Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи учеников 7-х классов школы для ...
Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи учеников 7-х классов школы для ...
Министерство образования
Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный
педагогический университет имени Максима Танка»
Факультет
специального образования
Кафедра логопедии
Допущено к
защите
Зав.
кафедрой____________ Н. Н. Баль
писок
использованных источниковКУРСОВАЯ РАБОТА
Коррекционная работа по совершенствованию грамматического
строя речи учеников 7-х классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Студентка___________Ю.
Г. Макович
V курс, 502 гр.
Научный
руководитель___ С. Е. Перкова
преподаватель кафедры
логопедии
Минск 2005
Оглавление
Введение…………………………………………...…………………………..3
Глава I Современное состояние
изучения особенностей совершенствования грамматического строя речи у детей с тяжелыми
нарушениями речи............................................5
1.1. Грамматические
умения детей с задержкой психического развития.......................................................................5
1.2.Грамматический
строй речи детей с общим недоразвитием речи.........................................................................7
1.3.Грамматический
строй речи детей с моторной алалией.............................................................................................8
Глава II Особенности грамматических
умений старших школьников с ТНР.............................................................................10
2.1. Методика и
организация экспериментального изучения..........................................................................................10
2.2. Результаты
изучения особенностей грамматических умений......................................................................................12
Глава III Методические рекомендации по коррекции
грамматических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи...........................................................................................14
Список использованных источников……………………….........……20
Примечание..........................................................................................23
Введение
Актуальность темы. В
настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении
нарушений грамматического строя речи младших школьников или старших
дошкольников и разработаны методы их преодоления. Что же касается старших
школьников, в литературе есть только упоминания о состоянии и коррекции грамматического
строя речи старших школьников, поэтому наша работа поможет выявить динамику
развития определённых, выделенных нами, грамматических умений детей с тяжёлыми
нарушениями речи и указать основные направления их коррекции.
Цель исследования: изучить
особенности совершенствования грамматических умений старших школьников школы
для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ методической литературы по
совершенствованию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи;
провести теоретический и экспериментальный анализ особенностей грамматических
умений детей с тяжелыми нарушениями речи;
определить пути и способы совершенствования грамматических умений у
старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования –
грамматические умения старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования – особенности
совершенствования грамматических умений старших школьников с тяжелыми
нарушениями речи.
Гипотезой исследования является:
особенности развития грамматических умений у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Методологическая основа исследования. В основу подхода к исследуемой проблеме положены следующие психологические
и педагогические концепции: об общих закономерностях развития ребёнка в норме и
при системных нарушениях речи (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина).
На теоретическом уровне применялись следующие методы исследования:
анализ психологической и педагогической литературы, обобщение сведений; на
эмпирическом – констатирующий эксперимент, статистическая обработка данных.
Глава I
Современное
состояние изучения особенностей совершенствования грамматического строя речи
детей с тяжелыми нарушениями речи.
1.1.Грамматический
строй речи детей с задержкой психического развития.
Овладение грамматическим строем речи предполагает
усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе
формирования грамматического строя речи осуществляется выделение (первоначально
– на практическом, неосознанном уровне) морфем и соотнесение их с лексическим
или грамматическим значением. На основании этого и возникают языковые
обобщения: морфологические и синтаксические.
Формирование языковых обобщений происходит на основе
достаточного уровня развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка:
умения анализировать звуковую, морфологическую структуру слов, выделять общее и
специфическое в различных формах одного и того же слова (дом-дома-домой), в различных словах с одним и тем же грамматическим значением (парты-столы), умение синтезировать различные морфемы в структуре слова на основе
закономерностей языка.
Только овладев определёнными языковыми закономерностями,
ребёнок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Неусвоение же
закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и
синтаксической структуры предложения.
Исследование грамматического строя речи у детей с задержкой
психического развития (Н.Ю. Борякова, С.В. Зорина, Р.И. Лалаева, Г.Н.
