Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизме
Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизме
Учреждение образования «Гродненский государственный областной институт
повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов
образования»
Факультет переподготовки педагогических кадров
Выпускная работа
Коррекционно-развивающая работа при раннем детском аутизме
Выполнила:
слушатель
факультета переподготовки
педагогических
кадров
по
специальности «Логопедия»
Рунге
Людмила Ивановна
Научный
руководитель:
Г.В.
Бирич
Гродно, 2007
ВВЕДЕНИЕ
Конвенция ООН по правам
ребенка в качестве исходной точки рассматривает права каждого отдельного
ребенка. В Конвенции отмечается, что все дети обладают фундаментальными
правами, однако многие из них по различным причинам нуждаются в дополнительной
поддержке и помощи на разных стадиях развития для реализации своих прав. Такая
дополнительная помощь необходима, например, детям с аутизмом. [16, с.122]
Аутизм у детей
проявляется в нарушении контактов, в уходе от реальности в мир собственных
переживаний. В настоящее время аутизм рассматривается как первазивное
(беспроникающее, общее) нарушение, искажение психического развития,
обусловленное биологической дефицитарностью центральной нервной системы
ребенка. У детей с аутистическими проявлениями наблюдается нарушение
социального взаимодействия и способности к общению. Для них характерны явное
стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы
поведения, специфическое развитие или полное отсутствие речи, манерность,
угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы, страхи.
По данным Института коррекционной
педагогики Российской Академии образования (1999) при своевременной и правильно
организованной коррекционной работе 60% детей с аутизмом получают возможность
обучаться по программе массовой школы, 30% - по программе специальной школы
того или иного типа и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда
коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20-30%
адаптируются относительно – они нуждаются в постоянной опеке, и лишь 2-3%
достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации. [7, с.183]
Из вышеизложенного
становится понятно, насколько важным является проведение
коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми, и насколько актуальна
данная проблема.
Целью исследования является выявление оптимальных
путей, и средовых ресурсов коррекционно-развивающей работы, способствующей
социализации и адаптации аутичных детей.
Для достижения указанной
цели в работе были поставлены следующие задачи:
● изучить
современные медико-педагогические представления о проблеме раннего детского
аутизма, его природе и сущности; осуществлении ранней диагностики
● проанализировать
своеобразие речевого развития аутичного ребенка;
● раскрыть
особенности содержания коррекционно-развивающей работы и выявить условия для
успешной реабилитации детей;
● исследовать
условия реабилитации детей на базе ЦКРОиР г Гродно.
Объектом исследования выступает коррекционно-развивающая
работа, а предметом – организация процесса коррекционно-абилитационной
помощи детям с синдромом РДА (педагогический подход).
В ходе подготовки и написания
данной работы был использован опыт ученых (анализ публикаций), знания
специалистов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов), изучение
документации, анализ динамики развития детей с аутическими проявлениями, а
также наблюдение за аутичными детьми в группе ГГЦКРОиР.
Гипотеза исследования – проведение адекватно
организованной коррекционно-развивающей работы (в частности программы и среды),
способствует улучшению динамики развития детей с аутистическими проявлениями, формированию
функциональных навыков и дальнейшей социализации.
В соответствии с
указанной целью и задачами определилась и структуры работы. Она состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы
исследования, ее актуальность, поставлены цель и вытекающие из нее задачи,
характеризуется структура работы.
В первой главе изучаются современные концепции
детского аутизма. в частности, здесь раскрываются главные медицинские и
педагогические проявления синдрома раннего детского аутизма. Предоставлена
клинико-психологическая классификация РДА, дифференциальная и педагогическая
диагностики, а также особенности речевых расстройств у детей с РДА.
Вторая глава посвящена коррекции и развитии детей
с синдромом РДА, указана роль организации интегрированного обучения и
воспитания детей с РДА.
Заключение представлено в виде кратких выводов
и анализов данной работы, подведены итоги и доказана возможность и
необходимость изучения и дальнейшего исследования этой темы.
Имеется список
использованной литературы и приложения.
Использован опыт
учителей-дефектологов, а также опыт ученых и специалистов.
Результаты исследования
могут служить базой для дальнейших исследования, а также использоваться при
написании обобщающих трудов и специальных работ по отдельным аспектам темы
детского аутизма.
ГЛАВА 1.
МЕДИКО-ПЕДОГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СИНДРОМА «РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ»
1.1 Понятие,
этиология, возможные причинные факторы возникновения «Раннего детского аутизма»
Ранний детский аутизм
(классический аутизм или синдром Каннера) – отклонение в психическом развитии
ребенка, включающее не одну дисфункцию. Понятие аутизма представляет собой
комплексное нарушение, в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость.
Главным проявлением аутизма является нарушение общения ребенка с окружающим
миром. Причины возникновения аутизма разнообразны.. Чаще всего это патология
так называемого «шизофренного спектра» реже – особая органическая
недостаточность центральной нервной системы (хромосомная, наследственно-обменная,
возможно и внутриутробная). Не исключено, что РДА может возникнуть и кА
самостоятельная аномалия психической конструкции, обусловленная
наследственностью. [5, с.3]
В странах Западной Европы
статистика показывает, что частота РДА оценивается от 5 до 15-20 на 10 тысяч
детского населения. [5, с.3]
В вопросе об этиологии
раннего детского аутизма единства мнений нет.
