бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Каллиграфия бесплатно рефераты

 

          Следовательно, выработка каллиграфического почерка – это достаточно трудоемкая работа. Эта работа связана прежде всего с психофизическими особенностями детей, наша экспериментальная группа – наглядное тому подтверждение, так как ранее класс представлял собой логопедическую группу, в результате чего проблемы устной речи перешли в письменную. Таким образом, необходима четко структурированная и методически обоснованная система упражнений, которую мы  и попытались реализовать в ходе формирующего этапа эксперимента.

Выводы по главе II


      «Прописи» помогают учителю формировать каллиграфический навык учащихся. Разнообразие работ, которые они содержат, снимает напряжение и позволяет учащимся концентрироваться на написании элементов буквы, а не на собственном напряжении грамоте.

      Методика обучения имеет богатый арсенал приемов обучения письму. И реализация, и эффективность вышеуказанных приемов при обучении детей каллиграфическому письму зависит от знаний учителя и его мастерства, а также от учета индивидуального подхода к каждому из детей.

        Безусловно, помочь детям выправить почерк можно. Однако следует помнить, что детская графология – деликатная наука, требующая опыта учителя, и всякий раз, переучивая ребенка, меняя его почерк, надо быть крайне осторожным. Но а самым важным является тот факт, что необходимо убедить ребенка в том, что он сможет писать красивее и эстетичнее, а также соблюдение гигиенических условий. Немаловажным условием совершенствования каллиграфического навыка являются причины возникновения каллиграфических ошибок и приемы их устранения.

      Анализ состояния работы в области каллиграфии убедил в необходимости составления программы экспериментального обучения, которую мы апробировали в учебном процессе.  




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в методике русского языка наиболее актуальной является проблема обучения младших школьников каллиграфически правильному письму. Актуальность данной проблемы обусловлена прежде всего тем, что в последние десятилетия большинство младших школьников проводит время за компьютерами, а не за книгами и тетрадями. Учащиеся не разрабатывают моторику руки, не умеют координировать свои движения при письме. А ведь письмо для поступающих в школу детей - очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля и тренировки письма. Все эти трудности носят как физиологический, так и психологический и методический характер.

При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым для него учебным нагрузкам. Поэтому при обучении детей письму должны учитываться индивидуально-психологические особенности каждого ученика.

Педагог в своей деятельности должен использовать не один, а комплекс методов, таких, как: линейный, генетический, тактический и т.д.; не один, а несколько наиболее эффективных приемов: копировальный способ, воображаемое письмо, анализ формы буквы, письмо под счет и другие. Не менее важным является установление причин, по которым были допущены каллиграфические ошибки, а также учет санитарно-гигиенических условий, при которых писали учащиеся.

Таким образом, гипотеза нашего дипломного исследования нашла свое подтверждение в ходе проведения эксперимента, где нами учитывались все вышеуказанные условия и положения.

Следовательно, большая роль в формировании каллиграфических умений принадлежит системе приемов работы, а также мастерству и знаниям учителя.

БИБЛИОГРАФИЯ


1.                                     Агаркова И.Г. Конструирование буквы - ведущий прием в
обучении шестилетних детей письму // Начальная школа. — 1989.№ 12. С. 55-58.

2.                                     Агаркова И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический
почерк. Программа для начальной школы // Начальная школа. - 1995. №
12. С. 12-14.

3.                                     Безруких М.М.  Еще раз о письме и почерке // Советская
педагогика. - 1987. № 5. С. 32-34.

4.                                     Белевцева В.В. Как «пальчики» помогают обучать письму //
Начальная школа. - 2001. № 1. С. 56.

5.                                     Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Матюхина,
Т.С.   Михальчин,  Н.Ф.  Пронина и  др;  Под ред.   М.В.  Гамезо - М.:
«Просвещение», 1994. С. 78-79.

6.                                     Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений:
В 6 т. Т.1. - М.: Просвещение, 1982 - Т.2. С. 236.

7.                                     Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Хрестоматия
по возр. и педагог, психологии. 4.1. -М.: 1980. С. 73.

8.                                     Выготский  Л.С.   Собрание   сочинений.   В   6т.   Т.1.   —  М.:
Просвещение, 1983. С.79.

9.                                     Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: Просвещение,
1972. С. 34.

10.                             Горецкий  В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Обучение по «Азбуке» и «Прописи» // Начальная школа. — 1984. № 8. С. 25-26.

11.                             Гурова Е.М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная
школа. - 2000. № 5. С. 61-62.

12.                             Желтовская       Л.Я.,       Соколова       Е.Н.       Формирование
каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя
четырехлетней нач. школы. -М.: Просвещение, 1987. С. 10-28.

