бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Культурологическое развитие дошкольников посредством пейзажной живописи бесплатно рефераты

Культурологическое развитие дошкольников посредством пейзажной живописи

Оглавление

Введение

Глава I. Культурологическое развитие детей как часть процесса формирования личности.

1. Понятие процесса формирования разносторонне развитой личности.

2. Понятие культурологического развития детей, его связь с другими сторонами воспитания.

3. Изучение культурологического развития разными педагогическими средствами в научной литературе.

4. Культурологические технологии реализации программ образовательно-воспитательной работы в ДОУ.

Глава II. Пейзажная живопись как средство культурологического развития детей дошкольного возраста.

1. Использование живописи в педагогическом процессе.

2. Пейзажная живопись как источник формирования духовного мира человека.

3. Функции пейзажной живописи в педагогическом процессе.

4. Особенности и этапы формирования восприятия картин пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста.

5. Методика применения пейзажной живописи в педагогическом процессе.

6. Формирование основ духовной культуры детей 6-7 лет средствами пейзажной живописи.

Заключение

Литература

Приложение

Введение


Система воспитания и обучения дошкольников, построенная на основе мировой культуры, позволяет ребенку успешно осваивать культурное пространство современной для него жизни, увидеть преемственность в культуре, истоки современной науки, искусства, морали. Личностное восприятие явлений культуры дает возможность создать такое поле культурных потребностей, которое приводит к непрерывному обогащению эмоционального и интеллектуального опыта, привычки и необходимости жить в системе общечеловеческих ценностей культуры.

Осваивая культуру, ребенок делает открытие в самом себе и переживает пробуждение умственных и душевных сил. Соответствующая область культуры становится его миром, пространством возможной реализации, и ребенок развивается как культурно-исторический субъект, для которого прошлое и будущее культуры – его прошлое и будущее.

Культурное развитие ребенка строится на исторических фактах, но главным в пласте содержания программы обучения и развития является показ роли человека, его возможностей в творчестве, в преобразовании мира, так как культурный человек должен уметь ориентироваться и самоопределяться не только в социокультурном пространстве, но и в пространстве истории. Знакомя ребенка с различными культурами, необходимо ориентировать его так, чтобы он увидел общее и различное в истории и культуре разных народов мира.

Для осуществления культурологического подхода в эстетическом воспитании детей необходимо изменить содержание педагогического процесса в ДОУ. Прежде всего, встает необходимость решения следующих задач:

- развитие теории эстетической деятельности дошкольника;

- формирование личностно-культурологической теории детского художественного творчества и художественного обучения;

- разработка технологии культурологического подхода к развитию эстетической деятельности дошкольников;

- развитие теории культурологического подхода в эстетическом воспитании детей.

Знакомясь с выдающимися произведениями, дети учатся понимать культуру и историю России. Важно, чтобы на занятиях культура предстала перед детьми не как музейная реликвия, не имеющая отношения к действительности, а как часть настоящего. Поэтому важно из информации о прошлом отобрать такую, которая как величайшая духовная и культурологическая ценность, оказывает влияние на людей сегодня. Национальные ценностные приоритеты, пережитые ребенком в художественной деятельности, переносятся ребенком в реальную жизнь. Эмоциональная окрашенность дает возможность почувствовать их значимость.

Этому способствует работа над написанием работы.

Цель: Изучение формирования основ духовной культуры детей 6-7 лет средствами пейзажной живописи.

Задачи работы:

1. Изучить методическую и специальную литературу по вопросам формирования духовной культуры детей средствами живописи в педагогическом процессе;

2. Изучить механизмы и особенности восприятия картин пейзажной живописи детей старшего дошкольного возраста;

3. Разработать педагогические формы и методы работы по развитию эстетического восприятия как части духовной культуры детей 5-6 лет средствами пейзажной живописи.

Объект исследования: художественно-творческая деятельность детей, направленная на восприятие художественных произведений.

Предмет исследования: процесс формирования эстетического восприятия детей как части культурологического развития средствами русской пейзажной живописи.

Гипотеза: Использование художественных произведений пейзажной живописи русских художников развивает у детей эстетическое восприятие, тем самым способствует общему культурологическому развитию ребенка. 


Глава I. Культурологическое развитие детей как часть процесса

формирования личности.

 

1.     Понятие процесса формирования разносторонне развитой

личности.


Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными силами. Однако главное в человеке – это его личность.

Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга. Под развитием личности понимаются качественные изменения ее свойств, переход от одного качественного состояния к другому.