Рахмакова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, И.А. Симонова, А.А.
Хохлова, Л.В. Яссман) выявило у большого количества старших дошкольников и
школьников младших классов значительное недоразвитие словоизменения,
словообразования, синтаксической структуры предложения.
Исследования Боряковой Н.Ю., Зориной С.В., Мальцевой
Е.В., Рахмаковой Г.Н., Хохловой А.А. показали, что у детей с задержкой
психического развития младшего школьного возраста отмечаются нарушения
словоизменения как существительных, так и глаголов. Обнаруживаются трудности
при усвоении предложно-падежных конструкций, категорий рода и числа
существительных.
Система словоизменения глагола, как указывают авторы,
сформирована лучше, что связано с большим обьёмом и сложностью парадигмы
существительных. Допущенные ошибки проявляются, главным образом в недостаточно
точном употреблении глаголов /дети
катаются – дети едут, мальчик собирает – мальчик убирает/, в нарушении дифференциации глаголов единственного и множественного
числа, в нарушении чередования в основе глагола /мальчик бежит – дети бежат; дети бегут
– мальчик бегит/.
При согласовании прилагательного с существительным старшие
дошкольники с задержкой психического развития пользуются формами как
единственного так и множественного числа, однако часто допускают их смешение.
Это обусловлено тем , что каждая из этих форм не связывается в достаточной
степени с морфологическими признаками имени существительного.
Лалаева Р.И. указывает, что в связи с недоразвитием познавательной
деятельности в том числе и процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у
детей с задержкой психического развития обнаруживаются и особенности процессов
словообразования. Исследования словообразования (Зорина С.В, Мальцева Е.В.,
Слепович Е.С., Соботович Е.Ф. Хохлова А.А. и другие) показывают, что у этой
категории детей процесс словообразования задерживается, затягивается во времени
и имеет качественное своеобразие. Учёные выделяют следующие особенности
словообразования частей речи:
♠ существительных (уменьшительно-ласкательных, названий детёнышей
животных и птиц, по аналогии /дождь
– дождинка, снег - .../, со значением частички
целого);
♠ приставочных глаголов (замена глаголов с приставками бесприставочными
глаголами диффузного значения, замена одной приставки другой, близкой по
значению, употребление вместо глагола с приставкой основы глагола без
приставки);
♠ относительных прилагательных.
Таким образом можно сделать вывод о несформированности
функции словообразования у старших дошкольников с задержкой психического
развития. Значительное количество неологизмов при словообразовании
свидетельствует о том, что данный процесс находится у этих детей в стадии формирования.
Кроме того, случайный и немотивированный характер словообразовательных
неологизмов говорит о том, что у старших дошкольников с задержкой психического
развития недостаточно усвоены даже продуктивные модели словообразования.
1.2.Грамматический
строй речи детей с общим недоразвитием речи.
Ещё в прошлом столетии профессор Левина Р.Е., изучая
наиболее тяжёлые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую
категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех
языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются
нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно
происходит овладение системой морфем, а следовательно плохо усваиваются навыки
словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы, как по
количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь.
Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи, в
зависимости от уровня речевого развития, учёные выделяют следующие нарушения
грамматического строя речи.
o Для первого уровня речевого развития характерно отсутствие или наличие
зачаточного состояния понимания значений грамматических изменений слова. Как
отмечает Волкова Л.С., если исключить ситуационно ориентирующие признаки, дети
оказываются не в состоянии различить формы единственного и множественного числа
существительных, глагола прошедшего времени, формы мужского и женского рода, не
понимают значения предлогов.
o На втором уровне отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических
конструкций: смешение падежных форм /"едет машину"
вместо на
машине/, нередко употребление существительных в именительном
падеже, а глаголов в инфинитиве или форме третьего лица единственного и
множественного числа настоящего времени, а употреблении числа и рода глаголов,
при изменении существительных по числам /"два каси" – два карандаша,
"де тун" – два стула/, отсутствие
согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.
o На третьем уровне речевого развития отмечается следующий аграмматизм:
ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с
существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается
в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Исходя из анализа литературных источников можно сделать
следующие выводы: аграмматизм является чуть ли не самым устойчивым и одним из
основных проявлений общего недоразвития речи /В.К. Воробьёва, 1967; Е.М.
