бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Какой быть системе образования в Республике Казахстан? бесплатно рефераты

Какой быть системе образования в Республике Казахстан?


Какой быть системе образования в Республике Казахстан?

(основные концептуальные идеи)



Кудайбердиев Темирхан Кожабаевич –

проректор по развитию образования региона Карагандинского института повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования, к.психол.н., доцент психологии


«… если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости».

(Н. Роджерс)


«Всякий умный человек знает, что такое интеллект... Это то, чего нет у других!»

(народная шутка)

Ситуация, в которой оказался Казахстан, характеризуется вызовами (требованиями) времени и ответами на них Республики. Прежде всего, это глобальный экономический кризис и форсированное индустриально-инновационное развитие Республики как казахстанский путь к посткризисному развитию и лидерству [1] [«Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г.].

Каким должно быть образование в этой ситуации? Тенденции развития мирового образования показывают, что в современных условиях образование должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к нему со стороны государства и общества, а значит выступать как социально-адаптивный механизм, способный реагировать на социальные преобразования.

Анализ ситуации в мире и Казахстане, обоснование планируемых в Республике социальных преобразований представлены в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года, который стал следующим этапом реализации Стратегии «Казахстан – 2030» в период с 2010 по 2019 годы [2] [Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года. Астана. 2010 года].

Вот некоторые характеристики ситуации и планируемых социальных преобразований, которые необходимо учитывать при проектировании государственной образовательной политики в Республике:

1.     Ко времени завершения реализации Стратегического плана – 2010 и в период разработки Стратегического плана – 2020 существенно изменились внешние условия развития. Казахстан вошел в противостояние самому серьезному глобальному кризису за последние семьдесят лет. 

2.                 Качественный рост экономики будет основан на модернизации физической инфраструктуры, развитии человеческих ресурсов и укреплении институциональной базы, способствующих форсированному индустриально-инновационному развитию страны.

3.                 Оценки развития глобальной экономики основываются на том, что ее восстановление будет происходить медленно. В связи с ослаблением мирового спроса конкуренция на экспортных рынках усилится, а цены на товары не будут иметь условий для устойчивого роста или, по крайней мере, будут расти заметно медленнее, чем в предыдущее десятилетие. 

4.                 Лидирующие экономики мира будут функционировать в более сложных, конкурентных условиях и предпримут превентивные меры по подготовке к следующему экономическому циклу, наращивая производительность рабочей силы, инвестирование в инфраструктуру и телекоммуникации, укрепляя финансовые системы, повышая эффективность государственного управления, а также создавая благоприятные условия для развития бизнеса. Такие же задачи являются стратегическими константами для Казахстана, заданными Стратегией «Казахстан – 2030». В течение следующего десятилетия в Казахстане будет проводиться работа по достижению указанных задач. 

5.                 Казахстан в 2020 году станет страной, которая выйдет из мирового кризиса более сильной и конкурентоспособной, с диверсифицированной экономикой и населением, активно вовлеченным в новую экономику.

6.                 К 2020 году страна будет обладать человеческими ресурсами, необходимыми для развития диверсифицированной экономики, а также иметь инфраструктуру, необходимую для обслуживания отечественных предпринимателей и экспортеров. Будет обеспечена бесперебойная связь с остальным миром за счет интенсивного развития транспортной инфраструктуры и телекоммуникаций. Обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг Казахстана займут достойное место в структуре экономики наряду с горнодобывающей промышленностью. В социальной сфере и сфере защиты окружающей среды будут достигнуты значительные результаты. 

7.                 Третье из пяти ключевых направлений, направленных на обеспечение стабильной базы для роста, процветания и безопасности Казахстана - инвестиции в будущее – повышение конкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста, процветания и социального благополучия казахстанцев. Развитие человеческих ресурсов определяется в качестве высшего приоритета долгосрочной стратегии развития страны. Экономические выгоды в будущем прочно связаны с инвестициями в образование и здравоохранение, значительно повышающими качество и производительность рабочей силы. Поэтому в следующем десятилетии улучшению качества услуг образования и здравоохранения будет придаваться особое значение.

