Конспект-урок по теме "Блины, оладьи, блинчики"
Конспект-урок по теме "Блины, оладьи, блинчики"
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................. 2
1. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ «БЛИНЫ, ОЛАДЬИ,
БЛИНЧИКИ. 4
2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ. 10
3. АНАЛИЗ ОСНОВНОГО УЧЕБНИКА ПО «ТЕХНОЛОГИИ» ДЛЯ
6 КЛАССА. 14
4. РАЗРАБОТКА НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ..................... 16
5. КОНСПЕКТ УРОКА......................................................... 19
6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ
ШКОЛЬНИКАМИ. 23
7. ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
НРАВСТВЕННОЕ, ТРУДОВОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ....................... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................... 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:.................................................... 32
Образовательная область «Технология» в
системе общего образования призвана познакомить учащихся с основными
технологическими процессами современного производства материальных и духовных
ценностей и обеспечить их трудовую подготовку, необходимую для последующего
профессионального образования и трудовой деятельности. Целью обучения по
образовательной области «Технология» является развитие у школьников
технологической культуры, культуры труда и межличностных отношений, трудовой
функциональной грамотности, обеспечение возможностей для прикладной творческой
деятельности и профессионального самоопределения.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений образовательная
область «Технология» является обязательной составляющей общего образования. В
нее входят трудовое обучение, черчение и технология. Их предметное наполнение
задается обязательным минимумом содержания основного общего образования по
образовательной области «Технология». Оно предполагает обязательное
практическое ознакомление учащихся с основными технологиями получения,
обработки и преобразования вещества, поля, энергии и информации.
Целью представленной курсовой работы является разработка конспекта урока
по теме «Блины, оладьи, блинчики»».
Программой предусмотрено овладение учащимися технологии обработки пищевых
продуктов, что является содержанием обучения по направлению «Обслуживающий
труд». Тема «Блины, оладьи, блинчики также входит в этот раздел программы.
Итак, в представленной работе, достижения поставленной цели решаем
следующие задачи:
1.
дать анализ содержание темы «Блины, оладьи, блинчики»,
2.
определить методы и формы обучения в процессе
преподавания темы,
3.
Проанализировать основной учебник по технологии для 6
класса,
4.
Разработать наглядные пособия,
5.
Разработать конспект урока,
Тема «Блины, оладьи, блинчики» предполагает
как теоретическое изучение, так и практическое применение полученных
теоретических навыков.
Прежде всего необходимо рассмотреть понятие
муки.
Мука — основной продукт в приготовлении теста. Пекут обычно из
пшеничной и ржаной муки, реже из ячневой, гречневой и кукурузной (маисовой).
В муке содержатся практически все ценные питательные вещества. Она
богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами.
Перед замешиванием теста муку обязательно просеивают через сито. При этом
удаляются комочки и случайные примеси, а мука обогащается воздухом. Это значит,
что тесто будет легче замешиваться и лучше подниматься.
Неплохо бы усвоить правило: не сыпать муку в жидкость, от этого она спекается
в комки. Лучше понемногу подливать жидкость в углубление в лунке, замешивая до
равномерной густоты получающуюся массу.
Мука, разведенная водой, образует клейкую массу, которая недостаточно
хорошо пропекается и после выпечки становится очень грубой. Изделия из такого
теста плохо усваиваются.
Нужно также поговорить о разрыхлителях.
Чтобы улучшить качество теста и придать ему соответствующую
консистенцию, применяют разрыхлители, которые делают тесто пористым. В
домашних условиях тесто разрыхляют, главным образом, с помощью дрожжей и
пищевой соды. Иногда в качестве разрыхлителя используют кислое молоко и яичные
белки.
Затем, мы переходим к технологии приготовления блинов и оладий,
неотъемлемым компонентом которых является дрожжевое тесто.
Для блинов и оладий делают дрожжевое тесто. Существует два способа
приготовления дрожжевого теста: безопарный и опарный.
Без опары готовят изделия, на которые идет небольшое количество
яиц и жира (блины, оладьи, пироги). При этом все компоненты замешивают в один
прием. Для этого под огревают жидкость (воду, молоко, кефир, сыворотку и т.п.)
примерно до 30°С, добавляют соль, сахар, разведенные теплой водой или теплым
молоком дрожжи, взбитое или растопленное сливочное масло или другие жиры,
кладут просеянную муку и замешивают тесто. Вымешивают его до тех пор, пока оно
не станет легко отставать от рук и стенок посуды. Приготовленное тесто
выравнивают, слегка посыпают мукой или смазывают растопленным сливочным
маслом, накрывают чистой салфеткой и дают ему подойти в теплом месте в течение
3—4 ч. В процессе брожения тесто несколько раз обминают. Готовое тесто
увеличивается в объеме в 2 раза, имеет выпуклую поверхность.
