Когнитивный компонент самосознания у подростков
Когнитивный компонент самосознания у подростков
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Особенности развития когнитивного компонента
самосознания у подростков………………………………6
1.1. Понятие «самосознание». Его формирование.
Структура…………………………………………………………………………………………-
1.2. Особенности самосознания у подростков……………11
1.3. Когнитивный компонент самосознания……………………20
1.4. Когнитивные изменения в подростковом возрасте…………………………………………………………………………………………23
1.5. Информационный подход к когнитивному развитию в
подростковом возрасте…………………………25
ГЛАВА 2. Психологическая работа с когнитивным компонентом
самосознания подростка…………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………32
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………………33
ВВЕДЕНИЕ:
Наверное, ни один аспект психологии юношеского возраста
не привлекал к себе такого большого внимания, какое в течение многих лет
уделялось вопросам самосознания, самооценки и идентичности. Известно, что
высокая степень расхождения между такими компонентами или структурами
Я-концепции, как реальное и идеальное Я, приводит к депрессии, обусловленной
недостижимостью идеала. В 1890 году У.Джеймс посвятил феномену «Я» целую главу
своей книги «Принципы психологии». В 1947 году К.Роджерс выступал перед
Американской психологической ассоциацией с докладом о самооценке, а Хилгард
продолжил развитие этой темы в 1949 году. Одна из наиболее значительных работ
Э.Эриксона называется «Идентичность, юность и кризис». В ней автор говорит о
важности задачи формирования идентичности [23].
Очень велика связь Я-концепции с психическим здоровьем,
взаимодействием личности с окружающими и социальной адаптацией, с успехами
в учебе и т. д.
Сейчас одним из важнейших аспектов данной проблемы
является вопрос об изменении самосознания: возможно оно или нет. Большое
значение также придается формированию идентичности.
Объектом данной работы будут являться подростки, предметом – их
самосознание, а именно, его когнитивный компонент.
Цель: рассмотреть
особенности развития когнитивного компонента самосознания подростка.
Задачи:
-
дать определение понятию
«самосознание»;
-
рассмотреть различные точки
зрения на самосознание личности и его структурные компоненты;
-
рассмотреть формирование
самосознания;
-
рассмотреть структуру
самосознания;
-
выявить особенности
самосознания у подростков;
-
сравнить самосознание
подростков с самосознанием средних школьников и юношей;
-
рассмотреть когнитивный компонент
самосознания;
-
определить когнитивные
изменения в подростковом возрасте;
-
рассмотреть информационный
подход к когнитивному развитию в подростковом возрасте;
-
дать определение понятию
«психологическое консультирование»;
-
определить цели и задачи
психоконсультирования;
-
рассмотреть особенности
консультирования подростков (в вопросах самосознания).
Гипотеза: мы считаем, что
психоконсультирование предполагает изменение когнитивного компонента
самосознания подростка в необходимую сторону.
ГЛАВА 1.
Особенности развития когнитивного
компонента самосознания у подростков.
1.1. Понятие «самосознание». Его
формирование. Структура.
Самосознание – важное звено личности. Его определяют как
сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и
мнения о себе. Самосознание – отношение личности к себе.
В истории философии и психологии изложены различные точки
зрения относительно самосознания личности, его структурных компонентов, которые
представлены в работах А.В. Петровского, Е.Т. Соколовой, И.И. Чесноковой и др.
А.В. Петровский определяет самосознание как когнитивный
компонент Я-концепции, включающий образ своих качеств, способностей, внешности,
социальной значимости [20].
Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие
свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемым нам;
мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей
нашим стремлениям. Основными функциями самосознания считаются: развитие и
совершенствование своей личности в соответствии с социально-нравственными
требованиями общества и сознательное использование психологических
закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и
общества.
Л.Д. Столяренко, выделяя критерии самосознания, определил
и его структурные компоненты в виде:
1)
осознание близких и отдаленных
целей, мотивов своего Я;
2)
осознание своих реальных и
желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
3)
познавательные когнитивные
представления о себе;
4)
эмоциональное, чувственное
представление о себе [28].
