Коммуникации и их барьеры
Коммуникации и их барьеры
Воронежская
Государственная Медицинская Академия имени Н.Н.Бурденко.
РЕФЕРАТ
по педагогике
и психологии
Тема: Коммуникации и их барьеры.
Подготовила:
студентка
Л-214 Черных Н.В.
Приняла:
Воронеж 2008
Общее понятие
о коммуникациях
Коммуникация (лат.
communicatio) - буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В
практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и
более людьми, ведущий к взаимному пониманию.
Цели коммуникаций:
ü
Обеспечение эффективного обмена
информацией между субъектами и объектами управления.
ü
Совершенствование межличностных
отношений в процессе обмена информацией.
ü
Создание информационных каналов
для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации
их задач и действий.
ü
Регулирование и рационализация
информационных потоков.
Коммуникации подразделяются на
следующие виды:
ü
межличностные или
организационные коммуникации на основе устного общения
ü
коммуникации на основе
письменного обмена информацией.
Межличностные коммуникации в
свою очередь делятся на:
·
формальные или официальные.
Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными
инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;
·
неформальные коммуникации,
которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются
согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации;
·
типичная информация,
передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: новые меры по наказаниям за
опоздание, изменение структуры организации, кто кому назначает свидание после
работы и т. д.
Межличностные коммуникации
можно также разделить на:
·
вербальные (словесные);
·
невербальные, призванные
осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов,
интонаций голоса, мимики и т.д.
Барьеры коммуникации
В руководстве людьми большая часть времени руководителя
расходуется на межличностные коммуникации. Существует ряд факторов, снижающих
эффективность общения, которые получили название "барьеры межличностных
коммуникаций".
БАРЬЕРЫ
КОММУНИКАЦИИ — это психологические препятствия на пути адекватной передачи
информации между партерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать
различные барьеры.
К ним относятся:
o
барьеры
понимания или непонимания;
o
барьеров
социально - культурных различий;
o
невербальные
барьеры;
o
барьеры
социально – культурных различий;
o
барьеры
отношений;
o
Плохое
слушание (неумение слушать).
1.
Возникновение
барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и
иного порядка. Это связано с тем, что имеет место такие явления, как избирательное
внимание, искажение, запоминание.
a.
первое
впечатление (внешность, речь, манера поведения и многое другое).
b.
предубеждение
в отношении себя и других (недооценка или переоценка).
c.
эффект
порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают
информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями -
информацию, поступающую последней.
Кроме того, барьер
понимания может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи
информации — это так называемое фонетическое непонимание.
Барьер фонетического
непонимания порождается таким фактором, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка
и речь с большим количеством звуков-паразитов.
Не меньшую роль в
разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический
барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации
общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и
др.
Существует также
и логический барьер непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика
рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия
реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере
доказательства.
Можно говорить о
существовании женской и мужской психологической логики, о детской “логике” и
других.
2.
Существуют также семантические
барьеры непонимания, связанные, прежде всего, с различиями в системах значений участников
общения. Семантический барьер возникает при вербальной форме общения (устной и
письменной речи). Этот язык выработан человеком при общественно-социальном
развитии.
Семантика - наука, изучающая
способ использования слов и значений, передаваемых словами.
3.
Невербальные барьеры:
Невербальная форма общения -
это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и
запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и т. п.
Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и
свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций. Ею трудно
манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации.
Некоторые источники утверждают,
что вербальные коммуникации составляют 7% информации, звуки и интонация - 38%,
жесты, пантомима - 55%.
К невербальным барьерам
коммуникаций относят:
·
визуальные
барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног, поза и смена
поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция);
·
акустические
барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.);
·
тактильная
чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.);
·
ольфакторные
барьеры (запахи).
4.
Причиной
непонимания могут служить барьеры социально-культурных различий.
Это — социальные,
политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к
разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе
коммуникации.
В качестве
барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица
определенной профессии, определенной национальности пола и возраста. Например,
большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в
глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения
предлагаемой информации.
5.
Барьеры
отношения — это уже чисто психологические феномены, возникающие в процессе
общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение
чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую
информацию.
Любая поступающая
к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его
поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного
изменения. В этом смысле коммуникативный барьер — это форма психологической
защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе
обмена информацией между участниками.
6.
Плохое
слушание (неумение слушать).
Эффективная коммуникация
возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая информацию.
Эффективное слушание является важнейшим качеством хорошо работающего менеджера.
Мало воспринимать факты, нужно прислушиваться к чувствам подчиненного.
Правила эффективного слушания:
·
перестаньте
говорить, т.к. невозможно слушать разговаривая;
·
помогите
говорящему раскрепоститься;
·
покажите
готовность слушать;
·
устраните
раздражающие моменты;
·
сопереживайте
говорящему;
·
сдерживайте
свой характер, т.к. рассерженный человек может придать неверный смысл словам;
·
не
допускайте спора или критики;
·
не
перебивайте;
·
задавайте
вопросы.
Список
используемой литературы:
1)
Андреева
Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., 2001
2)
Гофман И. Представление себя
другим в повседневной жизни. Пер. с англ. М., 2001.
3)
Дейк Т.А. Ван. Язык,
познание, коммуникация. Благовещенск, 2000.
4)
Доценко
Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000.
5)
Морозов
А.В. Психология влияния. СПб., 2001.
6)
Хабермас
Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2000.
|