Компьютерные технологии в педагогическом образовании: особенности правового и методического регулирования
Компьютерные технологии в педагогическом образовании: особенности правового и методического регулирования
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ
Институт Исторического и правового образования
Кафедра права и обществознания
Специальность «Юриспруденция» с дополнительной специальностью «История»
Курс 5 ОДО
Выпускная квалификационная работа
Компьютерные технологии в педагогическом образовании: особенности
правового и методического регулирования
Научный руководитель:
УФА 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие, принципы, свойства компьютерных
технологий
1.1 Роль и значение компьютерных технологий как
педагогических технологий
1.2 Дидактические принципы, свойства и особенности
использования компьютерных технологий в педагогическом процессе
1.3 Методы обучения с использованием компьютерных
технологий
Глава 2. Правовое регулирование процессов информатизации
образования
2.1 Нормативные основы использования программного
обеспечения в образовательном процессе
2.2 Проблемы развития дистанционного образования в
России и пути их решения
Глава 3. Опытно-экспериментальная часть
3.1 Методические разработки урока по теме «Формы
правления: республика»
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность исследования.
Информатизация общества - это создание гибридного интегрального интеллекта всей
цивилизации, способного предвидеть и управлять развитием человечества.
Образовательная система в таком обществе должна базироваться на опережающем
формировании информационного пространства Российского образования и широком
использовании информационных технологий.
Во всех сферах образования
ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы
подготовки, повышения качества обучения с использованием компьютерных
технологий, которые повсеместно вошли в нашу жизнь. Их применение в учебном
процессе как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового
средства обучения дает возможность использовать психолого-педагогические
разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи
развивающего обучения, что ведет к появлению новых методов и организационных
форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс. Так ,
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования № 788 от 22 декабря 2009 по направлению подготовки 050100
«Педагогическое образование» в числе базовых компетенций называет следующие:
- готовность специалистов
использовать основные методы, способы и средства получения, хранения,
переработки информации, работа с компьютером как средством управления
информацией;
- способность работать с
информацией в глобальных компьютерных сетях;
- понимание сущности и
значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать
опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдение основных требований
информационной безопасности;
- способность применения
информационных технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного
процесса [66] .
Переход к компьютерным
технологиям обучения, создание условий для их разработки, апробации и
внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным сложны и требуют
решения целого комплекса психолого-педагогических, учебно-методических и других
проблем.
Среди них можно выделить
следующие направления:
выработка единого
комплексного научно-методического подхода к решению проблемы внедрения
компьютерных технологий в образовательный процесс;
разработка методики
использования компьютерных технологий в практической деятельности;
подготовка педагогических
кадров к освоению компьютерных технологий обучения и внедрению их в
образовательный процесс;
подготовка обучающихся к
использованию компьютерных технологий для приобретения знаний и умений;
материально-техническое
оснащение образовательного учреждения;
поиск, разработка и
создание соответствующего методического обеспечения.
В образовательном процессе
компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения,
воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны
два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При
первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей
компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении
разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным
средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.
Основой подготовки ребенка
к использованию компьютерных технологий в обучающем процессе служат принципы
дидактики, определяющие требования к содержанию, методам, организационным
формам и средствам обучения, ориентированным на достижение цели обучения. Из
анализа общих свойств информации, ее видов и функций, влияния на развитие и
воспитание человека вытекает требование: информация, циркулирующая в
образовательном процессе, должна эффективно использоваться на каждом конкретном
этапе учебного процесса, в каждый момент деятельности обучающего и обучающегося.
Это определяет выбор методов, организационных форм и средств обучения, которые
должны обеспечивать активность познавательной деятельности обучающихся, когда
все их внимание сосредотачивается на сути изучаемого явления или процесса, а не
на компьютере, который выступает в качестве средства обучения.
Применение компьютерных
технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное
явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого
представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе
взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель –
обучающийся».