С применением опары готовят дрожжевое тесто с большим содержанием
сахара, жира, яиц. Для этого сначала готовят опару, то есть жидкое тесто. Для
приготовления опары в посуду засыпают примерно треть предусмотренного
рецептурой количества муки, подливают подогретое до 30—35°С молоко или воду
(примерно 60% от общего количества), кладут разведенные дрожжи и замешивают
жидковатое тесто. Для активизации дрожжей можно добавить в опару немного
сахара. Поверхность опары посыпают мукой, посуду накрывают чистым полотенцем и
ставят в теплое место для брожения на 1 ч. К концу брожения опара увеличивается
в объеме в 2—2,5 раза.
В готовую опару добавляют оставшуюся жидкость с растворенным в ней
сахаром и солью, вымешивают до полного соединения этого раствора с опарой,
вводят оставшуюся муку и яйца. Тесто тщательно перемешивают в течение 10—12
мин. В конце замешивания добавляют растопленное до густоты сметаны сливочное
масло и вымешивают до тех пор, пока тесто не будет отделяться от стенок посуды
и рук, затем его посыпают мукой, накрывают полотенцем и ставят в теплое место
для брожения на 1,5—2 ч. За это время тесто несколько раз обминают. Объем
готового теста должен увеличиться примерно в 2 раза.
Школьницы также должны знать, что блины можно приготовить из теста, не
содержащего дрожжи.
Также можно приготовить блины скороспелые, разрыхлителем для
которых являются сода и кефир. Яйца, соль, сахар перемешивают с кефиром или
простоквашей, всыпают муку с содой и опять перемешивают, чтобы не образовалось
комков. Из приготовленного теста выпекают блины.
Далее рассмотрим технологию приготовления блинчиков.
Тесто для блинчиков готовят более жидким и без разрыхлителей. Яйца
растирают с солью, сахаром, добавляют муку и половину порции молока. Все хорошо
размешивают и разводят оставшимся молоком.
Здесь необходимо заметить, что выпекают блины на сковородах, лучше всего
чугунных. Размер их должен быть небольшой, так как русские блины пекут, как
правило, величиной с блюдце. Очень важно, чтобы сковороды были абсолютно
чистыми.
Тесто выливать на сковороду лучше деревянным черпаком или ложкой.
Главное, чтобы в нем помещалась порция теста для одного блина. Когда блин
зарумянится, покраснеет с одной стороны (нижней), а с другой весь покроется
дырочками, его следует перевернуть лопаткой. Готовые блины укладывают один на
другой, смазывая сливочным маслом, и ставят в теплое место, чтобы не стыли.
Затем мы рассматриваем два способа приготовления блинов с припеком.
Очень вкусны блины с припеком. Так называют блины, в которых
запечены какие-либо продукты: рубленые вареные яйца, грибы, ливер, измельченные
овощи. Пекут эти блины двумя способами.
Первый способ. На сковороду налить теста меньше, чем
обычно. Когда блин слегка зарумянится, положить на него припек и залить его
новой порцией теста так, чтобы припек оказался внутри блина. Затем перевернуть
блин на другую сторону и слегка обжарить.
Второй способ. Припек положить на разогретую смазанную
сковороду, залить тестом и выпекать в духовом шкафу до готовности.
Также необходимо отдельно рассмотреть необходимый инвентарь для
приготовления.
Обычно для приготовления теста используют следующую посуду и инвентарь:
• замешивают тесто в эмалированной посуде (кастрюля, миска и т.д.);
• для замеса используют венчики, миксеры (но лучше всего замешивать
руками);
• выпекают блины, оладьи, блинчики на сковородах (предпочтительно
чугунных).
В заключении теоретической части урока, остановимся на том, как подают и
едят блины, оладьи, блинчики.
Едят блины, оладьи, блинчики горячими. К ним подают сливочное масло,
сметану, мед, варенье, икру, красную рыбу.
Содержание темы
урока также включает в себя практическую часть. Здесь девочки должны отработать
полученные теоретические знания. Для этого ученицы разбиваются на две группы
(бригады). Каждая группа должна приготовить скороспелые блины, а также одна
группа готовит блинчики с творогом, а вторая оладьи с яблоками.
Бригады
располагают необходимыми продуктами, посудой, инвентарем.
В качестве
наглядного пособия ученицам предложены плакаты с технологическими картами,
составленными по рецептам приготавливаемых блюд.
Метод обучения –
это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности
ребенка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и
учащихся, школьников между собой, с природной и общественной средой.
Содержание курса трудового обучения определяется программой. Основной
формой организации учебной деятельности учащихся по усвоению содержания
является урок. Структура .урока труда имеет свои специфические особенности, вытекающие
из задач и содержания курса трудового обучения, а также
психолого-педагогических основ трудовой деятельности младших школьников. В то
же время урок труда включает все главные компоненты процесса обучения:
наблюдение фактов, предметов, явлений, восприятие информации; ее анализ и
переработка; закрепление знаний, полученных в результате такой переработки;
применение этих знаний на практике в различных ситуациях, .оценка и выводы.
