бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Коллективная форма организации начального обучения русскому языку бесплатно рефераты

p> 2-й этап. Повторение, контроль, допуск к непосредственной подготовке к экзамену.

1. Повторение всех тем годичного курса (или большого раздела) и ответы на вопросы по программе-вопроснику сначала себе, затем впередиидущему. Ученики добиваются целостного изложения каждой темы.

2. Выполнение более сложных упражнений.

3. Система контрольных работ и для допускающих ошибки дополнительные задания и повторные контрольные работы.

4. Годовая контрольная работа или зачет (или то и другое). Допуск к непосредственной подготовке к экзамену.

5. Ученики, значительно опережающие программу, получают задания факультативного содержания, изучают дополнительную литературу и т.д.

3-й этап. Работа учащихся до и после экзамена.

1. Непосредственная подготовка к экзамену (использование опорных конспектов), проверка и помощь тех, кто сдал экзамен.

2. Экзамен.

3. Сдавшие экзамен готовят одного-двух очередников, дифференцированный подход к сдавшим экзамен, выполнение функций ассистента учителя.

Красноярский и Лангепасский варианты представляют собой новейшую педтехнологию, при которой каждый ученик продвигается вперед в соответствии со своими способностями. При этом часть учеников могут качественно овладеть программным материалом в полтора-два раза быстрее, чем это принято в условиях традиционного обучения. Цель всех нововведений: обеспечить каждому ученику обучение по способностям и здоровый образ жизни. Всячески стимулируется коллективное методическое творчество учителей, ориентируемое на переход от традиционного группового способа обучения к коллективному.

Опыт многих учителей показал целесообразность применения вопросников со
2-го класса. Если ученики в 1-2 классах изучали русский язык в парах постоянного и переменного состава, используя карточки, а в отдельных случаях и вопросники, то в 3 классе работу с вопросниками можно проводить систематически, начиная с первых дней занятий в сентябре, используя для этого вопросники, по которым дети работали во 2-ом классе. Далее представлен вопросник, соответствующий расположению материала в учебнике русского языка для 3-го класса.

Вопросник «Повторение за 1 и 2 класс»

1. Как называются главные члены предложения? Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? (с.6). что обозначает сказуемое? На какой вопрос оно отвечает? Как называются члены предложения? (с.6)

2. Какие слова называются родственными? Что называется корнем? Какие слова называются однокоренными? (с.10)

3. Какая часть слова называется окончанием? (с.10)

4. Что такое приставка? Для чего она служит? (с.11)

5. Что такое суффикс? Для чего он служит? (с.12)

6. Как проверять безударные гласные? (с.13)

7. Как проверять парные звонкие и глухие? (с.18)

8. Чем отличается приставка от предлога? Как пишутся гласные и согласные в предлогах и приставках? (с.21)

9. Когда пишется разделительный твердый знак? (с22)

В скобках указаны страницы, где где ученик может найти полный ответ на каждый поставленный вопрос. Но учитель может поставить также и номера упражнений, которые должны быть выполнены, чтобы повторение было более основательным.

Методика работы с вопросниками может вестись по разному. Можно опросный лист вывесить на доске и предложить по каждому вопросу всем ученикам подготовиться, а затем дать ответы, обратив особое внимание на лучшие.
Каждый ответ ученики иллюстрируют своими примерами. Так как уроки сдвоенные, то ученики успевают выполнить значительную часть упражнений.
Когда все вопросы рассмотрены и выполнены необходимые упражнения, учитель перед классом показывает, как нужно отвечать, чтобы получить за знание теории высший балл.

Дома ученики самостоятельно повторяют какую-то часть материала согласно указаниям учителя, выполняют упражнения. В классе, работая в парах, ученики проверяют друг друга, добиваясь правильных и полных ответов на каждый вопрос, и приводят свои примеры. Те, кто подготовилсяпо всем вопросам, давая правильные формулировки и объяснения, умело их конкретизируя, отвечают учителю. Получившие «5» становятся проверяющими. Они ставят оценки в ведомости, которая вывешивается на видном месте. При такой работе почти все ученики получат «5» и «4», «2» и «3» в ведомости и в журнале не ставятся, так как изучение данной темы продолжается. Окончательную оценку за всю тему (по всему вопроснику) ставит учитель.

