Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет
Шестилетний ребенок имеет
определенный стиль, способы, манеру общения с детьми, взрослыми и родителями.
Однако общение в школе носит специфический характер.
В младшем школьном
возрасте ребенок формируется всесторонне. Младший школьный возраст - это
период, когда нужно формировать полноценные качества личности, это период
интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов:
они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и
произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами,
учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
Таким образом, младший
школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии.
Полноценное проживание ребенком данного возрастного этапа возможно лишь при
активной и определяющей роли взрослых (учителей, родителей), основной задачей
которых является создание оптимальных условий для раскрытия реализации
потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка.
Ведущей деятельностью
детей шести лет является игра, освоение норм поведения и деятельности людей,
гармонизация отношений с взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные
игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирование отношений
лидерства и подчинения среди детей, "игры-соревнования". Развитие
конструкторских игр, развитие практического мышления, развитие способностей
рисования, музыкальных способностей (понимать музыку, петь, танцевать),
развитие творчества, развитие воспитания, внимания, памяти (от непроизвольных
форм к произвольным формам), развитие воли, любознательности.
3. Преемственность
дошкольного и школьного образования. Роль игры в обучении детей шестилеток
Понятие преемственности -
одно из самых используемых и дискутируемых тем конференций, семинаров,
"круглых столов" и симпозиумов по проблемам образования.
Чтобы разобраться в
преемственности дошкольного и школьного образования с психологической точки
зрения, попробуем разобраться, в чем состоят особенности школьного образования
и чем оно принципиально отличается от образования дошкольников.
Начнем анализ этой проблемы
с введенных Л.С. Выготским в психологию понятий "спонтанное" и
"реактивное" обучение. Спонтанное обучение возникает тогда, когда
ребенок учится по своей программе. В этом случае слово "программа"
означает не утвержденный и особым образом составленный документ, которым
руководствуется образовательные учреждения. Собственная программа - это то,
чему ребенок сам, по своей инициативе хочет научиться. Ребенок увидел, как его
сверстник или кто-то другой, что-то делал - нарисовал красивый рисунок, слепил замечательный
пирог, построил красивый замок и т.п., - и он просит: "Научи меня".
Однако уже хорошо развитые шестилетние дети начинают по собственному почину
учиться что-то делать - подражая действиям другого, задавая бесчисленные
вопросы, пытаясь выделить особые приемы изготовления понравившегося продукта.
Все это примеры
спонтанного обучения, наиболее характерного для детей дошкольного возраста.
Проблема психологической готовности к школьному обучению означает способность
ребенка перейти от спонтанного к реактивному обучению.
Известный социолог
И.В.Бестужев-Лада сказал, что суть преемственности дошкольного и школьного
образования заключается в том, что дети не замечают, что они пересели из-за
столиков в детском саду за парты в школе. Звучит это красиво и убедительно. Но
если посмотреть на школьную практику, то получается, что не все так ясно и
понятно. Во-первых, дети очень хотят замечать изменения своего социального
статуса - превращения из дошкольников в младших школьников. На это указывали и
указывают многие исследователи дошкольного и младшего школьного возрастов:
"Я теперь школьник и уже не буду днем спать", или "Мне надо
делать уроки, а вы мне мешаете", или "Я уже хожу в школу и могу идти
спать, когда мне захочется", и т.д.
Во-вторых, серьезную
проблему представляет собой тезис о том, что ребенок не должен замечать
разницу. Многие теоретики и практики стараются это воплотить в жизнь - вводят в
обучение дошкольников отдельных специалистов, превращают занятия в настоящие
уроки, ставят дошкольникам отметки и т.п. В результате всего этого оказывается,
что дети с каждым годом все меньше и меньше хотят идти в школу. А собственно,
зачем им в школу? Уроки есть и в детском саду, воспитатель медленно, но верно
тоже трансформируется в учителя, даже форму, которую с такой гордостью носили
учащиеся начальной школы, - и ту отменили.
В школе шестилетние дети,
кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь,
они отвлекаются, внимание их рассеивается. Хорошая, умная и занимательная игра
активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение,
облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуют
физминутки, которые используются многими учителями на уроках, но они тоже
должны носить игровой характер.
Таким образом,
шестилетнему ребенку, пришедшему в школу из детского сада, где основной деятельностью
была игра, очень трудно сразу переключиться, так как главным трудом - становится
учение. Оно требует от детей значительно большей ответственности, усидчивости и
трудолюбия. Более быстро и безболезненно преодоление психологического барьера,
возникающего при поступлении ребенка в школу, использование игры как
методического приема в учебном процессе. В игровой деятельности раскрывается
индивидуальность ребенка, формируется чувство коллективизма и взаимопомощи,
развиваются творческие способности детей.
