Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века
В статье «Нужно ли сечь детей?» возражал против физических наказаний. Он
усилил подготовку учителей на местах, организовал обмен опытом путем создания «циркуляров»,
педагогических журналов. Но он не смог противостоять большинству чиновников.
В 1867 году Н.И. Пирогов был отправлен в
отставку, тем самым была прервана его педагогическая деятельность.
В статье «Вопросы жизни» особое место
занимает идея самопознания посредством воспитания (общечеловеческого
воспитания). «Мало кто осознано ставит перед собой жизненные цели. Но каждый
должен задать себе вопрос, в чем смысл, призвание его жизни. Ответ должно дать
воспитание .... Школа - проводник к распространению в будущем поколении одних
только известных убеждений, взглядов ... Школа - рассадник специалистов
необходимых государству для достижения обыденных целей ... Школа служит для
воспитания детей, для хлеба - для этого отцы посылают детей в школу. Учиться,
образовываться, просвещаться должны по мере сил и это должно стать
инстинктивной потребностью общества».
Идеал нравственного воспитания видел в
христианской религии. Н.И. Пирогов выделял два вида воспитания:
общечеловеческое и специальное. До определения жизненного рубежа, когда
обнаруживаются склонности и призвания, все люди должны пользоваться
общечеловеческим воспитанием, после наступает специальное. Цель воспитания -
научить быть человеком. Это значит научиться с ранних лет подчинять
материальные стороны духовной. Главное - нравственное воспитание, которое
осуществляется в ходе целостного педагогического воздействия и при обучении.
Нравственное воспитание - осознание ребенком окружающего мира и общественной
среды, превращение добрых инстинктов в сознательную тягу к идеалам добра и
правды, формирование характера и убеждений». Н.И. Пирогов видел двойственность
человека в его социальной и биологической природе. И воспитание - единственный
приемлемый способ привести в гармонию природное и общественное в человеке. Он
полагал, что общечеловеческое воспитание должно быть согласовано с идеей
национального воспитания. «Все мы ... можем сделаться через воспитание
настоящими людьми ... нисколько не переставая быть гражданином своего отечества».
Идея общечеловеческого воспитания лежит в
основе взгляда Пирогова на принцип школьной системы. Он был за создание внесословного,
бесплатного и обязательного образования на начальной его ступени. Такая система
должна сочетать общечеловеческое воспитание и образование. Вершина
общечеловеческого воспитания - классицизм в неогуманной форме (древние
языки, родной язык, история, математика). Предлагается отказ от ранней специализации.
Двухлетняя начальная школа предлагала традиционный набор дисциплин:
# Закон Божий
# чтение
# письмо
# счет.
Обучение предполагалось вести во все времена года, широко использовать
наглядность и соединение обучения с ремесленным трудом. Далее две ветви
среднего образования - реальная и классическая. Каждая ветвь состоит из двух
звеньев: прогимназия и гимназия. Срок обучения в реальной прогимназии составлял
четыре года. Преподавалось:
# Закон Божий
# русский язык
# алгебра
# арифметика
# геометрия
# два новых языка
# история
# география
# естествознание
# черчение.
Принимали без испытаний. Выпускники могли продолжить обучение в
реальной гимназии, классической прогимназии.
Классические прогимназии состояли из четырех классов. К программе
реальной прогимназии добавляли:
# древние языки. Эти прогимназии готовили к
поступлению в классическую гимназию и университет.
Реальная гимназия предлагала выбор дисциплин сообразно местным
потребностям. Выпускники могли идти в высшие технические учебные заведения.
Классические гимназии предлагали наибольшее число, тщательно и глубоко
изучаемых предметов. Выпускники могли поступать в университеты.
