бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Книга "На реках Вавилонских" бесплатно рефераты

Книга "На реках Вавилонских"

Эта книга о том, как можно победить страшную беду, сопровождающую человечество многие века, – пристрастие к алкоголю.

Книга может служить учебным пособием к любому курсу по здоровому образу жизни, в том числе – и по воспитанию антиалкогольного мировоззрения.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, но в особенности на родителей, педагогов и детей старшего школьного возраста.

Авторы ставили задачу убедить читателя в ненормальности нынешнего мира, разрушающего себя алкоголем.

Эта задача узкая, не касающаяся других аспектов самоуничтожения человечества (наркомания, курение и т. п.), узкая, но не маловажная.

Авторы пытаются убедить людей, которым предстоит формировать мир XXI в., в том, что мир этот необходимо изменять, начиная с изменения личного мировоззрения каждого из нас. А “имеющий уши, да услышит...”

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Читатель, познакомившись с этой книгой, Вы узнаете, как Ваша здоровая душа может помочь Вам и Вашим близким отвратить беду, в народе называемую алкоголизмом. Не прочитав книгу, Вы останетесь в наивном неведении о причинах многих жизненных невзгод – как своих собственных, так и Ваших близких, и будете похожи на страуса, спрятавшего голову в песок при опасности, и не узнаете еще много чего полезного и жизненно необходимого любому человеку.

Не удивляйтесь, что прочтение этой книги может вызвать у Вас противоречивые чувства страха и надежды. Надежды – потому, что Вы узнаете о людях, которые совсем не употребляют спиртного и рассматривают это как единственно правильную жизнь, данную от рождения. Страха – потому, что Вы наивно думали, что алкоголь Вас спасал от стрессов жизни, а оказалось, что он сам вызывает хронический стресс. Но надежда важнее...

Необычность авторского подхода заключается в том, что человеку от рождения вообще не свойственно стремление искусственно изменять свое сознание с помощью алкоголя или других наркотических веществ. Однако в медицинской практике в лечебных целях (например, при хронических гастритах, анемии, общем охлаждении и приготовлении лекарств) применяют вещества, Содержащие алкоголь. Как же быть в этих случаях? Ответ достаточно сложен и неоднозначен. Ведь яд может быть и лекарством, и смертельным ядом. Существенное отличие алкогольного яда от других ядов заключается в том, что он обладает наркотическим свойством и способен включаться в обмен веществ, становясь необходимым для организма человека.

Вопросы алкоголизма интересуют сегодня не только специалистов – врачей-наркологов, психиатров, психологов, работников правоохранительных органов, – но и общественность. Это в значительной мере обусловлено тем, что в нашей стране количество людей, употребляющих алкоголь, резко возросло в последние годы. Все большее число молодых людей приобщается к алкоголю, что причиняет неисчислимые страдания как им самим, так и людям, их окружающим. Опасность алкоголизма общепризнанна, но эффективных методов борьбы с ним, к сожалению, нет. Причина заключается в том, что вся борьба с алкоголизмом сводится либо к обучению “культурному” употреблению алкогольных “напитков”, либо к улучшению качества алкогольных изделий, но в этой “борьбе” нет основною политики, направленной на формирование трезвеннического мировоззрения с детства. Предлагаемая читателю книга необходима в первую очередь родителям, имеющим или собирающимся иметь детей. В ней содержатся чрезвычайно важные сведения о растущем с возрастом положительном восприятии алкоголя. Это подтверждают наши наблюдения над тем, что наибольшее количество алкоголиков формируется в семьях, где культура семьи пронизана алкогольными традициями и дети не видят негативных последствий действия алкоголя. Знакомство ребенка с проявлениями алкоголизма (семейные ссоры, драки) может привести к формированию резко негативного отношения к употреблению алкоголя в юношеском возрасте. Семья, где вообще не употребляю! алкогольных “напитков”, также формирует негативное отношение к алкоголю. Таким образом, у ребенка в будущем может реализоваться положительное пли отрицательное влияние семьи и социального окружения на прием алкоголя.

