бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Коррекция психики детей переживших развод родителей бесплатно рефераты

p> Исчезновение особого интереса к ребенку после развода, нормальное отношение к нему со стороны родителя, с которым он остался, снова вызывает у ребенка потрясения, и даже кризисы. Он чувствует себя разочарованным, заброшенным, особенно если мать или отец вступают в новый брак и появляются другие дети, на которых также изливается родительская любовь. Ребенок пытается сохранить родительское внимание, он становится дерзким, хвастается, разыгрывает капризного больного или, в самом деле, заболевает.
Новые конфликты возникают, если взрослые, братья и сестры и друзья выражают свое неодобрение в ответ на такое поведение. Если же близкие примиряются с выходками ребенка, отступают, то это еще опаснее для развития его характера, его психики в целом, потому что в таком случае отрицательные черты закрепляются.

Поинтересовавшись мотивами, которые побуждают родителей делать из ребенка мячик в игре родительских страстей, можно увидеть красочную палитру чувств. От сильной искренней привязанности к ребенку до боязни вызвать в случае отказа от «борьбы» неодобрение окружающих и до чисто материальных соображений (квартира, обстановка, нежелание платить алименты и т.д.).
Иногда только чувство ненависти или мести к бывшему супругу заставляют оспаривать у него право на воспитание ребенка. Часто мотивы переплетаются.
Некоторые только при разводе «обнаруживают», что у них есть дети. Но каковы бы ни были мотивы, нельзя снять с родителей обвинение в том, что своей
«борьбой» за право воспитания ребенка они наносят ему большой вред. Каждый родитель должен отвечать за свое поведение перед ребенком, обществом и в конце концов перед собственной совестью [19].

Наверное, проще тем семьям, в которых развода хотят оба родителя – отношения подошли к своему логическому концу. Но и тут бывает легко только взрослым. Ребенок страдает всегда. И если родители в результате развода могут обрести нечто хорошее, малыш проигрывает в 9 случаях из 10: его мир просто раскалывается надвое. На одном полюсе – один любимый человек, на другом – другой, и ничего от прежней веселой жизни, от ощущения стабильности и защищенности, от привычных формул счастья не остается. Об этом придется помнить на всех стадиях развода: ни один из двух любивших когда-то друг друга людей не станет при этом главным пострадавшим. Потому что главный пострадавший –всегда, конечно же, ребенок. И все же иногда развод просто неизбежен. Как сделать его наименее болезненным для ребенка?

Первое. Придется сделать над собой усилие и научиться нормально разговаривать с бывшим супругом. На стадии, когда скандалов и криков не удается избежать, ребенка стоит на время отправить к бабушке. Он сможет вернуться, когда открытые военные действия останутся позади и родители найдут в себе силы заключить перемирие и расстаться цивилизованно.

Второе. Скрывать происходящее обычно бесполезно. Ребенок чувствует, что что-то в семье не так. Ложь и притворство пугают больше, чем горькая правда. Когда родители окончательно решили развестись, необходимо сказать об этом прямо.

Третье. Ради ребенка придется сохранить отношения с бывшим супругом.
Уважительных причин, способных помешать регулярному общению ребенка с обоими родителями, всего две: один из родителей явно плохо влияет на ребенка или настраивает его против другого. Если ради счастья и нормального развития психики ребенка оба родителя сумеют вести себя честно, препятствия будут устранены.

Четвертое. Объясняя причины развода, ни в коем случае нельзя обвинять другую сторону. Ребенку важна вера в обоих родителей. Когда один из взрослых пытается во всем обвинять другого, мир ребенка рушится во второй раз. В детской системе ценностей папе или маме нужно совершить нечто совершенно жуткое – только тогда он сможет поверить, что они плохие. Даже если временно удастся настроить ребенка против второго родителя, неизвестно как все это обернется в будущем. В переходном возрасте, когда жизнь так странно и необратимо меняется, превращаясь из детской во взрослую, привычные взгляды тоже меняются и нередко на совершенно противоположные. И может случиться, что второй, когда-то отвергнутый родитель, заклейменный как предатель, окажется лучшим другом подростка. А живущий с подростком родитель рискует превратиться во врага.

