Изучения лексики русского языка в начальной школе
В работе над избранной
тематической группой возможны два пути, ведущие к обогащению словаря младших
школьников необходимой лексикой: во-первых, введение слов указанной тематической
группы в упражнения учебника, во-вторых, введение дополнительных заданий с
отобранной лексикой в процессе урока.
Приведем примеры некоторых
заданий.
1. В каждой строчке найди
однокоренные слова.
добрый, чуткий, доброта;
нежный, ласковый, нежность;
отзывчивый, душевный,
сердечный:
равнодушие, равнодушный,
безразличный.
Выпиши однокоренные слова,
выдели корень. С любым из этих слов устно составь предложение.
2. Подбери однокоренные слова
к словам уважение, вера. отзывчивый.
В толковом словарике найди
значения этих слов и запомни.
1) За что можно уважать
человека?
2) Каждый ли человек достоин
уважения?
3. Определи, какой частью
речи является каждое слово.
Верный, верить, внимание,
гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный,
бессердечность, ненавидеть. любить, дружить, равнодушный, уважение,
тревожиться, добрый, честный. правда, сердечный, жестокий, гуманный.
Напиши слова в три столбика:
имена существительные. имена прилагательные, глаголы. Назови положительные
качества человека. Как понимать значение слов равнодушный и добродушный.
4. К слову добро подбери
антоним. Назови и выпиши слева — добро, справа — зло.
5. Подбери прилагательные,
противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни орфограммы.
Добрый человек — злой:
честный поступок — ...: гуманное отношение — ...: тактичный ученик — ...
.свирепый взгляд — ....
Слова для справок:
равнодушный, лживый, невежливый, добрый.
Что общего между данными
прилагательными? Чем они различаются по смыслу?
Вежливый, благовоспитанный,
деликатный, корректный, общительный, обязательный, тактичный.
6. Словарный диктант.
Запиши в первый столбик
слова, указывающие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова —
какими не должны быть люди.
Добрыми, злыми, лживыми,
справедливыми, честными, прилежными, учтивыми, сострадательными,
мстительными, терпеливыми, правдивыми, милосердными, гуманными, чуткими,
равнодушными, жестокими.
С любым словом устно составь
предложение.
7. Сравни значения слова
верный в предложениях.
Верный товарищ никогда не
оставит в беде. У Маши верный ответ.
Какие слова подходят к
первому предложению, какие ко второму: надежный преданный, точный,
правильный.
8. С какими из приведенных
ниже существительных можно сочетать слова жестокий и жесткий'?
Человек, слова, расправа,
ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука. поступок, сроки.
9. Спиши, вставляя пропущенные
имена прилагательные.
Моя мама.
Я сплю, вижу во сне залитый
солнцем луг, бабочек много-много... . И слышу, как ко мне прикасается .... ...
рука матери. Я узнаю ее руку . ... ... мама берет меня. прижимает к себе, несет
куда-то, а я плыву, плыву. II мне так радостно, так приятно. Хочется, чтобы эта
минута длилась бесконечно.
Слова для справок: тёплая,
материнская. нежная, заботливая, ласковая.
10. К слову дружественный
подбери антонимы. Объясни, как от слова друг можно образоваться слово
дружественный, а от враг — враждебный; доброжелательный?
11. Напиши слова с
противоположным значением и объясни их.
жестокий — ... :
ласковый — ... ;
равнодушный — ... :
внимательный — ... ;
вежливый — ... ;
Послушайте рассказ.
Что не увидишь в школьных
коридорах?
Вот спускается по лестнице
девочка с больными ногами. Сзади идут две девочки и торопят ее: «Ну, коряга,
иди скорее!»
Вот сжался в угол
черноволосый первоклассник, глаза которого, сильно увеличенные очками, полны
отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут: «Косой
чучмек! Чурка! Косой!»
Что вы, ребята, подумали о
девочках на лестнице? О трех первоклассниках? Какие они люди? А как бы вы
поступили на их месте? Какое чувство вы испытываете по отношению к больной
девочке? К печальному первокласснику? Какое желание по отношению к обиженным
ребятам у вас возникло? Не появилось ли у вас желание помочь им, оградить их
от беды?
Это значит, что вы способны
проявить милосердие, качество человека, который, жалея обиженных судьбой
людей, приходит к ним на помощь сочувствием или делом, не ожидая в ответ
никакой благодарности.
Запишите в словарик.
Милосердный — проявляющий
милосердие, готовность помочь, простить кому-нибудь из сострадания;
человеколюбие.
