Лекционно-семинарская система обучения
Для бригадно-лабораторной системы организации занятий,
претендовавшей на универсальность, было характерно умаление роли учителя,
низведение его функций к периодическим консультациям учащихся. Переоценка
учебных возможностей учащихся и метода самостоятельного добывания знаний
привели к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и
несформированности важнейших общеучебных умений.
В ответ на критику бригадно-лабораторной системы обучения НИИ
методов школьной работы, которым руководил В.Н.Шульгин, стал пропагандировать
ее преобразование в проектную систему (метод проектов). Она была позаимствована
из американской школы, где ее разработал У. Кильпатрик. Суть этой системы обучения
сводится к тому, что учащиеся сами выбирают тему разработки проекта. Она должна
быть связана с реальной жизнью и в зависимости от специализации (уклона)
учебной группы отражать общественно-политическую, хозяйственно-производственную
или культурно-бытовую ее стороны. Однако в проектной системе обучения, как и в
бригадно-лабораторной, учитель оставался в той же роли: читал вводную лекцию,
консультировал, подводил итоги.
1.3.2.3. Лекционно-семинарская
система обучения
С появлением первых университетов зарождается
лекционно-семинарская система обучения.
Основной формой обучения в ранних университетах была лекция,
которая первоначально заключалась в чтении текста, сопровождавшегося глоссами,
разъяснениями и замечаниями, но постепенно становилась более свободной и
тщательно продуманной. Кроме того, заметной чертой университетской жизни были
диспуты. По форме обсуждение "спорных вопросов" было таково: сначала
формулировалась проблема, потом излагались и обосновывались различные или
противоположные друг другу мнения и студент давал ответ, а затем следовало
решение профессора. Несколько раз в год устраивались более свободные
обсуждения, открытые для преподавателей, студентов и гостей, и тогда могли обсуждаться
какие угодно вопросы. Они-то и были известны как диспут.
Характер устного изложения учебного курса (обычно на
латинском языке) лекция приобрела в 18 в. в университетах (в средневековых
университетах лекция применялась в форме чтения и комментирования
преподавателем текста какой-либо книги).
Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и
римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и
заключениями преподавателей. Дальнейшее развитие семинары получили в
университетах Западной Европы, где с 17 в. они предназначались главным образом
для работы студентов над источниками (как правило, по гуманитарным наукам). С
начала 19 в. семинарские занятия введены на некоторых кафедрах в русских
университетах. С начала 20 в. университетские семинары стали способствовать
расширению общего научного кругозора студентов, ознакомлению их с важнейшими
проблемами и исследованиями в избранной отрасли науки.
В последние годы элементы лекционно-семинарской системы
обучения стали использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами
обучения классно-урочной системы. Опыт прямого перенесения
лекционно-семинарской системы в школу себя не оправдал.
1.3.3. Сочетание различных систем
обучения
В 60-е годы большую известность получил план Трампа,
названного так по имени его разработчика американского профессора педагогики Л.
Трампа. Эта форма организации обучения предполагала сочетание занятий в больших
аудиториях (100 - 150 человек) с занятиями в группах по 10-15 человек и
индивидуальную работу учащихся. На общие лекции с применением разнообразных
технических средств отводилось 40 % времени, на обсуждение лекционного
материала, углубленное изучение отдельных разделов и отработку умений и навыков
(семинары) - 20%, а остальное время учащиеся работали самостоятельно под
руководством педагога или его помощников из сильных учащихся.
В настоящее время по плану Трампа работают лишь некоторые
частные школы, а в массовых школах закрепились лишь отдельные элементы:
преподавание бригадой педагогов одного предмета (один читает лекции, другие
проводят семинары); привлечение помощников, не имеющих специального
образования, к проведению занятий с большой группой учащихся; организация
самостоятельной работы в малых группах. Кроме механического переноса вузовской
системы обучения в общеобразовательную школу план Трампа утверждал принцип
индивидуализации, выражающийся в предоставлении ученику полной свободы в выборе
содержания образования и методов его освоения, что было связано с отказом от
руководящей роли учителя и игнорированием стандартов образования[10].
В современный период модернизацию классно-урочной системы
обучения осуществил учитель из Одесской области Н. П. Гузик[3]. Он назвал ее
лекционно-семинарской, хотя вернее было бы назвать лекционно-лабораторной.
Прообразом разработанной им системы обучения была бригадно-лабораторная.