В классе может идти изучение учебного предмета по одному и тому же вопроснику (например, все ученики работают по теме «Имя существительное» или «Глагол»). Если же класс более подготовлен, то все ученики могут одновременно работать по нескольким вопросникам. Сколько времени следует отводить на работу по каждому вопроснику – дело индивидуальное и определяется учителем или его помощниками.

Процедура совместной работы в паре по вопроснику довольно простая. Один ученик ставит вопросы, другой отвечает. Обычно спрашивающий является учеником более подготовленным и уже проверенным, хотя это и не обязательно.
Если возникли затруднения с ответом, то ответ дает проверяющий, но после этого они вместе сверяют ответы по учебнику, ищут, если возникла необходимость, примеры, подтверждающие правило.

Такое доучивание происходит на первом этапе работы по данному вопроснику. Если же отвечающий сравнительно легко и правильно отвечает и не нуждается в специальном доучивании, то проверяющий отмечает только те пункты (вопросы), по которым нужно еще поработать.

Как правило, проверяющие (помощники учителя) предъявляют очень жесткие требования и оценивают довольно часто и строже педагога. Работа по вопросникам может идти одновременно с работой по карточкам.

Описанные выше методики коллективных учебных занятий достаточно убедительно показывают существенное различие между групповой и коллективной формой организации процесса обучения. При коллективных учебных занятиях учащиеся работают в парах сменного состава, и притом у всех или почти у всех темы разные, а сотрудничество и взаимопомощь являются всеобщими и постоянными.

2 Описание и анализ проведенной экспериментальной работы

Экспериментальная работа проводилась в обычных естественных условиях обучения и воспитания.

Эксперимент проходил в течение второго полугодия 1996-1997 учебного года и первого полугодия 1997-1998 учебного года, охватив 1 и 2 классы

В качестве экспериментальной базы выступила средняя школа №32

Экспериментальным объектом был выбран 2 «Б» класс.

Этот класс в качестве экспериментального был выбран по следующим причинам: а) в выбранном для эксперимента классе мною проходились две педагогические практики; б) в классе работает опытный и образованный учитель – Белокурова Любовь
Владимировна, которая поддерживает новые начинания и поиски; в) учитель Белокурова Л.В. работает по программе развивающего обучения
(математика – Н.Б. Истомина, русский язык и чтение – В.В. Давыдов, Д.Б.
Эльконин, В.В. Репкин) и практикует коллективную форму организации учебно- воспитательного процесса.

В классе обучаются 28 учеников, класс разделен на 7 групп по 4 человека.

В качестве контрольного класса был выбран 2 «Д» класс, учитель
Козлицкая Мария Ивановна. Она опытный учитель, работает по программе развивающего обучения, но коллективную форму деятельности учащихся практикует редко.

Учитель школы №32 Белокурова Л.В. на уроках русского языка использует парную, групповую формы организации учебного процесса. Сначала работа над развивающими упражнениями строилась традиционно (работа ученика направлялась и корректировалась учителем), но затем учитель стал использовать коллективную форму деятельности учащихся, роль которой усложнялась.

В обоих классах было предложено следующее задание:

Найди в каждой группе слов лишнее.

1) желток, железо, желтый;

2) носильщик, нос, носатый;

3) часовщик, часть, час;

4) печурка, печать, печь;

5) циркуль, циркач, цирк.

В экспериментальном классе была организована групповая работа.
Дополнение к заданию: «Подумай сам. Посоветуйся с группой.»

В работе участвовало 7 групп. Пять групп справились с заданием полностью, а остальные две допустили ошибки, но тоже пытались отстоять свое мнение. Таким образом в классе сложилась проблемная ситуация. Учитель организовал фронтальную работу, где сообща учащиеся пришли к мнению, что две группы все-таки ошибались. В процессе наблюдения за выполнением задания выявлено, что в группах каждый ученик предлагал свой вариант, а затем все вместе в группе выбирали наиболее удачный.

В контрольном классе была организована общеклассная работа. Больше половины класса не участвовали в обсуждении задания. В центре внимания всегда был учитель, он сам подсказал более удобный способ.

При коллективной форме организации учебного процесса более осознанно формируются умения и навыки выполнения различных заданий.

