бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века бесплатно рефераты

В статье «Нужно ли сечь детей?» возражал против физических наказаний. Он усилил подготовку учителей на местах, организовал обмен опытом путем создания «циркуляров», педагогических журналов. Но он не смог противостоять большинству чиновников.

В 1867 году Н.И. Пирогов был отправлен в отставку, тем самым была прервана его педагогическая деятельность.

В статье «Вопросы жизни» особое место занимает идея самопознания посредством воспитания (общечеловеческого воспитания). «Мало кто осознано ставит перед собой жизненные цели. Но каждый должен задать себе вопрос, в чем смысл, призвание его жизни. Ответ должно дать воспитание .... Школа - проводник к распространению в будущем поколении одних только известных убеждений, взглядов ... Школа - рассадник специалистов необходимых государству для достижения обыденных целей ... Школа  служит для воспитания детей, для хлеба - для этого отцы посылают детей в школу. Учиться, образовываться, просвещаться должны по мере сил и это должно стать инстинктивной потребностью общества».

Идеал нравственного воспитания видел в христианской религии. Н.И. Пирогов выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. До определения жизненного рубежа, когда обнаруживаются склонности и призвания, все люди должны пользоваться общечеловеческим воспитанием, после наступает специальное. Цель воспитания - научить быть человеком. Это значит научиться с ранних лет подчинять материальные стороны духовной. Главное - нравственное воспитание, которое осуществляется в ходе целостного педагогического воздействия и при обучении. Нравственное воспитание - осознание ребенком окружающего мира и общественной среды, превращение добрых инстинктов в сознательную тягу к идеалам добра и правды, формирование характера и убеждений». Н.И. Пирогов видел двойственность человека в его социальной и биологической природе. И воспитание - единственный приемлемый способ привести в гармонию природное и общественное в человеке. Он полагал, что общечеловеческое воспитание должно быть согласовано с идеей национального воспитания. «Все мы ... можем сделаться через воспитание настоящими людьми ... нисколько не переставая быть гражданином своего отечества».

Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взгляда Пирогова на принцип школьной системы. Он был за создание внесословного, бесплатного и обязательного образования на начальной его ступени. Такая система должна сочетать общечеловеческое воспитание и образование. Вершина общечеловеческого воспитания - классицизм в неогуманной форме (древние языки, родной язык, история, математика). Предлагается отказ от ранней специализации.

Двухлетняя начальная школа предлагала традиционный набор дисциплин:

#  Закон Божий

#  чтение

#  письмо

#  счет.

Обучение предполагалось вести во все времена года, широко использовать наглядность и соединение обучения с ремесленным трудом. Далее две ветви среднего образования - реальная и классическая. Каждая ветвь состоит из двух звеньев: прогимназия и гимназия. Срок обучения в реальной прогимназии составлял четыре года. Преподавалось:

#  Закон Божий

#  русский язык

#  алгебра

#  арифметика

#  геометрия

#  два новых языка

#  история

#  география

#  естествознание

#  черчение.

Принимали без испытаний. Выпускники могли продолжить обучение в реальной гимназии, классической прогимназии.

Классические прогимназии состояли из четырех классов. К программе реальной прогимназии добавляли:

#  древние языки. Эти прогимназии готовили к поступлению в классическую гимназию и университет.

Реальная гимназия предлагала выбор дисциплин сообразно местным потребностям. Выпускники могли идти в высшие технические учебные заведения.

Классические гимназии предлагали наибольшее число, тщательно и глубоко изучаемых предметов. Выпускники могли поступать в университеты.

Пирогов выступал за расширение женского образования, но с применением ограничений  масштабов такого образования. Он заявил о необходимости реформ университетского образования. Предполагалась подготовка педагогов, профессуры, научных работников. Преподавание в университете должно иметь общечеловеческую направленность (быть узкоспециализированным). Пирогов настаивал на необходимости автономии университетов, уменьшения платы за обучение, семестровой системы обучения и пр. «Воспитание позволяет при решении роковых вопросов самопознания созреть и окрепнуть внутреннему человеку». Пирогов представляет либерально-буржуазное направление, но укрепил революционно-демократическое направление.


Константин Дмитриевич Ушинский

(1824 – 1870)

Константин Дмитриевич Ушинский - крупнейшим представителем русской педагогики XIX  столетия. Что это за человек? какова его судьба? Не дав ответы на эти вопросы, мы не можем объективно оценить его вклад в отечественную педагогику.

Один из  способных учеников гимназии, он «проваливается» на выпускном экзамене и не получает аттестата; в двадцать лет окончив первым кандидатом юридический факультет Московского университета, он назначается профессором лицея, а через три года его лишают профессорской кафедры. Приехав с Петербург, он тщетно ищет место учителя, а через несколько лет русская императрица беседует с  К.Д.Ушинским как с авторитетным педагогом. Перед ним открылась карьера ученого. Выдающаяся роль К. Д.Ушинского как создателя русской народной школы и основоположника педагогической науки особенно ясно стала осознаваться после его смерти, когда с каждым годом возрастал интерес к его педагогической системе, а вместе с тем и к его личности.