4.
Психолого-педагогические условия эффективности обучения шестилеток
Обучение в школе
направлено на то, чтобы дети, постепенно овладевая общественно-историческим
опытом поколений, усваивали основы наук. Дети же дошкольного возраста непосредственно
основы наук не изучают. В процессе обучения в детском саду они лишь включаются
в учебную деятельность, их учат учиться: слушать и слышать воспитателя,
воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу. На
занятиях у них формируются не только знания и умения осуществлять ту или иную
деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия.
Одним из условий
эффективности обучения шестилеток является психологическая готовность детей к
обучению в школе. Психологическая готовность (по данным Л.А. Венгер, В.В.
Холмовской, Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко и др.) определяется той системой требований,
которые школа предъявляет к ребёнку. Связаны они, как показывают исследования
отечественных психологов, с изменением социальной позиции ребёнка в обществе, а
также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным – оно
изменяется, обогащается.
Основными компонентами
психологической готовности являются личностная, интеллектуальная, волевая и
социально – психологическая готовность.
Личностная готовность
включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции
– положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность
выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, к учителям, к
самому себе. В личностную готовность входит и определённый уровень развития
мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению в плане личностного развития
является ребёнок, которого школа привлекает не внешними сторонами, а
возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных
интересов. Как правило, личностная готовность включает формирование желания
принять новую «социальную порцию» - положение школьника, имеющего круг важных
обязанностей и прав, занимающего иное положение в обществе по сравнению с
дошкольниками.
Если ребёнок не готов к
социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса
умений и навыков, уровня интеллектуального развития, ему трудно в школе. Ведь
не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной
готовностью ребёнка к школе. Интеллектуальная готовность к обучению в школе
предполагает приобретённый кругозор, запас конкретных знаний, а также
формирование у ребёнка определённых умений. К ним, прежде всего, относится
умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель
деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребёнка
способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия
предметов, их новых свойств [8].
Развитие интеллектуальной
готовности к обучению в школе предполагает:
- дифференцированное
восприятие;
- аналитическое мышление
(способность постижения основных признаков и связей между явлениями,
способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к
действительности;
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям,
процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
- овладение на слух
разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких
движений руки и зрительно – двигательных координаций.
Социально психологическая
готовность к школьному обучению – формирование у детей качеств, благодаря
которым они могли бы общаться с другими людьми, учителем. Ребёнок приходит в
школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать самыми
гибкими способностями установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы
умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение
уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент готовности предполагает
развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам
и обычаям детской группы, развевающейся способности справляться с ролью
школьника в ситуации школьного обучения.
Умение ребёнка войти в
детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при
необходимости, чувство товарищества - качества, качества, которые обеспечивают
ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию
благоприятных условий для его дальнейшего обучения.
Первостепенное значение в
формировании волевой готовности имеет воспитание мотивов достижения цели.
Формирование у детей не боязни трудностей, стремление не пасовать перед ними, а
разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с
препятствиями поможет ребёнку самостоятельно или при незначительной помощи
преодолеть трудности, которые, возникнут у него в первом классе [8].
Следует иметь в виду, что
отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является единство
мотивационной и операционных сторон, т.е. характерного для ребёнка отношения к
трудностям и типичных для него способов их преодоления. Поэтому первостепенное
значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели.
Формирование у детей не боязни трудностей, стремление не пасовать перед ними, а
разрушить их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с
препятствиями поможет ребёнку самостоятельно или лишь при незначительной помощи
преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.
Таким образом, психологическая
готовность ребёнка к обучению в школе – образование многокомпонентное.
Выпадение хотя бы одной составляющей готовности, ведёт к снижению адаптационных
возможностей ребёнка в первые месяцы обучения, и к дальнейшим трудностям в
усвоении учебного материала.
Особенность обучения
дошкольников проявляется в том, что дети этого возраста, тем более малыши имея
небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь
объем задания, в связи с чем они не могут выполнить поставленную педагогом
задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах,
использовать поэтапное объяснение, диктантный способ сообщения задания и его
выполнения. Однако постепенно следует переходить к целостному процессу
сообщения детям задания и его выполнение.
Еще одна особенность
обучения связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов,
процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети
торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать
действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог. Во избежание этого
нужно очень тщательно продумывать и осуществлять его четко и кратко, сообщая
лишь самое основное. Часть же указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия.
