Кофликты в святоотеческой и светской психологии
Кофликты в святоотеческой и светской психологии
Содержание
Введение 3
1. Понятие конфликта с точки зрения светской психологии_ 4
1.1. Сущность конфликта 4
1.2. Способы разрешения конфликтов 16
2. Конфликты в святоотеческой психологии_ 26
2.1 Причины возникновения и сущность конфликтов 26
2.2. Разрешение конфликтов с позиции святых отцов 32
Заключение 36
Конфликты
– это всегда ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Они
характеризуются определенными признаками: наличие значимых для сторон противоречий;
необходимость их разрешения для нормализации отношений сторон и их эффективного
взаимодействия; действия сторон, направленные на преодоление возникших
противоречий, реализация собственных интересов и т.д.
Целью
работы является изучение конфликта в свете светской и святоотеческой психологии.
Исходя
из цели работы, сформулируем задачи исследования:
-
выявить сущностные особенности конфликтов;
-
проанализировать основные виды конфликтов;
-провести
сравнительный анализ взглядов светских и православных психологов на природу
конфликтов;
-охарактеризовать
способы разрешения конфликтов в святоотеческой и светской психологии.
Объектом
исследования является сам конфликт.
Предмет
исследования – природа конфликта в святоотеческой и светской психологии.
Методами
исследования явились: сравнительный анализ, системный анализ и структурно-функциональный
анализ.
Наша
работа состоит из двух разделов (четырех подразделов). В первом разделе дается
анализ взглядов светских психологов на природу конфликтов и способы их разрешения.
Второй же раздел посвящен исследованию конфликта с точки зрения святых отцов.
Исследованию
конфликта в светской психологии посвящены труды Здравомыслова А.Г., Немова
Р.С., Андреева В.К. и др. Среди православных исследователей следует особо
отметить Григория Богослова, Савву Дорофея, святителя Тихона Задонского.
1.1.
Сущность конфликта
Конфликту
присущи своеобразные свойства, отношения и внешние формы. Прежде чем давать
определение понятия «конфликт», нужно рассмотреть некоторые из этих черт.
Конфликт,
по мнению Здравомыслова А.Г. [11, с. 122], - явление социальное, порождаемое
самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или
иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.
Социальные
связи, свойственные обществу как сложной системе и целостному образованию,
имеют устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя
от одного поколения людей к другому. Вместе с тем в процессе взаимодействия индивидов
и усложнения социальных связей на определенной ступени общественного развития
во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством стали проявляться
соперничество, конкуренция, психологическая несовместимость, противоположность
интересов и выбора средств достижения целей. Обострение подобных противоречий,
их эскалация привели в конечном счете к активному противоборству, конфликтам.
Правомерно
считать, что межличностный конфликт - один из уходящих в глубины тысячелетий
способов взаимодействия человеческих существ. Он, по-видимому, получил
распространение раньше внутриличностного конфликта, так как отношения между
отдельными людьми предшествовали общению индивида с самим собой, его автокоммуникации.
Назначение конфликта было и есть преодоление чрезмерно обострившихся
противоречий, нахождение оптимального выхода из возникшего противостояния,
поддержание взаимодействия субъектов социальных связей в условиях серьезного
расхождения их интересов, оценок, целей.
Недаром
столь высоко ставится соблюдение выработанного за многие века «золотого
правила», по которому человек в отношениях с другими людьми должен проявлять лояльность,
расположение, терпимость и добрую волю, быть справедливым, дружелюбным, уважительным
и вежливым, т.е. строить свое общение с окружающими на такой благожелательной
основе, как взаимное доверие, надежность в словах и наделе. Всякие взаимоотношения,
как деловые, так и сугубо личностные, эффективны только при уступчивости и сдержанности
сторон, честном партнерстве, обоюдном стремлении к улаживанию разногласий и
конфликтов, если они случаются.
Конфликт
должен восприниматься, по мнению Дружинина В.В, Конторова Д.С.[9,с.304],
вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом
и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе
не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония,
противоречия, конфликты - постоянные и неизбежные составные части общественного
развития.
Далее,
конфликт - явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину,
что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения
и поступки направляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», а
программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе
своей жизнедеятельности. Человек наделен специфическим, только ему присущим
качеством - разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно-историческую
практику. Сознание в его индивидуальной и общественной формах представляет
собой совокупность идей и взглядов, чувств» привычек и нравов. Оно охватывает
все богатство духовной культуры - той «второй природы», что сотворена людьми.