8.                 К 2020 году будет проведена кардинальная модернизация всех уровней образования – от дошкольного до высшего. Будут предоставляться возможности как для получения знаний на каждом уровне образования, так и повышения профессиональной квалификации, приобретения новых знаний и навыков на постоянной основе в течение всей жизни человека.

9.                 Государство предоставит возможности для дошкольного воспитания и обучения всем детям независимо от места проживания и доходов семьи. 

10.            В среднем образовании будет осуществлен переход на 12-летнюю модель обучения, предусматривающую всеобщее обязательное образование в течение десяти лет и профильное образование в течение двух лет. При этом содержание программ обучения будет пересмотрено таким образом, чтобы уделять больше внимания развитию компетенций, необходимых в жизни и профессии. 

11.            Одним из ключевых проектов, способствующих модернизации системы среднего образования, станет проект «Назарбаев Интеллектуальные школы». Данные школы станут стартовыми площадками по разработке, внедрению и апробации учебно-воспитательных программ для детского сада и предшколы, а также образовательных программ 12-летнего обучения. Эти программы будут сочетать лучшие традиции казахстанского образования и передовой опыт мировой педагогической практики, предусматривать профилирование по предметам физико-математического и химико-биологического направлений, способствовать расширенному изучению языков. 

12.            Подготовка квалифицированных кадров будет увязана с планами по индустриализации страны. В техническом, профессиональном и высшем образовании будет осуществлен переход к системе, соответствующей требованиям современного рынка труда, а образовательные стандарты станут формироваться на профессиональных стандартах через Национальную квалификационную систему. 

13.            В среднем, техническом, профессиональном и высшем образовании будет внедряться система электронного обучения (e-learning). 

Высшим учебным заведениям будет предоставлена академическая свобода с внедрением принципов корпоративного менеджмента. 

14.           Одним из важных проектов в образовании является создание в городе Астане престижного высшего учебного заведения мирового уровня – «Назарбаев Университета». Этот университет станет национальным брендом Казахстана, обеспечит качественный прорыв в подготовке отечественных инженерно-технических и научных кадров и формировании современной научно-исследовательской инфраструктуры. Каждая из школ (институтов), входящих в состав университета, будет иметь зарубежного академического партнера из числа ведущих учебных заведений соответствующего профиля, обладать сильной научной и производственной базой, обеспечивающей интеграцию образования, науки и производства. Будет обеспечена преемственность программы университета с учебными программами дошкольного и среднего образования проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы». 

15.      Повышение качества образовательных услуг будет сопровождаться улучшением системы финансирования образования, расширением инфраструктуры системы образования за счет введения неправительственных, некоммерческих агентств, созданием независимой национальной системы аккредитации учебных заведений по международным стандартам и независимых рейтингов, внедрением элементов корпоративного управления в учебных заведениях, включая вовлечение в этот процесс граждан, совершенствованием механизмов контроля качества образования. Благодаря значительной государственной поддержке существенно повысится престиж профессии учителя. 

16.      Государство продолжит работу по обеспечению доступности образования для детей с нарушениями здоровья, из малообеспеченных семей и детей, входящих в группы риска. 

Таким образом, наиболее важной мировой тенденцией сегодня является нарастание жесткой международной конкуренции. А конкурентоспособность страны — одна из самых влиятельных концепций в глобальной экономике и политике, поскольку не только охватывает сугубо экономические показатели, но и оценивает экономические последствия важных неэкономических явлений [3] [Лекция Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в Евразийском Национальном Университете имени Л.Н.Гумилева. Астана.2010г.].

Таким образом, стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года оформил заказ государства системе образования Республики.

Противоречие же заключается в том, что дисциплинарная (предметная) модель образования, на которой строится казахстанское образование, не способна реализовать эти требования. Так как в условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации (особенно в периоды кризисов) фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (то есть быть компетентным).

Именно поэтому в действительности «получается, что по уровню, например, грамотности взрослого населения мы в числе первых 3% в мире, а по уровню благосостояния — в числе последних 40% стран. По количеству инженеров и ученых мы в первой трети списка, а по доле экспорта, приходящегося на высокие технологии — в числе отстающих». «О чем это говорит? О том, что экономический уровень страны и ее конкурентные позиции в мире в первую очередь зависят от качества ее людей – человеческого капитала». [3] [Лекция Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в Евразийском Национальном Университете имени Л.Н.Гумилева. Астана.2010г/]. А основную проблему нашего образования можно охарактеризовать словами Гордона Драйдена и Джанет Вос из книги «Революция образования» (2003 год) «Мир так быстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто, попав в ловушку времени, они продолжают обслуживать прошлую эпоху, которая давно закончилась».