И, наконец, еще один важный момент. К сожалению, во время развода ребенка поджидает еще много дополнительных неприятностей, которые могут еще сильнее усугубить и без того непростую ситуацию. Происходит это так: развод чаще всего ведет за собой разъезд. А это нередко означает переезд. В результате от былой счастливой жизни не остается совсем ничего: ни прежнего дома, ни двора, ни компании друзей, ни старой школы (детского сада). В итоге ему еще и приходится быть новеньким в очередном классе или детском саду. Быть новеньким всегда не очень приятно, а уж когда на душе у ребенка кошки скребутся, и он не очень-то готов постоять за себя, – тем более…

Подавленному, пребывающему в депрессии ребенку редко удается зарекомендовать себя в новом коллективе, и за ним быстро закрепляется роль изгоя. Снежный ком проблем растет. Вывод простой: человеку, уже потерявшему очень многое, важно сохранить хотя бы что-то. Если это не может старая квартира, им должен стать прежний район, лучше всего микрорайон, а в идеале
– двор. Нужно любой ценой избежать перевода в другую школу (детский сад), расставания с прежними друзьями, привычками, домашними любимцами и всеми семейными ритуалами, которые можно сохранить. Если ребенка ранят встречи с новой женой папы или другим мужем мамы, необходимо постараться видеться с ними наедине, на нейтральной территории. И может быть, тогда детские раны смогут затянуться немного быстрее.

Многие подростки с тревогой думают о том, что они обречены на повторение грустного опыта своих родителей. Хотя есть данные о том, что браки детей разведенных родителей менее прочны, это вовсе не означает, что такое обязательно случится с каждым. Главное, – какой сам по себе человек, какая у него будет семья, и какие в ней сложатся отношения.

Хотя видеть хороший пример полезно, не менее полезно наблюдать и отношения, которые не сложились. Если проследить за тем, как родители снова и снова повторяют все те же ошибки, можно понять, чего нельзя делать! [33].

Всем известно, что ребенку необходим отец. Но это не совсем точно. Ему необходима именно отцовская любовь. Только она способна заложить фундамент полноценной человеческой личности. Иногда говорят еще, что отец больше нужен мальчику, а девочка – мамина дочка – меньше страдает от его отсутствия. Это глубокое заблуждение. Сын, дочь одинаково нуждаются в отце
– каждый по-своему. Психологические механизмы этой потребности различны, и влияние отца сказывается по-разному, но остаться без отца для обоих равно тяжело и чревато драматическими последствиями [Акивис].

Итак, подводя некоторый итог вышесказанному можно отметить, что существуют специфические моменты, связанные с наличием только одного из родителей в семье. Во-первых, это особое положение остающегося родителя, которому будет недоставать моральной, социальной и материальной поддержки, обычно предоставляемой супругом. Во-вторых, сам ребенок подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца или матери. В- третьих, ребенок оказывается лишенным возможности наблюдать близкие и гармоничные отношения между двумя взрослыми людьми. Это может сказаться в более позднем периоде его жизни на его собственных брачных отношениях. В- четвертых, если в семье остается родитель противоположного пола, у ребенка будет отсутствовать возможность половой идентификации [29].

В заключении можно сделать следующие выводы:

> даже в наиболее благоприятных случаях развод наносит психическую травму детям, особенно в критические возрастные периоды

(подростковый возраст и т.д.);

> родители в процессе всего развода должны оградить детей от стрессовых ситуаций, т.е. убедить детей, что они не были причиной развода и родители по-прежнему любят их; не заставлять детей делать выбор между родителями, отдавая предпочтение кому-то одному и не втягивать их в сам процесс развода, нанося тем самым психическую и эмоциональную травму;

> родитель, оставшийся с детьми после развода, должен вести себя достаточно корректно по отношению к другому родителю, т.е. не очернять его в глазах детей;

> необходимо ставить детей в известность о сложившемся положении как можно раньше не допуская, чтобы они узнали о разводе родителей от кого-то еще;

> родители, заметившие изменения в поведении детей, должны обратиться к психологу, чтобы своевременно выявить негативные эмоциональные переживания и провести коррекционную работу с детьми, пережившими развод родителей.