Важно помнить, что при слишком многословном объяснении задания, какие-то его
положения проходят мимо ребенка, как бы растворяются. Иногда из-за этого может
остаться не услышанным основное, ведь дошкольники не всегда могут в силу
отсутствия достаточного опыта отдифференцировать главное от второстепенного.
Мотив обучения будет для
ребенка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается
что-то сделать для игры. Обучение детей дошкольного и младшего школьного
возраста должно быть интересным, чтобы не отпугивать детей от учения. Достичь
того, чтобы каждое занятие было интересно детям, можно путем широкого включения
в занятия игровых приемов, игровых ситуаций, сюрпризных моментов. Немаловажное
значение имеет и эмоциональная атмосфера на занятии, руководство педагога,
стиль его общения с детьми в процессе учебной деятельности. Педагог должен
создавать обстановку доброжелательности, уважения к каждому ребенку. Важно
поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременную
помощь, вместе с тем не лишая ребенка самостоятельности.
Характеризуя специфику
познания ребенком мира, их окружающего, К.Д.Ушинский подчеркивал, что дитя
мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Это определяет еще одну
особенность процесса обучения - оно должно строится на основе непосредственного
восприятия детьми свойств, предметов и явлений. Дети дошкольного возраста
оперируют наглядными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольников
должно быть наглядным.
Таким образом, психолого-педагогические
условия эффективности обучения шестилеток должны быть направлены:
-на формирования мотивов учения, развития устойчивых
познавательных потребностей и интересов;
- на развитие продуктивных приёмов и навыков учебной работы,
умения учиться;
-на раскрытие индивидуальных особенностей и способностей
детей;
- на развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и
саморегуляции;
- на становление адекватной самооценки, развитие критичности
по отношению к себе и окружающим;
-на включение ребенка в учебную и в другие виды деятельности,
в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения.
Следовательно, на каждом
занятии должны решаться общедидактические задачи: формирование способностей
обучаться под руководством учителя, развитие интеллектуальной и творческой
активности у детей, закрепление полученных ранее знаний навыков и умений.
Глава II. Изучение опыта организации
психолого-педагогического обучения шестилеток
шестилетка
школа обучение адаптационный
1.
Методы
исследования организации психолого-педагогического обучения шестилеток
Исследуя организацию
психолого-педагогического обучения шестилеток, в качестве основных эмпирических
методов использовались четыре диагностические методики: «Методики определения
готовности к школе» Л.А. Ясюковой, «Методика определения
мотивов учения» М.Р. Гинзбурга, «Диагностика усвоения образовательных программ»
и «Оценка уровня мотивации учения учащихся начальных классов».
1. Диагностика готовности
детей к школьному обучению проводилась психологом школы с использованием
«Методики определения готовности к школе» прогноз и профилактика проблем
обучения в начальной школе Л.А. Ясюковой. Методика прошла апробацию в
нескольких вариантах – для работы с дошкольниками и первоклассниками, для
работы в общеобразовательных и гимназических классах. Методика имеет два набора
стимульного материала для общеобразовательных и гимназических классов, задания
отличаются по уровню сложности. В данном исследовании принимался вариант для
общеобразовательных классов.
Диагностический комплекс
состоит из двух методических блоков. Первый блок предназначен для группового
тестирования. В него входят гештальт-тест Бендер (зрительно-моторная
координация - ЗМК), тест Равена (линейное и структурное мышление – ЛМ и СМ),
тест Тулуз-Пьерона (внимательность (В), скорость переработки информации (СПИ)).
Групповое тестирование проводится в обстановке, характерной для обычного урока.
Что позволяет выяснить готовность детей к восприятию объяснения педагога и
способность самостоятельно работать по общей инструкции.
Второй блок предназначен
для индивидуальной диагностики. Его цель – выяснить потенциальные возможности
ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. В него входят методики,
измеряющие объем кратковременной речевой и зрительной памяти (РП и ЗП),
«Речевые классификации (РР)», «Интуитивный анализ-синтез (ИМ)», «Аналогии» (АМ,
РМ, ЛогМ). «Абстрактное мышление (АМ)», Тест Тэммл, Дорки, Амен (для
определения тревожности).
2. «Методика определения
мотивов учения» М.Р. Гинзбурга [3,С.45-47].
Как известно, для
шестилетних детей наиболее характерными являются следующие учебные мотивы:
собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности
(учебный); широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной
необходимости учения (социальный). «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы
(внешний); игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную сферу
(игровой); негативное отношение к школе (негативизм).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|