Каллиграфия
Следовательно, выработка
каллиграфического почерка – это достаточно трудоемкая работа. Эта работа
связана прежде всего с психофизическими особенностями детей, наша
экспериментальная группа – наглядное тому подтверждение, так как ранее класс
представлял собой логопедическую группу, в результате чего проблемы устной речи
перешли в письменную. Таким образом, необходима четко структурированная и
методически обоснованная система упражнений, которую мы и попытались
реализовать в ходе формирующего этапа эксперимента.
Выводы по главе II
«Прописи» помогают учителю формировать каллиграфический навык учащихся.
Разнообразие работ, которые они содержат, снимает напряжение и позволяет
учащимся концентрироваться на написании элементов буквы, а не на собственном
напряжении грамоте.
Методика обучения имеет богатый арсенал приемов обучения письму. И реализация,
и эффективность вышеуказанных приемов при обучении детей каллиграфическому
письму зависит от знаний учителя и его мастерства, а также от учета
индивидуального подхода к каждому из детей.
Безусловно, помочь детям выправить почерк можно. Однако следует помнить, что
детская графология – деликатная наука, требующая опыта учителя, и всякий раз,
переучивая ребенка, меняя его почерк, надо быть крайне осторожным. Но а самым
важным является тот факт, что необходимо убедить ребенка в том, что он сможет
писать красивее и эстетичнее, а также соблюдение гигиенических условий.
Немаловажным условием совершенствования каллиграфического навыка являются
причины возникновения каллиграфических ошибок и приемы их устранения.
Анализ состояния работы в области каллиграфии убедил в необходимости
составления программы экспериментального обучения, которую мы апробировали в
учебном процессе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в методике русского языка наиболее актуальной является проблема обучения младших школьников
каллиграфически правильному письму.
Актуальность данной проблемы обусловлена прежде всего тем, что в
последние десятилетия большинство младших школьников проводит время за компьютерами, а не за книгами и тетрадями. Учащиеся не разрабатывают моторику руки, не умеют
координировать свои движения при
письме. А ведь письмо для поступающих
в школу детей - очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля и тренировки письма. Все эти трудности носят как физиологический, так и
психологический и методический
характер.
При поступлении ребенка в школу резко
меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит
от его готовности к новым для него учебным нагрузкам. Поэтому при обучении детей письму должны
учитываться индивидуально-психологические
особенности каждого ученика.
Педагог
в своей деятельности должен использовать не
один, а комплекс методов, таких, как: линейный, генетический, тактический и т.д.; не один, а несколько наиболее эффективных приемов: копировальный способ,
воображаемое письмо, анализ формы буквы, письмо под счет и другие. Не
менее важным является установление причин, по
которым были допущены каллиграфические ошибки, а также учет
санитарно-гигиенических условий, при которых писали учащиеся.
Таким образом,
гипотеза нашего дипломного исследования нашла свое подтверждение в ходе
проведения эксперимента, где нами учитывались все вышеуказанные условия и
положения.
Следовательно,
большая роль в формировании каллиграфических умений принадлежит системе приемов
работы, а также мастерству и знаниям учителя.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Агаркова И.Г. Конструирование буквы - ведущий прием в
обучении
шестилетних детей письму // Начальная школа. — 1989.№ 12. С. 55-58.
2.
Агаркова И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический
почерк.
Программа для начальной школы // Начальная школа. - 1995. №
12.
С. 12-14.
3.
Безруких М.М. Еще раз о письме и почерке // Советская
педагогика.
- 1987. № 5. С. 32-34.
4.
Белевцева В.В. Как «пальчики» помогают обучать письму //
Начальная
школа. - 2001. № 1. С. 56.
5.
Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Матюхина,
Т.С.
Михальчин, Н.Ф. Пронина и др; Под ред. М.В. Гамезо - М.:
«Просвещение»,
1994. С. 78-79.
6.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений:
В
6 т. Т.1. - М.: Просвещение, 1982 - Т.2. С. 236.
7.
Выготский Л.С.
Предыстория письменной речи // Хрестоматия
по возр. и педагог, психологии. 4.1. -М.:
1980. С. 73.
8.
Выготский
Л.С. Собрание сочинений. В 6т. Т.1. — М.:
Просвещение, 1983. С.79.
9.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: Просвещение,
1972.
С. 34.
10.
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Обучение по «Азбуке» и
«Прописи» // Начальная школа. — 1984. № 8. С. 25-26.
11.
Гурова Е.М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная
школа.