Л.Каннер (1943)
расценивал РДА как особое болезненное состояние; Г.Аспергер (1944-1948) – как
патологическую конституциональную структуру, ближе к психопатической.
Большинством отечественных исследователей (Г.Е.Сухарева, 1935, 1974;
Т.П.Симпсон, 1948; О.П.Юрьева, 1967), а также рядом зарубежных исследователей
(Л.Бендер, 1958; М.Кларк, 1963 и др.) ранний детский аутизм рассматривается в
основном в рамках патологии шизофренного круга: как начальный период детской
шизофрении, реже – тяжелой формы шизоидной психопатии. В этих случаях речь идет
о наследственной патологии с невыясненными механизмами, как это имеет место при
шизофрении. [5, с.3]
Ряд исследователей
предполагают возможность и органического происхождения синдрома РДА (Д.Н.Исаев,
1970, 1978; К.С. Лебединский и С.В.Немировская, 1981) его связь с
внутриутробным поражением нервной системы и локализацией в стволовых отделах
мозга.
В зарубежных
исследованиях, значительная роль отводится хронической психотравмирующей
ситуации (Б.Беттельхейм, 1967 и др.), вызванной холодностью матери по отношению
к ребенку, деспотическим давлением матери.
Со времени признания
существования раннего детского аутизма проведены многочисленные исследования, в
ходе которых делались попытки раскрыть суть заболевания. Обнаружены различные
механизмы развития аутизма: психологические, неврологические
(резидуально-органический дефект), нейрофизиологические (недостаточная активация
ретикулярной формации), биохимические (увеличение содержания серотонина),
иммунные (наличие аутоиммунных процессов) и генетические (родственники первой
степени родства заболевают в 50 раз чаще, чем в здоровой популяции) [4, с.4]
Около половины из всех
людей с синдромом Аспергера имеют близких родственников с таким же синдромом
или его типичными симптомами.
По сравнению с общим
населением среди детей с аутизмом встречается большее число случаев повреждений
мозга, возникших во время беременности, родов или послеродового периода. Они
особенно часто препятствуют благополучному развитию в течение пре-, пери- и
неонатального периодов.
Дети, перенесшие
определенные инфекции, такие как краснуха во время беременности или вирусный
инфекционный герпес в течение первых лет жизни, подвержены высокому риску
развития аутизма. Другие инфекции также могут являться причиной повреждений
мозга, достаточных для развития аутизма. [4, с.54]
Остается неизвестным, что
эти соматические расстройства имеют общего. Считается, что они нарушают функции
мозга, необходимые для нормального социально-коммуникативного развития и
развития воображения.
Итак, причины детского
аутизма еще не достаточно изучены. Но необходимо отметить, что детский аутизм –
это прежде всего вызванное особыми биологическими причинами нарушение
психического развития, которое проявляется очень рано.
В настоящее время в
некоторых случаях могут быть определены причинные расстройства или заболевания.
Определена локализация некоторых поражений и найден ряд биологических
отклонений.
1.2
Клинико-психологическая
классификация «Раннего детского аутизма»
Диагноз РДА базируется на
таких основных симптомах, как аутизм, склонность к стереотипиям,
непереносимость изменений в окружающей обстановке, а также раннее, до 30-месячного
возраста выявление специфических признаков дизонтогенеза. [12, с.21]
Однако при наличии этой
общности проявлений другие признаки обнаруживают значительный полиморфизм. Да и
основные симптомы различаются как по особенностям характера, так и по степени выраженности.
все это определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной,
разной социальной адаптацией, разным прогнозом.
Эти варианты требуют и
разного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолго—педагогического.
О.С.Никольской
(1985-1987) выделены четыре основные группы РДА. [Приложение 1]
Основными критериями
деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой и
тип самого аутизма.
У детей I группы речь будет идти об
отрешенности от внешней среды, II – отвержение
внешней среды, III – замещение
внешней среды и IV
сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.
Как показали
исследования, аутичные дети этих групп различаются по характеру и степени
первичных расстройств, вторичных и третичных дизонтогенетических образований.
Дети I группы (8%) с аутистической
отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями
психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой
характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти
дети мутичны. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в
контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не
овладевают навыками социального поведения, самообслуживания.
Скорее всего, здесь речь
идет о раннем злокачественном течении шизофрении, часто осложненной
органическим повреждением мозга.
Дети этой группы имеют
наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. При
интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы
элементарные навыки самообслуживания, могут освоить письмо, счет и даже чтение
про себя.
Дети II группы (62%) с аутистическим
отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной
борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных
ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи
рук и т.д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т.д.
Внешний рисунок их
поведения – манерность, стереотипность, причудливые гримасы и позы, походка,
особые интонации речи. Эти дети не идут на контакт, отвечают односложно или
молчат, иногда что-то шепчут.