Пирогов выступал за расширение женского образования, но с применением
ограничений масштабов такого образования. Он заявил о необходимости реформ
университетского образования. Предполагалась подготовка педагогов, профессуры,
научных работников. Преподавание в университете должно иметь общечеловеческую
направленность (быть узкоспециализированным). Пирогов настаивал на
необходимости автономии университетов, уменьшения платы за обучение,
семестровой системы обучения и пр. «Воспитание позволяет при решении роковых
вопросов самопознания созреть и окрепнуть внутреннему человеку». Пирогов представляет
либерально-буржуазное направление, но укрепил революционно-демократическое
направление.
Константин Дмитриевич Ушинский
(1824 – 1870)
Константин Дмитриевич Ушинский - крупнейшим
представителем русской педагогики XIX столетия. Что это за человек? какова
его судьба? Не дав ответы на эти вопросы, мы не можем объективно
оценить его вклад в отечественную педагогику.
Один из способных учеников гимназии, он
«проваливается» на выпускном экзамене и не получает аттестата; в
двадцать лет окончив первым кандидатом юридический факультет Московского университета,
он назначается профессором лицея, а через три года его лишают профессорской
кафедры. Приехав с Петербург, он тщетно ищет место учителя, а через несколько
лет русская императрица беседует с К.Д.Ушинским как с авторитетным педагогом.
Перед ним открылась карьера ученого. Выдающаяся роль К. Д.Ушинского как
создателя русской народной школы и основоположника педагогической науки
особенно ясно стала осознаваться после его смерти, когда с каждым годом возрастал
интерес к его педагогической системе, а вместе с тем и к его личности.
К.Д.Ушинский родился 19 февраля 1824 года в
Туле, в небольшой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был
образованным человеком, участником Отечественной войны 1812 года.
Первоначальным воспитанием и образованием великого педагога руководила мать,
Любовь Степановна. Она умерла, когда сыну еще не исполнилось и двенадцати лет.
В семье мальчик получил первоначальное обучение в таком объеме, что в 11 лет
он смог поступить 3 класс гимназии. Новгород-Северская гимназия во многих
отношениях отличалась от большинства школ. В ней царил дух демократизма и
товарищества, движения к науке и бескорыстного стремления к знаниям, что
определялось преподавательским составом гимназии. Любимым учителем Ушинского
был Илья Федорович Тимковский. В первые годы обучения Кости
Ушинского Тимковский был директором гимназии. Так же общим любимцем гимназистов
был учитель истории Михаил Григорьевич Ерофеев. Но они были
уволены с должности. Очень важное обстоятельство, следует отметить, для
формирования личности будущего педагога - природное окружение Новгород -
Северского. Позднее об этом скажет сам Ушинский. «... Воля, а простор, природа,
прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги, а розовая весна, а
золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите
меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений своей жизни глубокое
убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние
на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что
день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его голова занята
каким-то туманом, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце
для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши
мыслей, потоком идущих из природы - что такой день стоит многих недель,
проведенных на школьной скамье».
III.
Классики педагогики западных стран.
Иоганн Генрих Песталоцци
(1746-1827 гг.)
Родился в Цюрихе 12 января 1746 года. Отец был
хирургом и принадлежал к дворянской фамилии. В пять лет Песталоцци лишился
отца. Желая найти семейное счастье у мирного сельского очага, Песталоцци в 1769
году женился и поселился в деревне. Он считал земледелие, домашнее хозяйство,
промышленную деятельность единственными средствами для развития.
Воспитательной деятельностью Песталоцци занялся под влиянием идей Ж.-Ж.Руссо.
В его планы входило обучение крестьянских детей рациональным приемам
сельскохозяйственного труда. В 1775 году была открыта. Нейгофская школа. Воспитанники
работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они также приобретали
минимальное общее образование: чтение, письмо, счет, пение. В сущности, это
была попытка соединения обучения с производственной деятельностью. В 1780 году
школа в Нейгофе разорилась и была закрыта (идея содержания приюта за счет
производительного детского труда потерпела крах).
