бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Контроль знаний и умений учащихся по физике бесплатно рефераты

p> Количество вариантов контрольной работы является спорным вопросом. В школе применяется 2,4,6 и даже 8 вариантов, т.к. учителя стараются как можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым учеником. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени, требуемого для проверки контрольной работы учителем, а также к появлению трудности, связанной с составлением большого числа вариантов одинаковой сложности. С другой стороны, такое недоверие к ученикам мне кажется необоснованным, т.к. списывать их заставляет отнюдь не лень или нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому увеличивать самостоятельность при выполнении контрольной работы следует не увеличением числа вариантов, а улучшением подготовки учащихся к ней.

Из просмотренных мною дидактических разработок контрольных работ по физике /№№ 1,16/ я хочу привести здесь несколько конкретных принципов их составления, которые показались мне наиболее интересными:
-задачи, составляющие контрольные работы, могут быть разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно учащиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знаний по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы;
-задачи также могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель - возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы;
-в состав контрольной работы входят не только расчетные задачи, но и качественные, требующие, например, графического описания процессов или анализа физических явлений в конкретной ситуации.
5. Контрольная лабораторная работа. Ею может стать лабораторная работа, подобная данным в учебнике к изучаемой теме или какой-то эксперимент, связанный с воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и физическим явлениям. Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности.
Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Особенно это заметно в младших классах. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как физический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.
6.Устный зачет по теме. Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность физического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающий учеников.

Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок или два. Т.к. зачет является наиболее длительной формой контроля, то в практике учителей наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов, наиболее успевающих учеников класса или выпускников, а также с помощью магнитофона, когда часть учеников отвечает, наговаривая на магнитофон. Я считаю, что зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Поэтому, по моему мнению, зачет надо проводить в его традиционной форме, как беседа учителя и ученика. Однако, несмотря на разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме:
1.на зачет отводится не более 2 уроков;
2. подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических вопросов, которые войдут в билеты;
3. теоретических вопросов должно быть не более 20;
4. принимая во внимание сложность такой формы контроля рекомендуется проведение зачетов только в старших, 10-11 классах./№№ 6,11,12,14/.

1.4. Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения физике.

Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями.
Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая.
Естественно предположить, что контроль нужен на разных этапах обучения и на разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены и т.д.

Контроль, проводящийся после изучения небольших "подтем" или циклов обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим.
Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов физики, принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя переводные и выпускные экзамены.

Учителю необходимо установить, какая форма контроля подходит для текущего контроля, а какая – для итогового. Это можно сделать, учитывая время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое она позволяет проверить. Так, например, физический диктант и кратковременная самостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены к текущему контролю знаний и умений учащихся: они кратковременны и не могут охватить весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по- разному, с разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так и итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются при текущей проверке. Устный зачет по теме и письменная контрольная работа
– формы итогового контроля, так как охватывают большое количество материала и занимают много времени. Контрольная лабораторная работа может использоваться на итоговом контроле, однако, учитывая то, что она может проверить ограниченный круг умений учащихся, ее целесообразно комбинировать, как было сказано ранее, с другими формами проверки. На основании всего сказанного можно составить такую наглядную таблицу:

|Виды контроля |Формы контроля |
|1.Текущий контроль |1)Физический диктант |
| |2)Тестовые задания |
| |3)Кратковременная |
| |самостоятельная работа |
|2.Итоговый контроль |Письменная контрольная работа |
| |Контрольная лабораторная работа |
| | |
| |Тестовые задания |
| |Устный зачет по теме |


Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются 2 вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое место в процессе обучения физике и выполняет определенные задачи обучения.

1.5. Отметки и оценки на контрольных этапах.

Методисты различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это слова, с помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит или порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его знаний. Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно. Отметка
– это привычные нам цифры, от 1 до 5, выражающие успехи ученика, соответствие его знаний предъявляемым требованиям. Однако очень часто эти понятия не различаются учителями, т.к. считается что отметка, она, по сути, и есть оценка успеваемости ученика.

Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться в успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению, либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными - это главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно рассматриваться учениками, ребята будут верить и уважать мнение своего учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во- первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений, культуру речи. Эти требования повышаются с увеличением возраста учащихся.

