Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее.
Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык,
математика) рекомендуется проводить первыми или вторыми, уроки по искусству,
окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы
(третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента
(физкультура, ритмика и др.) - последними.
Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает
дополнительно разгрузочный день - четверг. В этот день отсутствуют уроки по
математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки
искусства и физкультуры.
Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы,
занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как
правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности
нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной
нагрузки.
Контроль и оценка результатов обучения. В первом
классе четырехлетней
начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания.
Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки
и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя
при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами
«ты так думаешь», «это твое мнение»,
«давай послушаем других» и т.д.
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные
качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти,
внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
В течение первого полугодия первого года обучения
контрольные работы не
проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного
года не позднее 20-25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы.
В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не
задаются. Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на
второй года не оставляются.
Организация групп продленного дня. Обучающиеся
первого класса зачисляются в группу продленного дня с согласия (по
заявлению) родителей. Внеучебная деятельность организуется в соответствии
с интересами и желанием детей. Продолжительность таких видов
деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие,
настольные игры и др., - должны быть не более 30 минут.
Дети, посещающие группы продленного дня, обеспечиваются
3-разовым
горячим питанием (завтрак, обед, полдник) в помещении столовой или буфета
школы. Интервалы между приемами горячей пищи должны составлять 3-4 часа.
Рекомендуется для детей седьмого года жизни и ослабленных детей
проводить обед с 13.00 до 13.30, полдник- с 16.20 до 16.30 после
дневного сна продолжительностью 1.5-2 часа.
Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в
течение дня не менее двух раз, общей продолжительностью 2,5 - 3 часа.
Просмотр диафильмов и телепередач не следует проводить
чаще одного-двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра диафильмов до 30
минут, телепередач - 30 минут. Посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров
следует проводить не чаще 1-2 раз в месяц.
В каникулярное время продолжается работа группы продленного дня для той части
обучающихся, которая в этом нуждается.
Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период
Письмо Министерства
общего профессионального образования РФ
Данное письмо является дополнением к письму
Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в
первом классе четырехлетней начальной школы».
Начальный период обучения в первом классе должен создать
благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее
благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода
едины для всех систем начального образования.
Согласно п. 2.9.5. Санитарных правил 2.4.2 782-99 «Гигиенические
требования к условиям обучения школьников в различных видах современных
общеобразовательных учреждений», введенных приказом Минздрава России от 6
августа 1999 г. № 309 в первом классе в сентябре и октябре
проводится по три урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации
обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» сказано: «... в
сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время
заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями,
развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статического
напряжения школьников, предлагается на четвертых уроках использовать не
классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.
В течение восьми недель учитель гложет планировать
последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим
предметам в форме уроков-игр, уроков -театрализаций,
уроков-экскурсий, уроков –импровизаций
и т.п. Поскольку эти уроки также
являются обучающими, то
фактически в иной,
нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный
материал.
В классном журнале целесообразно указывать форму
проведения урока, если он проводится не в классно-урочной форме.
Уроки физического воспитания в течение первых двух
месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены в первую
очередь на развитие и совершенствование движений детей и по возможности
проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и
игровые ситуации.
При проведении трех уроков я день в течение двух месяцев четвертые
учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов
учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим
образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно
распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков.
Например, провести последними уроками в течение сентября-октября 4-5
экскурсий по окружающему миру, 3-4 - по изобразительному искусству, 4-6 - по
труду, 4-5 урока-театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по
математике.
Помимо общих рекомендаций по организации уроков в
адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.
Организация уроков по математике. Начальный период адаптации (приблизительно
один месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию
понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый
дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить
наблюдения над предметами и группам предметов в ходе их сравнения, расположения
в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер),
получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с
расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их
коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание
уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому
развитию.
Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними
строится на основе полной предметной наглядности в ходе приведения игр,
практических работ, экскурсий и др.
В зависимости от характера заданий дети могут на уроке
вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу
учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. На уроках часто используются
игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует
отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену
видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у
первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы
(строительные наборы, конструкторы и пр.).
Изучение некоторых вопросов курса математики в этот
период может проходить не только на уроках в классе, но и на
уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один
урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.
Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть
использованы при изучении следующих вопросов программы:
1. Признаки предметов (сравнение предметов по
цвету, размеру, форме): экскурсии по школе,
школьному двору и на спортивную площадку
с включением игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто
дальше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и др.; экскурсия в кабинет математики.
2. Пространственные представления,
взаимное расположение предметов: экскурсии в
парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.
3. Сравнение
групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в
парк, магазин.
Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает по
времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются
благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в
ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим
миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта,
реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания
окружающего. Следует однако отметить, что замена всех уроков
окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом
случае эффективность последних может значительно снизиться.
Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в
формулирующую систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на
уроке.
Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по
которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут
повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя,
содержание занятий по другим учебным предметам.
Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно, на
уроках окружающего мира проводить изучение части материала в форме подвижных игр и игр -
театрализаций. Они проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном
зале, в хорошую погоду — на пришкольном участке.
Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть
использованы при изучении следующих вопросов программы:
1. Признаки
осени: экскурсия «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли в
огороде».
2. Разнообразие
природы: экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья
твоего двора», «Что за дерево»; подвижные игры, например,
«Комнатные растения».
3. Социальное
окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями,
их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами
поведения в школе; экскурсии по улицам города, в общественное
учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика экскурсий
может быть самая различная, например, «Наш город (село)»,
«Дорога от школы до ...» (особое внимание обращается на места опасного перехода), Также
ознакомление с социальным
окружением может проходить через подвижные
игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в
школе, общественных учреждениях,
транспорте; можно провести игры «Поздравляем с днем рождения», «Давайте знакомиться». I
4.
Здоровье: подвижные игры, например. «Чистота — залог здоровья».
Организация
уроков музыки. Игровой элемент присущ внутренней природе
искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее
воздействие.
Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися
являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их
интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников
на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые
элементы.
Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы:
-
пластическое интонирование;
-
музыкально-ритмические движения;
-
свободное дирижирование;
-
игра на элементарных музыкальных инструментах;
-
разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как
искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами
деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей
в первые месяцы их обучения.
Организация
уроков изобразительного искусства. В период адаптации к новым для ребенка условиям
школьного обучения художественным занятиям
принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей
жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый
и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое
произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет
возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую
реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность
ребенка предполагает особую
установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных
занятий предполагают свободные игровые формы общения. Художественные занятия в период адаптации должны
иметь различные формы:
прогулки и
экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия,
эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных
материалов для дальнейших художественных занятий (например, для урока «Золотые
краски осени»); экскурсии в мастерскую народных умельцев своего края или
в художественно-краеведческий музей (уголок школьного музея народного
декоративно-прикладного искусства) (например, для урока «Красота изделий
народных умельцев»); игры (например, к уроку «Игра в художника и зрителя»).
Чтобы
ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него «войти»,
изобразить его через движения своею тела. Это создает разнообразие форм
деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства,
способствуя снятию напряжения.
Организация уроков труда. Основные направления работы на первых уроках
труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики
рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти,
мышления и др.), координации движений, формирование
первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.
Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме
экскурсий или игр.
1. Подготовительная работа к созданию художественного
образа на уроках труда может
проходить на таких экскурсиях, как «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные»,
«Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые
впоследствии дети будут воплощать в
своих работах.
2. Сбор природного материала
целесообразно провести на экскурсии «Природа - художник и скульптор»
(«Что нам дарит природа?»). Дети заготовят
для дальнейшей работы на уроках листья, семена, корни, шишки, веточки, плоды и
другой природный материал. Экскурсия может включать игры-соревнования на
развитие глазомера, чувства цвета, формы,
Например, можно предложить игры «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые
можно сделать из шишки (желудя и
др.)», «Из каких природных материалов
можно сделать фигуру лисички».
Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные с
подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка (шишка)?»
«Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы», и т. д.
3. Можно
предложить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок,
например, театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», или
урок-игру «Бумажная авиация»,включающий в
себя запуск моделей самолета из бумаги и игры-
соревнования, например, на дальность
полетов.
4. Если
позволяют местные условия, хорошо провести экскурсию «Искусство на радость
людям» на местное производство, где используется текстиль, бумага,
глина и др.
5. Работа на
пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев может также стать содержанием уроков труда
при наличии инвентаря, соответствующего
возрасту ребенка.
Данные рекомендации по проведению уроков помогут
учителю в реализации требований
Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников
при одновременном выполнении образовательных программ
по всем предметам.
О подготовке детей к школе
Методическое письмо Министерства общего и
профессионального образования РФ
Одной из наиболее актуальных проблем в современном
начальном образовании является проблема подготовки детей к школе.
В целях
создания благоприятных условий для подготовки детей к школе Министерство общего
и профессионального образования Российской
Федерации рекомендует организовать для детей, не воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, занятия
на базе дошкольных образовательных
учреждений для детей 3-6 лет и общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лег.
Для проведения занятий могут комплектоваться группы,
ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного
образования; консультативные группы для детей, которые могут посещать
отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом в зависимости от их
потребностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|