13.                             Занков     Л.В.     О    предмете     и     методах    дидактических
исследований. —М.: Просвещение, 1961. С.91.

14.                             Запорожец  Л.В.   Избранные   психологические  труды   в  2-х
томах. — М.: Просвещение, 1986. С.58.

15.                             Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических
навыков. Письмо с «секретом» // Начальная школа. - 1999. № 10. С. 37-52.

16.                             Илюхина    В.А.    Особенности    формирования    графических
навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. - 1999. № 8.
С. 16-17.

17.                             Илюхина В.А. Письмо с секретом // Начальная школа. — 1995.
№6. С.60-61.

18.                             Карнаухова   Г.И.   Красиво   писать   —   красоту   творить   //
Начальная школа. — 1997. №5. С. 37-39.

19.                             Кудреватова Л.И. Типичные каллиграфические ошибки и их
исправления // Начальная школа. — 1995. №3. С.81.

20.                             Львов   М.Р.,   Рамзаева   Т.Г.,   Светловская   Н.Н.   Методика
обучения русскому языку в начальных классах / Львов М.Р., Рамзаева Т.Г.,
Светловская Н.Н. - М: «Просвещение», 1987. С. 17-26.

21.                             Методика преподавания русского языка в начальных классах:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав./ Львов М.Р. Горецкий В.Г.,
Сосновская О.В. - 2-е изд. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. С. 70-71.

22.                             Морозова Л.В. Причины нарушения каллиграфии и методы их
устранения // Начальная школа. — 1984. №8. С.9-12.

23.                             Мухина     B.C.     Возрастная     психология:     феноменология,
развитие,   детство,   отрочество.   -  М.:   Изд.   центр   «Академия»,   1998.
С. 291-293.

24.                             Мухина    B.C.    Шестилетний    ребенок    в    школе    -    М.:
«Просвещение», 1990. С. 95.


25.                             Немов   Р.С.   Психология.   В   3   книгах.   Кн.2.   Психология
образования -М.: «Просвещение»: ВЛАДОС, 1995, С. 95-96.

26.                             Нечаева Н.В.  Учебно-методический комплект для обучения
грамоте по системе Л.В. Занкова // Начальная школа. - 1994. № 7. С. 21-22.

27.                             Обухова Л.Ф. Возрастная психология — М.: Педагогическое
общество России, 2000. С.320-336.

28.                             Одегова В.Ф. Работа над каллиграфией в 1 классе // Начальная
школа. — 1991. №2. С.16-17.

29.                             Перрон-Борелли   М.,   Перрон  Р.   Психологическое   изучение
ребенка - Париж: 1986. С. 17.

30.                             Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника — М.: Просвещение,
1977. С.96.

31.                             Потапова  Е.Н.   Обучение   письму  младших  школьников   //
Начальная школа. - 1987. № 6. С. 65-75.

32.                             Программа обучения по системе академика Л.В. Занкова 1-3
классы (к пробным учебникам) — М.: Просвещение, 1993, С.16.

33.                             Программы   общеобразовательных   учреждений.    Начальные
классы (1-4) одиннадцатилетней школы - М.: Просвещение, 1994. С. 17-29.

34.                             Программы   общеобразовательных   учреждений.   Начальные
классы (1-3) - М.: Просвещение, 1994. С. 33-42.

35.                             Программа развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина-
В.В. Давыдова) 1-5 классы - М.: Просвещение, 1992. С. 7-9.

36.                             Русский   язык   в   начальных   классах:   Теория   и   практика обучения: Учебное пособие для студ. Учеб. зав. по спец. «Педагогика и
методика начального обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н.
Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик — М.: Просвещение, 1993. С.
104-109.

37.                             Соколова Е.Н. Методические указания к «Рабочим прописям».
Пособие для учителя - М.: Просвещение, 1973. С. 22-34.


38.                             Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 томах - Т.6. - М.:
1949.С. 285.

39.                             Федосова  Н.А.   Дифференцированное   обучение   на  уроках
письма // Начальная школа. - 1989. № 12. С. 54.

40.                             Фонин Д.С.  Почему школьники плохо пишут // Начальная
школа. — 1998. №9. С.80-81.

41.             Хайбуллина Т.М. Писать красиво - не трудно, или История
одного открытия // Начальная школа. - 1999. № 8.с. 81-82.

42.                             Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993.
С 25.

43.                             Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А., Агаркова Н.Г. О «Букваре» по системе  развивающего  обучения  Д.Б.  Эльконина -  В.В.   Давыдова // Начальная школа. - 1994. № 7. С. 15.

44.             Чтение   и   письмо   по   системе   Д.Б.   Эльконина   —   М.:
Просвещение, 1993. С.221-222.

45.             Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды — М.: 1989.
С.46.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7