1. Изучение психики детей, переживших развод родителей (первая диагностика)

Диагностическим обследованием было охвачено 15 детей – учащихся восьмых классов.

В процессе диагностики были использованы следующие методики:

«Дом – Дерево – Человек», «Несуществующее животное» и «Самооценка депрессивной акцентуации характера».

Методика «Дом – Дерево – Человек».

Цель: изучение личности подростка.

Методика «Несуществующее животное» [31].

Цель: изучение личностных особенностей подростка и эмоциональных проявлений.

Методика «Самооценка депрессивной акцентуации характера».

Цель: выявление отрицательных эмоциональных проявлений и депрессивного состояния человек.

1. Муратова Света, 8 класс «В», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: сохраняет дистанцию в общении, достаточно замкнута. Ощущается нехватка психологической теплоты дома. Иногда испытывает потребность в защитной агрессии. Переживает чувство собственной малоценности и незначительность.

«Несуществующее животное»: адекватная самооценка, склонность к рефлексии, размышлению. Проявляет заинтересованность в информации; мнение окружающих людей для нее очень значимо. Может проявить защитную агрессию.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: средняя тревожность.

2. Глухов Саша, 8 класс «В», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: испытывает чувство отвергнутости, трудности при стремлении раскрыться перед другими. Чувствует нехватку психологической теплоты дома. Переживает чувство вины, уныние.

Стремиться избегать неприятных визуальных воздействий. Достаточно агрессивен, груб. Часто испытывает тревогу.

«Несуществующее животное»: недоволен собственным положением в социуме, считает, что недостаточно признан окружающими. Проявляет агрессию, в основном защитную. Активно реализует намеченные планы, хотя часто бывает недоволен своими поступками. Присуща тревожность.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: элементы депрессии, высокая тревожность.

3. Гришин Артем, 8 класс «В», 13 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: испытывает чувство отвергнутости, чувство вины. Имеются тенденции к отчуждению и оппозиции. Испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Агрессивен, тревожен. Предпочитает уходить от реальность, которая не соответствует желаниям. Иногда отвечает на чье- то влияние противоположными действиями.

«Несуществующее животное»: достаточно адекватная самооценка, хотя не всегда бывает уверен в себе. Активно переходит к реализации своих планов, но зачастую импульсивно принимает решения, делает легкомысленные выводы. Тревожен.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: средняя тревожность.

4. Комарова Марина, 8 класс «В», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: обладает большой жизненной энергией, очень творческая личность. Хочет выдать желаемое за действительное. Считает себя не признанной дома, иногда испытывает одиночество. Нуждается в дополнительном внимании, заботе. Желает «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого.

«Несуществующее животное»: высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме. Заинтересована в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться. Иногда импульсивна в принятии решений, бывает недовольна своими поступками, решениями.

Довольно энергична.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: полное отсутствие депрессии, низкая тревожность.

5. Захватова Юля, 8 класс «В», 13 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: открыта и хорошо контактирует с окружающими. Чувствует недостаток эмоциональной теплоты дома.

Кокетлива, склонна демонстрировать себя. Склонна к тщеславию, высокомерию. Не считает реальность, действительность соответствующей своим желаниям.

«Несуществующее животное»: завышенная самооценка, недовольство собственным положением в социуме. Заинтересована в информации о себе, считает ее значимой. Иногда болтлива. Уверена в правильности своих действий, поступков. Достаточно энергична.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: полное отсутствие депрессии, низкая тревожность.

6. Вязов Андрей, 8 класс «В», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Озабочен психологической атмосферой в доме.

Делает акцент на прошлом. Боязлив, застенчив. Бывает груб.

Присутствует вытесненная агрессия, замкнутость. Испытывает потребность в любви, заботе, поддержке.