Существует множество методов проставления, исправления отметок: каждый учитель может предложить свое. Однако, мне кажется, что т.к. отметки отражают работу ученика по данной теме, его знания, они всегда должны быть доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует учащихся к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их улучшению. Окончательными же являются лишь итоговые отметки, т.е. отметки, полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.

Выводы по главе 1.


В главе 1 я рассмотрела сложившееся на сегодняшний день понимание контроля, а также сформулировала некоторые свои замечания по этой проблеме. Тем самым, в этой главе я выполнила первые три цели, поставленные передо мной при написании этой работы(.
Результаты моей работы в главе 1 можно кратко изложить в следующей таблице:
|Цели контроля |подготовить учащихся, убедившихся в том, что |
|знаний и умений |усвоенные ими новые физические знания и |
|учащихся |умения отвечают предъявляемым требованиям; |
| |получить информацию о том, усвоены или нет |
| |каждым учащимся физические знания, указанные |
| |в образовательной цели изучения темы (цикла |
| |знаний); научились ли учащиеся видам |
| |деятельности, указанным в цели по разлитию |
| |изучения темы (цикла знаний). |
|Формы контроля |физический диктант |
|знаний и умений |тестовое задание |
|учащихся |краткая самостоятельная работа |
| |письменная контрольная работа |
| |контрольная лабораторная работа |
| |устный зачет по изученной теме. |
|Место различных |Текущий контроль: |
|форм контроля в |Физический диктант |
|процессе обучения |Тестовые задания |
|физике |Кратковременная самостоятельная работа. |
| |Итоговый контроль: |
| |Письменная контрольная работа |
| |Контрольная лабораторная работа |
| |Тестовые задания |
| |Устный зачет по теме |

Естественно предположить, что глава 2 этой работы будет посвящена достижению оставшихся целей, т.е. разработке контрольных мероприятий непосредственно для темы "Первоначальные сведения о строении вещества".

Глава 2. Контрольные мероприятия при изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества» на основе деятельностной теории обучения.

2.1. Содержание знаний и умений учащихся по теме "Первоначальные сведения о строении вещества"

Прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять только те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно, были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. К такому выводу приходят все учителя и методисты, а, следовательно, есть необходимость сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и умения учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения.
Указанные в целях знания и умения учащихся должны, в свою очередь, соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому предмету.

Примером такого подхода к выяснению содержания контрольных мероприятий могут служить разработки итоговых контрольных заданий для выпускников начальной школы. /№ 5/. Авторы, опираясь на обязательный минимум содержания обучения в начальной школе, установленнный государственным образовательным стандартом, составили примеры заданий, проверяющие конкретные знания и умения учащихся. Ниже приведен фрагмент таблицы, в которой соотносятся требования государственного стандарта и составленные по ним контрольные задания.

|Элеметы |Обязательный уровень |Примеры заданий |
|содержания|усвоения |обязательного уровня |
| |(выпускник должен) | |
|Гласные и |Различать на слух и при |Напишите под диктовку |
|согласные |произношении звуки |слова: клубок, липы, осы, |
|звуки и |гласные и согласные, |зорька. Назовите звуки в |
|буквы |правильно (без искажений|каждом слове по порядку. |
| |и пропусков букв) писать|Запишите цифрой, сколько |
| |слова, написание которых|звуков и сколько букв в |
| |не расходится с их |каждом слове. Подчеркните |
| |произношением. |гласные одной чертой, |
| | |согласные - двумя. |
| |Различать твердые и |Запишите пары слов: |
| |мягкие согласные. |мыл-мил; мал-мял; лук-люк; |
| |Обозначать на письме |мел-мэр. Сравните первые |
| |мягкость согласных |звуки в каждой паре слов. |
| |гласными буквами и, е, |Назовите твердые и мякгие |
| |ё, ю, я и ь. |согласные. Подчеркните |
| | |гласные буквы, которые |
| | |показывают мягкость |
| | |согласных звуков. |


Такими же принципами я воспользовалась для выяснения содержания контрольных заданий по теме "Первоначальные сведения о строении вещества". При формулировании целей изучения данной темы я опиралась на курс физики 7 класса /№ 8/, а также на программу средней общеобразовательной школы по физике /№ 10/. Следует подчеркнуть, что представленные мною в следующем параграфе цели изучения темы "Первоначальные сведения о стрении вещества" полностью соответствуют установленной программе общеобразовательной школы.

