющиеся у них потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации.
Вместе
с тем, характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо также
видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как
личности, и как субъекта деятельности, и как индивидуальности.
Пытаясь
выяснить причины, делающие общение одним из сильнейших факторов, участвующих в
формировании личности, было бы большим упрощенчеством видеть его воспитательное
значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким образом
возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности,
которыми они обладают, а также умения и навыки, требующихся обычно человеку
для успешного выполнения предметной деятельности.
Какие
требования предъявляют окружающие человека люди к его вниманию, восприятию,
памяти, воображению, мышлению, когда с ним повседневно общаются, какую по преимуществу
«пищу» ему задают, какие задачи перед ним ставят и какой уровень его активности
при этом вызывают—от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание
разных характеристик, которые несет в себе интеллект человека.
Не
меньшее значение общение как деятельность имеет и для развития эмоциональной
сферы человека, для формирования его чувств. Столь же значимое влияние
оказывает общение и на волевое развитие человека. Приникает ли он быть
собранным, настойчивым, решительным, смелым, целеустремленным или у него будут
преобладать противоположные качества- все это в очень большой мере определяется
тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные
ситуации общения, в которых человек изо дня в день оказывается.
Но
к такому результату приводит не всякое общение, а только организованное при
становлении человека как личности в соответствии с принципом «человек
человеку— друг, товарищ и брат» и сопровождаемое, с одной стороны, воспитанием
у каждого человека отношения к другим людям—товарищам по общему делу как к
высшей ценности.
Конечно,
полнота и правильность оценки человеком других людей, проявляющиеся у пего
психологические установки при восприятии окружающих и манера отвечать на их
поведение несут на себе печать того конкретного опыта общения с людьми, который
человек, успел накопить в свое» жизни. Поэтому если ему на его жизненном пути
встречались люди, по своим достоинствам и недостаткам очень похожие друг на
друга, а общаться изо дня в день надо было с небольшим числом лиц, не
представляющих различные возрастные, половые, профессиональные и
национально-классовые группы людей, то эта ограниченность личных впечатлений от
встреч с людьми не может не сказываться отрицательно и на образовании у
человека оценочных эталонов, которые он начинает прикладывать к другим людям, и
на результате его эмоциональных реакции на их повеление, и на характере
способов ответов на действия лиц с которыми он по том или другим причинам
должен общаться теперь.
Но
собственный опыт, складывающийся у человека из непосредственного познания
людей, переживаний по поводу их поведения при встречах с ними и его собственных
действий в ответ на их поведение,—это только одни из путей формирования у
человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людьми.
Другой путь, который должен обязательно дополнять первый,—это постоянное
обогащение его теоретическими сведениями, относящимися к различным областям
человекознания, проникновение во все новые пласты психики человека, постижение
законов, управляющих его поведением, через чтение подлинно художественной
литературы, просмотр реалистических по своему содержанию фильмов и спектаклей,
наконец, это проникновение во внутренний мир человека, понимание механизмов,
обеспечивающих его существование, через знакомство с научной литературой,
предметом которой являются человек и человеческое общество.
Идущее
из разных источников обогащение людей обобщенными знаниями об основных
проявлениях человека как личности, устойчивых зависимостях, связывающих ее
внутренние характеристики с его поступками. а также с окружающей
действительностью, делает это людей более зрячими по отношению к личностной
сути и, так сказать, сиюминутному состоянию каждого из тех конкретных лиц, с
которыми этим людям по какому-то реальному поводу приходится
взаимодействовать.
Путь
воспитательной работы с человеком, направленный на развитие в его личности
качеств, формировании у него способности сопереживать другим людям—близким,
товарищам по общему делу, соотечественникам, идейным единомышленникам.
Воспитание
этой сугубо социальной способности, которое прежде всего предполагает развитие
у человека умения ставить себя на место другого и чувствовать его боль и
радость как свои, — процесс не только длительный, но и прямо сопряженный с
выработкой в человеке таких важных для нашего общества характеристик, как
коллективизм, глубокий интерес к другому человеку и постоянная готовность
приходить ему па помощь.
И
ещё одно направление работы с людьми, которая также должна начинаться очень рано,
— это упражнения каждого из них в таком поведении по отношению ко всем
остальным, которое бы никого из них не оскорбляло, не ущемляло бы их достоинство
и не приводило бы только из-за одной неудачной формы к напряжению во
взаимоотношениях. Учить людей не быть грубыми, высокомерными, придирчиво
язвительными — это задача, органично связанная со всеми другими, о которых речь
шла выше, и без ее решения более общая цель—всесторонняя воспитанность личности
— полностью достигнута не будет.
Очень
важен еще один вопрос, который имеет прямое отношение к воспитанию у человека
способности взаимодействовать с другими людьми на психологически грамотном
уровне,— это формирование у него установки на творчество в общении. Человек,
особенно если он воспитатель, руководитель, врач, обязан уметь осуществлять
индивидуальный подход к каждому из тех, кто находится под его началом, а это
невозможно, если он не приучен «чувствовать» бытие другого человека как свое
собственное бытие и всякий раз, встречаясь с ним, преодолевать формализм а общении
и, уходя от оценочных стереотипов, выявлять его личностное своеобразие и затем,
переступая через старые поведенческие шаблоны, искать и пробовать наиболее
воспитательно подходящие для данного случая способы обращения.