Использование компьютерных
технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и
организационные формы обучения. Обновление содержания обучения связано, прежде
всего, с повышением роли гуманитарной подготовки, формированием у обучаемых
последовательного естественнонаучного представления об окружающем мире.
Внедрение компьютерных
технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса.
Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические
разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению
умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии
способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Таким образом, актуальность
рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Компьютерные
технологии в педагогическом образовании: особенности правового и методического
регулирования».
Цель исследования: Выявить
и проанализировать особенности методического и правового обеспечения
компьютерных технологий в педагогическом процессе
Объект исследования:
особенности организации образовательного процесса обучения студентов и
школьников с использованием ИКТ.
Предмет исследования:
является нормативно – правовые аспекты применения компьютерных технологий в
практической деятельности преподавателя
Задачи:
рассмотреть понятие
«компьютерные технологии»;
проанализировать
использование компьютерных технологий в процессе обучения»;
рассмотреть компьютерные
технологии и их особенности с методического и правового регулирования;
разработать конспект урока
с применением КТ.
Методологическую основу
исследования составили системный подход, наблюдение, методы анализа и синтеза
дидактических положений, принципов, форм, методов использования компьютерных
технологий в образовательном процессе,
В исследовании нашли
отражения положения теорий педагогической технологий (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко,
М.В.Кларин); проблемы информатизации и компьютеризации образования
(И.Г.Захарова, Б.С.Гершунский, Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина др.), дидактические
аспекты использования компьютерных технологий (Ю.К.Бабанский, Е.И.Машбиц,
Л.И.Корнеева), правовые аспекты (Дж.Кехир, K.Боврей, С.Tейлман, Дж.Смирс,
Х.Порсдам, Б.Андересен, K.Сидери, Г.Весткемп, П.Д'Агостино, С.Конзелман и
многие другие).
Важным источником
информации стали материалы специализированных научных журналов, таких как
«Право и образование», «ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ», «Международный электронный журнал»,
«Дистанионное образование», «Проблемы информатизации высшей школы», «ИТО»,
«Дистанионное образование и связь. Однако несмотря на достаточное количество
работ посвященных компьютеризации , исследуемая проблема является не до конца решенной,
в частности не достаточно разработана с правовой точки зрения.
Практическая значимость
работы состоит в разработке урока с использованием компьютерных технологий.
Выпускная квалификационная
работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений.
Глава 1. Понятие, принципы,
свойства компьютерных технологий
1.1 Роль и значение
компьютерных технологий как педагогических технологий
Неотъемлемой частью
современного материального производства общества стал технологический подход,
который выступает как развитие, внедрение научных достижений в социальные
процессы, а также в образование.
Г.К. Селевко определяет
технологический подход в производственной сфере как представление производственных
процессов - технологий. Он отмечает, что технологический подход и применение
понятия «Технология» к сфере образования и к педагогическим процессам могут
повлиять на развитие образовательных процессов, на огромный опыт педагогических
инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, на результаты
психолого-педагогических исследований, которые постоянно требуют обобщения и
систематизации [47, с. 107].
А. И. Уман под
технологическим подходом понимает тонкое инструментальное управление учебным
процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей,
развивающихся на основе традиционного подхода, не противопоставляясь ему.
Сегодня технологический подход к образованию разрабатывается такими
отечественными педагогами как В.П. Беспалько, В.В. Гузеевым, М.В. Клариным,
Г.К.Селевко, А.И.Уманом [16, 36, 47, 54].
Современный период развития
общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий,
проникающих во все сферы человеческой деятельности, обеспечивающих
распространение информационных потоков, образуя глобальное информационное
пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является
компьютеризация образования.
В настоящее время в России
идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в
мировое информационно-образовательное пространство. Это явление сопровождается
существенными изменениями в педагогической теории и практике
учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание
технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим
возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное
общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного
образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
На современном этапе под
компьютеризацией образования понимается процесс внедрения новых информационных
технологий во все виды и формы образовательной деятельности и на этой основе
формирование новых образовательных моделей. Очевидно, что достижение этих целей
возможно при наличии современной компьютерной техники, соответствующего уровня
компьютерной подготовки администрации школ, педагогов, совершенствования
учебно-методических комплексов на основе разноуровневого подхода в обучении
детей, создания индустрии производства программной продукции и системы ее
поставки, проката [55, с. 78].
