По категориям
межличностное
Лично - групповое
межгрупповое
Приложение 3.
ОБЩЕНИЕ
по степени опосредованности
непосредственное
опосредованное
Речь
Знаки
Жесты
Мимика
Пантомимимика
Рукописное слово
Печатное слово
рисунок
ТС
другое
Приложение 4.
ОБЩЕНИЕ
с кем и с какой целью
Духовное межличностное общение друзей
Деловое общение
Светское общение
Примитивное общение (по принципу «нужный – не нужный»)
Манипулятивное общение (один из общающихся пытается извлечь выгоду из собеседника, заставить его служить своим целям).
Формально – ролевое (когда вместо знания личности собеседника обходятся знаниями его роли).
Приложение 4.1.
ОБЩЕНИЕ
КРАТКОВРЕМЕННОЕ
ДЛИТЕЛЬНОЕ
По продолжительности
Приложение 5.
основания
направленность
гуманистическое
манипулятивное
степень общности
примитивное
Формально-ролевое
светское
духовное
деловое
Вид деятельности
бытовое
категория
межличностное
Лично-групповое
межгрупповое
Степень опосредованности
неопосредованное (без посредника)
речь
знаки
жесты
мимика
пантомимика
опосредованное
(есть посредник)
Рукописный или печатный текст
рисунки
ТС
другое
форма
Вербальное
невербальное
контактное
Положение в пространстве
дистанционное
Постоянство или изменчивость позиций
монологическое
диалогическое
продолжительность
Кратковременное
длительное
Задание 2.
V. Иллюстрация функций общения (по Карпенко): информационной, координационной, функций понимания, и установления отношений.
Одной из существующих классификаций функций общения является классификация Л.А.Карпенко8, согласно которой выделяется восемь функций по критерию «цель общения»:
1. контактная, цель которой установление контакта как состояния
обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
2. информационная, цель которой - обмен сообщениями, то есть прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;
3. побудительная, цель которой – стимуляция активности партнера по общению на выполнение тех или иных действий;
4. координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
5. понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и понимания смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);
6. эмотивная, цель которой – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
7. установления отношений, цель которой – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;
8. оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, потребностей, действий, активности и т.д.
Приведём примеры информационной функции общения, координационной функции, функции понимания, и установления отношений.
1. информационная функция.
Действие происходит в детском саду, собеседники знают друг друга, субъектами общения являются воспитатель и представитель родительского комитета группы.
- Здравствуйте Наталья Ивановна. Мы хотели бы провести для ребят вечер сказки. Как Вы к этому относитесь?
- Отлично! Что для этого нужно?
- Необходимо приобрести или изготовить костюмы сказочных героев, угощение для детей и украсить зал.
- Хорошо, к какому сроку?
- К 14 декабря.
- Мы соберёмся с родителями и всё обсудим.
Я считаю, что это информационная функция общения, т.к. воспитатель передаёт информацию о своих планах родителям, а представитель родительского комитета принимает эту информацию. Передача этой информации родителям на собрании так же будет информационной функцией, но в дальнейшем она перейдет в координационную функцию.
2. координационная функция.
После обсуждения вопроса о вечере сказок родители решили распределить обязанности по организации вечера. Субъектами диалога являются так же знакомые люди – родители детей посещающих одну группу д\с.
- Давайте решим, кто у нас займется обеспечением костюмами.
- Я могла бы сшить костюмы, но мне понадобятся средства на приобретение материала.
- А я могу испечь пирог для угощения.
- Кто будет украшать зал?
- У меня есть время во вторник.
- Хорошо, я приду Вам помогу.
- Деньги сдаём по 50 рублей Людмиле Ивановне.
Данный диалог несёт координационную функцию, т.к. родители согласовывают свои действия при организации совместной деятельности – организации детского праздника.
3. функция понимания.
Действие происходит в группе детского сада. Субъекты общения ребёнок 5-ти лет и воспитатель. Ребёнок сидит на стульчике не играет, о чём то думает и грустит. Воспитатель заметив это подходит к малышу, присаживается на корточки и гладя его по головке спрашивает:
- Серёженька, что ты такой грустный, не играешь? (ребёнок смотрит на воспитателя и молчит).
- У тебя, что нибудь болит?
- Нет.
- Тебя кто- то обидел?
- Нет, я соскучился по маме.
В данном случае воспитатель старается понять, почему ребёнок в таком состоянии.
4. функция установление отношений.
Действие происходит на предприятии. Субъекты общения директор и его помощник.
Директор сидит за столом, помощник стоит перед ним.
Директор (срываясь на крик): - Евгений Петрович, сколько раз Вам можно повторять, меня не интересует Ваше мнение по поводу этого дела! Я дал распоряжение и Вы должны его выполнить!
- Хорошо, я всё понял, больше этого не повториться.
Директор указывает подчинённому на «его место» в данной организации, тем самым, определяя их дальнейшие взаимоотношения.
IV. Список литературы.
1. Битянова М. Р. «Социальная психология» М. «Межд. Пед. Академия», 1994г. – 106с.
2. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. «Грамматика общения» Л. изд-во ЛГУ, 1990г. – 208с.
3. Сафьянов В. И. «Этика общения: учебное пособие» М. изд-во МГУП «Мир
книги», 1998г. – 164с.
4. Гамезо М. В., Домашенко И. А. «Атлас по психологии» информационно методическое пособие по курсу «Психология человека» М. Пед. Общество России, 2006г. – 276с.
5. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. «Большой психологический словарь» СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2006г. – 672с.
6. Леонтьев А. А. «Психология общения» М: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005г. – 368с.
7. Андреева Г. М. «Социальная психология» М: Аспект Пресс, 2006г. – 363с.
8. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского,
М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.