Наличие
сознательного начала принципиально отличает общество от естественной природы,
материального мира в целом. Поэтому в обществе все, включая и конфликты, совершается
не со строгой, объективно обусловленной предопределенностью, а с осознанием
людьми своих действий, возможностью их субъективной корректировки.
Обладая
разумом и способностью к самосознанию, человек в большей степени свободен в
выборе направлений деятельности, может регулировать свои отношения. Будучи
потенциально рациональным, он склонен считаться с писаными и неписаными
правилами поведения, которые усваиваются им в процессе социализации, приобщения
к достижениям культуры.
Следующая
черта: конфликт - явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее.
Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни - будь то экономика,
политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент
развития общества и самого человека.
В самом
деле, разве можно представить себе становление отдельной личности или
деятельность организации без внутренней напряженности, противоречий,
преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы. Бесконфликтность - это
иллюзия, утопия и уж тем более не благо. Жолобов Ю.В. [10, с.98], считает, что
конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных
общественных связей, которые как раз и выражают взаимодействие личностей,
отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их
потребностей, мотивов и ролей. В этом смысле они не только допустимы, но и желательны,
могут быть полезны как источник и фактор общественной активности.
Весьма
существенно, что конфликт - это такое взаимодействие, которое протекает в форме
противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил,
интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон.
Противодействие
сторон присутствует не только в межличностных и межгрупповых конфликтах, но и
в процессе автокоммуникации человека, при его общении с самим собой,
самоорганизации и самопрограммирования. Психологически такая саморегуляция, по
мнению Бобневой М.И.[6,с. 139], обеспечивается внутренним диалогом, который
возникает в восприятии, мышлении человека как следствие разных точек зрения на
его собственные переживаний и поступки. По сути происходят тот же спор,
расхождение во мнениях, противостояние и противоборство, которые характерны
для любого социально обусловленного конфликта.
И еще
одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт - прогнозируемое
явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения
конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих сторон, заинтересованностью
в исходе и последствиях противоборства.
Во-первых,
конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем выразителей
несовпадающих интересов и целей служит для них одновременно и связующим
звеном. Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так пли иначе
должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и мобилизовывать силы
для реализации выдвигаемых им требований. Ему приходится анализировать складывающуюся
ситуацию, строить прогнозы, взвешивать последствия, намечать планы, принимать
решения, добиваться их осуществления, корректировать свое поведение и действия,
умерять эмоции, т.е. пускать в ход весь арсенал управленческих средств, который
во многом служит улаживанию конфликта.
Итак,
получив представление о некоторых основных чертах конфликта, необходимо дать
этому явлению более конкретное определение. Следует признать, что не
существует единого подхода и общей формулы на сей счет. Суждения ученых,
сходясь в принципиальном истолковании элементов конфликтной ситуации, в то же
время демонстрируют заметные расхождения при раскрытии самого понятия «конфликт».
Психологи
рассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в основе
которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и
ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном
фоне. Они утверждают, что конфликт, будучи проявлением общения существ,
способных к самосознанию, означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях,
столкновение разных взглядов и желаний, противоположных при данных
обстоятельствах тенденций, потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения.
Некоторое
представление о возможной классификации конфликтов дает рис.1, указывающий на
типы и виды конфликтов. По мнению Авдеева Е.В. [2, с. 56], они выделяются по
семи наиболее существенным признакам - источникам и непосредственным причинам
возникновения, формам и степени конфликтного столкновения, коммуникативной
направленности, масштабам и продолжительности, составу конфликтующих сторон,
способам урегулирования, функциональной значимости. При неизбежной условности
такого деления оно тем не менее позволяет системно подойти к характеристике конфликта
в организации, дать ему надлежащую оценку с учетом социальной природы, динамики
и последствий.
Классификация конфликтов.
Рис.1 – Признаки, виды и типы конфликтов.
Как
показано на рисунке 1, по источникам и причинам возникновения конфликты делят
на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне
воли и желания его участников, просто в силу складывающихся обстоятельств. Но
конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения,
преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей. Объектом
столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию
которой стремятся конфликтующие стороны, все то, что представляет собой предмет
личных, групповых или общественных интересов.
По
непосредственным причинам возникновения конфликты различают как организационные, т.е.
происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного
структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением
регламентированного порядка; эмоциональные, связанные, как правило, с личностным
восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия
других людей, расхождением во взглядах и т.п.; социально-трудовые, вызываемые несовпадением,
конфронтацией частных и общих интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и
социальных групп.
Свою
специфику имеет классификация конфликтов и по другим признакам. Так, по формам
и степени столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.)