Особое внимание уделено малоисследованным вопросам -воздействию алкоголя на левое и правое полушарие мозга. Человек как социальное существо, в отличие от всех других представителей животного мира, имеет ярко выраженную асимметрию мозга. Психосоматические заболевания могут снизить функциональную асимметрию мозга. Прием алкоголя также снижает функциональную асимметрию мозга. Таким образом, и психосоматические заболевания, и алкоголь имеют одно общее свойство – искажать природную функциональную асимметрию мозга. Но принципиальное отличие заключается в том, что искажение асимметрии мозга при алкоголизме не восстанавливается, и человек начинает походить на животное. Авторы, правда, предлагают несколько другое объяснение влияния алкоголя на функциональную асимметрию мозга, но и такая постановка вопроса о влиянии алкоголя на левое и правое полушария заслуживает пристального внимания исследователей.

Книга, несомненно, полезна широкому кругу читателей и представляет собой практическое руководство для тех, кто хочет помочь себе и своим близким справиться с алкогольной зависимостью. Она представляет несомненный интерес для преподавателей средней школы и учеников старших классов. Авторам удалось создать научно-популярную книгу, которая написана легким, доступным и понятным языком и с удовольствием читается.


ОТ АВТОРОВ

Страсть все объяснять

не всегда состоит

в уровне со способностью

к объяснению

Карл дю Прель, немецкий ученый. XVIII в.

 

Так получилось, что на нашей планете одно из довольно ядовитых веществ, алкоголь, превратилось в необходимого спутника жизни, пронизало все поры общества, вошло в праздники и ритуалы, стало “социальной смазкой” в деловых и “советчиком” во многих жизненных вопросах.

Те страны (их большинство), где алкоголь приобрел столь высокое значение в субкультуре народов, называются алкоголефильными (от латинского слова “phileo”   “люблю”).

Небольшая группа государств, придерживающихся абсолютной чрезвости, это ряд исламских стран (Ирак, Иран, Объединенные Арабские Эмираты и др.), в которых за употребление спиртного следует суровое наказание, вплоть до смертной казни, – называются алкоголефобными (phobos – боязнь) или трезвенн ическими.

Поскольку читателю нетрудно увидеть, что Россия принадлежит к странам алкоголефильным, то вторая группа обществ нами рассматриваться не будет.

В алкоголефильном обществе, со времени рождения человека и по мере его взросления, происходит удивительная метаморфоза по отношению к алкоголю. Рождается ребенок абсолютным трезвенником, потребности в спирте не испытывает, а превратившись в сознательного индивида, рано или поздно становится, как правило, потреби телем зелья в той или иной мере.

Первое употребление алкоголя обычно имеет ритуальный характер (праздники или важные события общественного и личного характера). Эти, пока еще редкие, случаи употребления алкоголя формируют лишь привычку к нему. Со временем у многих людей привычка может перейти в потребность. Если привычка – это ритуал, то с потребностью – дело сложнее, ибо это уже физиологическая или психологическая необходимость, т. е. зависимость. В строгом смысле слова потребность – это то, что направлено на поддержание жизни существа: еда, сон, дыхание и т. д. Приобрести потребность, не предусмотренную природой, т. е. потребность к тому, что направлено на разрушение жизни, – надо умудриться, но homo sapiens (человек разумный) делает это с легкостью необыкновенной (слово “разумность” в этом случае так и просится в кавычки). Особенно легко приобрести алкогольную зависимость в алкоголефильном обществе, в котором с древних времен алкоголь называли “аква вита” (вода жизни).

Эта “живая вода” способствует приобретению человеком новых качеств:

1.  Человек постепенно отучается от общения с другими людьми без помощи алкоголя – сначала в ритуальных обстоятельствах (праздники, события и т. д.), а затем и в обычных ситуациях.

2.  В убеждениях человека медленно, но неуклонно все жизненные ценности, не связанные с алкоголем, сдвигаются в сторону уменьшения их важности. Но зато все большее значение придается самому употреблению спиртного. Происходит процесс, отображенный на рисунке 1.



 

Цель 1 – начальная цель употребления алкоголя (веселье, общение).

Цель 2 – конечная цель употребления алкоголя (получение эйфории, снятие дискомфорта).

В точке А, где первая цель употребления (общение) и конечная цель (само употребление) сравниваются, Э = О, видимо, и находится граница между привычкой и потребностью, т. е. между “культурным” потреблением и “алкоголизмом” в медицинском понимании последнего. После точки А происходит смена приоритетов целей, т. е. большее значение приобретает само употребление и связанные с ним ощущения, чем общение.