Кроме того, урок труда, как и все уроки, строится в соответствии с
дидактическими принципами (научности, систематичности, последовательности,
сознательности и т. д.) и отвечает требованиям, вытекающим из общих требований
к школьному уроку:
— материал урока должен включать факты и понятия, достоверно
установленные наукой, а объяснение этих фактов и понятий должно выявлять их
сущность и взаимосвязь;
— содержание урока, методы и формы обучения, используемые на нем, должны
быть направлены на воспитание привычки к труду, любви и уважения к людям
труда;
— методы, приемы и формы организации учебной деятельности призваны
развивать творческие способности школьников, формировать у них потребность в
самообразовании и умение использовать полученные знания на практике.
Структура урока труда определяется с учетом темы, целей и задач
конкретного урока. Однако основными структурными компонентами общими для всех
уроков трудового обучения, являются: сообщение сведений технологического
характера, анализ образца изделия, планирование трудовой деятельности,
практическая работа по созданию объекта труда, анализ и оценка его результатов.
В процессе преподавания темы «Блины оладьи,
блинчики» мы будем использовать следующие методы обучения: беседа, инструктаж
(объяснение), наглядность, анализ образца изделия, практическая работа
учащихся в бригаде, анализ и оценка результатов труда.
Сообщение учащимся сведений технологического характера происходит, как
правило, в процессе беседы, т. е. диалога между учителем и учащимися. С целью
активизации школьников во время беседы можно использовать различные приемы: обращение к опыту учащихся, постановка вопросов проблемного характера.
В процессе преподавания темы также будут использованы наглядные пособия,
представленные в виде плаката с технологическими картами кулинарных изделей.
Анализ образца изделия имеет целью определение функционального
назначения предмета и в связи с этим выделение его общих и частных
признаков, выявление исходных материалов, формы, способов приготовления и пр..
Так как анализ образца изделия в большинстве случаев осуществляется в ходе
беседы, то активизировать учащихся можно с помощью вопросов, требующих
сравнения нескольких вариантов изделия (блинов, оладий, блинчиков) и
позволяющих выявить связь между функциональным назначением изделия, его
конструкцией и оформлением
Анализ образца изделия может быть выполнен одним или несколькими
учениками по плану, предложенному учителем. Эффективен и такой прием, при
котором ученик рассказывает об анализируемом предмете все, что считает нужным,
а учитель затем организует коллективное обсуждение сделанного анализа.
Планирование трудовой деятельности определение
содержания и последовательности трудовых операций. Планирование будет осуществляться
с помощью. Инструктаж—это объяснение и показ правильных трудовых
действий и способов контроля за ними. По дидактической цели инструктаж бывает
вводным, текущим, заключительным. При планировании трудовой деятельности мы
будем применять вводный инструктаж, цель которого—подготовить учащихся к
сознательному, активному усвоению материала, к применению знаний на практике.
В ходе практической работы группа школьниц
делится на две бригады и под наблюдением учителя занимается приготовлением
блинов, оладьев, блинчиков. Продукт труда в обучении имеет значение не столько
как результат труда, сколько как средство, позволяющее отразить содержание
учебной деятельности.
В анализе и оценке результатов труда, которые проводятся в
конце урока, активно участвуют все дети. Анализ выполненных работ, выявление их
достоинств и недостатков, проводится в виде пробы кулинарных изделий учителем,
«независимым экспертом» (мальчиком из класса, или другим преподавателем), а
также самими ученицами. Для проведения оценки результатов труда, каждая бригада
сервирует свой стол, соблюдая правила подачи к столу своего кулинарного
изделия.
Учебник «Технология» для учащихся 6 класса общеобразовательной школы
(вариант для девочек) под редакцией В.Д. Симоненко подготовлен в соответствии с
программой образовательной области Технология, отвечает федеральному стандарту.
В нем раскрываются технологии обработки ткани, продуктов питания, даются основы
конструирования и моделирования, организации домашнего быта, практические
советы по кулинарии, рукоделию, предлагаются оригинальные творческие проекты.
Также учебник содержит раздел «Личная гигиена» в котором рассматривает уход за
волосами.
В учебнике в доступной форме изложен необходимый учебный материал,
который сопровождает рисунками, чертежами, схемами, таблицами, что облегчает понимание
учащимися содержания темы и ее материального воплощения.
Параграфы учебника завершается практическими заданиями и вопросами для
самопроверки.
Учебник содержит как яркие цветные картинки, так и черно-белые схемы и
рисунки.
Тема «Блины, оладьи, блинчики» рассматривается подробно и доступно для
шестиклассниц. В данном параграфе представлены все сведения, необходимые для
приготовления кулинарных изделий, а также дополнительные сведения о ценных
питательных веществах муки; параграф содержит предупреждения и советы по
приготовлению теста нескольких видов (дрожжевое – без опары, с опарой) и
недрожжевое (для приготовления скороспелых блинов и блинчиков). В параграфе
даются подробные сведения об инвентаре, необходимом для приготовления блинов,
оладьев, блинчиков, а также о том как следует их есть и с чем подавать к столу.
В качестве наглядности в конце параграфа приведены технологические карты (
скороспелые блины, оладьи с яблоками), составлены по рецепту приготовления в
виде таблиц.
В качестве
наглядного пособия мы будем использовать технологические карты, составленные по
рецептам кулинарных изделий, представленных на большом плакате в виде таблиц.
Блины скороспелые
|