бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Контроль знаний и умений в национально-региональном компоненте на уроках технологии 8 кл. девочки бесплатно рефераты

Контроль знаний и умений в национально-региональном компоненте на уроках технологии 8 кл. девочки

Оглавление


Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения национально-регионального компонента на уроках технологии...........................................7

1.1. Сущность понятий «контроль знаний и умений», «национально-региональный компонент»..................................................................................7

1.2. Характеристика методов контроля знаний и умений учащихся.............19

1.3. Использование методов контроля знаний и умений в технологии.........25

1.4. Учет возрастных особенностей учащихся 8 классов................................26

Глава 2. Разработка и апробация уроков по технологии с применением национально-регионального компонента в разделе «Ручная вышивка»,

8 класс...................................................................................................................31

2.1. Роль и место раздела «Ручная вышивка» в образовательной области «Технология», 8 класс..........................................................................................31

2.2. Тематическое планирование раздела «Ручная вышивка», 8 класс...........40

2.3. Разработка план – конспектов уроков раздела «Ручная вышивка»..........41

2.4. Методика проведения и результаты экспериментальной работы.............53

2.5.Анализ материально технической базы кабинета технологии с учетом санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности.........57

2.6. Расчет экономических затрат урока.............................................................63

Заключение……………………………………………………………................65

Список литературы…………………………………………………...................67

Приложения……………………………………………………………...............69

Введение


Актуальность исследования. В последнее время в обществе, обострился интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национальной среде. Процесс социализации личности, гуманизация общественной жизни и образования определяют выбор качественно новых условий для ее развития с учетом личностных особенностей, мотивов, интересов и ценностных установок. Одним из факторов демократизации и регионализации современного российского образования является всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе воспитания и обучения подрастающего поколения и их адаптация к современной жизни.

В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа. Эффективность сравнительных педагогических исследований значительно повышается, если явления, процессы и тенденции в сфере образования исследуются на трех уровнях: мировое сообщество - Россия - регион.

Проблемы образования приобретают особую актуальность в полиэтническом, многоязычном и поликонфессиональном Поволжском регионе. Схожесть материальной культуры и духовных ценностей, общность исторических судеб народов их обычаев и традиций, определили выбор определенных педагогических приемов, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Стратегия государства в области образования, в частности, проводимые реформы, вариативность и регионализация, оказывают значительное влияние на все регионы РФ. Характерной чертой школы начала 21 века в Поволжском регионе стало функционирование таких типов учебных заведений как лицеи, колледжи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, экспериментальные площадки.

Стандарты образовательных областей фиксируют объем и уровень базового образования и являются основой для разработки программ и учебников. Реальные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта по широте и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться гарантированного качества подготовки выпускников школы и обеспечить эквивалентность образования внутри области – субъекта федерации. Национально-региональный стандарт дает учебным заведениям возможность определять содержание школьного компонента и тем самым выразить их специфику и направленность, связь со своим районом, городом, селом.

Реализация национально-регионального стандарта требует переходного периода, который необходим для разработки нормативных документов, учебно-методических комплексов, подготовки и переподготовки педагогических кадров. Стандарты образовательных областей должны быть интегрированы в единый стандарт национально-регионального компонента общего среднего образования. Стандарт обеспечивается учебно-методическим комплексом, в который входят учебные программы, учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические материалы, стандартизованные средства контроля.

Национально-региональный стандарт должен включать следующий пакет документов: концепция национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования; стандарты образовательных областей национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, разработанные в соответствии с общей концепцией; учебно-методические комплексы, обеспечивающие реализацию стандартов образовательных областей национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования.

Концепция национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования должны отражать природно-экологическое, географо-демографическое, этническое, национальное, историческое своеобразие региона России; потребность региональной самоидентификации общества, обретение исторической памяти; формирование и проявление образовательных запросов населения в различных образовательных услугах; научный и методический потенциал региона как основу для разработки и реализации перспективных образовательных программ и стратегий; региональную специфику перехода к рыночной экономике в условиях демократического общества и необходимости усиления духовного потенциала населения; необходимость развития межрегиональных и международных отношений как одно из условий определения региональных приоритетов в области образования.