Человек рождается не в пустом пространстве, а в мире, где уже веками сформированы определенные привычки, устои и традиции, т. е. то, что наука называет информационным состоянием общества или базовым сознанием.

Это и помогает человеку – благодаря воспитателям, учителям и окружению – приобрести определенное мировоззрение по какому-то вопросу. Иными словами, установить для себя, “что такое хорошо и что такое плохо”.

Дадим теперь более строгое определение информационного состояния (базового сознания) алкоголефильного общества.

Алкоголефильным условимся называть такое общество, в котором более 80% взрослого населения к алкоголю относится положительно. (Имеется в виду не степень пристрастия к алкоголю, а просто отношение к ритуалу.) Мы подчеркиваем, что важен сам факт положительного отношения к спиртному, а не количественное его употребление (“культурно” – “некультурно”), ибо в любом случае алкоголь, вмешавшись в жизнь человека, в той или иной мере меняет его судьбу.

Представим наш жизненный путь в виде горизонтальной прямой, т. е. луча, начинающегося в точке О (рождение) и заканчивающегося точкой К (окончание жизни), (см. рис. 2).

Пусть в некоторой точке Н происходит первое столкновение с алкоголем, вмешательство которого даже на уровне “культурного” употребления приведет, во-первых, к искажению жизненного пути (пунктирная кривая), а во-вторых – к более раннему концу из-за дополнительного разрушения организма алкоголем (точка К1).

Не трудно увидеть, что зависимость от алкоголя на уровне потребности (начиная от точки А) еще сильнее уводит путь в сторону погибели (жирная кривая) и еще больше сокращает жизнь (точка К2).

Да простит нам читатель примитивизм предложенной схемы, но для пьющего общества очевидность ее вовсе не так очевидна. А ведь по сути пьющий человек, своими руками сокращающий свою жизнь, является самоубийцей, что, как известно, является величайшим грехом.

Конечно, мы имеем ввиду не те варианты смерти, когда жизнь обрывается обстоятельствами (например, катастрофой), а только случаи разрушения организма собственными руками.

Статистика утверждает, что процент взрослого населения, положительно относящегося к алкогольному ритуалу, намного выше предложенного нами уровня алкоголефильности.

Поскольку алкоголефильность нашей страны сомнений не вызывает, нам теперь трудно будет обвинить “человека пьющего” не только в том, что он употребляет спиртное, но и в том, что он алкоголик. Да и можно ли установить критерий, по которому человек из “нормально” пьющего превращается в “больного алкоголизмом” (по наркологической терминологии)?

Исследовательская группа Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) предложила считать алкоголиками тех, у кого “потребление алкоголя перестает соответствовать общепринятым в данной среде нормам не только сточки зрения частоты и количества выпитого, но также с точки зрения времени и повода приема” (1, стр. 9)[1].

Не нужно быть специалистом, чтобы видеть туманность и расплывчатость такой формулировки. Народный юмор тут же откликнулся своим определением – считать алкоголиком того, кто пьет больше лечащего его нарколога... Но обвинять специалистов ВОЗ мы не вправе, ибо границу между пьянством и алкоголизмом установить действительно трудно, если не невозможно.

Нарколог И. Н. Пятницкая подтверждает, что нынешнее знание “не позволяет нам пока назвать биологический рубеж между пьянством и алкоголизмом” (2, стр. 67).

Настоящая книга явилась результатом многолетней рабо­ты авторов по избавлению людей от пьянства с помощью уди­вительного метода, разработанного ученым Геннадием Андре­евичем Шичко.

К сожалению, опыт и концепция Г. А. Шичко, пользующи­еся широкой популярностью в общественных трезвеннических организациях (“Союз борьбы за народную трезвость”, “Опти-малист”, различные Общества трезвости и др.), до настоящего времени замалчиваются в научной литературе (медицинской, психологической и педагогической). Популярной же литерату­ры по этому вопросу почти не существует. Авторы, по мере сил, попытались восполнить этот пробел и в какой-то мере ос­ветить некоторые грани метода Г. А. Шичко, который уже на практике доказал право на существование.