Воспитание есть процесс целенаправленного формирования личности. В свою очередь   формирование личности – это действие совокупности факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Как видим, хотя воспитание и занимается формированием личности, но формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. Воспитание не может устранить или отменить действие многих факторов становления личности, которые становятся движущей силой развития человека. Биологические, природные факторы влияют на физический облик ребенка, его телосложение, конструкцию мозга, способность ощущений, эмоций. Среди биологических факторов определяющим является наследственность. Наследственность как фактор формирования свойств личности находится в существенной зависимости от социальных условий жизни человека.

Социальные факторы. Ребенок развивается как личность под воздействием окружающей среды. В понятие «среда» входит сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого индивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизни. Во взаимодействии личности и среды надо учитывать два решающих момента:

1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых личностью;

2) активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.

Личность формируется не только усваивая влияния окружающей среды, но и сопротивляясь им. В связи с этим возникает важная социально-педагогическая проблема: воспитывая у ребенка готовность к правильному разрешению внутренних конфликтов, сопротивляемость внешним отрицательным воздействиям, необходимо регулировать и корректировать поддающиеся контролю влияния среды.

Условия развития оказывают или не оказывают влияния на формирование личности в зависимости от того, в каком отношении к ним стоит сам ребенок, как складываются его личные отношения в этих условиях.

Отношения, в которые вступает ребенок со средой, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень в развитии личности есть одновременно новая форма  связи ребенка со взрослыми, подготовлена взрослыми, направляется взрослыми. Вот почему воспитание выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие.

Развитие личности идет через собственную деятельность ребенка по освоению действительности. Поэтому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей. В процессе игровой, учебно-познавательной, трудовой, спортивной, художественной, технической и других видов деятельности, по мере постоянного их обогащения и преобразования, на основе общения с людьми ребенок совершает переход от подражания как самого простого проявления активности к самостоятельным способам деятельности, к творческой активности, к самовоспитанию.

Воспитание определяет развитие человека и в то же время зависит от развития, исходит из него. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. На каждом уровне своего развития, ребенок, занимая определенное место в системе доступных ему общественных отношений выполняет определенные функции, обязанности. Овладевая необходимыми для их выполнения знаниями, общественно выработанными нормами и правилами поведения, ребенок формируется как общественное существо, как личность. Формирование личности есть расширение круга отношений ребенка с действительностью, постепенное усложнение форм деятельности и общения с людьми.

Во взаимодействии ребенка со все более усложняющимися условиями его существования внешние требования постепенно становятся внутренними детерминантами его деятельности и поведения. Через отношения к другим людям человек становится личностью. Осознавая внешние требования общества, коллектива, принимая их, он делает их внутренними требованиями к самому себе, к своему поведению. Иначе говоря, на определенном этапе развития личности вступает в силу закономерность, которая обозначается как саморегуляция, самосознание, самовоспитание.  

 

2.     Понятие культурологического развития детей, его связь с

другими сторонами воспитания.


Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой цивилизованного развития. В образовании как явле­нии цивилизации происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности.

Древом, питающим творчество, духовной ценностью называл культуру Н.К.Рерих, который видел назначение культуры в сохранении основ образования, называя ее священным оплотом человечества, и мечтал о том, что она войдет в каждодневный обиход хижины и дворца. Он писал: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» [].

В современных условиях одна из причин дефицита духовности видится в от­чуждении культуры от личности, когда культура перестает оказывать эффектив­ное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность переста­ет испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями. По справедливому замечанию М.С. Кагана, педагогика оперирует понятиями образо­вание, воспитание, обучение, а понятие культуры не используется в качестве кате­гории формирования человека в детстве. Индивидуально-творческое развитие лич­ности невозможно вне связи понятий ребенок и культура. Именно культура вы­ступает связующим фактором между социальным и генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного общества. Для того чтобы образова­ние в современной цивилизации предстало как явление культуры, педаго­гической науке следует осмыслить понятие культуры.

Термин культура своими корнями уходит в древний Рим, в частности Марк Цицерон определял понятие культуры как «возделывание», «обработка», что делает ее изначально сходной с педагогикой по своей функции. В различные исторические эпохи и цивилизации философы осмысливали понятие культуры. В немецкой философии XVIII в. ученые подходили к трактовке культуры с раз­личных сторон, выделяя, однако, два ярко выраженных оттенка: материальное достояние и внутреннее духовное богатство личности, обозначенное словом образование.