Мастюкова, 1981/. Кроме того, сформированность грамматического строя речи у
детей с общим недоразвитием речи зависит от уровня их речевого развития /Р.Е.
Левина, 1968; С.Н. Шаховская, 1969/.
1.3.Грамматический
строй речи детей с моторной алалией.
При моторной алалии отмечается системность недоразвития
всех сторон и функций речи при алалии. Выявляются трудности построения фразы и
усвоения грамматического строя, недостаточность развития подражательной
деятельности, неполноценность всех форм произвольной речи. Волкова Л.С.
отмечает неоднородность проявлений моторной алалии: иногда отмечается
преимущественная несформированность операций отбора языковых средств, т.е.
фонематических, лексических и грамматических элементов, в других случаях
преобладающее нарушение – несформированность операций комбинирования. Выявляется
неравномерность нарушений языковой системы: алалии с преимущественной несформированностью
фонематического или грамматического уровня языковой системы и алалии с
относительно равномерной несформированностью всех языковых систем.
Трауготт Н.Н. выделила следующие нарушения грамматического
строя речи у детей с моторной алалией: отсутствие предлогов и союзов, употребление
существительных преимущественно в именительном падеже, глаголов в неопределённом
наклонении. Жаренкова Г.И. в своих работах отмечает недостаточное понимание
грамматических форм моторными алаликами, как следствие недоразвития активной
речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так
называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребёнок эмпирически
овладевает всей сложной системой грамматики русского языка.
Л.В. Мелихова /1960/ указывает, что с накоплением словаря
у учащихся с моторной алалией увеличивается и количество ошибок, связанных с
грамматически правильным оформлением высказывания.
Так, В.К. Орфинской /1959/ разработаны принципы логопедической
работы с детьми с моторной алалией по формированию у них системы
грамматического словообразования и словоизменения. Воспитанию грамматического
строя речи у детей с моторной алалией посвящены работы Л.П. Голубевой /1952/,
Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой /1973, 1990/, Л.Ф. Спировой
/1980/. Исследования С.Н. Шаховской /1969/, Л.В. Трофимовой /1992/ направлены
на формирование у детей с моторной алалией морфологической системы
словоизменения, поскольку упражнения в словоизменении и словообразовании
являются, по мнению данных авторов, основными в развитии грамматического строя
речи.
Таким образом, на основании анализа специальной литературы
по теме исследования можно сделать следующие выводы:
1.
Для учащихся с задержкой психического развития характерно
недоразвитие грамматического строя речи.
2.
У учащихся с моторной алалией, общим недоразвитием
речи, задержкой психического развития имеется много сходных проявлений в состоянии
лексико-грамматической стороны речи.
Глава II
Особенности
грамматического строя речи старших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
2.1.Методика и
организация экспериментального изучения.
Исследование грамматического строя речи включало изучение
следующих умений: словообразование существительных, прилагательных и глаголов,
употребление падежей, категории числа существительных, овладение согласованием
разных частей речи, а также умения употреблять простые и сложные предлоги,
конструировать предложения.
Обьектом исследования являлись учащиеся 7 "А" и "Б" классов общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями
речи №18. Всего обследовано 20 школьников.
В исследовании использована модифицированная нами методика
Фёдоровой А.Э.
Учащимся были предложены следующие задания:
№1 Исследование навыков
словообразования.
P Образование
уменьшительно-ласкательной формы существительных (дочь, дом, рука, рот, лист).
Страницы: 1, 2
|