История женского образования в России с древнейших времен до начала XX века
История женского образования в России с древнейших времен до начала XX века
Курсовая работа по педагогике
(истории образования):
«История женского образования в
России
с древнейших времен до начала XX века»
Выполнила: студентка 3 курса химико-биологического факультета з/о
группа32 Азаматова Зульфия
Равилевна
Проверила:
Калинина Светлана Васильевна
ОМСК 2005
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..
|
3
|
|
|
Глава 1. Общее
описание истории женского образования в России с
|
|
древнейших времен
до начала XX века………….………………………………..
|
4
|
§ 1. Воспитание и
обучение в период первобытнообщинного строя…………...
|
4
|
§ 2. Воспитание и
обучение в Киевском государстве………………………..…..
|
5
|
§ 3. Просвещение в XVI – XVII
вв.……………………………………..…..
|
6
|
§ 4. Воспитание и
образование при Петре I………………………….…..
|
7
|
§ 5. Женское
воспитание и образование при Екатерине II……………………....
|
8
|
§ 6. Образование
женщин в XIX веке…………………………………………..…
|
8
|
§ 7. Женское
образование в России в конце XIX начале XX
вв…………………
|
14
|
|
|
Глава 2.
Характеристика некоторых учебных заведений для девушек…….…...
|
16
|
§ 1. Воспитательное
общество благородных девиц
|
|
(Смольный
институт)………………………………………………………...……..
|
16
|
§ 2. Мариинское
женское училище……………………………………...………...
|
27
|
§ 3. Петербургский
воспитательный дом ………………………………...………
|
29
|
|
|
Глава 3. Понятие
роли женщины в обществе. Трансформация задач
|
|
воспитания
соответственно этой
роли.....................................................................
|
31
|
|
|
Заключение………………………………………………………………………….
|
32
|
Приложение…………………………………………………………………………
|
33
|
Литература…………………………………………………………………………..
|
35
|
ВВЕДЕНИЕ
Педагогика и ее история как отрасли
научного знания о человеке начали формироваться только в XIX веке в общем, контексте развития науки. Уже с самого начала стало
принятым расширенное понимание предмета педагогики: не только рассмотрение
воззрений на сущность, задачи, содержание и методы воспитания («философия
воспитания»), но и самой практики воспитания, образования и обучения. С этим в
значительной степени связаны и различные трактовки фундаментальных понятий
педагогики – «воспитание» и «образование».
В конце XIX –
начале XX века в России историки педагогики, ранее
ограничивавшиеся в основном описанием прошлого, начали предпринимать попытки
объяснения причин изменений в развитии взглядов на воспитание и его практику.
Это было связано как с развитием собственно педагогики, так и с обострением
социальных конфликтов в обществе. Но основные функции истории педагогики остаются
неизменными: это осмысление причин возникновения воспитания как социального
явления и закономерностей его развития; раскрытие разносторонних связей цели,
конкретных задач организации и содержания воспитания и образования с
особенностями отдельных исторических периодов.
История педагогики тесно связана с
историей многих других наук о человеке, особенно таких, как философия,
психология, физиология. Учет этого обстоятельства помогает правильному
пониманию эволюции и трансформации педагогических идей и разнообразных форм
организации воспитания, обучения и образования.
Осмысление исторического опыта
человечества в области воспитания, образования и обучения подрастающего
поколения помогает осознать значимость индивидуального стиля работы учителя с
учащимися, понять, что его деятельность не может ограничиваться простым
следованием набору рецептурных рекомендаций, от кого бы они ни исходили.
Вместе со всем обществом
педагогическая наука и педагогическая практика участвуют в переоценке прошлого
и попытках прогнозировать с его учетом будущее. В такой сложной обстановке
историко-педагогические знания позволяют мыслящему педагогу разумно действовать
в современных условиях, учитывая будущее.
