Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным парал...
Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным парал...
Выпускная квалификационная
работа
Коррекция нарушений фонетико –
фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом
Содержание
Введение
Глава I. Особенности речевого развития детей с детским
церебральным параличом
I.1.Детский церебральный паралич
I. 2. Речевые
нарушения у дошкольников с детским церебральным параличом
1.3.
Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом
Глава II. Состояние фонетико- фонематической стороны речи у детей с
детским церебральным параличом
II.1.Цель, задачи, методика проведения
исследования
II.2. Анализ результатов
констатирующего эксперимента
Глава III.Формирование фонетико фонематической стороны речи у
дошкольников с детским церебральным параличом
III.1.Задачи и содержание
экспериментального обучения
III.2.Приёмы формирования фонетико-
фонематической стороны речи
III. 3 Обсуждение результатов
формирующего эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение.
Введение
Актуальность. Детский
церебральный паралич – разнообразная патология, она порождает полярные мнения о
состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в
организации специальной помощи им. Актуальность развития системы специального
образования дошкольников с детским церебральным параличом определяется не только
гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности
данной системы.
По зарубежным данным, в
50-х годах распространенность ДЦП варьировалась от 1 -го в Англии до 4-х в США
на 1000 школьников. В 1999 году К. А. Семенова привела такие данные о
распространенности ДЦП в России: в 1962 году — 0,4 на 1000 детского населения,
в 1972 году — 1,72 на 1000, в 1982—89 годах — 5,6-8,9 на 1000[17].
Фонетико –
фонематическое недоразвитие речи у детей с детским церебральным параличом проявляется
в различных формах дизартрий.
Особенностью
нарушений звуко – произносительной стороны речи при дизартрии является то, что
при всех вида активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в
артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства.
Нарушение
артикуляционной моторики при детском церебральном параличе не только затрудняют
формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывают нарушения
фонематического восприятия. Это вызывает у ребенка трудности звукового анализа
слов и искажения звуко – слоговой структуры слова.
В фонетико –
фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
·
Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных
в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура
анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико – фонематического
недоразвития;
·
Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких
фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи.
В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
·
При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок не «слышит»
звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен
выделить их из состава слова и определить последовательность.
Однако не у всех
детей трудности в овладении звуковым составом слов лишь с дефектно –
произносимыми звуками. И, наконец, в более редких случаях у детей может не
отмечаться выраженных трудностей звукового анализа слов даже с дефектно произносимыми
звуками. Это определяет необходимость дифференциального подхода при коррекции
фонетико – фонематических нарушений у детей.
Все дети с
церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе
логопедических мероприятий, направленных на развитие артикуляционных навыков,
фонематического анализа и синтеза.
Цель
нашей работы - определение
путей коррекции нарушения фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с
церебральным параличом.
Гипотеза. Мы предполагаем, что коррекцию фонетико-
фонематических нарушений у дошкольников с детским церебральным параличом, возможно,
осуществлять средствами тактильно - проприоцептивной стимуляции, развитием
чётких артикуляционных кинестезий, подключением двигательно-кинестетического и
слухо-зрительно-кинестетического контроля.
Объект нашего
исследования -
нарушение фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста с
церебральным параличом.
Предмет нашего
исследования - приемы коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей с
церебральным параличом на логопедических занятиях.
Для
подтверждения гипотезы и достижения указанной цели нами были поставлены
следующие задачи:
1.
Охарактеризовать
состояние фонетико- фонематической стороны речи у детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата.
2.
Выявить
особенности логопедической работы по формированию фонетико-фонематической
стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
3.
Проанализировать
результаты проведённого коррекционного обучения по формированию фонетико-фонематической
стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
В своей работе мы
использовали следующие методы:
1. Теоретический
- анализ литературы по теме;
2.
Социолого-педагогический – изучение личных дел, медицинской документации,
изучение опыта логопедов практиков;
3.
Экспериментальный - проведение констатирующего, формирующего и контрольного
экспериментов;
4. Статистический
- количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе проведения
экспериментов.