- 2000. № 5. С. 61-62.
12.
Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование
каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя
четырехлетней нач. школы. -М.: Просвещение, 1987. С. 10-28.
13.
Занков Л.В. О предмете и методах дидактических
исследований. —М.: Просвещение, 1961. С.91.
14.
Запорожец Л.В. Избранные психологические труды в 2-х
томах. — М.:
Просвещение, 1986. С.58.
15.
Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических
навыков.
Письмо с «секретом» // Начальная школа. - 1999. № 10. С. 37-52.
16.
Илюхина В.А. Особенности формирования графических
навыков
и анализ ошибок при письме // Начальная школа. - 1999. № 8.
С.
16-17.
17.
Илюхина В.А.
Письмо с секретом // Начальная школа. — 1995.
№6. С.60-61.
18.
Карнаухова Г.И. Красиво писать — красоту творить //
Начальная школа. — 1997.
№5. С. 37-39.
19.
Кудреватова Л.И. Типичные каллиграфические ошибки и их
исправления //
Начальная школа. — 1995. №3. С.81.
20.
Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика
обучения
русскому языку в начальных классах / Львов М.Р., Рамзаева Т.Г.,
Светловская
Н.Н. - М: «Просвещение», 1987. С. 17-26.
21.
Методика преподавания русского языка в начальных классах:
Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. зав./ Львов М.Р. Горецкий В.Г.,
Сосновская О.В. - 2-е изд. - М.: Изд. центр
«Академия», 2000. С. 70-71.
22.
Морозова Л.В. Причины нарушения каллиграфии и методы их
устранения //
Начальная школа. — 1984. №8. С.9-12.
23.
Мухина B.C. Возрастная
психология: феноменология,
развитие,
детство, отрочество. - М.: Изд. центр «Академия», 1998.
С.
291-293.
24.
Мухина B.C. Шестилетний
ребенок в школе - М.:
«Просвещение»,
1990. С. 95.
25.
Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Кн.2. Психология
образования
-М.: «Просвещение»: ВЛАДОС, 1995, С. 95-96.
26.
Нечаева Н.В. Учебно-методический комплект для обучения
грамоте по системе
Л.В. Занкова // Начальная школа. - 1994. № 7. С. 21-22.
27.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология — М.: Педагогическое
общество России, 2000.
С.320-336.
28.
Одегова В.Ф.
Работа над каллиграфией в 1 классе // Начальная
школа. — 1991. №2. С.16-17.
29.
Перрон-Борелли М., Перрон Р. Психологическое изучение
ребенка
- Париж: 1986. С. 17.
30.
Поддьяков Н.Н.
Мышление дошкольника — М.: Просвещение,
1977. С.96.
31.
Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников //
Начальная
школа. - 1987. № 6. С. 65-75.
32.
Программа обучения по системе академика Л.В. Занкова 1-3
классы
(к пробным учебникам) — М.: Просвещение, 1993, С.16.
33.
Программы
общеобразовательных учреждений. Начальные
классы (1-4) одиннадцатилетней школы - М.: Просвещение, 1994. С. 17-29.
34.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные
классы (1-3) - М.: Просвещение, 1994. С. 33-42.
35.
Программа развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина-
В.В.
Давыдова) 1-5 классы - М.: Просвещение, 1992. С. 7-9.
36.
Русский
язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студ. Учеб. зав. по спец. «Педагогика и
методика начального обучения» / М.С.
Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н.
Светловская и др.; Под ред. М.С.
Соловейчик — М.: Просвещение, 1993. С.
104-109.
37.
Соколова Е.Н.
Методические указания к «Рабочим прописям».
Пособие для учителя - М.: Просвещение, 1973.
С. 22-34.
38.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 томах - Т.6. - М.:
1949.С.
285.
39.
Федосова Н.А. Дифференцированное обучение на уроках
письма
// Начальная школа. - 1989. № 12. С. 54.
40.
Фонин Д.С. Почему школьники плохо пишут // Начальная
школа.
— 1998. №9. С.80-81.
41.
Хайбуллина Т.М. Писать красиво - не трудно, или История
одного
открытия // Начальная школа. - 1999. № 8.с. 81-82.
42.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993.
С
25.
43.
Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А., Агаркова Н.Г. О «Букваре» по системе
развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова // Начальная
школа. - 1994. № 7. С. 15.
44.
Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина — М.:
Просвещение,
1993. С.221-222.
45.
Эльконин Д.Б.
Избранные психологические труды — М.: 1989.
С.46.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|