Психологический анализ самосознания, как
считает И.И.Чеснокова, обязательно включает вопрос о структуре самосознания. В
качестве одного из возможных вариантов структуры она предлагает понимание
самосознания как единства трех компонентов: самопознания,
эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения
личности [31].
Личностный подход к изучению особенностей самосознания
разрабатывался Е.Т.Соколовой. По ее мнению самосознание является сложным
динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного
[25]. В связи с этим, она считает, что в структуре самосознания необходимо
различать 3 компонента – когнитивный (образ физического Я), аффективный
(эмоционально-ценностное отношение, самооценка) и поведенческий, которые имеют
относительно независимую логику развития, однако тесно взаимосвязаны.
Таким образом, научные исследования позволили выработать
и обосновать целостную теоретическую и экспериментальную парадигму исследований
самосознания и обусловили новые возможности для научных исследований в данном
направлении.
При формировании самосознания человек, в первую очередь,
начинает осознавать, что он отдельный индивид, отличающийся от других
особенностями своей личности. Это понимание начинает формироваться еще в раннем
детстве.
К.Роджерс предложил теорию личностно центрированного
консультирования, в которой по-своему рассматривал процесс формирования
самосознания. Он отмечал, что чтобы получить адекватное представление о
реальном «Я», необходимо понять суть концепции организмического оценочного
процесса. Он подразумевает рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта
ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять
потребности, связанные с тенденцией актуализации (стремление развития своих
способностей с целью поддержания самого себя и расширения границ своего «Я»).
Личностно центрированная теория различает понятия «Я» и «Я-концепция». «Я»
рассматривается как реальное организмическое «Я». Я-концепция людей – это их
восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному
переживанию или организмическому «Я». На начальном этапе Я-концепция
формируется в основном на личном опыте индивида. Также люди разрабатывают
Я-концепцию при взаимодействии с другими людьми, которые имеют для них значение
и обращаются с ними как с отдельными «Я». Я-концепция включает как восприятие
людьми самих себя, так и изменяющиеся положительные и отрицательные оценки,
связанные с восприятием самих себя. Оценки, в основе которых лежит скорее
мнение других, чем собственный организмический оценочный процесс, Роджерс
назвал условиями ценности [17]. Таким образом, согласно
личностно-ориентированной теории, у людей существует два процесса оценки:
организмический процесс и интернализация оценок других людей (условия
ценности).
Психологи считают, что полное развитие личной
идентичности невозможно до достижения подростком стадии формальных операций в
своем когнитивном развитии [23]. Согласно Пиаже, эта стадия наступает после 12
лет, когда подросток становится способным провести анализ решения логических
задач как конкретного, так и абстрактного содержания. Подростки могут
систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или
вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и т. д. То есть именно на этой
стадии становится возможным размышление о себе. Подростки собирают информацию о
себе: мнения других людей, сами делают выводы о своих способностях, о своей
привлекательности. Опираясь на эту информацию, подростки формируют
представления о себе, а затем проверяют через взаимодействие с другими людьми.
Подростки ориентируются на свои идеалы (или идеалы других людей) и часто
сравнивают себя с ними.
Подростковый возраст – это не только период физического
становления, но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является
построение теории самого себя.
Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная
Я-концепция. Выделяют 6 различных Я:
-
реальное Я человека;
-
собственное Я в представлении
самого человека;
-
его Я в представлении других
людей;
-
представления человека о том,
что о нем думают другие;
-
представления о том, каким ему
хотелось бы стать;
-
представления о том, каким его
хотели бы видеть другие.
Рут Стренг выделила 4 основных аспекта Я:
1)
общая Я-концепция –
представление о своей личности и восприятие своих способностей, а также статуса
и ролей во внешнем мире:
2)
индивидуальные временные или
переходные Я-концепции – концепции, зависящие от настроения, ситуации и т.
п.;
3)
социальная Я-концепция –
представление о том, что о человеке думают другие люди;
4)
идеальная Я-концепция – то,
каким подросток хотел бы стать.
Эти представления могут быть заниженными, завышенными или
реалистическими. Реалистические приводят к принятию самого себя, психическому
здоровью, достижению целей [23].
