История исследования сознания
История исследования сознания
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии
РЕФЕРАТ
История исследования сознания
выполнила:
студентка III-го курса
психологического факультета
Васильева Е.С.
проверила:
Литягина Е.В.
САМАРА 2002
ПЛАН.
ВВЕДЕНИЕ
1. ДОНАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ
2. НАУЧНЫЕ И ОКОЛОНАУЧНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
СОЗНАНИЯ
18-19 ВВ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Сегодня мы без
труда можем обнаружить недостатки в научной методологии даже величайших
мыслителей прошлого, и вряд ли можно сомневаться в том, что профессиональные
маги средневековья и последовавшей за ним эпохи Возрождения зачастую
оказывались простодушными жертвами собственных предрассудков и суеверия. Однако
магия была также исскуством привнесения божественной жизни в материальную
сферу, искусством обогащения и интенсификации психической жизни человека.
Психологические опыты и эксперименты, которые эти люди выполнили в опыте
собственной внимательной интроспекции, могут по праву считаться вкладом прошлых
эпох в современную экспериментальную научную психологию. Как бы ни называть те
цели, которые преследовали духовидцы, визионеры, прорицатели и др., -
«сверхестественный опыт», «божественное откровение» и т.д. – и как бы к ним ни
относиться, бесспорно одно: независимо от их собственных целей и от того, как
сами эти люди истолковывали свою собственную практику, косвенным образом они
чрезвычайно обогатили психологический опыт человечества и привнесли
много нового и неожиданного в развитие наших знаний о психическом.
Такого подхода
к так называемым парапсихологическим и оккультно-религиозным явлениям
придерживается, в частности, Уильям Джеймс, авторитетнейший психолог 20-го
века, автор фундаментального психологического исследования
религиозно-мистического опыта («Многообразие религиозного опыта»).
«…нетрудно увидеть, что на протяжении всей
культурной
истории «маги» были подлинными
художниками,
способными вдохнуть
в свою
жизнь и в плоды своего труда тонко
уравновешенное сознание. Они были людьми, от-
крывающим свою интуицию глубочайшим
уровням
сущего и являя затем озарения,
достигнутые
благодаря своей интеллекту-
альной прозорливости и тщательно выверенному
мастерству.
Именно процессы такого рода
лежат в
основе мышления всякого гения».[1]
1. ДОНАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ.
Характерно, что в
до-научные исторические эпохи проблема сознания была связана
прежде всего с измененными состояниями сознания. В той или иной мере такой
подход к сознанию сохранился, претерпев некоторые изменения, вплоть до
появления экспериментальной психологии как науки и философско-теоретического
обоснования проблемы сознания у Декарта и Локка в 17-м веке…
1.1. Фундамент
современных исследований необычных проявлений сознания был заложен людьми
доисторических времен и первобытных культур.
Людям этих
эпох было присуще так называемое анимистическое видение мира. Что
означает этот термин?
Речь идет о
таком утерянном современным человеком мироощущении, когда человек и его
сознание находятся в полном и гармоническом соответствии с окружающим миром и
силами природы. В этом смысле на данной ранней стадии развития человечества
еще трудно говорить о со-знании (в современном, новоевропейском значении
этого слова). Ведь сам термин «со-знание», как указывают многие исследователи,
предполагает наличие некоторой раздвоенности человека, то есть, другими
словами, наличие рефлексивной дистанции по отношению к себе самому или к
окружающему миру.
Но людям
древних эпох такой раскол единого Космоса на объект и научно исследующий его
субъект был совершенно чужд. Они обитали в мире, который от начала и до конца
был полностью живым, был буквально пронизан одухотворенностью. Такой мир был
густо заселен духами, привидениями и божествами, способными вступать в контакт
с людьми и неживыми объектами. Духи могли входить в тела людей и животных,
принося в них болезни, но они могли приносить с собой также и высшую мудрость.
Кроме того, они могли наделять людей необычными психическими силами.
Связующим
звеном между миром людей и миром духов были шаманы, совмещавшие в себе функции
жреца, знахаря, психиатра, учителя и пророка. Как свидетельствоподлинной связи
шамана с параллельным нашему миру миром духовных сущностей рассматривалась его
способность входить и долгое время пребывать в так называемых измененных
состояниях сознания. К последним относятся прежде всего экстаз, транс, а
также всякого рода галлюцинаторные видения, слышание голосов и т.д.