и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.); стихийным,
т.е. спонтанно возникшим, и преднамеренным, заранее спланированным или просто
спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной
степени закономерными; либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не
оправданными, лишенными всякой целесообразности.
Конфликты
по коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых
участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные,
т.е. те, участники которых связаны теми или иными видами подчинения. Эти
конфликты могут быть и смешанными, представляя отношения подчинения и неподчинения.
Особую печать несет вертикальный конфликт (как «сверху вниз», так и «снизу
вверх»), выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон, различия между
ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель - подчиненный).
В этом случае может иметь силу неодинаковый статус и ранг, что, конечно,
скажется на ходе и развязке конфликта.
По
масштабам и продолжительности конфликты бывают локальными, вовлекая в свою
орбиту часть людей, а также общие, втягивающие в конфликтное противоборство
всех (или большинство) участников. Большим разнообразием форм проявления характеризуется
типология конфликтов по составу конфликтующих сторон, затрагивающих в большинстве
случаев их интересы, целеполагание, соблюдение социальных и нравственных норм,
определение функциональной значимости конфликтного противостояния. В первую очередь
к этим типам относятся внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и
межгрупповые конфликты.
Хотя
конфликт по своим причинам и структуре предполагает противостоящие стороны, он
вполне может быть личностным, присущим лишь отдельному человеку. Объяснение
этому сводится к тему, что конфликт, по мнению Андреева В.К. [3, с.145], может
быть либо с окружающими человека людьми, либо внутренним для него, так как
человеку свойственно не только интенсивное взаимодействие с себе подобными, но
и постоянное общение с самим собой. Автокоммуникация в том или ином виде
является естественным условием нормальной психической активности человека. Она
во многом определяет работоспособность, настроение, самочувствие, а нередко и
состояние здоровья. Поэтому внутриличностный конфликт даже тогда, когда не
имеет прямой связи с совместной деятельностью людей, неизбежно отражается на
деловых отношениях и результатах общих усилий.
Обращение
человека с самим собой есть прежде всего самопомощь и самоконтроль. Те, в свою
очередь, преследуют цель самоорганизации и самопрограммирования. Внутренняя
борьба тем самым выполняет функционально важную роль. Она позволяет личности
делать свой выбор поведения и способов действия.
Поршнев
Б.Ф. [13, с. 378], считает, что межличностный конфликт древнее внутриличностного,
поскольку развитие межличностных отношений предшествовало возникновению
автокоммуникации, общению индивида с самим собой. Вместе с тем межличностный конфликт
во многом имеет также интимный, т.е. касающийся только отдельного лица, механизм
провоцирования и стимулирования определенного поведения. Его функциональное назначение
было и есть преодоление чрезмерно обострившихся противоречий, взаимное
нахождение оптимального выхода из возникшего противостояния.
По
способам урегулирования (разрешения) конфликты разделяются на антагонистические,
сопровождаемые неуступчивостью и непримиримостью сторон, а также компромиссные,
допускающие разновариантность преодоления расхождений, взаимосближения
взглядов, интересов, целей. Каждый человек, любая социальная группа, по мнению
Ивановой Е.Н. [8, с.87], обнаруживают присущую только им манеру общения, налаживания
и поддержания отношений, особый стиль поведения в конфликтных ситуациях.
Однако
при всей несхожести манер и стилей, а также при том, что не существует единых
рецептов преодоления конфликтов и каких-то универсальных способов их улаживания,
имеют место и некоторые общие признаки конфликтного поведения. Такое поведение
практически всегда так или иначе связано с решением той проблемы, которая
вызвала противоборство и которая в определенной мере значима для каждого из
участников конфликта, делает их взаимодействующими. Это требует выбора
соответствующего способа, т.е. образа действий, который отвечал бы как
специфике (особенностям), так и общей природе, некоей стандартной основе данного
типа конфликта.
Важное
место в разработке теоретических аспектов исследования конфликтов заняла
структурно-функциональная модель организации, обоснованная американским
социологом Толкоттом Парсонсом.
Вслед
за Спенсером и не без влияния Сорокина он рассматривал общество как систему
отношений между людьми, связующим звеном которой являются нормы и ценности. По
Парсонсу, нормативный компонент социального действия разворачивается на четырех
уровнях: организм, личность, социальная система, культура. Возможность
конфликта заложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек
оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной
системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. В конфликт может
перерасти несоответствие, определенная напряженность, складывающаяся при
социализации между внутренними физиологическими потребностями организма и
потребностями человека в социальных отношениях .
Страницы: 1, 2, 3
|
|