Судьба XXI века - в руках
образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину
выпускников университетов, играют все большую роль в различных областях
управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В российском высшем
образовании 55% всего числа работников составляют женщины. Они преобладают в таких
областях, как экономика, здравоохранение, образование. Женщины составляют 28%
общего числа кандидатов наук и 13% докторов наук. В наши дни обучение женщин в
институтах и университетах - дело обычное. Однако история женского образования
в России уходит корнями глубоко в
прошлое.
Глава 1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА
§ 1 Воспитание и обучение в период
первобытнообщинного строя
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в
процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре
человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания
– специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации,
имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных
славян. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости,
проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и
изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть
дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам. Эта подготовка завершалась
обрядом инициаций, в ходе которого подростки должны были показать свою
физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались
полноправными членами общин, получали статус взрослого человека. Инициации
обеспечивали усвоение подростками важнейших трудовых знаний, умений и навыков,
системы ценностей, правил поведения и мировоззренческих представлений, принятых
в общине.
В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер.
Все дети без исключения воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма,
подчинения личных интересов интересам общины. Община выступала как совокупный
воспитатель. На каждом ее члене лежала обязанность заботиться о детях,
руководить их поведением. Основные педагогические функции выполняли, как
правило, ближайшие родственники и наиболее опытные, авторитетные сородичи.
Различия в воспитании детей определялось их полом. Мальчиков готовили
преимущественно к мужским видам деятельности (охота, изготовление орудий
труда), а девочек – к женским (собирательство растительной пищи, ведение
домашнего хозяйства, уход за детьми). Это обусловливалось господствующей
системой половозрастного труда и соответствовало потребностям производственной
жизни.*
В VI-IX вв. педагогическая практика восточных славян
претерпела заметные изменения. Хотя воспитание детей по-прежнему осуществлялось
главным образом в процессе включения их в различные виды деятельности, хотя
продолжали существовать обряды инициации и различия в воспитании девочек и
мальчиков продолжали оставаться очень существенными, на характер воспитания
оказывали сильное внимание процессы, связанные с разложением первобытнообщинного
строя и формированием раннеклассового общества. В основе этих процессов лежал
переход к земледельческо-скотоводческой экономике, возникновение общественного
разделения труда.
Зарождение имущественного и социального неравенства, постепенное
дробление общин на семьи, становившиеся самостоятельными хозяйственными
ячейками, приводило к превращению воспитания из всеобщего, равного,
контролируемого общиной в семейно-сословное. Основные функции воспитания, цели,
содержание и формы которого все больше различались для разных социальных групп
населения, сосредоточивались в семье. Инициации утратили свой всеобщий характер
и стали достоянием элиты, институтом, закрепляющим ее привилегированное
положение, возвышающим над основной массой общинников, подчеркивающим
исключительность элиты.
________________________________________
* - Фроянов И. Я. История России с древнейших времен до начала XX века.
М., 1992
В VI-IX вв. у восточных славян уже вполне
сформировалось четыре социальных слоя – общинники-земледельцы, ремесленники,
племенная феодализирующаяся знать и языческое жречество. Воспитание
представителей каждой общественной группы имело свои специфические черты.
Цели воспитания и соответственно средства, используемые для их достижения,
определялись теми конкретными потребностями, которые обусловливали
необходимость воздействовать на психику детей, руководить их поведением,
передавать детям знания, прививать умения и навыки, формировать ценностные
ориентиры. Общая направленность воспитания, осуществляемого в конкретных
жизненных ситуациях, была неразрывно связана с образом идеального героя,
специфического для каждой социальной группы. Этот образ воплощал в себе как бы
высшую цель воспитания, в принципе недостижимую, но определяющую его общую
конечную направленность.
Идеалы различных социальных групп, получая педагогическое преломление,
помогали взрослым придать соответствующую направленность развитию личности
ребенка, обратить его преимущественно к производственной (сельскохозяйственной
или ремесленной), военно-политической, или религиозной культовой деятельности.