Измененные
состояния сознания достигались с помощью специальных психотехнических приемов,
галюциногенных препаратов естественного происхождения (например, настой
мухоморов или кактус пейот, содержащий сильный галлюциногенный алкалоид –
мескалин), а также долгих, подчас изнуряющих тело и душу ритмических танцев. В
процессе погружения в свои трансы и экстазы шаман исследовал те необычные планы
сознания, в которых он оказывался, и учился использовать обитавшие на этих
планах силы.
При все еще
двойственном и осторожном отношении современной науки к парапсихологическим
явлениям подобного рода, остается бесспорным тот факт, что пребывая в
измененных состояниях сознания шаманы могли безошибочно определять многие
заболевания и исцелять их, заглядывать в будущее, видеть предметы на огромных
расстояниях, ходить по раскаленным углям, беседовать с духами умерших м т.д.
Интересно
также заметить, что сон в доисторические эпохи развития человечества
рассматривался как естественный выход в потусторонний мир. Однако, в отличии от
простого человека, шаман, как предполагалось, знал «где здесь что». Шаман
исследовал эту область и умел толковать сны.
Характерным
примером до-научного опыта освоения сознания может служить яркая иллюстрация из
книги современного писателя, лично практикующего техники измененных состояний
сознания Карлоса Кастанеды:
«Удивительным
было то, как я, успокоив ум,
следовал
затем совершенно независимой от
моей воли
силе, которая внезапно погружала меня
в
чрезвычайно детальные воспоминания какого-то
незначительного
события из моей жизни.
…Способность
концентрироваться, выработанная
благодаря
практике сновидения, позволила мне
проникнуть
в свою жизнь так глубоко, что ни-
когда
ранее я и представить не мог ничего
подобного.
В ранее недоступных глубинах моего
ума были
сокрыты залежи эмоций, заряженных
отрицательной
энергией. И стоило только вернуться
к
практике сновидения, как в тот же день
мне
приснилось, что я видел себя спящим.»2
Аналогичные
описания характерны также для современного психолога и психотерапевта
Станислава Грофа с его теорией холотропных состояний сознания, исследующей
парапсихологические явления.
1.2.
Дальнейшее развитие исследование сознания (и в частности – измененных состояний
сознания) получает в Древней Греции с ее храмовыми оракулами, эливсинским
культом мистерий и пифагорейским братством.
Известно, к
примеру, что Сократ обладал даром предвидения, объясняя свои способности
помощью личного «даймония» – трудноуловимого благосклонного полубожественного
существа, голос которого он слышал время от времени с самого детства.
Относительно
ученика Сократа – Платона – нужно заметить, что он проводил строгое различие
между простым гаданием (которое является попыткой постичь дела Бога посредством
чисто рационального процесса) и истинным пророчеством, как у Сократа
(основанным на внутренних «голосах», внетелесных состояниях, снах и трансах).
1.3. Средневековый
иудейский философ Моисей Маймонид верил, что человек по своей природе обладает
естественным даром прорицания, причем в некоторых людях, - говорил он, -
«воображение и прорицание столь сильны, что верно предвещают» большую часть
будущих событий.
Альберт Великий,
написавший шесть книг по психологии, верил, что Бог действует во всех
естественных явлениях и посредством естественных причин. Про него было
известно, что с самого раннего детства он имел чудесные видения. Он был также
страстным философом магии и весьма положительно отзывался о библейских магах,
как об учителях, «размышляющих о вселенной и ищущих будущее в звездах». Он
также живо интересовался использованием психических сил для нахождения металлов
под землей. В том, что касается последнего, он рекомендовал применение
снадобий, которые помрачают чувства, вызывая таким образом видения. Он
благосклонно относился к толкованию снов, утверждая, что если что-то не
срабатывает, то изъян следует искать не в науке естественной магии, а в душе
человека, неправильно ее применяющего.
Четырнадцатый
век дал таких великих европейских мистиков, как Мейстер Экхарт и Фома
Кемпийский. Примером, иллюстрирующим их учение, окрашенное элементами Каббалы и
мистицизма, может служить книга неизвестного автора «облако незнания». Тот
сущностный опыт, к которому они призывали, состоял в превосхождении всякого
эмпирического и теоретического знания и во вхождении в некую «тьму», «мрак»,
«облако» незнания, которые скорее нужно понимать метафорически, как символы
определенных состояний психики и сознания. Согласно их
мистически-психологическим описаниям, состояния высшего неведения озаряются
затем «светом» божественной любви, то есть состоянием радикально иного порядка.