Непосредственно перед экспериментом в обоих классах был проведен констатирующий срез. Были предложены следующие задания.:

1. Спиши текст. Поставь знаки в конце предложений и замени, где нужно, маленькие буквы заглавными. зачем верблюду горбы на спине у верблюда большие горбы зачем они ему оказывается, это склад жира когда верблюду не хватает воды, жир превращается в воду из ста граммов жира семь граммов воды получается вот так горбы настоящая водяная фабрика

2. Подумай, какие из записанных пар слов являются однокоренными, а какие – нет: рука – ручонка; ручонка – ручей; ножонка – нож; ножонка – нога; смех – смешить; смешить – смешать.

3. Подумай, от какого слова образованы слова каждой группы. лесной, лесник, перелесок; дружный, дружишь, дружба; моряк, морской, заморский; городской, горожанин, пригородный.

Затем в течение недели в контрольном классе велась групповая работа, а в экспериментальном групповая работа продолжалась.

После недели работы по применению коллективной формы обучения в классах был проведен контрольный срез.

Задания контрольного среза:

1. Спиши текст. Поставь знаки в конце предложений и замени, где нужно, маленькие буквы заглавными: птичья школа в этой школе нет тетрадей и карандашей ученики сидят не за партами в классе, а на веточках зато у них есть учителя и уроки взрослые птицы учат малышей летать, говорить на птичьем языке, искать червяков, ловить мошек.

2. Подумай, какие из записанных пар слов являются однократными, а какие
– нет: коса – кошу, кошу – кошка; выше – вышивка, высота – выше; висит – вишу; вишу – вишневый.

3. Подумай, от какого слова образованы слова каждой группы. кормушка, кормовой, кормить; домовой, домашний, домик; садовник, посадить, садовый; сильный, силач, осилить.

Результаты констатирующего среза показали, что в экспериментальном классе качественный уровень выполнения различных заданий выше на 16%
(таблица 2).

Количество детей, работавших без ошибок (%)

Таблица 2.

|Класс, число детей |Констатирующий срез |Контрольный срез |
|Экспериментальный (28) |56% |60% |
|Контрольный (29) |40% |59% |

Контрольный срез показал, что качественный уровень выполнения заданий повысился в экспериментальном классе на 4%, а в контрольном классе на 19%.

Цифры, приведенные в таблице 2, говорят о высокой результативности недельной групповой работы детей.

Работа по применению коллективной формы обучения проводилась на каждом уроке русского языка в течение всего года. Ниже мы приводим фрагменты и конспекты уроков, где используются задания по организации коллективной формы обучения.

Тема: Разгадывание кроссвордов (фрагмент)

Цель: познакомить детей с кроссвордом и с порядком его разгадывания.

Оборудование: словари, учебник «Русский язык 2 класс» Репкина В.В

Ход урока:

1. Комментированное письмо а) название месяцев; б) дни недели.

2. устно упр.25

Отгадай загадку:

Летят друг за другом двенадцать птиц. Каждая со своим особым именем. У каждой птицы по четыре крыла. В крыльях по семи перьев. Одна половина пера белая, другая черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

- Кто догадался, какие это птицы? (Это месяцы.)

- Что за крылья у них? (Крылья – это недели.)

- Почему в каждом крыле семь перьев? (В каждой неделе по семь дней.)

- А почему перья двухцветные? (Это день и ночь.)

3. Кроссворд упр.26.

Работа ведется в парах. Один ученик отгадывает (или подбирает несколько слов-синонимов, которые могут являться ответом) слова, а другой проверяет написание этих слов по словарю.

Слева направо: 3.Полоса земли, приспособленная для движения транспорта.

4.Вязаная рубашка без застежки с высоким воротником.

Сверху вниз: 1.Часть тела человека или животного. 2.Огородное растение с продолговатыми зелеными плодами.

4. Кроссворд упр.27

(Так как кроссворд в данном упражнении более объемный, то целесообразнее работу вести уже в группах-четверках).

Двое учеников отгадывают слова, а двое других проверяют написание этих слов по словарям.

Слева направо: 4.Игра, в которой ходят с песнями по кругу. 5.Друг, приятель. 6.Ударный музыкальный инструмент.

Сверху вниз: 1.Домашнее животное.

2.Инструмент для копания. 3.Страна или местность, в которой человек родился.

Тема: Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова (фрагмент)

Цель: 1. Познакомить детей с частью слова – с корнем.

2. Отрабатывать слабую и сильную позицию в слове.

Оборудование: словарь, учебник «Русский язык. 2 класс» Репкина В.В.