Учитель подает учащимся материал большими блоками, в каждый из которых входит
одна крупная или несколько мелких тем. Это позволяет учащимся познать
причинно-следственные связи во всем комплексе явлений по данной теме. На втором
уроке учитель ведет вторичный разбор все той же темы, включая в лекцию элементы
беседы, демонстрирует учебный эксперимент и учебный кинофильм. Учащиеся
постигают логику раскрытия темы и записывают в тетради основные мысли, формулы
и расчеты. Следующие четыре урока отводятся на лабораторные занятия, на которых
они самостоятельно прорабатывают тему.
Задания даются учащимся дифференцированно по трем вариантам.
Учащиеся знакомятся со всеми тремя вариантами и сами выбирают тот, с которым,
по их мнению, они справятся в отведенное время. Учитель оказывает помощь
учащимся во время работы. Последний по теме урок является зачетным.
Итак, организационные формы обучения представляют собой
внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и воспитанников,
осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Они имеют
социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность педагога и
воспитанников, определяют соотношение индивидуального и коллективного в
образовательном процессе, степень активности учащихся в учебной деятельности и
способы руководства ею со стороны учителя.
Глава 2. Общая характеристика
лекционно-семинарской системы обучения
2.1. Лекционно-семинарская система
обучения
Лекционно-семинарская система обучения практически не
претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары,
практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной
специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках
лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы,
зачеты и экзамены[14].
2.1.1. Понятие, свойства и
требования к лекции
Лекция (от лат. lectio - чтение) - систематическое,
последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы,
раздела, предмета, методов науки. Различают лекции учебные и публичные. Учебная
лекция - одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов
преподавания в вузе.
Систематический курс лекций (в котором последовательно
излагается материал по учебной программе) включает лекции вводные, установочные
(в системе заочного и вечернего образования), ординарные, обзорные,
заключительные.
Лекции применяются в системах среднего специального и
профессионально-технического образования, курсового обучения, в старших классах
средней общеобразовательной школы, а также в системе политического просвещения.
Публичные лекции эпизодические и цикловые - одна из основных форм пропаганды и
распространения политических и научных знаний в системе
культурно-просветительской работы.
Основные требования к лекции:
§
Научность;
§
идейность;
§
доступность;
§
единство
формы и содержания;
§
эмоциональность
изложения;
§
органическая
связь с другими видами учебных занятий - семинарами, лабораторными работами,
учебной и производственной практикой и др.
Эти требования к лекции реализуются, в частности, с помощью
лекционных демонстраций - наглядного показа скрытых, быстро или медленно
протекающих процессов (физических, химических, биологических и др.) средствами
кино, телевидения и др. С 50-х гг. лекции транслируются по радио и телевидению,
сейчас и с помощью сети Internet. Отдельные вузы издают курсы
лекций ведущих преподавателей; эти издания используются в учебном процессе
наряду с учебниками и учебными пособиями.
2.1.2.
Понятие и типы семинаров
Семинар (от лат. seminarium - рассадник, переносное - школа)
- один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении
учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам
учебных исследований под руководством преподавателей.
Семинары используются и как самостоятельная форма
тематических учебных занятий, не связанных с лекционными курсами.
Существует 3 основных типа семинаров:
1.
Семинары,
способствующие углублённому изучению определённого систематического курса.
2.
Семинары
по изучению отдельных основных или наиболее важных тем курса.
3.
Семинар
(или спецсеминар) исследовательского характера с не зависимой от лекций
тематикой.
В высшей школе семинар предназначается для углублённого
изучения студентами той или иной дисциплины. В процессе семинарских занятий
студенты овладевают методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли
науки, приобретают навыки проведения научных исследований и их оформления,
учатся защищать развиваемые научные положения и выводы.
2.1.3. Особенности
лекционно-семинарская системы обучения
2.1.3.1. Функции
лекционно-семинарской системы обучения
Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие
функции:
Информационную, выражающуюся в передаче учащимся
специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала.
Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний,
подлежащих усвоению учащимися;
Мировоззренческую, содержащую решение задачи
связанной с формированием мировоззрения учащихся. И дело не только в том, что
учитель умело раскрывает логику развития науки и решение ее проблем, но и в
том, что он управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и сложные
процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов,
явлений, результатов эксперимента и т. д. Особое место здесь занимает раскрытие
методологии науки.