Таким образом, самосознание можно определить как
отношение личности к себе, оценивание личностью самой себя, ее мысли и мнения о
себе, сформированные на основе жизненного опыта и оценок других людей.
1.2. Особенности самосознания у подростков.
Психологические исследования становления
Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким
направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее
компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень
и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и
моральным качествам. Далее исследуется степень его достоверности и
объективности, прослеживается изменение структуры образа Я в целом - степень
его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности
(цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости,
контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный
возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости, имеется грань в
этом отношении и между подростком и юношей.
В ранней юности происходит постепенная смена «предметных»
компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических
компонентов своего Я. Юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно
устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно
стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план
выступают теперь другие свойства Я - умственные способности, волевые и
моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с
окружающими.
Судя по имеющимся данным, когнитивная сложность и дифференцированность
элементов образа Я последовательно возрастают от младших возрастов к
старшим, без заметных перерывов и кризисов. Взрослые различают в себе больше
качеств, чем юноши, юноши - больше, чем подростки, подростки - больше, чем
дети. Считается, что способность старших подростков реконструировать личностные
качества основывается на развитии в этом возрасте более фундаментальной
когнитивной способности - абстрагирования.
Интегративная тенденция, от которой зависит внутренняя
последовательность, цельность образа Я, усиливается с возрастом, но несколько
позже, чем способность к абстрагированию. Подростковые самоописания лучше
организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких
центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности
переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних
содержательных противоречий самосознания, которые служат источником дальнейшего
развития. Дописывая фразу «Я в своем представлении...», многие юноши
подчеркивают именно свою противоречивость, например: «Я в своем представлении -
гений + ничтожество».
Данные об устойчивости образа Я не совсем однозначны. В
принципе она, как и устойчивость прочих установок и ценностных ориентаций, с
возрастом увеличивается. Самоописания взрослых менее зависят от случайных, ситуативных
обстоятельств. Однако в подростковом возрасте самооценки иногда меняются очень
резко.
Что касается контрастности, степени отчетливости образа
Я, то здесь также происходит рост: от детства к юности и от юности к зрелости
человек яснее осознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и
придает им больше значения, так что образ Я становится одной из центральных
установок личности, с которой она соотносит свое поведение. Однако с изменением
содержания образа Я существенно меняется степень значимости отдельных его
компонентов, на которых личность сосредоточивает внимание. В подростковом
возрасте масштаб самооценок заметно укрупняется: «внутренние» качества
осознаются позже «внешних», зато старшие придают им большее значение. Повышение
степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также
гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом.
Исследования содержания образа Я, проведенные под
руководством И.В.Дубровиной, показали, что на границе подросткового и раннего
юношеского возрастов в развитии когнитивного компонента Я-концепции происходят
существенные изменения, характеризующие переход самосознания на новый более
высокий уровень [22].
Возрастные сдвиги в восприятии человека включают
увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости и
определенности в их использовании; повышение уровня избирательности,
последовательности, сложности и системности этой информации; использование
более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение
человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его
убедительным. Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик,
которые становятся более обобщенными, дифференцированными и соотносятся с
большим числом «значимых лиц». Самоописания в раннем юношеском возрасте имеют
гораздо более личностный и психологический характер, чем в 12-14 лет, и
одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей.
Представление подростка о себе всегда соотносится с
групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не
совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного Я оцениваются
старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы». Подростки-мальчики
считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато
более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девочки
приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость
и верность.
Свойственное многим подросткам преувеличение собственной
уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением
индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более
находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда -
напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы
одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого.
Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует
пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.
Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в
образе Я, обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей
субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого
человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается. Усиление
субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается
количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего
характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.
В теоретическом исследовании И.И.Чесноковой указывается
на наличие двух уровней самопознания: низшего – «Я и другой человек» - и
высшего - «Я и Я». Специфика второго выражается в попытке соотнесения своего
поведения «с той мотивацией, которую он реализует и которая его детерминирует»
[31].
Страницы: 1, 2
|