Организация исследования: данное исследование проводилось на базе МДОУ № 69
комбинированного вида, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с
8.01. 2008г по 14.02. 2008 г.
Практическая
значимость:
мы считаем, что полученные нами данные могут быть использованы в работе
логопедов, педагогов, инструкторов по лечебной физкультуре, родителей детей с
церебральным параличом.
Структура
работы: наша
работа состоит
из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 50
источников, приложения.
Глава I. Особенности моторного и речевого развития детей с
детским церебральным параличом.
I. 1. Детский церебральный паралич.
Детский церебральный паралич развивается вследствие
поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период
новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота
заболевания, по данным М. Н. Никитиной (1972), 1.71 на 1000 детского
населения.[25]
Мастюкова Е.М. дает следующее определение
детского церебрального паралича: «Термин ДЦП обозначает группу двигательных
расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и
проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы
за функциями мышц». [32]
Детский церебральный паралич
развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а
также в период новорожденности, т.е. когда основные структуры мозга еще не
созрели. Частота заболевания, по данным М. Н. Никитиной (1972), 1.71 на 1000
детского населения. [7]
Под термином «детские церебральные параличи» (ДЦП) понимают группу
заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного)
мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем
послеродовом периоде. Примерно в 57% случаев заболевание является врожденным, в
40% - обусловлено патологическими родами и только у 3% детей связано с
инфекционными заболеваниями, черепно-мозговой травмой или другими патологиями,
развившимися уже после рождения.
Характерная черта детского
церебрального паралича - нарушение психомоторных функций. Двигательные
расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений,
нарушений координации движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой
психоречевого развития, судорожными припадками, нарушениями зрения, слуха,
чувствительности и другими патологиями (Гросс Н.А., 2000). [2]
Детский церебральный паралич отличается большим разнообразием клинических
проявлений, сопутствующих симптомов, тяжести двигательных и психических
нарушений, степеней компенсации, причин, вызвавших заболевание.
В зависимости от тяжести и
распространенности различают следующие формы детских
церебральных параличей: спастическую диплегию, спастическую
гемиплегию, двойную гемиплегию, параплегию, моноплегию,
атонически-астатический синдром («вялая» форма детского церебрального
паралича), гиперкинетическую форму.
Спастическая диплегия (синдром Литтля) -
наиболее частая форма детского церебрального паралича,
характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и
нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки.
Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть
различной - от выраженных парезов до легкой неловкости,
которая выявляется при развитии у ребенка тонкой моторики. У 70 – 80% детей отмечаются нарушения речи в форме спастико –
паретической дизартрии, задержки речевого развития, реже моторной алалии (К.А.
Семенова, 1979, 1991; Е. М. Мастюкова, 1988). [12]
При спастической
гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно
на одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус
сгибателей, а в ноге - разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирается на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зоной на
стороне пареза (иногда с двух сторон). Паретичные конечности отстают в росте от здоровых.
Двойная гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями
во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем
ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжелое поражение
рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части туловища
влечет за собой выраженную задержку речевого и психического
развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. У всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой
спастико – ригидной дизартрии (речь полностью отсутствует, либо больной
произносит, слоги и слова). Речь может отсутствовать и
в связи с тем, что у большинства детей (90 %) отмечается выраженная умственная
отсталость.
При атонически -
астатической форме детского церебрального паралича имеет
место поражение мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением
лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий
мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и при ходьбе, тремор, гиперметрия (несоразмерность и чрезмерность движений). У
большинства детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого
развития, атактической дизартрии: может иметь место алалия.
Гиперкинетическая
форма характеризуется преимущественным поражением подкорковых образований при резус-конфликтной беременности.
По данным Л.О. Бадаляна,
гиперкинезы представлены следующими формами:
• Хореический.
Быстрые сокращения разных групп мышц. Они носят неритмичный,
нескоординированный характер.
• Атетоз.
Медленные, червеобразные, вычурные движения в мышцах.
• Торзионный
спазм. Характеризуется возникающими при ходьбе штопорообразными движениями
туловища.
• Лицевой
гемиспазм. Периодически повторяющиеся сокращения мышц половины лица.
• Тремор.