Под компьютерными
технологиями мы понимаем дидактическую сущность компьютерных технологий
обучения и их соотношение с педагогическими технологиями, а также их место в
структуре организации учебного процесса в вузе. Для понимания компьютерных
технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.
Технология (от греч.
τέχνη — искусство, мастерство, умение; др. греч.
λόγος — мысль, причина, методика, способ производства)
— комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на
изготовление, обслуживание, ремонт и эксплуатацию изделия с номинальным
качеством и оптимальными затратами, обусловленных текущим уровнем развития
науки, техники и общества в целом. [58]
При этом следует понимать
под термином:
— изделие любой конечный
продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т.
п.);
— номинальное качество
качество прогнозируемое или заранее заданное, к примеру, оговоренное
техническим заданием ;
— оптимальные затраты
минимально возможные затраты, не влекущие за собой ухудшения условий труда,
санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности,
сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических
и прочих рисков.
Технология — в широком
смысле — объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и
услуг из экономических ресурсов. Технология — в узком смысле — способ
преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции,
обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества,
управления.
Итак, современные
технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и
ориентированы на производство продукта: материальная технология создаёт
материальный продукт, информационная технология (ИТ) — информационный продукт.
Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая
способы и инструменты производства. В быту технологией принято называть
описание производственных процессов, инструкции по их выполнению,
технологические требования и т.д. Технологией или технологическим процессом
часто называют также сами операции добычи, транспортировки и переработки, являющихся
основой производственного процесса. [58]
Наиболее новые и
прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям (англ.
high technology, hi-tech). Переход к использованию высоких технологий и
соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической
революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят
самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная
техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая
техника, микробиология. [58]
Убедительно звучит на наш
взгляд, мнение М.В.Кларина о том, что в педагогике существуют два направления
исследований и практических разработок, связанных с развитием течения
«педагогической технологии». Одно из них (генетически первоначальное) –
использование ТСО в обучении, где педагогическая технология ассоциируется с
методикой применения технических средств обучения. В этом смысле оно до сих пор
используется во многих зарубежных публикациях. Второе – особый
«технологический» подход к построению обучения в целом, то есть педагогическая
технология состоит из предписаний способов и средств осуществления этой
деятельности, условий, в которые она должна воплощаться. На наш взгляд, во
второе направление входит весь спектр проблем организации учебного процесса и
взаимоотношений в нем преподавателя и учащихся [29, c. 23 ].
Итак, под термином
«педагогическая технология» понимается разработка и применение средств,
инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса
(Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Р. Де Киффер, М. Мейер). Следует обратить внимание
на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере
обучения и воспитания. Таким образом, компьютерная технология определяется
видом педагогических технологий.
Компонентами технологий для
производства продуктов являются аппаратное (технические средства), программное
(инструментальные средства), математическое и информационное обеспечение этого
процесса.
Информационные технологии
(ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей
деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том
числе, с применением вычислительной техники. В основном, под информационными
технологиями подразумевают компьютерные технологии.
Информационная технология —
процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления,
обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации
нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного
продукта). Этот процесс состоит из четко регламентированной последовательности
выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными,
хранящимися на компьютерах. Основная цель информационной технологии — получить
в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации
необходимую для пользователя информацию [58].
Компьютерные технологии
(англ. Computer Science) — это обобщённое название технологий, отвечающих за
хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с
использованием компьютеров, а также соответствующая наука [58] .
Но компьютерные технологии
это более узкое понятие, так как информационные технологии могут использовать
компьютер как одно из возможных средств, не исключая при этом применения аудио-
и видеоаппаратуры, проекторов и других технических средств обучения [26, с. 23]
.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|