Это означает, что обеспечение «форсированного индустриально-инновационного развития» Республики с необходимостью требует инновационной стратегии развития образования для устойчивого развития государства, общества и личности. На наш взгляд, только инновационная стратегия развития образования позволит обогатить дисциплинарную (предметную) модель образования, сохранив всё ценное, что в ней есть и осуществить переход на качественно новый уровень - к компетентностно-ориентированной модели образования.

Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики в стране является конструирование инновационно-адаптивной, компетентностной и профессионально-ориентированной системы образования, нацеленной на поддержку и развитие детей и молодежи, как бесценного достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала государства, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке и культуре [4] [Концепция интеллектуальных школ первого президента Республики Казахстан. Астана.2008г.].

Резкое возрастание потребности общества в условиях форсированного индустриально-инновационного развития в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему, повлек за собой и качественный скачок в развитии и внедрении в практику новых педагогических технологий.

Таким образом, именно этот контекст исторического развития Республики стал вызовом системе образования Республики.

Мы предполагаем, что ответом системы образования РК на вызовы времени может стать инновационная модель образования, направленная на обеспечение интеллектуального развития граждан Республики. Так как, прежде всего, модель образования для интеллектуального развития выполняет помимо собственно образовательных целей ещё и важнейшие социальные функции и в этом смысле выступает как функциональный механизм, который делает возможным дальнейшее развитие государства, общества и личности.

Дело в том, что процесс становления и развития государства, общества и личности в XXI веке обусловлен следующими факторами:

·        информация и теоретические знания способны выступать в качестве стратегического ресурса такого развития и осуществления технологических инноваций;

·        информация, а не труд выступают источником стоимости;

·        «интеллектуальные» технологии превращаются в ключевой инструмент системного анализа и принятия решений;

·        отношение «знание – реальность» изменяется. Знание понимается прагматично, оно не отражает или описывает реальность, а формирует и конкретизирует её. Всякая практика становится интеллектуально насыщенной, то есть значимой становится способность применения комплекса знаний, позволяющее успешно решить конкретную проблему во всей её много уровневости;

·        социальные, гуманитарные, культурные практики интенсифицируются, человек оказывается в ситуации быстро меняющихся картин мира, то есть неизвестного, «открытого» будущего. Одной из основных функций знания и образования становится предвосхищение, прогнозирование. Обращённость в будущее означает, что знание и образование становятся основным способом его формирования;

·        освоение нового, столкновение с неизвестными факторами, создание новых культурных образцов требует развития креативных способностей человека;

·        на фоне разрастания и появления новых практик, дифференциации и специализации деятельности преодолевается политическая, культурная, технологическая изоляция, происходит столкновение разнородных форм, что ставит проблему их оптимальной соорганизации, обнаружения общих оснований, целей, способов коммуникации между ними;

·        повышается уровень ответственности человека, возникают новые этические регулятивы его деятельности. Он должен быстро принимать ответственные и гибкие решения в локальной ситуации, уметь проектировать свою деятельность в ситуации разнообразия и конфликта ценностей [5] [Аналитический обзор по проблеме “Образование и информатика” (понятия, состояние, перспективы) // Образование и информатика. Материалы II Международного конгресса ЮНЕСКО. М., 1996. С. XV-5.]

Эти факторы являются главными детерминантами появления модели образования для интеллектуального развития и главными её особенностями. Они же являются и главными условиями, механизмами и результатами интеллектуального развития обучающихся.

В контексте такого видения модели образования для интеллектуального развития возникают вопросы природы, закономерностей, детерминант, условий, механизмов интеллектуального развития, его качеств и индикаторов.

Интелле́кт (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение [6] [Э. Г. Азимов, А. И. Щукин. «Словарь методических терминов.» 2002].

Страницы: 1, 2