Контроль знаний и умений в национально-региональном компоненте на уроках технологии 8 кл. девочки
Контроль знаний и умений в национально-региональном компоненте на уроках технологии 8 кл. девочки
Оглавление
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические
аспекты применения национально-регионального компонента на уроках технологии...........................................7
1.1. Сущность понятий
«контроль знаний и умений», «национально-региональный компонент»..................................................................................7
1.2. Характеристика методов
контроля знаний и умений учащихся.............19
1.3. Использование методов
контроля знаний и умений в технологии.........25
1.4. Учет возрастных
особенностей учащихся 8 классов................................26
Глава 2. Разработка и
апробация уроков по технологии с применением национально-регионального
компонента в разделе «Ручная вышивка»,
8 класс...................................................................................................................31
2.1. Роль и место раздела «Ручная
вышивка» в образовательной области «Технология», 8 класс..........................................................................................31
2.2. Тематическое
планирование раздела «Ручная вышивка», 8 класс...........40
2.3. Разработка план – конспектов
уроков раздела «Ручная вышивка»..........41
2.4. Методика проведения и
результаты экспериментальной работы.............53
2.5.Анализ материально
технической базы кабинета технологии с учетом санитарно-гигиенических
требований и правил техники безопасности.........57
2.6. Расчет экономических
затрат урока.............................................................63
Заключение……………………………………………………………................65
Список
литературы…………………………………………………...................67
Приложения……………………………………………………………...............69
Введение
Актуальность
исследования. В последнее время в обществе, обострился интерес к развитию
человека в конкретной социокультурной и национальной среде. Процесс
социализации личности, гуманизация общественной жизни и образования определяют
выбор качественно новых условий для ее развития с учетом личностных
особенностей, мотивов, интересов и ценностных установок. Одним из факторов
демократизации и регионализации современного российского образования является
всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе воспитания и обучения
подрастающего поколения и их адаптация к современной жизни.
В сфере
образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с
одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой -
национально-региональные особенности, обусловленные историческими,
демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом
народа. Эффективность сравнительных педагогических исследований значительно
повышается, если явления, процессы и тенденции в сфере образования исследуются
на трех уровнях: мировое сообщество - Россия - регион.
Проблемы
образования приобретают особую актуальность в полиэтническом, многоязычном и
поликонфессиональном Поволжском регионе. Схожесть материальной культуры и
духовных ценностей, общность исторических судеб народов их обычаев и традиций,
определили выбор определенных педагогических приемов, используемых в
учебно-воспитательном процессе.
Стратегия
государства в области образования, в частности, проводимые реформы,
вариативность и регионализация, оказывают значительное влияние на все регионы
РФ. Характерной чертой школы начала 21 века в Поволжском регионе стало
функционирование таких типов учебных заведений как лицеи, колледжи, школы с
углубленным изучением отдельных предметов, экспериментальные площадки.
Стандарты
образовательных областей фиксируют объем и уровень базового образования и
являются основой для разработки программ и учебников. Реальные программы по
своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта по широте и по
глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить
уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться гарантированного
качества подготовки выпускников школы и обеспечить эквивалентность образования
внутри области – субъекта федерации. Национально-региональный стандарт дает
учебным заведениям возможность определять содержание школьного компонента и тем
самым выразить их специфику и направленность, связь со своим районом, городом,
селом.
Реализация национально-регионального стандарта требует переходного
периода, который необходим для разработки нормативных документов, учебно-методических
комплексов, подготовки и переподготовки педагогических кадров. Стандарты
образовательных областей должны быть интегрированы в единый стандарт
национально-регионального компонента общего среднего образования. Стандарт
обеспечивается учебно-методическим комплексом, в который входят учебные
программы, учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей,
дидактические материалы, стандартизованные средства контроля.
Национально-региональный стандарт должен включать следующий пакет документов:
концепция национально-регионального компонента государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования; стандарты образовательных
областей национально-региональных компонентов государственных образовательных
стандартов среднего (полного) общего образования, разработанные в соответствии
с общей концепцией; учебно-методические комплексы, обеспечивающие реализацию стандартов
образовательных областей национально-региональных компонентов государственных
образовательных стандартов среднего (полного) общего образования.
Концепция
национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов
среднего (полного) общего образования должны отражать природно-экологическое,
географо-демографическое, этническое, национальное, историческое своеобразие
региона России; потребность региональной самоидентификации общества, обретение
исторической памяти; формирование и проявление образовательных запросов
населения в различных образовательных услугах; научный и методический потенциал
региона как основу для разработки и реализации перспективных образовательных
программ и стратегий; региональную специфику перехода к рыночной экономике в
условиях демократического общества и необходимости усиления духовного
потенциала населения; необходимость развития межрегиональных и международных
отношений как одно из условий определения региональных приоритетов в области
образования.
Контроль знаний и
умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что
разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и учителей
школы. Нас заинтересовала тема изменения и возможность контроля знаний и умений
учащихся в процессе обучения по разделу "Технология" в соответствии с
национально-региональным компонентом Ульяновской области, а также вопросы:
какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На какие
знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и
умений учащихся?
Ответ на эти
вопросы, а также разработка контрольных мероприятий и составляют цель данной дипломной
работы.
Для достижения
этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую
литературу по данной теме;
- выяснить,
каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся;
- выяснить,
каково место контроля в процессе обучения технологии;
-
проанализировать методы и формы контроля знаний и умений учащихся в
соответствии с национально-региональным компонентом Ульяновской области;
- организация и
проведение эксперимента с целью выявления эффективности применения на практике разработанных
методик и средств;
- рассчитать
экономическую значимость проведения занятия с применением
национально-регионального компонента;
- рассмотреть
технологическое оснащение кабинета для занятий;
- сделать выводы
и внести предложения по результатам исследования.