2.2.Этимологическая работа со
словом младших школьников
Важнейшим из аспектов
развития речи учащихся является обогащение словарного запаса. Подробный анализ
практикуемых в современной школе приемов словарной работы привел нас к
выводу, что обогащению словаря учащихся способствует прежде всего опора на
элементы этимологии.
Обращение к происхождению
слова позволяет осознать значение исторического корня, к которому оно
восходит, и таким образом более глубоко понять семантику данной лексической
единицы и причины ее современного правописания. Вследствие этого в
лингводидактике наряду с общепринятыми способами толкования значения слова
выделяют этимологический способ'.
Мы считаем возможным и
необходимым систематическое обращение к этимологии в начальных классах на
межпредметном уровне прежде всего в тех случаях, когда слово трудно для детей
не только в орфографическом, но и в семантическом плане. Это обусловлено
особенностями психолингвистического развития младших школьников. По мысли Л.С.
Выготского, этимологический анализ возвращает словам первичное, образное
значение[6,105]. Общеизвестно, что у младших школьников образное мышление
преобладает над логическим, поэтому применение этимологического анализа при
работе со словом в начальных классах поможет детям открыть яркое, образное
значение многих слов. Кроме того, использование элементов этимологии в
начальных классах дает возможность опираться на изначальную, стихийную
способность ребенка к этимологизированию и направлять ее в научное русло.
Нами описана система
словарной работы на основе этимологического анализа в начальных классах,
составлен краткий этимологический словарик для начальных классов.
Речь пойдет о таких видах
работы, как творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно
ли?», словарные диктанты с опорой на этимологию, этимологические кроссворды.
Творческое списывание
Творческое списывание хорошо
известно в методике русского языка. В нашем случае оно использовано с целью
закрепить в памяти учащихся значение изучаемых слов. Творческое списывание
применяется в процессе закрепления знаний, умений и навыков на разных уроках
по таким школьным дисциплинам, как русский язык, математика, природоведение,
изобразительное искусство, музыка, история. Заметим, что для работы
используются слова и некоторые научные термины, значение и правописание которых
изучалось с опорой на этимологию. Приведем примеры.
Задание: напишите на месте
точек подходящие по смыслу слова.
I. Русский язык
1) Букву или часть слова, где
возникает опасность ошибки, называют ....
2) Раздел науки о языке,
изучающий происхождение слов, называют... .
3) ... — это слова,
совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению.
4) ... — это слова,
противоположные по значению.
5) ... — это слова,
совпадающие или близкие по значению.
Учащиеся списывают
предложения, последовательно вставляя слова: орфограмма, этимология, омонимы,
антонимы, синонимы.
II. Математика
1) Размер, объём,
протяжённость предмета называется....
2) ... — равносторонний
прямоугольник.
3) ... — это единица длины,
сотая часть метра.
4) Основная единица массы,
равная тысяче граммов, —....
5) Мера длины, равная тысяче
метров —... .
6) Инструмент для
вычерчивания окружностей называется....
Учащиеся списывают
предложения, последовательно вставляя слова: величина, квадрат, сантиметр,
килограмм, километр, циркуль.
Ш. Природоведение
(естествознание)
1)... —это коллекция
засушенных растении.
2) Видимая граница неба и
земной или водной поверхности
называется 3) Чтобы точно
определить стороны света, нужно воспользоваться....
4) Солнце всходит на... и
заходит на....
Учащиеся списывают
предложения, последовательно вставляя слова: гербарий, горизонт, компас,
запад, восток.
IV. Изобразительное искусство
1) ... — прозрачные краски,
разводимые на воде, и картины, написанные такими красками.
2) Общий вид какой-то
местности или рисунок, картина, изображающая виды природы, описание природы в
литературном произведении — это....
3) ... — это изображение
человека на картине, фотографии, в скульптуре.
4) ... — это картина с
изображением крупным планом предметов: цветов, плодов, битой дичи. рыбы.
утвари.
Учащиеся списывают
предложения, последовательно вставляя слова: акварель, пейзаж, портрет,
натюрморт.
V. Музыка
1) ... — благозвучная
последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев.
2) Большое музыкальное
произведение для оркестра называется....
3)... — это театральное
представление, танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой.
4) ... — музыкально-драматическое
произведение (или представление такого произведения на сцене), в котором действующие
лица поют в сопровождении оркестра.
Учащиеся списывают
предложения, последовательно вставляя слова; мелодия, симфония, балет, опера.
VI. История
1) ... называют человека,
совершающего подвиги, необычного по своей храбрости, доблести,
самоотверженности.