Отойдя на время от практической деятельности,
Песталоцци пишет педагогический роман «Лингард и Гертруда», который
принес ему громкую славу. «Еще при колыбели ребенка надо стараться оторвать
воспитание из рук слепой причудливой природы и передать его в руки лучшей,
разумной силы, которая опытом тысячелетий училась размышлять о сущности и
принадлежности, действующих в ней законов…» В труде определяются методы
воспитания. Метод должен быть естественным. «Сама жизнь во всем объеме, как
она действовала на детей, как она поражала их, как они пользовались ею - вот
источник их учения, а это есть метода Гертруды».
В
1782 г. Песталоцци начал издавать газету «Швейцарский листок», в котором
помещались его рассказы. В 1798 году открывается приют в городе Станце, и
Песталоцци вновь приступает к практической педагогической деятельности. Тут
организуется и исследуется воспитательный труд, развивающее обучение. Идет
исследовательская работа по этим вопросам.
У Песталоцци сформулирована идея элементарного умственного, нравственного
и физического воспитания. Но и этот приют просуществовал недолго. В
1799 году Песталоцци переезжает в Люцерн, а затем в Берн. В 1800 году открывает
учебное заведение в Бургдорфе. Изучали: отечественный и французский языки,
геометрию, арифметику, музыку, отечественную историю. Было шесть классов.
Каждый день по семь часовых уроков, а день начинался в семь часов утра.
Наиболее известное его сочинение «Лебединая песня»
Иоганн Фридрих Гербарт
(1746-1841 гг.)
Родился в Ольденбурге, был профессором философии в Кенигсберге и
Реттингене.
Первый педагогический труд И. Гербарта
был посвящен творчеству И.Г. Песталоцци Важнейшие педагогические сочинения
Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие
работы отличались рациональностью. Гербарт видел в педагогике, в первую
очередь, методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к
выявлению «тезисов основоположений», а также основных условий эффективности
учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической
так и философской педагогики. Он настаивал на суверенности педагогической
науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этика и
психология. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии
- способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось
волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен
соответствовать пяти главным критериям:
# внутренняя свобода
# совершенствование
# благожелательность
# законность
# справедливость.
Центральный тезис рассуждений Гербарта –
формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о развитии всех
способностей человека. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между
волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения этой
гармонии (задачи воспитания):
·
Управление,
которое поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную
необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы.
Меры: занять воспитанника настолько, чтобы не оставалось свободного времени,
надзор, приказания, запрещения, авторитет.
·
Обучение должно
не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать
усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое
образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для
всестороннего совершенства.
·
Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью
облагораживания его нрава и привести его к нравственности. Дисциплина имеет
дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и
выражается в ВОЛЕ - переход желания в дело. Нравственно развивать характер -
значит предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое,
таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности.
Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал
некую "естественную последовательность" учебного
процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре ступени:
# Ясность (активность учителя -
преподнесение учебного материала)
# Ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся)
#
Система (приведение знаний в систему -
активность учителя)
# Метод (применение знаний на практике
- активность учащихся).
Для осуществления своих педагогических
взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую
семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными
учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет
начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучались элементы грамматики. Затем
ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной
геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много
заучивали. Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы,
статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и
обучением учащихся с различными способностями. Цель воспитания: воспитать
добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими
идеалами и выработкой многосторонних интересов.
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
(1790-1866 гг.)
Родился в городе Зиген в Вестфалии в семье судебного служащего. Учился
сначала в обычной народной школе, а потом в латинской школе, которые
практически не дали ему нужного образования и оставили самые тяжелые
воспоминания: формализм и схоластика обучения, ничтожный круг сообщаемых
знаний, подавление интереса к самостоятельности. Эти детские и юношеские
впечатления явились первым толчком к пробуждению у него интереса к проблемам
народной школы.