Воспитание детей основной массы населения – крестьян-земледельцев,
живших в VI-IX вв. соседскими общинами, осуществлялось
в семье. Роль родителей в воспитании детей заметно возрастала. В патриархальных
семьях мальчики и девочки, достигнув определенного возраста, воспитывались
главой семьи и его женой.
С момента рождения и до 3-4 лет ребенок преимущественно находился на
попечении матери, что, однако, не исключало участия отца и других членов семьи
в его воспитании. Мать, а вместе с ней и другие члены семьи заботились о
ребенке, обеспечивали по мере его взросления усвоение им элементов жизненно
необходимого опыта. На этом этапе жизни ребенка его воспитание было тесно связано
с уходом за ним.
К 3-4 годам ребенок начинал выполнять посильную работу, помогая
старшим, главным образом матери. Воспитание осуществлялось в практике
повседневной жизнедеятельности. Старшие члены семей поощряли игры, развивающие
у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для
будущей производственной деятельности.*
С семи лет начинался новый период в жизни ребенка, новый этап в его
воспитании. Девочки, осваивали «женские» виды работ – учились вести домашнее
хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и т.п.
Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. все более приобретало
семейно-сословный характер и определялось общественным разделением труда.
§ 2 Воспитание и обучение в Киевском
государстве
Первое известие об обучении девочек в древней Руси
относится к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра
Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве,
где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил
церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при
церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица
Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам,
пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон
божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят».** В
Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь
полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только
монахинь, но женщин-мирянок.
_______________________________________
* - Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР//с
древнейших времен до конца XVII века п/р Э.Д.Днепрова. М., Педагогика, 1989
**-История отечественного образования. Учебное пособие. Хрестоматия
/стр.18
На основании этих и других данных можно считать, что в
X-XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища
для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. В первой
половине XVI века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что
обучение необходимо не только монахам, но и мирянам - «отрокам и девицам».
Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI века
является впервые напечатанная в 1574 году кирилловскими буквами славянская
«Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова. Эта учебная книга,
содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную
грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.
К XVI веку относится также сборник наставлений
относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье – «Домострой»,
который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы
относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» целиком посвящены
вопросам воспитания детей.
«Домострой» требует воспитания детей в «страхе
божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим,
говорит о суровой дисциплине, советует применять телесные наказания. Но наряду
с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает
родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует
воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости,
хозяйственности, «вежества» (т.е. вежливого обращения): «А пошлет Бог кому
детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить
их и воспитать в добром навыке: учить страху божию и вежливости, и всякому
порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту их, учить рукоделию, отец
– сыновей, мать – дочерей, кто к чему способен, какие кому Бог способности
даст».*
§ 3 Просвещение в XVI – XVII вв.
В XVI – XVII вв. интерес к причинам, определяющим
различия между людьми, сильно возрос. В это время борьба против религиозного
догматизма и феодализма слилась с критикой теории «врожденных идей» и
пропагандой идей всесильности образования. Взгляды на факторы формирования
личности тесно связывались со взглядами на место человека в обществе, с
вопросом о равенстве людей. На основе учения о природном равенстве
отечественные просветители делают вывод, что все люди рождаются одинаковыми, и
различия между ними зависят от воспитания и окружающей среды. Наиболее
полно в соответствии с духом своего времени учение о факторах, влияющих на
формирование личности, разработано Симеоном Полоцким («Вечеря душевная»). Почти
на 12 лет раньше Джона Локка он выступил против теории «врожденных идей».
Особенно сильно, по его мнению, среда и воспитание влияют на человека в годы
ранней юности. Он сравнивал сердце ребенка с воском и считал, что воспитатель
может из легко поддающегося его влиянию ребенка воспитать и светолюбивого орла
и землеточивого крота. Ни злоба, ни добродетель не приходят по наследству от
родителей к детям. «Итак, смотрите, родители, как вы должны воспитывать своих
детей: добрые слова и примеры хороших дел отпечатывайте на том воске, слова
божественные, а не мерзкие и кощунственные, на тех досках и закон божий
пишите».**
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|