История педагогической риторики
История педагогической риторики
Министерство
образования и науки РФ
Федеральное
агентство по образованию РФ
Уральский
государственный университет им. А.М. Горького
Институт по
переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и
социальных наук
Реферат
по истории
педагогики
тема
«История педагогической риторики»
автор-составитель:
Новосельцева
Г.А.
соискатель
ИПКК УрГУ
научный
руководитель:
д.филол.н.,
профессор
Акимова
О.Б.
Екатеринбург
2008
Содержание
Введение
1. История педагогико-риторического
идеала
1.1 Риторика как наука и учебная
дисциплина
1.2 Этапы становления и характерные
особенности педагогико-риторического идеала
1.3 Особенности русского
риторического идеала и перспективы его возрождения
2. Категориальная и концептуальная
структура современной отечественной риторики
2.1 Современное состояние отечественной
риторики
2.2 Современные риторизированные
технологии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В эпоху стремительно
развивающихся рыночных отношений в России и в связи с новизной социальных
условий и потребностей проблема овладения свободным, подлинно культурным словом
для любого члена общества, пожалуй, как никогда актуальна. Особенно важно это
для педагогов, чья речь не только главное орудие профессиональной деятельности,
но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый обучающимися, а
значит, неизбежно «тиражируемый» ими в речевой среде.
Проблема
профессионально-речевой подготовки преподавателей до сих пор, по сути, решается
преимущественно в области лингвометодики. Это делается в методике преподавания
русского языка в вузе (так, проф. Т.А Ладыженская отмечает, что научиться
владеть устной речью в ее»планирующей, познавательной и воздействующей функции»
- значит «научиться владеть важнейшим профессиональным умением учителя вообще,
учителя словесника особенно»*. Этому уделяется внимание и в методике обучения русскому
языку как иностранному, и в методике обучения иностранным языкам в вузе (работы
С.Г.Борзенко, Н.Н. Зыковой, А.С. Карпова, С.Я. Ромашина, система интенсивного
обучения иностранным языкам Г.А. Китайгородской), а также в работах
А.А.Леонтьева по психологии педагогического общения. Теоретической базой этих
исследований, на основе которых формируются и конкретные практические
рекомендации, служат теория лингвометодики, теория речевой деятельности,
современные стилистика и синтаксис, коллоквиаллистика, педагогическая
психология, общие работы по культуре речи. Объединить эти направления
разработки столь сложной и актуальной проблемы обучения профессиональной
педагогической речи и речевому поведению единой концепцией до настоящего
времени не представляется возможным. Теоретическое обоснование и практическая
реализация современной профессиональной речевой подготовки педагога в русле
отечественной речевой традиции, очевидно, задача ближайшего будущего.
Целью данной реферативной
работы является определение характера отношений между понятиями и законами
общей и педагогической риторики.
Для ее достижения необходимо
решение следующих задач:
- Систематизировать имеющийся
теоретический материал по данной теме;
- Показать основные тенденции эволюции
педагогико-риторического идеала;
- Определить специфику
педагогико-риторического идеала по отношению к идеалу общериторическому и в
аспекте перспектив его реконструкции и развития.
В качестве гипотезы
выдвигается тезис о том, что современная педагогическая риторика – это не
столько лингвометодическая дисциплина, направленная на совершенствование
техники педагогического речевого общения и конструируемая преимущественно на
теоретическом фундаменте речеведения, сколько обоснованная собственной
длительной и даже древней историей, имеющая особую риторико-философскую базу,
особый концептуальный аппарат и методологию, лингвокультурологическая и педагогическая
область теоретического знания и практики.
В эпоху информационных
технологий, презентаций, промоушенов и рекламы, обилия стереотипных текстов
внедрение в педагогическую, учебно-научную и научно-исследовательскую
деятельность риторизированных технологий в контексте происходящего во всем мире
в последние десятилетия «риторического Ренессанса» позволяет существенно
повысить качество образования, выйти на новый уровень.
1. История педагогико-риторического
идеала
1.1 Риторика
как наука и учебная дисциплина
Существует множество
определений предмета и задач риторики, известны различные подходы к
формулированию ее принципов и законов, а также к взаимоотношениям этой науки с
другими учебными дисциплинами. Многообразие определений и теоретических
концепций вполне закономерно для науки, которая существует уже третье
тысячелетие и развивается вместе с человечеством. Сравним разнообразие
определения риторической науки.