2) Главный город государства
называют ... .
3) Старинный воинский доспех
в виде рубашки из металлических колец называют ... 4)...
— это собрание горожан для решения общественных дел на Руси в Х-ХУ веках.
5) ... называют приём пищи,
еду в монастыре.
Учащиеся списывают
предложения, последовательно вставляя слова: герой, столица, кольчуга, вече,
трапеза.
Письменные ответы на вопросы
Этот вид работы также хорошо
известен в методике русского языка. Он используется в данном случае для
закрепления в памяти учащихся значения слов, изученных с опорой на этимологию.
Приведем примеры таких вопросов. Они однотипны и начинаются одной фразой: как
называется...
... тетрадь из плотных листов
в переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом.)
... форма деятельности, при
которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнование.)
... комплексное спортивное
сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками
для тренировок, состязаний? (Стадион.)
соревнование спортивных команд
— бег, движение на дистанции, при котором на определенном этапе один спортсмен,
сменяясь, передает другому условленный предмет? (Эстафета.)
... стационарное учреждение
для лечения, профилактики заболеваний и отдыха? (Санаторий.)
... краткий перерыв между
действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления?
(Антракт.)
Игра «Верно ли?»
Игра «Верно ли?» помогает
учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению,
актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов.
Приведем несколько вопросов для этой игры.
Верно ли, что...
... слова портной и портфель
восходят к одному и тому же историческому корню?
(Неверно. Слово портной
исконно русское и восходит к слову порт в значении «полотно». Слово портфель
восходит к французскому портер, что значит «носить».)
... слова ветеран и ветчина
восходят к одному историческому корню?
(Верно. Слова ветеран и
ветчина восходят к латинскому ветус, что значит «старый».)
... слово газета образовано
от слова газ?
(Неверно. Слово газета
образовано от итальянского газа, что значит «сорока» — изображение птицы на
мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией.
Слово газ восходит к греческому хаос в значении «первичное, бесформенное
состояние мира».)
... слово мелодия можно
проверить словом милый?
(Неверно. Слово мелодия
возникло на базе сложения двух греческих слов: мело — «песня» и оде — «песня».
Слово милый восходит к латинскому милис — «нежный, спокойный».)
... слово окулист восходит к
тому же слову, что и слово око?
(Верно. Слова окулист и око
восходят к латинскому окулюс в значении «глаз».)
... слово автограф — называют
автомобиль, в котором ездят графы?
(Неверно. В слове автограф
часть граф — не родственна слову граф в значении «дворянский титул или лицо,
имеющее этот титул», она образована от греческого элемента графе — в значении
«пишу». Часть авто- в обоих словах образована от греческого авто в значении
«сам». Слово автограф имеет значение «собственноручная, обычно памятная
надпись или подпись».)
... слова плотник и плот
исторически родственные?
(Верно. В древности словом
плот называли соединенные друг с другом бревенчатые стены домов. Такие плоты
делали плотники.)
Описанные виды работы
способствовали закреплению полученных школьниками знаний об этимологии слов,
умения членить слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане,
навыка сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слова выводить из
его происхождения).
Словарные диктанты с опорой
на этимологический анализ
Разработанные нами словарные
диктанты с опорой на этимологию позволяют активно обогащать словарный запас
учащихся. В такие диктанты включаются только те слова, с этимологией которых
дети уже познакомились.
Этимологические кроссворды
Кроссворды эффективно
используются для закрепления знаний, полученных в процессе словарной работы с
опорой на этимологию. Мы предлагаем два вида кроссвордов, которые различаются
степенью сложности задания: 1) угадать слово по этимологической справке к нему;
2) угадать слово по началу этимологической справки к нему.
I. Угадайте слово по
этимологической справке к нему.
В формулировку заданий к
кроссвордам первого типа, кроме сведений об этимологии слова, мы включали
толкование его значения. Таким путем лучше достигалась конечная цель —
усвоение и запоминание школьниками лексического значения слов, обогащение их
словарного запаса. Приведем пример кроссворда данного типа.
Кроссворд «Техника» По
горизонтали;
1) Слово имеет в своём
составе греч. элемент «свет» и обозначает аппарат для фотографирования.
2) Слово восходит к лат. «ветер»
и обозначает прибор, предназначенный для проветривания помещений.
3) Слово восходит к греч. —
«вдаль, далеко» и обозначает аппарат для разговора людей на расстоянии.
По вертикали:
Контрольное слово восходит к
лат. «вычислять» и обозначает информационно-вычислительную машину.
3.
|