2.2. Цели изучения темы «Первоначальные сведения о строении вещества».

Образовательная цель: подготовить учащихся, усвоивших следующие знания:
1)Вещества состоят из частиц, между которыми есть промежутки;
2)Мельчайшая частица данного вещества называется молекулой;
3)Размер молекулы d~10 м;
4)Молекулы одного и того же вещества одинаковы, а молекулы разных веществ разные;
5)Молекулы вещества движутся непрерывно и беспорядочно. Доказательством непрерывного движения молекул вещества является диффузия – физическое явление, заключающееся в самопроизвольном взаимном проникновении двух соприкасающихся веществ. Доказательством хаотичности движения молекул является броуновское движение – физическое явление, заключающееся в беспорядочном движении взвешенных в жидкости или газе частиц; 6)скорость молекул связана с температурой тела: чем выше температура, тем быстрее движутся молекулы вещества, из которого изготовлено это тело;
7)Молекулы вещества взаимодействуют: они притягиваются и отталкиваются.
Взаимодействие молекул проявляется на расстояниях, сравнимых с размерами молекул.
8)Вещество в природе может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.

Твердое состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело, изготовленное из этого вещества, сохраняет объем и форму.

Жидкое состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело, изготовленное из этого вещества, сохраняет объем, но изменяет форму.

Газообразное состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело, изготовленное из этого вещества, не сохраняет ни объема, ни формы.
Газ занимает весь предоставленный ему объем.
9)Молекулы вещества в газообразном состоянии расположены на расстояниях, много больших размеров самих молекул, движутся прямолинейно от столкновения к столкновению, взаимодействуют слабо.

Молекулы вещества в жидком состоянии расположены на расстояниях, примерно равных размерам самих молекул, но так, что в их расположении наблюдается только ближний порядок. Молекулы жидкости колеблются относительно положения равновесия, иногда совершая перескоки , взаимодействуют сильно.

Молекулы вещества в твердом состоянии расположены на расстояниях, примерно равных размерам самих молекул, но так, что в их расположении наблюдается строго определенный порядок по всему веществу, колеблются относительно положения равновесия, взаимодействуют сильно.

Цель по развитию: подготовить учащихся, овладевших следующими умениями:
1)получать научный факт о строении вещества (образовательная цель №1)
2)моделировать строение вещества в твердом, жидком, газообразном состояниях вещества
3)создавать понятие “молекула” (образовательная цель №2)
4)по модели строения веществ распознавать одинаковые и разные вещества
5)получать научный факт о движении молекул (образовательная цель №5)
6)моделировать расположение молекул соприкасающихся веществ в различные моменты времени
7) создавать понятие “диффузия” (образовательная цель №5)
8)воспроизводить диффузию в конкретных ситуациях
9)распознавать диффузию в конкретных ситуациях
10) получать научный факт о связи скорости движения молекул с темапературой тела (образовательная цель №6)
11)сравнивать скорости движения молекул различных веществ в конкретных ситуациях
12)моделировать движение молекул вещества и их скорости в конкретных ситуациях
13) получать научный факт о взаимодействии молекул (образовательная цель
№7)
14)распознавать ситуации, в которых молекулы притягиваются и отталкиваются
15)объяснять физические явления, основанные на взаимодействии молекул
(слипание тел, упругость веществ), воспроизводить эти явления
16)создавать понятия ”твердое состояние вещества ”, “жидкое состояние вещества ” и “газообразное состояние вещества” (образовательная цель №8)
17) распознавать состояния вещества в конкретных ситуациях
18) получать научный факт о строении вещества в трех состояниях
(образовательная цель №9)
19)моделировать строение вещества в трех состояниях
20)распознавать состояние вещества по моделям его строения
21)определять размеры малых тел методом рядов.

Страницы: 1, 2, 3