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и учителей школы. Нас заинтересовала тема изменения и возможность контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения по разделу "Технология" в соответствии с национально-региональным компонентом Ульяновской области, а также вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий и составляют цель данной дипломной работы.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся;

- выяснить, каково место контроля в процессе обучения технологии;

- проанализировать методы и формы контроля знаний и умений учащихся в соответствии с национально-региональным компонентом Ульяновской области;

- организация и проведение эксперимента с целью выявления эффективности применения на практике разработанных методик и средств;

- рассчитать экономическую значимость проведения занятия с применением национально-регионального компонента;

- рассмотреть технологическое оснащение кабинета для занятий;

- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.

Объект исследования – процесс обучения школьников.

Предмет исследования – возможности применения национально регионального компонента при контроле знаний и умений учащихся 8 классов на уроках технологии в разделе «».

Методологическую базу исследования составили:

- психолого-педагогические аспекты реализации национального-регионального компонента в образовательной практике (В.Н. Сорока-Росинский, В.Я. Стоюнин, В.М. Коротов, Г.Н. Волков, В.К. Шаповалов и др.);

- основные положения педагогической антропологии и гуманно-личностной педагогики (Ш.А.Амонашвили, Б.М. Бим-Бад и др.);

- основные положения теории развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков и др.).

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения национально-регионального компонента на уроках технологии

 

1.1. Сущность понятий «контроль знаний и умений», «национально-региональный компонент»


Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся[17, с. 39]:

- диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

- учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

- определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, нам кажется, является основной.

Цели контроля знаний и умений учащихся[13, с. 42]:

- помочь учащимся насколько усвоенные ими новые знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;

- получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний);

- получить информацию о том, научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний).

При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление его пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими учениками.

В статье 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: “Российская федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования”. Конституция Российской Федерации провозглашает свободу преподавания (ст. 44). Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания, не ограничивая преподавателя в педагогическом творчестве, в определении форм и методов обучения.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве нормы государственной образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы по достижению этого идеала[31, с. 19].

Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества образования. Стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование ст. 7 Закона “Об образовании” и является основой для создания других нормативных документов (учебных планов, положений об аккредитации учебных заведений, аттестации кадров и др.). В Законе “Об образовании” (ст.7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный.

Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем школьного и ученического компонентов содержания образования[31, с/ 22].

Школьный компонент позволяет обеспечить вариативность образования, а также учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения.

Ученический компонент позволяет индивидуализировать (в том числе путем организации консультативной работы) обучение школьников в соответствии с особенностями их развития, состояния здоровья, интересов и склонностей. Кроме того, он позволяет реализовать новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы и активно-двигательной деятельности учащихся.

Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван отражать образовательное пространство, которое обозначается понятием «Ульяновская область». Содержание и объем этого понятия определяются природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона[24, с. 80].

Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Ульяновской области каждым учащимся; повысить статус образования как фактора развития региона; расширить комплекс гуманитарных и естественнонаучных методов познания; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять, углублять и конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом[14, с 19].

Национально-региональный компонент государственного стандарта общего среднего образования обеспечивает координацию всех участников образовательного процесса в реализации поставленных целей. Она осуществляется посредством национально-регионального образовательного стандарта – пакета документов, устанавливающих комплекс норм и требований, отражающих специфику региона на территории Ульяновской области[31, с 28].

Стандарт определяет цели, функции, структуру, содержание национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся в соответствии с потребностями и образовательной стратегией региона.
Основными функциями национально-регионального стандарта являются: Закрепление статуса национально-регионального компонента в учебном плане образовательных учреждений Ульяновской области. Определение минимального объема знаний и умений учащихся, подлежащих обязательному усвоению.

Установление единых научно-методических подходов к изучению национально-регионального компонента и создание базы для разработки соответствующих учебно-методических комплексов. Обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений и преемственности обучения на различных ступенях. Оптимизация и унификация средств контроля и оценки качества результатов образования. Повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубления и расширения знаний и умений, предусмотренных федеральным компонентом.

Порядок разработки национально-регионального стандарта осуществляется в соответствии со статьей 7 (п.3,4,5) Закона РФ “Об образовании”[28, с. 13].

Исходя из предложенного понимания сущности и назначения национально-регионального стандарта, основными требованиями, предъявляемыми к нему, будут следующие:

1.                 1. Стандарт должен учитывать состояние социокультурной среды, потребности и возможности заинтересованных сторон и приниматься на основе их согласия.

2.                 2. Стандарт должен быть ориентирован, прежде всего, на нормирование конечного результата.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9