И. Нидерман отмечает, что культура - это возделывание чего-либо- души, ума, развития, а И.Гердер напрямую связывает культуру с просвещением и ви­дит в ней силу, которая заключена в сплачивании людей. Культура, по Канту, является «деянием», «созиданием через свободу», силой, дисциплинирующей ра­зум. Культура, по Фихте, выражает человеческое стремление к свободе, свобод­ному созиданию. Культура есть совокупность упорядоченности и нравов, это цель человеческого рода, стремящегося стать выше природы с помощью науки, искусства, труда и досуга посредством расшифровки знаково - символической системы как средства их создания. Для Шиллера культура - условие бытия и совершенствования человека. Культура представляет человеку условия для реа­лизации его желаний, а регулятором гармонии человека и культуры выступает искусство. В. Вундт связывает первоначальный смысл слова культура с заботой, направленной на облагораживание и очищение жизни. Американский куль­туролог Л.Уайт понимает культуру как особое общественное явление, опери­рующее символами. Способность человека понимать эти символы создает воз­можность закреплять, увеличивать, передавать от поколения к поколению человеческий опыт. Интерес вызывает мысль Л.Уайта о том, что речь, сознание, поведение, взаимоотношения людей регулируются культурой.

М.С.Каган понимает культуру как целостный системный взгляд на ве­щи, способность видеть в разнообразии множества взаимосвязанных элементов специфические образования, а также как способ деятельности человека, состоя­щей из двух граней и трех слоев (материальная, духовная и художественная культура). Характеризуя строение духовной культуры, М.С.Каган отмечает наличие в ней продуктов познавательной и ценностноориентационной деятель­ности. Выделение художественной культуры он обосновывает тем, что искусст­во обладает уникальной культурогенной способностью образовывать вокруг себя относительно автономную сферу всех видов человеческой деятельности (преобразовательной, познавательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной), что представляет для нас научный интерес. На этих же пози­циях стоит и Г.Н.Волков: «...культура - это то созданное и накопленное челове­чеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему раз­витию (культивированию!), приумножению созидательных, творческих воз­можностей, способностей общества и личности или, иначе говоря, экономиче­скому, социальному, политическому» [].

Понимание культуры как формирование и реализация сущностных сил че­ловека в процессе его социальной деятельности, как изменение человека, ста­новление его творческой самодеятельности отражено в работах В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова и В.М. Межуева. Культуру В.М. Межуев опре­деляет как деятельность и саморазвитие человека: «Культура представляет собой деятельностно - практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно и социально детерминированного деятель­ного существования» [].

Ю.Б. Борев трактует культуру во взаимосвязи с понятиями «цивилизация», «искусство», где культуру определяет как деятельность, а ее продукт считает социальной памятью человека, сохраненной посредством знаков и символов. «Культура – «вторая природа», рукотворная природа и процесс ее производства. Культура - средство организации социума, способ производства человеком са­мого себя как духовного существа, способ развития сущностных сил человека».

Существует взгляд на культуру как ценность, выполняющую межпоколен­ную трансмиссию. Согласно точке зрения Э.А.Орловой, культура фиксирует человечески - содержательный аспект общественных отношений, представлен­ный в процессе производства предметами, знаниями, символическими си­стемами, набором ценностей, способов деятельности и взаимодействий индивидов, механизмами организации и регуляции их связей с окружением. При таком подходе культура понимается как процесс, результат. Культура содержит человеческие ценности: нравственные, эстетические. В них в концентрированном виде проявляется опыт народа, поэтому ценности культуры определяют образ и стиль жизни людей, характер восприятия жизни, состав­ляют своеобразную мотивационную основу человеческого поведения.

В концепции культуры как специфического способа человеческой деятель­ности система ценностей рассматривается как очень важный компонент той универсальной технологии, благодаря которой осуществляется активность лю­дей в процессе функционирования и развития их общественной жизни. Э.В.Соколов отмечает и личную значимость культурных ценностей, направ­ляющих духовную и практическую деятельность человека: экспрессивную, адаптивную, защитную, познавательную и внутренней координации.

Л.С. Сысоева, изучая механизм взаимодействия личности с культурой, выде­ляет три, на ее взгляд, важных отношения: во-первых, личность усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия; во-вторых, она функцио­нирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей и, в-третьих, создает культуру, будучи субъектом культурного творчества. В зави­симости от того, какую культуру усваивает ребенок, и какие ценности он выра­жает, происходит и становление его личности. Феномен культуры, в понима­нии В.С. Библера, представлен как всеобщность духовного образа жизни. Поня­тие культуры трактуется в трех, переходящих друг в друга и обосновывающих друг друга, всеобщих определениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4