-
Способность
находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета (Аристотель);
-
Искусство хорошо
говорить (Квинтилиан);
-
Искусство о
всякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению
(М.В.Ломоносов);
-
Наука о способах
убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию
в целях получения желаемого эффекта (А.К.Авеличев);
-
Наука о приемах
убеждения (В.В.Виноградов);
-
Филологическая
дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Непосредственная задача риторики
– прозаическая речь или публичная аргументация (А.А.Волков);
-
Наука о
построении и правильном использовании речи (Ю.С.Рождественский);
-
Теория
мыслеречевой деятельности (Е.А.Юнина, Е.А.Яковлева);
-
Теория и
мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи
(А.К.Михальская)
Среди определений,
наиболее соответствующих задачам педагогической риторики, можно условно
выделить четыре группы.
В первом случае при
определении сущности риторики главное место занимает соотношение мысли
(замысла) и ее воплощения в речевой деятельности (в слове). Во втором случае
акцентируется аспект создания текста (в определениях часто отражаются и
некоторые качества создаваемого текста). Третий тип определений связан с
выделением воздействия на адресата (чаще всего склонения его к соответствующей
точке зрения). Последний тип определений характеризуется совмещением признаков,
выделяемых в предыдущих типах определений. Например, уже в определении М.В.
Ломоносова в первой части («искусство о всякой материи красно говорить»)
подчеркивается значимость создания выразительного уместного текста, вторая
часть («и тем преклонять других к своему мнению») отражает значимость
воздействия речи на адресата. В определении А.К.Михальской представлены по
существу все рассмотренные аспекты: целесообразная речь (первый аспект), гармонизирующая
(второй аспект), воздействующая (третий аспект) - это может служить основанием
для утверждения, что оно наиболее соответствует задачам педагогической
риторики. Вместе с тем представляется необходимым внести некоторые уточнения:
«речь», очевидно, должна пониматься как речевая деятельность субъектов общения
в контексте конкретной коммуникативной ситуации и конкретных условий
межличностного общения.
Плодотворной
представляется точка зрения С.И. Гиндина, который предлагает закрепить за
термином «риторика» два смысла:
-
Это ораторское
искусство, учитывая, что нет иного термина для названия комплексной дисциплины,
изучающей это явление;
-
Это наука,
объектом изучения которой являются любые разновидности речевой коммуникации,
рассмотренные в аспекте «осуществления некоторого заранее выбираемого
воздействия на получателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об
условиях и формах эффективной коммуникации»*
Еще в XIX веке теория красноречия в России
считалась наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти
законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к
каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую,
излагающую законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую
особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности
устного выступления. Так, М.В.Ломоносов рассматривал риторику как науку о
письменной и устной речи, традиция продолжена в «Опыте риторики» И.С.Рижского,
«Краткой риторике» А.Ф.Мерзлякова, однако такие произведения, как «Теория
красноречия для всех родов прозаических сочинений» А.И. Галича, «Правила
высшего красноречия» М.М. Сперанского, «Общая реторика» и «Частная реторика»
Н.Ф. Кошанского посвящены вопросам частной риторики. По этим риторикам велось
преподавание в учебных заведениях.
Теоретически сложной
является и проблема соотношения риторики и смежных речеведческих дисциплин,
особенно культуры речи. Ярким подтверждением тому может служить наиболее
авторитетное в современной русистике определение понятия «культура речи»,
принадлежащее Е.Н. Ширяеву: «Культура речи представляет собой такой выбор и
такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при
соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить
наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач»*. По мнению Е.Н.Ширяева, в
современной культуре речи выделяются три основных аспекта – нормативный,
коммуникативный и этический.
В связи с этим, следует различать
риторику как науку и риторику как учебную дисциплину. Очевидно, что в учебные
пособия не включаются, как правило, вопросы дискуссионные, слабо изученные,
недостаточно освещены все актуальные проблемы риторической науки. Вполне
закономерно, что в региональном стандарте и в программах собственно
риторические темы(коммуникативная ситуация и ее составляющие, риторические
жанры, риторический канон и др.) совмещаются с традиционными для «учебной»
словесности темами (стилистика, нормативность и выразительность речи, речевой
этикет и др.). Не случайно соответствующая дисциплина названа не «риторика», а
«Речь и культура общения» с уточнением «практическая риторика», что
подчеркивает достаточно широкий круг материала, включаемого в содержание
данного учебного предмета.