Объект
исследования – процесс обучения
школьников.
Предмет
исследования – возможности применения
национально регионального компонента при контроле знаний и умений учащихся 8
классов на уроках технологии в разделе «».
Методологическую
базу исследования составили:
-
психолого-педагогические аспекты реализации национального-регионального
компонента в образовательной практике (В.Н. Сорока-Росинский, В.Я. Стоюнин,
В.М. Коротов, Г.Н. Волков, В.К. Шаповалов и др.);
- основные
положения педагогической антропологии и гуманно-личностной педагогики
(Ш.А.Амонашвили, Б.М. Бим-Бад и др.);
- основные
положения теории развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков
и др.).
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения
национально-регионального компонента на уроках технологии
1.1. Сущность понятий «контроль знаний и умений»,
«национально-региональный компонент»
Контроль знаний и
умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной
постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе
принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между
учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию
об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели
контроля знаний и умений учащихся[17, с. 39]:
-
диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
- учет
результативности отдельного этапа процесса обучения;
- определение
итоговых результатов обучения на разном уровне.
Внимательно
посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно
увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий.
Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету
является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений
учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные
мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него
личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то,
нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться
насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения
соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы
должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения
соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, нам кажется,
является основной.
Цели контроля
знаний и умений учащихся[13, с. 42]:
- помочь учащимся
насколько усвоенные ими новые знания и умения отвечают предъявляемым
требованиям;
- получить
информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся знания, указанные в
образовательной цели изучения темы (цикла знаний);
- получить информацию
о том, научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию
изучения темы (цикла знаний).
При такой
формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в
себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление его
пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими
учениками.
В статье 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на
образование, говорится: “Российская федерация устанавливает федеральные государственные
образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и
самообразования”. Конституция Российской Федерации провозглашает свободу
преподавания (ст. 44). Образовательный стандарт определяет обязательный минимум
содержания, не ограничивая преподавателя в педагогическом творчестве, в
определении форм и методов обучения.
Под стандартом
образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве
нормы государственной образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей
возможности реальной личности и системы по достижению этого идеала[31, с. 19].
Основными объектами
стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной
нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом,
принимаются как эталон при оценке качества образования. Стандарт образования
является основным нормативным документом, несущим толкование ст. 7 Закона “Об
образовании” и является основой для создания других нормативных документов
(учебных планов, положений об аккредитации учебных заведений, аттестации кадров
и др.). В Законе “Об образовании” (ст.7) закреплены два компонента стандарта –
федеральный и национально-региональный.
Федеральный
компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает
образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного
значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.
Национально-региональный
компонент
предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями
региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет
организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и
экономических особенностей региона, национального (родного) языка и
национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем школьного
и ученического компонентов содержания образования[31, с/ 22].
Школьный
компонент
позволяет обеспечить вариативность образования, а также учесть образовательные
потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного
учреждения.
Ученический
компонент
позволяет индивидуализировать (в том числе путем организации консультативной
работы) обучение школьников в соответствии с особенностями их развития,
состояния здоровья, интересов и склонностей. Кроме того, он позволяет
реализовать новые формы и приемы организации образовательного процесса,
обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и
групповой поисково-исследовательской работы и активно-двигательной деятельности
учащихся.
Национально-региональный компонент в содержании общего среднего
образования призван отражать образовательное пространство, которое обозначается
понятием «Ульяновская область». Содержание и объем этого понятия определяются
природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным
единством региона[24, с. 80].
Национально-региональный
компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать
формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого
хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;
гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории,
экономике и культуре Ульяновской области каждым учащимся; повысить статус
образования как фактора развития региона; расширить комплекс гуманитарных и
естественнонаучных методов познания; содействовать формированию деятельностной
структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой,
эстетической и физической культуры; расширять, углублять и конкретизировать
знания, предусмотренные федеральным компонентом[14, с 19].
Национально-региональный
компонент государственного стандарта общего среднего образования обеспечивает
координацию всех участников образовательного процесса в реализации поставленных
целей. Она осуществляется посредством национально-регионального
образовательного стандарта – пакета документов, устанавливающих комплекс норм и
требований, отражающих специфику региона на территории Ульяновской области[31,
с 28].
Стандарт
определяет цели, функции, структуру, содержание национально-регионального
компонента государственного образовательного стандарта, объем учебной нагрузки
и уровень подготовки учащихся в соответствии с потребностями и образовательной
стратегией региона.
Основными функциями национально-регионального стандарта являются: Закрепление
статуса национально-регионального компонента в учебном плане образовательных
учреждений Ульяновской области. Определение минимального объема знаний и умений
учащихся, подлежащих обязательному усвоению.
Установление
единых научно-методических подходов к изучению национально-регионального
компонента и создание базы для разработки соответствующих учебно-методических
комплексов. Обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений
и преемственности обучения на различных ступенях. Оптимизация и унификация
средств контроля и оценки качества результатов образования. Повышение уровня
общего образования путем дальнейшего углубления и расширения знаний и умений,
предусмотренных федеральным компонентом.
Порядок
разработки национально-регионального стандарта осуществляется в соответствии со
статьей 7 (п.3,4,5) Закона РФ “Об образовании”[28, с. 13].
Исходя из предложенного понимания сущности и назначения национально-регионального
стандарта, основными требованиями, предъявляемыми к нему, будут следующие:
1.
1. Стандарт
должен учитывать состояние социокультурной среды, потребности и возможности
заинтересованных сторон и приниматься на основе их согласия.
2.
2. Стандарт
должен быть ориентирован, прежде всего, на нормирование конечного результата.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|