Дрожание вытянутых рук, туловища, головы.
• Тик.
Насильственные однообразные движения отдельных
групп лицевых
мышц.
Речевые нарушения чаще в форме гиперкинетической дизартрии.
Интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно.
Течение заболевания при всех его формах подразделяется на три стадии:
·
Раннюю;
·
Начальную
резидуальную (восстановительную);
·
Позднюю
резидуальную.
Ранняя стадия заболевания – первые 3-4 недели периода новорожденности.
Уже в первые дни обнаруживается ряд симптомов, свидетельствующих о поражении
головного мозга: повышенная температура, синюшность кожи лица, косоглазие
дрожание конечностей, судороги, резкое повышение или, наоборот, понижение
тонуса мышц.
Вторая стадия заболевания - начальная резидуальная, для которой
характерны задержка и нарушение первых этапов развития двигательных навыков.
Третья стадия, поздняя резидуальная, характеризуется наличием типичных
изменений в опорно-двигательном аппарате, контрактурами и деформациями (как
обратимыми, так и необратимыми) и диагностируется обычно после 3-4 лет жизни
ребенка.
Считается, что детский церебральный паралич – это не прогрессирующая
патология, в отличие от прогрессирующих наследственных заболеваний ЦНС и
некоторых заболеваний спинного мозга и периферических нервов.
Таким образом, реабилитация детей с детским церебральным параличом - это не
только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная.
Используя в активной форме средства физической культуры и логопедии, можно
значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми.
I. 2. Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным
параличом.
В структуре дефекта у детей с
церебральным параличом значимое место занимает расстройство речи частотой около
70 процентов. Формы речевых нарушений разнообразны, что связано с
вовлеченностью в патологический процесс различных мозговых структур.
Целесообразно выделять следующие формы нарушений:
1) Вторичная задержка речевого
развития;
2) Нарушения грамматического строя
речи;
3) Нарушения формирования связной
речи;
4) Все формы дизграфии и дизлексии;
5) Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи, которые проявляются в рамках различных форм дизартрий;
6) В более тяжелых случаях
развивается такое недоразвитие речи как алалия; 7) Общее недоразвитие речи.
При вторичной задержке речевого
развития у детей с детским церебральным параличом происходит нарушение
темпа развития речи в связи тяжёлой двигательной недостаточностью и выраженным
нарушением деятельности.
Общее недоразвитие речи - стойкое нарушение речевого
развития в связи с тяжёлым поражением артикуляционной моторики в сочетании с
сенсорными дефектами.
Заикание, мутим - невротические и
неврозоподобные речевые расстройства.
Основные формы дизартрических
нарушений речи у детей с детским церебральным параличом.
На основе
клинико-фонетического анализа произносительных расстройств речи выделяются
восемь основных постоянно встречающихся форм дизартрического нарушения речи:
1)
спастико-паретическая (ведущий синдром — спастический парез);
2)
спастико-ригидная (ведущие синдромы — спастический парез и тонические нарушения
управления типа ригидности);
3)
гиперкинетическая (ведущий синдром — гиперкинезы: хореические, атетоидные,
миоклонии);
4) атактическая
(ведущий синдром — атаксия);
5)
спастико-атактическая (ведущий синдром — спастический парез и атаксия);
6)
спастико-гиперкинетическая (ведущий синдром — спастический парез и гиперкинез);
7)
спастико-атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром — спастический парез,
атаксия, гиперкинез);
8)
атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром — атаксия, гиперкинез).
Рассмотрим
дифференцированную клиническую симптоматику при каждой форме дизартрии.
Псевдобульбарная
дизартрия как неврологическое понятие (поражение центральной проводимости
черепно-мозговых нервов) составляет лишь один из компонентов этого сложного
речевого расстройства. Кроме двигательных чистых псевдобульбарных расстройств,
у детей обнаруживаются также ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия.
При развитии псевдобульбарной
дизартрии - речь ребенка смазанная, неясная; голос тихий, гнусавый, как
правило; имеет место слюнотечение. Жевание нарушено (дети нередко до 3 - 5 лет
едят только протертую или полужидкую пищу).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|