Компьютер в сфере образования
Компьютер в сфере образования
Федеральное агентство по
образованию
Братский педагогический
колледж
государственного образовательного
учреждения высшего
профессионального
образования
«Братский государственный университет»
Доклад
по культуре интеллектуального
труда
на тему: Компьютер в сфере
образования
Выполнил: студент 4 курса
Загарских Дарья Александровна
Специальность 050702.52
Организация воспитательной
деятельности
Руководитель:
Судник Валентина Владимировна
Братск 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...3
Компьютер – панацея или необходимость?…………………………………..4
Причины разочарования применения
компьютера…………………………5
Пути становления электронного
государства………………………………...6
Заключение………………………………………………………………...........
Список используемых
источников……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Человечество
вступило в 21 век - «век скоростей», «век информации». С не меньшей
справедливостью его можно квалифицировать как «век образования».
В нашу жизнь
постепенно, но прочно вошел компьютер. Наше будущее, несомненно, будет связано
с ним больше и больше. И одна из главнейших сфер нашей жизни - образование -
тоже делает решительные шаги в эту область.
Проводятся
семинары и конференции для учителей, что помогает освоить новые методы и
способы организации учебного процесса.
Компьютеризация
объясняется и тем, что время предъявляет новые требования: другие навыки
необходимы человеку, чтобы его приняли на работу и он мог успешно справляться с
делом. Дети получают знания, используя новые способы доступа к ним.
Изменилась не
только сумма знаний, необходимых современному человеку, но способы изучения
нового.
Глобальные
изменения коснулись практически всех областей человеческой деятельности, поэтому
требуется полный пересмотр системы образования, выработанной в начале
двадцатого столетия.
Принимая во
внимание всё вышесказанное темой доклада выбрана проблема компьютеризации
сферы образования.
КОМПЬЮТЕР – ПАНАЦЕЯ ИЛИ
НЕОБХОДИМОСТЬ?
Сначала это был
радиоприёмник, затем кино, потом телевидение. Каждая из названных форм в начале
своего существования виднелась некой волшебной технологией, которая коренным
образом изменит всю систему образования. Теперь их место занял компьютер.
Компьютер быстро
вошел в нашу жизнь. Он используется в разных сферах – сельском хозяйстве,
науке, медицине, в магазинах самообслуживания. Не могут обходиться без
компьютеров и образовательные учреждения.
Достаточно
сказать, что трёхлетние дети учатся различать предметы по их форме; шести-
и семилетние дети учатся читать и писать; выпускники школ готовятся к
вступительным экзаменам в высшие учебные заведения; студенты исследуют, что
произойдёт, если температура атомного реактора превысит допустимый предел.
Политики
повсеместно заявляют о необходимости замены надоевшей и устаревшей классной
доски и учителей «всемирной образовательной панацеей» - компьютером.
Во всём мире
миллиарды долларов тратятся на оснащение школьных классов компьютерной
техникой.
Доходит и до
курьёзов: во многих сельских школах, где не установлены компьютерные классы,
всё же ведётся преподавание информатики без помощи компьютера, но при помощи
доски (так как информатика – обязательный предмет). А можно ли научить водителя
ездить на автомобиле без автомобиля?
Исследования
призывают как можно чаще использовать эти «чудесные» машины в школе. Одни из
них видят в школьном компьютере лишь тренажёр, который научит детей общаться с
подобного рода машинами (лишь на уроках информатики), другие безапелляционно
говорят о необходимости использовать компьютер при исключении всех без
исключения школьных предметов и, таким образом, почти вытеснить учителя из
класса, сделав из него лишь инструктора по пользованию компьютером.
Современныё
исследования, проведённые в Стенфордском (США), Иерусалимском (Израиль)
университетах показали, что действительно существует сёрьёзная разница в
результатах обучения при и без помощи компьютера. Надежда на компьютер, как на
главное средство обучения в школе будущего не оправдались.
Самым
впечатляющим является тот факт, что группы четвероклассников, изучавших
математику при помощи компьютера, усвоили знания гораздо хуже своих
сверстников, которые изучали математику при помощи доски и учителя. Такие же
результаты были достигнуты и при изучении иностранных языков.
Ради
справедливости следует отметить, что использование компьютера при обучении
математике в старших классах даёт более высокие результаты, однако тоже
проигрывает по сравнению с классной доской и мелом.
На мой взгляд использование
компьютера в обучении является не просто необходимостью, а возможностью
подготовить школьников к жизни и работе в информационном обществе, когда
жизненный успех обусловлен оперативным использованием в процессе труда полной
и качественной информации.
В чём же
причины полного разочарования результатов применения компьютера?
Во-первых,
ребёнок усваивает материал лучше, если он оказывается «лицом к лицу» с
учителем. Образовательные пакеты разрабатываются программистами – людьми,
далёкими от преподавания конкретного предмета – без учёта особенностей развития
каждого ребёнка. Хороший, профессиональный учитель же, наоборот, способен
уловить индивидуальность каждого из своих питомцев и таким образом построить
учебный процесс, чтобы все учащиеся способны были усвоить материал.