«Несуществующее животное»: нерешителен, имеет тенденцию к рефлексии, размышлению. Неуверен в себе, иногда испытывает страх. Лишь незначительная часть замыслов реализуется. Тревожен.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: элементы депрессии, высокая тревожность.

7. Елисеева Оля, 8 класс «В», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: переживает чувство вины, отвергнутости.

Озабочена психологической атмосферой дома. Испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Считает, что у противоположного пола есть многие превосходства. Тревожна, агрессивна. Стремится к доминированию

«Несуществующее животное»: завышенная самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточным признанием со стороны окружающих. Для нее значимо мнение окружающих. Иногда импульсивна в принятии решений. Тревожна.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: средняя тревожность.

8. Кузнецова Аня, 8 класс «В», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: испытывает чувство вины, отвергнутости.

Имеется тенденция к отчуждению. Трудности при стремлении раскрыться перед другими. Ощущает нехватку психологической теплоты дома.

Пытается вытеснить агрессию. Замкнута. Бывает груба.

«Несуществующее животное»: присутствует эгоцентризм. Заинтересована в информации окружающих о себе. Бывает нерешительна в принятии решений, делает легкомысленные выводы. Пытается завоевать себе место под солнцем. Испытывает агрессию.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: низкая тревожность.

9. Долгов Женя, 8 класс «Б», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими, особенно в домашнем кругу. Враждебно настроен. Переживает чувство вины, отчаяния. Осторожен в общении, скрытен. Агрессивен, груб. Иногда настойчив, гиперактивен, эмоционален.

«Несуществующее животное»: недоверчив, имеются тенденции к рефлексии, размышлению. Лишь незначительная часть планов реализуется.

Положительно оценивает большинство своих поступков. Часто проявляет агрессию, в основном защитную.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: средняя тревожность.

10. Хлапкова Юля, 8 класс «Б», 13 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: переживает чувство отвергнутости, отчужденности. Чувствует недостаток психической теплоты дома.

Испытывает вину, уныние. В то же время агрессивно, враждебно настроена. Стремится к власти.

«Несуществующее животное»: эгоцентрична. Мнение окружающих для нее очень значимо. Обдуманно принимает решения. Может проявлять агрессию.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: низкая тревожность.

11. Чернова Наташа, 8 класс «Б», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: достаточно открыта, доступна. Хотя в стремлении раскрыться в домашнем кругу, испытывает трудности.

Чувствует за собой вину, погружена в себя. Пытается вытеснить агрессию. Нуждается в поддержке, заботе. Не считает реальность соответствующей своим желаниям.

«Несуществующее животное»: заинтересована в информации окружающих о себе, эгоцентрична. Делает легкомысленные выводы, иногда импульсивна в принятии решений. Существует тенденция к скрытности, замкнутости.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: средняя тревожность.

12. Емельянова Катя, 8 класс «Б», 13 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: испытывает большие трудности при стремлении раскрыться перед другими. Считает себя отвергнутой. Ощущает нехватку психологической теплоты дома. Склонна к избеганию новых переживаний: старается уйти в мечтах в прошлое. Переживает чувство вины, отчаяния.

Груба, агрессивна. Делает попытки самоутвердиться.

«Несуществующее животное»: эгоцентрична, недоверчива. Часто испытывает тревожность. Проявляет агрессию, зачастую защитную.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: элементы депрессии, высокая тревожность.

13. Лысова Юля, 8 класс «Б», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: переживает отвергнутость, отчуждение, неприятие реальности. Стремиться сохранить дистанцию в общении.

Ощущает нехватку психологической теплоты дома. Склонна избегать новых переживаний: зациклена на прошлом. Тревожна, неуверенна в себе. Может проявить защитную агрессию.

«Несуществующее животное»: довольно скрытна, но хочет нравиться окружающим, пытается соответствовать их ожиданиям. Недоверчива.

Тревожна.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: высокая тревожность.

14. Пантелеева Оля, 8 класс «Б», 13 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6