Ход урока.

- Какую тему изучаем?

- Какие слова называют родственными?

1. Однажды сказочник пригласил к себе на работу слова: соль, гору и пятно. Слова должны были придти не одни, а с родственниками. И вот кого привели с собой слова:
|Соль |Гора |Пятно |
|солист |Горло |пятнистый |
|солонка |Горняк |пять |
|засолка |Горе |пятнышко |

Сказочник увидел некоторых родственников и отправил их домой

- Кого отправил Сказочник и почему? (работа в парах)

Тема: Образование слов при помощи приставок.

Цель: Формировать умения в разборе слов по составу. Довести до сознания, когда пишется Ь

Оборудование: таблицы приставок.

Ход урока.

1. Чистописание

Объяснить значение пословицы.

2. На доске слова:

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Какая первоначальная форма этих слов?

3. Работа в парах

От слов снять (I в.) и отнять (II в.) образовать при помощи приставок: в-, об-, от-, под-, раз-, с- новые слова.

По окончании работы ученики меняются тетрадями со своим соседом по парте и проверяют выполнение задания своего соседа.

- Что интересного заметили? (слова у I и II в. получились одинаковые)

- Найдите и выделите корень во всех этих словах.

- Не показался ли вам странным этот корень? Что значит ня(ть)? Ничего не значит. Может быть, это и не корень вовсе?

- Оказывается все-таки корень. Если вы сравните слова отнять, снять, принять, то убедитесь, что в них есть общее значение – «взять»: отнять – значит «взять силой у кого-то»; снять – «взять откуда-то сверху»; принять – «взять, получить у кого-то для себя». Вот это общее их значение и заключено в корне -ня-. Но, в отличие от большинства других корней, он без приставки не употребляется и без них непонятен.

- С помощью приставок и корня -езд- образуйте слова:

Въезд, изъездил, объезд, отъезд, подъезд, разъезд, съезд.

- Какую орфограмму заметили вы во всех словах?(ъ)

- Если разделительный знак стоит перед корнем, то пишется буква Ъ. Во всех остальных случаях пишется разделительный Ь.

4. Работа по опоре. Разделительный Ъ и Ь знаки.

5. Запишите слова в два столбика (работа в четверках). Слова записаны на доске: дерев_я, обез_яна, об_еду, осен_ю, об_явился, с_ежился, л_ет, с_ехал, в_юга, с_ел.

6. Диктант (работа в парах)

Ночью разыгралась вьюга. Под старой елью была лисья нора. Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? Подъехал к стройке кран подъемный. Знают люди с давних пор несъедобен мухомор.

По окончании работы учащиеся меняются диктантами между собой, проверяют их и ставят оценки.

7. Итог урока.

8. Оценки.

Тема: Мягкий знак после шипящих.

Цель: 1. Формировать умение распознавать существительные мужского и женского рода.

2. Отрабатывать умение в определении склонений.

Оборудование: орфографические словари, плакаты с набором падежных окончаний.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Чистописание.

3. На доске слова в два столбика:
|кирпич |весть |
|шалаш |ветвь |
|руль |мышь |
|конь |власть |
|ключ |горечь |
|дуги |тишь |
|еж |помощь |
|конь |полночь |
|уж | |

Учитель. Прочитайте эти слова. Что это за слова?

Дети. Слова-предметы.

Учитель. Почему я разделила их в 2 столбика?

Дети. 1-й столбик – слова м.р., 2-ой – ж.р.

Учитель. Что вы можете сказать о словах с шипящей на конце?

Дети. В ж.р. Ь пишется, а в м.р. – нет.

4. Работа в группах.

1) Упр.147

Учитель. Измените сочетание слов так, чтобы названия были в им.п. ед.ч.

Учитель. Какие слова входят в эти сочетания?

Дети. Слова-предметы и слова-признаки.

Учитель. Вы должны изменить слова-признаки так, чтобы они сочетались со словами предметами.

Два ученика на обороте доски выполняют это задание: один слова-предметы м.р., другой – ж.р.

Затем всем классом проверяют. Если согласны, то покажите «+».

2) Работа со словарями.

Учитель. Откройте словари и найдите слова на буквы «л» (I в.) и «м» (II в.) с 3-м набором (, по 3 слова к каждому. Затем дети меняются тетрадями с соседом по парте и проверяют выполненное задание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5