Рассмотрев далеко не все аспекты
большой и сложной проблемы—формирования личности в общении как деятельности, а
по преимуществу лишь те, и которым с последние годы проявляет интерес паша
психологическая и, педагогическая литература Но для более полного охвата этой
крайне значимой для понимания законов и механизмов развития психики человека в
онтогенезе проблемы необходимо, с одной стороны, возобновление исследований,
которые в прошлом в нашей психологической науке были начаты, а затем по ряду
причин прерваны. Для достижения ощутимых результатов в освещении всех
неясностей процесса формирования личности в общении надо ставить и новые
вопросы и искать на них научно убедительные ответы.
К
числу их следует отнести строящуюся на основах научной психологии разработку путей
управления общением с целью увеличения его воспитательного воздействия на
личность и в связи с этим определение направленной коррекции общения личности,
обладающей данными конкретными свойствами; выяснение наиболее
благоприятствующих всестороннему развитию личности характеристик общения, его
целей, средств, актуализации мотивов с учетом возраста, пола и профессии
общающихся; поиск воспитательно оптимальной организации общения при
выполнении людьми различных видов деятельности; создание надежного
диагностического инструментария для установления степени сформированности в
структуре личности черт, образующих «коммуникативный блок».
После
рассмотренного перечня вопросов достаточно отчетливо видно, насколько тесно
общение как деятельность и формирование личности связаны друг с другом. Вместе
с тем из приведенного перечня видно и другое: сколь много в этой проблеме
различных аспектов, которые ждут своего освещения.
Представляется,
что осуществление этой работы из-за ее очевидной теоретической и практической
значимости является для советских психологов и педагогов таким делом,
затягивать выполнение которого никак нельзя.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Рассмотрим
теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности.
Однако, прежде чем начать анализ этих проблем, необходимо уточнить тот
«разрез», который является специфическим для социальной психологии. Уже в.
многочисленных и разнообразных определениях предмета социальной психологии
заложена некоторая противоречивость суждений относительно того, какое место
должна занять проблема личности в этой науке. При характеристике основных
позиций в дискуссии о предмете социальной психологии уже говорилось о том, что
одна из них понимала преимущественно под задачей социальной психологии
исследование именно личности, хотя и добавлялось при этом, что личность должна
рассматриваться в контексте группы. Но так или иначе акцент был сделан на
личность, на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней
определенных качеств в результате социального воздействия и т. д. Вместе с тем
другая позиция в дискуссии основывалась на том, что для социальной психологии
личность—отнюдь не главный объект исследования, поскольку сам «замысел»
существования этой особой отрасли психологического знания состоит в том, чтобы
изучать «психоло-,тию группы». При такой аргументации предполагалось, хотя это
я не всегда было выражено открыто, что собственно личность выступает как
предмет исследования в общей психологии, а отличие социальной психологии от
последней и состоит в другом фокусе интереса. В принятом нами определении
социальной психологии проблема личности присутствует как законная проблема
этой науки, однако в специфическом аспекте. Характеристика этого аспекта,
аргументация в его пользу и должны быть сделаны.
Проблема
личности является не только проблемой всей совокупности психологических наук,
и поэтому, даже если мы определим «границы» между ними в подходе к личности;,
мы не решим вопрос о специфике анализа полностью. В настоящее время в
современном обществе под влиянием научно-технической революции интерес к
проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически
все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема
личности стоит в центре и философского и социологического знания; ею
занимается и этика, и педагогика, и генетика. Можно, конечно, пренебречь точным
обозначением сферы и угла зрения в исследовании этого, действительно
общезначимого, феномена и действовать по принципу «все, что будет познано и
описано, будет полезно». Но, хотя с практической точки зрения в таком
рассуждении и есть резон, вряд ли такой подход способствует повышению
эффективности исследований. К тому же для каждой научной дисциплины важна внутренняя
логика, и она требует более точного самоопределения в изучении тех проблем,
которые представляют интерес для многих наук.
Разведение
направлений такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется особенно
важным в условиях социалистического общества. С одной стороны, это обусловлено
тем, что важнейшая задача, поставленная на современном этапе,— это задача
формирования всесторонне развитой, гармонической личности, и решить ее можно
только совместными усилиями всех имеющих отношение к делу научных дисциплин.
Совместность таких усилий предполагает комплексный подход к исследованию
личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска
для каждой из вовлеченных дисциплин. С другой стороны, выявление специфики
социально-психологического подход к личности имеет для развития советской
психологической науки особое методологическое значение, поскольку затрагивает
вопрос об отношениях общей и социальной психологии, вопрос, который решается
принципиально по-иному по сравнению с тем, как это имеет место в различных
системах психологического знания на Западе. Методологическая и теоретическая
ориентация советской психологической науки совершенно по-иному задаст постановку
в ней проблемы личности.
Проблема
личности занимает определенное место в структуре общей психологии, как она
представлена в советской психологической науке. В структуре социологического -
знания довольно точно обозначен раздел «Социология личности», еще более прочную
традицию имеет внутри общей психологии раздел «Психология личности». Именно
относительно этих двух разделов надо найти место и разделу
социально-психологической науки «Социальная психология личности». Как видно
предложенный вопрос в каком-то смысле повторяет вопрос более общего порядка, а
именно обсужденный уже вопрос об общих «границах» между социальной психологией
и социологией, с одной стороны, и общей психологией, с другой стороны.
В
групповых и межгрупповых отношениях конфликт способствует предотвращению
застоя, служит источником нововведений, стимулом развития, фактором
стабилизации группы фактором интеграции. К основным путям предупреждения
(профилактики) конфликтов следует отнести:
Страницы: 1, 2
|
|