С
недостаточной подготовкой, но с большим стремлением к знаниям в 1808 году
Ф.А.В.Дистервег поступил в Гернборнский университет, в котором некогда учился
и Я.А.Коменский. Через год он перешел в Тюбингенский университет. Окончил его в
1811 году, защитив докторскую диссертацию. Нужно заметить, что занятия в
университете по своей организации и методам преподавания мало отличались от
школьных и поэтому у Ф.А.В.Дистервега выработалось стойкое негативное
отношение к постановке образования в Германии. После окончания университета
началась практическая деятельность Дистервега. Некоторое время он был домашним
учителем, работал учителем гимназии. Будучи учителем во Франкфурте на Майне, он
знакомится с рядом педагогов - песталоццианцев, общение с которыми
определило направление всей его жизни - забота о народной школе как школе
развития у детей самостоятельного мышления, активности, а также стремление
найти пути подготовки учителей для такой школы.
Дистервега можно считать основоположником педагогического образования в
Германии. Большинство его сочинений были адресованы учительству. Почти три
десятилетия он был директором учительских семинаров - в Мерее, в Рейнской области
(1820-1832гг.), в Берлине (1832 - 1847 гг.), где он одновременно преподавал
педагогику, математику, немецкий язык. За эти годы им подготовлено более 20
учебников и руководств по математике, астрономии, естествознанию, географии,
родному языку и др. В 1827 году Дистервег основал и до последних дней жизни
редактировал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания с особым
вниманием к народной школе». С 1851 года он издавал также «Педагогические
ежегодники».
Дистервег выступал за обновление школьного образования, пропагандировал
эти идеи через педагогическую печать, стоял у истоков создания профессиональных
объединений учительства, выступив в 30-х - начале 40-х годов инициатором
создания ряда учительских союзов. В 1848 году был избран председателем
Всегерманского учительского союза. Летом 1848 года в числе депутатов прусского
национального собрания Дистервег поставил свою подпись под нашумевшим «Письмом
23-х», авторы которого требовали организации единой народной школы для всех
детей нации. В 1848 году он был отстранен от должности, а в 1850 году - уволен
в отставку. Но и после этого продолжалась его активная
общественно-педагогическая деятельность: в качестве редактора педагогических
изданий, в качестве организатора профессионального движения учителей.
В 1858 году он был избран берлинским учительством в прусскую палату
депутатов, и начал свою парламентскую деятельность, защищая материальные и
социальные права народных учителей, выступая против введенных в 1854 году
правительством
«Регуляторов»,
которые регламентировали деятельность народной школы. Согласно этому документу
главное место в учебном плане занимала религия в её догматической форме. Общее
образование ограничивалось обучением чтению, письму и начаткам арифметики,
Элементы реальных знаний, которые только, только стали проникать в народную
школу, были изъяты из программ.
IV. Заключение.
Во второй половине XIX века как в России, так и ряде западных стран,
наблюдается интенсивное развитие педагогической мысли.
В России с отменой крепостного права издаются различные законы о бесплатном
образовании крестьян и социальных элементов низшего класса. Помимо этого идет
развитие правил обучения в школах и университетах, о правах учеников, студентов
и преподавателей. Так же принимается ряд законов относительно власти управления
учебными заведениями. Ряд усовершенствований в системе образования позволяет
нам судить о высокой развитости ведущих педагогов, которые и разрабатывали
данные совершенствования.
Развитие педагогической мысли в западных странах во второй половине XIX века
достигает своего пика. Ряд мастеров своего дела доводят процесс обучения и
образования до совершенства, разрабатывая основные правила педагогики. Именно
эти правила стали классическими для всех педагогов всего мира.
VI.
Список литературы.
1)
Латынина Д.Н. История
педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч.пособие –
М.:ИД «Форум».1998.
2)
Шабаева М.Ф. История
педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов - М.:Просвещение.1981.
3)
Интернет: www.acmeo.rus.net
www.rusreferat.ru/pedagogika
Страницы: 1, 2
|