У этой группы детей речь,
скорее, идет либо о шизофрении, либо, возможно, биохимической, на настоящем
уровне диагностики не определяемой.
Прогноз на будущее для
детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть
подготовлены к обучению в школе (чаще – в массовой, реже – во вспомогательной).
[5, с.103]
Дети III группы (10%) с аутистическими
замещениями окружающего мира характеризуются большей произвольностью в
противостоянии своей патологии, прежде всего страхам. Внешний рисунок их
поведения ближе к психопатоподобному. Характерна развернутая речь, при
развернутом монологе очень слаб диалог. Эти дети менее аффективно зависимы от
матери, не нуждаются в примитивном контакте и опеке.
Эти дети при активной
медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в
массовой школе.
Дети IV группы (21%) характеризуются
сверхтормозимостью. В их статусе на первом плане – неврозоподобные
расстройства: чрезмерная тормозимость, робость, пугливость, особенно в
контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную
дезадаптпцию. При плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у
близких. Формируются образцы правильного социального поведения, стараются быть
«хорошими», выполнять требования близких. Имеется большая зависимость от
матери, чтобы постоянно «заряжаться» от нее.
Их психический
дизонтогенез приближается, скорее, к своеобразной задержке развития с
достаточно спонтанной, значительно менее штампованной речью.
Детей этой группы следует
дифференцировать между вариантом синдрома Каннер как самостоятельной аномалией
развития, реже – синдром Аспергера как шизоидной психопатией. Эти дети могут
быть подготовлены к обучению в массовой школе.
Выделенные
клинико-психологические варианты РДА отражают, очевидно, различные
патогенетические механизмы формирования этого нарушения развития, разный
характер генетического патогенного комплекса.
1.3
Дифференциальная
и педагогическая диагностика аутичных детей
С прогрессом
медикаментозной терапии и психолого-педагогической коррекции раннего детского
аутизма все более значимой становится проблема как можно более ранней
диагностики заболевания, с последующим построением индивидуальной тактики
комплексной коррекционной работы с детьми с РДА.
Все существующие основные
диагностические системы (ДСМ-III-Р,
ДСМ-IV и МКБ-10) сходятся в том, что для
диагностики аутизма должны присутствовать 3 основные нарушения: недостаток
социального взаимодействия, недостаток взаимной коммуникации (вербальной и
невербальной) и недоразвитие воображения, которое проявляется в
ограниченном репертуаре поведения. [4, с.36]
Будет ли ребенку поставлен
диагноз аутизма или нет зависит от того, какие диагностические критерии,
использует врач.
В целях определения
нейропсихиатрических синдромов выбор часто останавливается на ДСМ (ручная
диагностика и статистика), подготовленная ААП (американской Ассоциацией
психиатров), также ДСМ-III-Р
и ДСМ-IV.
Затем существуют
определения Всемирной Организации Здравоохранения, включаемые В МКБ-10
(Международной классификации болезней). Диагностические критерии по МКБ-10
представлены. (приложение 2). [4, с.38]
Для постановки диагноза
должны присутствовать признаки нарушения развития в течении первых трех лет
жизни.
Существуют определенные,
часто проявляющиеся в аутизме, но не считающиеся основными для постановки
диагноза. Однако, они заслуживают внимания: это – гиперактивность, слуховая
гипер- и гипочувствительность и различные реакции на звук,
гиперчувствительность к прикасанию, нанесение себе повреждений, агрессивные
проявления и перемены настроения. Они встречаются на 1/3 людей, имеющих это
расстройство.
Наряду с диагностическими
критериями, по ДСМ-IV(ААП-1994) и
МКБ-10 для определения аутизма используется специальная диагностическая карта
психолого-педагогического исследования ребенка первых двух лет жизни при
предположении у него раннего детского аутизма. Диагностическая карта поведения
приведена. (приложение 3). [5, с.116]
Приведенные в ней вопросы
добавляются к традиционному психиатрическому либо патопсихологическому анамнезу
в случае, если основные жалобы родителей либо данные сопутствующих документов
вызывают предположение о возможности РДА.
Естественно, что у
данного аутичного ребенка будут проявляться не абсолютно все признаки РДА,
западения в отдельных сферах будут выступать в разной степени. Поэтому,
представленная в приложении 2 подробная диагностическая карта, должна
способствовать не только ранней диагностике и терапии РДА, но и выбору методов
психологической коррекции РДА.
Сейчас ранний детский
аутизм относят к нарушениям в развитии, а не к психическим болезням, как это
было ранее. Отправной точкой такого заключения стало сравнение развития
аутичных детей с развитием нормальных детей (Шоплер и Рейчлер, 1979; Шоплер и
Рэйчлер и Лэксинг, 1981; Питерс, 1984). [1, с.14]
В приложении 3, приведена
сравнительная характеристика аспектов раннего нормального развития и раннего
развития при аутизме. В данной таблице рассматриваются: речь и коммуникация,
социальные взаимодействия и развитие воображения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|