Во-вторых, компьютер
обладает “беспредельным терпением”: он будет повторять объяснения пять, десять
и даже сто раз и всё это без признаков усталости и неудовольствия.
В-третьих, он
позволяет выбрать тот темп обучения, который подходит именно вам, а не тем
студентам, которые схватывают материал быстрее или медленнее, чем вы.
И, в-четвёртых,
когда вы сидите перед компьютером, он целиком и полностью занят только вами,
т.е. “всё его внимание” – только вам. Кстати, вы отвечаете ему тем же,
поскольку многие учебные программы не только познавательны, но и очень
увлекательны.
Пути
становления электронного государства
Несомненно,
каждый переход к новому образованию проходит сложно, зачастую сопровождаясь
кризисами. Важно, чтобы государство смогло вовремя перестроить способы управления,
модернизировать их, с тем, чтобы избежать серьёзных социально-экономических
потрясений.
В этих условиях
необходимо переходить на новый уровень подготовки преподавателей, педагогов к
применению и внедрению предложенных им самим временем форм, методов обучения.
Работа в этом
направлении уже активно ведётся – проводятся курсы, семинары, конференции,
разрабатываются различные целевые программы, педагогические проекты,
электронные учебники.
Также необходимо
обеспечивать образовательные учреждения средствами вычислительной техники,
которые будут реализовывать функции, необходимые для их использования в
качестве мощного инструмента образования, (признано наше отставание: в Европе
один компьютер приходится на 12-15 учащихся, а в России на 500), а также средствами
доступа к глобальным информационным ресурсам.
Что касается
учебной техники, то, при отсутствии средств на ее приобретение, наиболее
перспективный путь сегодня - собственные, сравнительно дешевые разработки.
Особое внимание
необходимо уделить разработке образовательных серверов, сайтов, способных
охватить максимально широкую аудиторию. Речь уже сейчас может идти о создании
централизованной системы компьютерного тестирования знаний выпускников
общеобразовательных учреждений, системы центров удаленного доступа к
учебно-лабораторному оборудованию, распределенного университетского
библиотечного каталога.
Кроме обеспечения
аппаратными средствами, появление новой индустрии в сфере образования повлечет
за собой разработку учебных планов, систем программного обеспечения и многое
другое, что необходимо для обучения, основанного на использовании компьютеров.
Постепенно мы
должны трансформировать учебные и рабочие планы в сторону уменьшения аудиторной
нагрузки преподавателей, смещения центра тяжести на дистанционные формы вне
жесткого расписания, самостоятельную работу студентов при консультационной и
методической поддержке преподавателей.
Более правильным
будет совмещение новых и старых методов и средств обучения. Как доказывает
жизнь, не стоит отказываться от всего старого и безоговорочно применять всё
новое.
Так следует
отметить, что компьютер является незаменимым контролёром качества знаний,
демонстрационным оборудованием, модулятором (при изучении геологических
процессов, физических и химических явлений, истории, биологии).
Машинное
моделирование позволяет провести “страшные”, дорогие, длительные и другие
реально невыполнимые или трудно выполнимые эксперименты. Например, можно
научиться препарировать лягушку, управлять древней империей или отправиться поездом
в путешествие по стране.
Компьютеры в
учебных заведениях используются не только для обучения. Администрация школы,
например, на основе баз данных, хранящихся в машине, составляет расписание
занятий, отчёты и сводки сведений об учащихся. Кроме того, учащимся
предоставляется информация о высших учебных заведениях и приобретаемых в них
профессиях. Все преподаватели ведут с помощью компьютера классный журнал, а
учитель физкультуры ещё следит и за движением спортивного инвентаря, календарём
спортивных соревнований и регистрацией их результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование
информационной культуры личности стало одним из направлений современной
информационной политики. Много работы ещё предстоит, но наша страна на
правильном пути.
Грамотное внедрение
и эффективное использование информационных технологий в образовательном
процессе современной российской школы позволит говорить не об управляемом, а о
направляемом развитии – великий педагог Г.Нейгауз говорил о том, «что таланты
воспитать нельзя, можно создать только среду для произрастания талантов».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бейзеров В.А. Школа и
компьютер // Образование в современной школе. – 2003. - № 5. – с. 39-40.
2. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. –
М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 241.
3. Окулов С.М. Можно ли создать
нелинейную среду обучения? // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. - №
6. – с.19.
4. Богдановская И.А. Что такое
«электронное государство» // Народное образование. – 2006. - № 7. – с. 157.
5. Паперт С. Вслед за миром //
Компьютерные инструменты в образовании. – 2001. - № 1. – с. 15.
6. В.Н. Васильев, С.К. Стафеев //
Комьютерные инструменты в образовании. – 2002. - № 5. – с. 18 .
|