Методическую, означающую методическое руководство
деятельностью учащихся. Оно осуществляется как через логику науки, так и
непосредственным введением на уроках методических рекомендаций по работе над
учебным материалом.
В условиях лекционно-семинарской системы обучения все
названные функции неразрывно связаны друг с другом, постоянно взаимодействуют,
а в ряде случаев переходят одна в другую[2].
2.1.3.2. Дидактические требования
К лекционно-семинарской системе обучения предъявляются
следующие важнейшие дидактические требования:
1) Высокая идейность, методологическая и мировоззренческая
направленность.
2) Познавательная ценность :высокий научный уровень уроков, отражение
на занятиях научно-технического прогресса, использование четких и точных
доказательств, высказанных положений и суждений.
3) Неразрывная связь изучаемого материала с жизнью и
окружающей действительностью.
4) Мотивация учения: умение использовать различные виды
мотивации, соответствующие содержанию изучаемого материала, характеру
познавательной деятельности и возрасту учащихся.
5) Реализация замысла на основе высокой активности всех
познавательных процессов: развитие творческого мышления, обучение умению
учиться, формирование умений и навыков, опора на все виды внимания, восприятия,
запоминания и т. д. , создание условий для использования учащимися своих сил и
возможностей.
6) Правильный выбор и применение преподавателем разнообразных
источников приобретения знаний учащимися, использование различных приемов
учебной деятельности.
7) Гибкость методики, умение соотносить ее с возрастом
учащихся, уровнем их подготовленности и развития.
8) Развитие у учащихся стремления к знаниям, самообразованию,
умения самостоятельно расширять и углублять свои знания.
9) Соблюдение педагогического такта, обеспечивающего
правильные взаимоотношения между преподавателем и учащимися.
2.1.3.3. Сравнение с классно-урочной
системой обучения
У лекционно-семинарской системы есть много сходных черт с
классно-урочной[13]:
§
в учебные
группы постоянного состава входят студенты, примерно одинаковые по возрасту и
уровню подготовленности (для лекций однородные группы объединяются в потоки);
§
основными
формами занятий являются лекции, семинары, практические занятия и лабораторные
работы одинаковой продолжительности 1,5 часа (или «пара» - 2 раза по 45 минут).
Занятия представляют собой относительно законченные по содержанию и построению
единицы учебного процесса;
§
все
содержание обучения делится на отдельные дисциплины;
§
весь
период обучения делится на учебные годы (курсы), семестры (полугодия), учебные
дни, каникулы; а занятия ведутся по единому плану и расписанию;
§
контроль
осуществляется, в основном, в конце каждого семестра в виде зачетных и
экзаменационных сессий.
Различие между классно-урочной и лекционно-семинарской
системой обучения состоит в различной организации изучения учащимися
программного материала.
Комбинированный урок включает в себя обязательные этапы:
- изучение нового материала;
-
закрепление;
-
контроль
знаний.
При лекционно-семинарской системе обучения каждый этап
комбинированного урока выносится в отдельный урок:
-
урок
подачи нового материала(урок-лекция);
-
закрепление(урок-практикум,
урок-консультация);
-
контроль
знаний(урок-зачет).
2.2. Лекционно-семинарская система
обучения в профессиональном образовании
Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте
используется в практике высшего и послевузовского образования, т.е. в условиях,
когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной
деятельности, когда сформированы основные общеучебные умения и прежде всего
умение самостоятельного приобретения знаний. Она позволяет органично соединять
массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых
естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов,
слушателей системы повышения квалификации и других.
Лекционно-семинарская система рассчитана на более высокий
уровень интеллектуального развития обучающихся – студентов и отличается большей
степенью самостоятельности студентов.
В вузах России на лекции отводится 50-60% учебного времени по
гуманитарным специальностям, 40-50% - по техническим и сельскохозяйственным
специальностям.
Разновидностью лекционно-семинарской (курсовой) системы
является предметно-курсовая система обучения, которая чаще всего применяется
при заочном и очно-заочном обучении. Она предполагает такую организацию
учебного процесса, при которой дисциплины учебного плана и соответствующие им
итоговые зачеты и экзамены распределяются по годам обучения (курсам) с
соблюдением преемственности, а зачеты и экзамены в пределах одного курса
сдаются учащимися и студентами по мере индивидуальной готовности. На основе
этой системы организуется чаще всего высшее заочное образование, а также
обучение в вечерних (открытых) общеобразовательных школах.
Страницы: 1, 2, 3
|