К.Д.Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле, в небольшой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком, участником Отечественной войны 1812 года.  Первоначальным воспитанием и образованием великого педагога руководила мать, Любовь Степановна. Она умерла, когда сыну еще не исполнилось и двенадцати лет. В семье мальчик получил первоначальное обучение  в таком объеме, что в 11 лет он смог поступить 3 класс гимназии. Новгород-Северская гимназия во многих отношениях отличалась от большинства школ. В ней царил дух демократизма и товарищества, движения к науке и бескорыстного стремления к знаниям, что определялось преподавательским составом гимназии. Любимым учителем Ушинского был  Илья Федорович Тимковский. В первые годы обучения Кости Ушинского Тимковский был директором гимназии. Так же общим любимцем гимназистов был учитель истории  Михаил Григорьевич Ерофеев. Но они были уволены с должности. Очень важное обстоятельство, следует отметить, для формирования личности будущего педагога - природное окружение Новгород - Северского. Позднее об этом скажет сам Ушинский. «... Воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги, а розовая весна, а золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений своей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его голова занята каким-то туманом, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком идущих из природы - что такой день стоит многих недель, проведенных на школьной скамье».




















III. Классики педагогики западных стран.

 

Иоганн Генрих Песталоцци

(1746-1827 гг.)

Родился в Цюрихе 12 января 1746 года. Отец был хирургом и принадлежал к дворянской фамилии. В пять лет  Песталоцци лишился отца. Желая найти семейное счастье у мирного сельского очага, Песталоцци в 1769 году женился и поселился в деревне. Он считал земледелие, домашнее хозяйство, промышленную дея­тельность  единственными средствами для развития. Воспитательной дея­тельностью Песталоцци занялся под  влиянием идей Ж.-Ж.Руссо. В его планы входило обучение крестьянских детей рациональ­ным приемам сельскохозяйственного труда. В 1775 году была открыта. Нейгофская школа. Воспитанники  работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они также приобретали минимальное общее об­разование: чтение, письмо, счет, пение. В сущности, это была попытка соединения обучения с производственной деятельностью. В 1780 году школа в Нейгофе разорилась и была закрыта (идея содержания приюта за счет производительного детского труда потерпела крах).

Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет педагогический роман «Лингард и Гертруда», который принес ему громкую славу. «Еще при колыбели ребенка надо стараться оторвать воспитание из рук слепой при­чудливой природы и передать его в руки лучшей, разумной силы, которая опытом тысячелетий училась размышлять о сущности и принадлежности, действующих в ней законов…» В труде определяются методы воспитания.  Метод должен быть естественным. «Сама жизнь во всем объеме, как она действовала на детей, как она поражала их, как они поль­зовались ею - вот источник их учения, а это есть метода Гертруды».

В 1782 г. Песталоцци начал издавать газету «Швейцарский листок», в кото­ром помещались его рассказы. В 1798 году открывается приют в городе Станце,  и Песталоцци вновь приступает к практической педагогической деятельности. Тут организуется и исследуется воспитательный труд, раз­вивающее обучение. Идет исследовательская работа по этим вопро­сам.

У Песталоцци сформулирована идея элементарного умственного, нрав­ственного и физического воспитания. Но и этот приют просуществовал недолго. В 1799 году Песталоцци переезжает в Люцерн, а затем в Берн. В 1800 году открывает учебное заведение в Бургдорфе. Изучали: отечественный и французский языки, геометрию, арифметику, музыку, отечественную историю. Было шесть классов. Каждый день по семь часовых уроков, а день начинался в семь часов утра. Наиболее известное его сочинение «Лебединая песня»


Иоганн Фридрих Гербарт

(1746-1841 гг.)

Родился в Ольденбурге, был профессором философии в Кенигсберге и Реттингене.

Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г. Песталоцци Важнейшие  педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Гербарт видел в  педагогике, в первую очередь, методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению «тезисов основоположений», а также основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической так и философской педагогики. Он на­стаивал на суверенности педагогической науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этика и психология. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психоло­гии - способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям:

# внутренняя свобода

# совершенствование

# благожелательность

# законность

# справедливость.

Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о развитии всех способностей человека. По Гербарту,  воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения этой гармонии (задачи воспитания):

·        Управление, которое поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Меры: занять воспитанника настолько, чтобы не оставалось свободного времени, надзор, приказания, запрещения, авторитет.

·        Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.

·        Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его к нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переход желания в дело. Нравственно развивать характер -  значит предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности.

Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую "естественную последовательность" учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре ступени:

# Ясность (активность учителя - преподнесение учебного материала)

# Ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся)

# Система (приведение знаний в систему - активность учителя)

# Метод (применение знаний на практике - активность учащихся).

Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреж­дение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучались элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали. Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астроно­мию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями. Цель воспитания: воспитать добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних интересов.


Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег

                     (1790-1866 гг.)

Родился в городе Зиген в Вестфалии в семье судебного служащего.  Учился сначала в обычной народной школе, а потом в латинской школе, которые практически не дали ему нужного образования и оставили самые тяжелые воспоминания: формализм и схо­ластика обучения, ничтожный круг сообщаемых знаний, подавление ин­тереса к самостоятельности. Эти детские и юношеские впечат­ления явились первым толчком к пробуждению у него интереса к про­блемам народной школы.

С недостаточной подготовкой, но с большим стремлением к знаниям в 1808 году Ф.А.В.Дистервег  поступил в Гернборнский университет, в котором некогда учился и Я.А.Коменский. Через год он перешел в Тюбингенский университет. Окончил его в 1811 году, защитив докторскую диссертацию. Нужно заметить, что занятия в университете по своей организации и методам преподавания мало отличались от школьных и поэтому у Ф.А.В.Дистервега выработа­лось стойкое негативное отношение к постановке образования в Германии. После окончания университета началась практическая деятель­ность Дистервега. Некоторое время он был домашним учителем, работал учителем гимназии. Будучи учителем во Франкфурте на Майне, он зна­комится с рядом педагогов - песталоццианцев, общение с которыми определило направление всей его жизни - забота о народной школе как школе развития у детей самостоятельного мышления, активности, а  также стремление найти пути подготовки учителей для такой школы.

Дистервега можно считать основоположником педагогического образования в Герма­нии. Большинство его сочинений были адресованы учительству. Почти три десятиле­тия он был директором учительских семинаров - в Мерее, в Рейнской об­ласти (1820-1832гг.), в Берлине (1832 - 1847 гг.), где он одновременно преподавал педагогику, математику, немецкий язык. За эти годы им подго­товлено более 20 учебников и руководств по математике, астрономии, ес­тествознанию, географии, родному языку и др. В 1827 году Дистервег ос­новал и до последних дней жизни редактировал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной шко­ле». С 1851 года он издавал также «Педагогические ежегодники».

Дистервег выступал за обновление школьного образования, пропа­гандировал эти идеи через педагогическую печать, стоял у истоков создания профессиональных объединений учительства, выступив в 30-х - начале 40-х годов инициатором создания ряда учительских союзов. В 1848 году был избран председателем Всегерманского учительского союза. Летом 1848 года в числе  депутатов прусского национального собрания Дистервег поставил свою подпись под нашумевшим «Письмом 23-х», авторы которого требовали организации единой народной школы для всех детей нации. В 1848 году он был отстранен от должности, а в 1850 году - уволен в отставку. Но и после этого продолжалась его активная общественно-педагогическая деятельность:  в качестве редактора педагогических изданий, в качестве организатора профессионального движения учителей.

В 1858 году он был избран берлинским учительством в прусскую палату депутатов,  и начал свою парламентскую дея­тельность, защищая материальные и социальные права народных учителей, выступая против введенных в 1854 году правительством

«Регуляторов», которые регламентировали деятельность народной школы. Согласно этому документу главное место в учебном плане занимала религия в её догматической форме. Общее образование ограничивалось обучением чтению, письму и начаткам арифметики, Элементы реальных знаний, которые только, только стали прони­кать в народную школу, были изъяты из программ.




































IV. Заключение.

 

Во второй половине XIX века как в России, так и ряде западных стран, наблюдается интенсивное развитие педагогической мысли.

В России с отменой крепостного права издаются различные законы о бесплатном образовании крестьян и социальных элементов низшего класса. Помимо этого идет развитие правил обучения в школах и университетах, о правах учеников, студентов и преподавателей. Так же принимается ряд законов относительно власти управления учебными заведениями. Ряд усовершенствований в системе образования позволяет нам судить о высокой развитости ведущих педагогов, которые и разрабатывали данные совершенствования.

Развитие педагогической мысли в западных странах во второй половине XIX века достигает своего пика. Ряд мастеров своего дела доводят процесс обучения и образования до совершенства, разрабатывая основные правила педагогики. Именно эти правила стали классическими для всех педагогов всего мира.


































VI.        Список литературы.

 

1)    Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч.пособие – М.:ИД «Форум».1998.

2)    Шабаева М.Ф. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов - М.:Просвещение.1981.

3)    Интернет: www.acmeo.rus.net

                         www.rusreferat.ru/pedagogika


Страницы: 1, 2