Поскольку основная цель
современного образования – целостное и одновременно многоаспектное развитие
личности обучающегося в преподавании курса практической риторики следует
исходить не только из понимания риторики как узкоконкретной научной дисциплины,
но и из представления о риторике как о метапредметной интегрирующей дисциплине,
призванной развивать у обучающихся способности к речемыслительной деятельности.
Иначе говоря, риторическая компетентность – это не только одно из направлений
обучения, но одновременно и средство постижения других учебных дисциплин,
необходимое условие успешности интеллектуального и эмоционального развития
обучающегося, а также необходимое условие его успешной социальной и
профессиональной адаптации. В таком случае, основная цель педагога-ритора –
содействовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся, основанной на
понимании правил функционирования языка, знании ведущих законов риторики и норм
родного языка, способности адекватно и по возможности объективно оценивать свою
и чужую риторическую деятельность. В одной из книг В.Ф. Шаталова, обобщающей
его педагогический опыт, учитель утверждает: «Одно только искусство слова –
основное оружие педагога, незаменимое по силе воздействия средство общения с
учениками и их родителями… Вяло безжизненно и художественно-беспомощно
прочитанное учителем условие задачи, будь то по физике, математике или химии,
порождает у учащихся ответную вялость мышления, дистрофию заинтересованности и
апатию чувств»*. Необычайная усложненность языка учебников, отсутствие
теоретически обоснованных рекомендаций, касающихся ключевых проблем речевого
педагогического общения – как устного в ситуации урока, так и особенностей
организации текста учебной книги или анализа письменной работы обучающегося –
множество открытых вопросов, решаемых и педагогами, и авторами учебных и
учебно-методических материалов относятся именно к компетенции современной
педагогической риторики. Педагогическая риторика как особая теоретическая и
практическая дисциплина находится в настоящее время на этапе становления, и
необходимые для ее разработки исследования только начинаются.
1.2 Этапы
становления и характерные особенности и педагогико-риторического идеала
В основу теории общей и
педагогической современной риторики была положена система общериторических
систем и понятий, где ключевое положение принадлежит категории риторического
идеала.
Сущность античного
представления о прекрасном выражена понятием гармония, которое, в частности,
определяет и черты античного речевого идеала. Гармония понималась как «согласие
разнообразного», «согласие разногласного». Сформулированные Аристотелем
требования к качествам речи сохранили свою актуальность и по сей день:
-
Насыщенность,
понимаемая как содержательность, мудрость, емкость;
-
Краткость,
ясность и простота, воплощенные в принципе «прозрачности выражения» (sopheneia);
-
Симметрия как
«равенство всех элементов», расположенных вокруг одной общей точки;
-
Бодрость и
жизнеутверждение как создаваемое в процессе общения чувство воцаряющейся
уравновенности, равновесной упорядоченной гармонии, побеждающей горе и смерть,
вражду и месть; радость от общения как психологическое проявление гармонии.
Заметим, что для
современной педагогической риторики категория радости как
эмоционально-психологического результата успешного речевого общения ученика и
учителя имеет особое значение.
Профессиональные учителя
красноречия, софисты «поставили слово и словесное воздействие на небывалую
высоту…»*, отсюда их преклонение перед умением убедить адресата речи в
чем угодно. По сути, риторика софистов – это искусство манипулирования слушателем
– в этом ее смысл, и цель, и ее специфика:
-
Умение возводить
к единой идее разрозненные явления, чтобы, определив каждое их них, сделать
ясным предмет поучения, и, наоборот, умение разделять и сводить в одно целое,
используя силу логического доказательства;
-
Требование
ясности и непротиворечивости речи.
Период деятельности
софистов можно расценить как начальный этап и первый образец культуры речи
монологического типа. Однако важнейшей вехой на путях становления
гармонизирующего диалога как эстетического речевого идеала стала
риторико-педагогическая деятельность Сократа. Его идеал предполагает гармонию
иного уровня, вводя в рассуждения и речь о мире проблемы поиска смысла, истины,
добра и зла. Тем самым и философия, и риторика Сократа (впервые) становятся
собственно педагогическими. Основные особенности его риторики:
Страницы: 1, 2
|