О лечении алкоголизма, борьбе с пьянством и вреде спирт­ного написаны горы книг, да и сами пьющие вряд ли не знают о вреде “зеленого змия”, поэтому, если бы мы ставили целью убедить читателя, что “пить – здоровью вредить”, не стоило бы начинать эту книгу, ибо, как заметили И. Ильф и Е. Петров, “полезнее выметать улицы, чем бороться за чистоту”.

Мы попытаемся раскрыть социально-мировоззренческую и нравственную стороны пьянства и показать, что человек са­мостоятельно может справиться с этой бедой. То, что это воз­можно, подтверждаю! результаты нашей работы по избавле­нию людей от алкогольной зависимости.

И дай Бог, чтобы эта книга помогла кому-то вымести пьяный мусор с улицы своей души.

Читатель, однако, не должен обольщаться: трезвенник вовсе не означает “праведник”. Трезвость является лишь первой ступенькой к духовному совершенствованию.

Мы должны предупредить читателя, что книга наша предназначена не для развлекательного чтения, а для работы. Мы будем решать с Вами не просто вопросы здоровья и благополучия, а вопрос глобальный – вопрос жизни и смерти, поэтому призываем отнестись к излагаемому с полной серьезностью. Прежде чем мы приступим к разрешению столь важной проблемы, попробуем ответить на три предварительных вопроса, которые позволят нам взглянуть на алкогольное “питье” как бы с другой стороны относительно установившегося в алкоголефилыюм обществе стереотипа.

Вопрос 1. Что мы “пьем”, т. е. какое действие производит алкоголь в нашем организме? Этот вопрос относится только к физиологии организма и живой клетки.

Вопрос 2. Как мы “пьем”, т. е. в какой степени зависимости от алкоголя может находиться человек?

Вопрос 3. Для чего мы “пьем”? Этот вопрос касается того удовольствия, удовлетворения, которые испытывает человек при опьянении. Это – “эйфория'“ (ныне общепринят вульгаризм “кайф”).

Решим для себя и еще один важный вопрос: что же такое алкоголизм: БОЛЕЗНЬ, РАСПУЩЕННОСТЬ ИЛИ УБЕЖДЕНИЕ?


 


ГЛАВА 1

 

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ

 

в которой читатель узнает о “радостях”,

приносимых алкоголем организму человека


Люди впускают врага в свои уста,

который похищает их мозг.

В. Шекспир

 

Сначала давайте выясним, что такое яд вообще и, как говорится, с чем его едят. Ведь действительно, поедаем мы достаточно большое количество ядов: нитриты и нитраты, пестициды и гербициды, соли металлов и радионуклиды и т. д. Поедаем с овощами и фруктами, с мясом и рыбой, запивая при этом водами и соками с консервантами, и... ничего. Едим и не замечаем. В строгом смысле любое лекарство тоже является ядом: одно лечит (например, простуду), другое – калечит (например, печень).

Малые дозы ядов для нас незаметны потому, что организм с ними прекрасно справляется: разрушает, нейтрализует и выводит. Львиная доля работы по разрушению ядовитых веществ в организме приходится на печень.

Дадим определение ядам. Яды что “вещества, способные при воздействии на живой организм вызвать резкое нарушение нормальной его жизнедеятельности – отравление” (3).

Мы будем подразумевать под ядом любое вещество, разрушающее или парализующее живую клетку.

В многочисленном семейсгве клеточных ядов имеется особый вид ядов, которые разрушают только нервные клетки – нейроны. Такие яды выделяются в особый разряд и называются нейротропными.

Однако наше представление о ядах будет неполным, если мы не выделим из них “особый” вид, отличающийся некой странностью: употребление этих ядов может привести к зависимости от них человека – или в сфере физической (потребность организма), или в сфере психической (пристрастие). Такая категория ядов называется наркотиками.

Теперь посмотрим, как ведет себя алкоголь при соприкосновении с живой клеткой, этой сложнейшей биохимической фабрикой, призванной поддерживать целостность нашего организма, его стабильность. Для нормальной работы этой фабрики требуется кислород, который, соединяясь с различными веществами (процесс окисления), поставляет клетке необходимую для ее работы энергию. Энергия эта, благодаря дыханию, поступает в каждую клетку непрерывно. Лиши человека кислорода, и гибель клеток обеспечена через короткое время (несколько минут). Читатель может себе представить, сколь сложна система жизнеобеспечения клеток, если к каждой из миллиардов клеток подходит тончайший кровеносный сосуд – капилляр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11