1.4. Данте
Алигьери стоит на рубеже средневековья и итальянского Возрождения. Его
«Божественная комедия», в которой он описывает свои видения миров ада,
чистилища и рая, является вершиной европейской поэзии. Причем его описания
загробного мира удивительно напоминают те, которые раньше можно было обнаружить
в Египте, на Тибете, у Платона, а также в видениях жившего позднее Эмануэля
Сведенборга. Знакомство Данте с рядом систем средневекового мистицизма дает нам
возможность предполагать, что сны и грезоподобные состояния использовались им в
качестве одного из источников творческого вдохновения. Целый ряд отрывков из
его «божественной комедии» в некоторой степени напоминают аналогичные описания
внетелесных переживаний у других авторов.
2. НАУЧНЫЕ И ОКОЛОНАУЧНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Эпоха Нового
Времени, которую еще принято называть «веком Разума», была ознаменована
появлением науки (науки как таковой), самой идеи научного знания и исследования
самых различных объектов. Последнее не могло не сказаться на низменении
характера изучения сознания, которое отныне становится объектом строгого
научного (и прежде всего философского) рассмотрения. Данный период связан
главным образом с именами крупнейших философов и ученых-естествоиспытателей
17-18веков: Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716), Джордж Беркли
(1685-1753), Рене Декарт (1596-1650) и английский философ и ученый, заложивший
основы современной экспериментальной психологии и метода интроспекции как
способа научного исследования психики Джон Локк.
Продолжив
традицию пифагорейско-платонического учения о вселенской гармонии, Лейбниц
разработал изысканно-величественную философию, основанную на понятии монады,
- эволюционирующей единицы сознания.
Благодаря
монадам вся материя является живой и одушевленной. Монада представляет собой
принцип, связывающий физическую и психологическую сферы. Согласно этому учению
Лейбница, тот же принцип, который выражает себя в сознании, активно действует
также и в неодушевленных веществах, растениях и животных, то есть во всей
природе. Следовательно, - заключает Лейбниц, сущность монады легче всего
постичь путем исследования наших внутренних духовных и психических процессов.
Монады
различаются по количеству сознания и ясности восприятия. Определенные физические
факты и явления – такие, например, как принцип наименьшего действия, -
свидетельствуют, по Лейбницу, о наличии начал разумной сознательности уже в
основных, физических «кирпичиках» творения. С другой стороны, открытия
психологии свидетельствуют о существовании таких областей сознания, которые
являются бессознательными по самой
своей природе. В низших монадах материя, сознание и бессознательное начало
смешаны и разделены нечетко. Такие монады пребывают как бы во сне.
Здесь важно
особенно подчеркнуть, что именно никто иной, как Лейбниц, является
первооткрывателем понятия бессознательного, психологическую разработку которого
в 20-м веке предложил Зигмунд Фрейд. По Лейбницу, ни сознательный разум, ни
бессознательное, ни материя, не существуют в чистом виде, но каждая ступенька в
эволюции живой и «неживой» природы представляет собой ту или иную степень
преобладания либо сознательного, либо бессознательного начала. Это
справедливо относительно всей иерархии природы – от самых низших существ до
венца творения – человека с его сознанием. Только в человеке, согласно
лейбницевскому учению, сознание достигает уровня апперцепции, то есть рефлексии, познания,
обращенного на самого себя.
С точки зрения
психологии сознания здесь важно следующее. В каждом пункте непрерывной цепи
бесконечно малых градаций от недвижимого неорганического вещества до Бога
(монады всех монад) действует принцип параллелизма между
ментальным и физическим состоянием каждой монады. Тело представляет собой
материальное выражение жизни сознания. Однако эти два явления (смутно сознающее
себя тело и душа с ее ясным и отчетливым самосознанием) подчиняются двум
принципиально разным закономерностям. В то время как тело осуществляет свое
движение в соответствии со строго механическими причинно-следственными законами
физического мира, душа движется в соответствии с телеологическими принципами к
конечной цели, каковой является завершение ее эволюции. Таким образом тело и
душа с ее сознанием и самосознанием пребывают в гармонии.
Лейбниц также
доказывал и утверждал, что
«…каждое тело чувствует все события
Вселенной, а посему тот, кто способен
к видению, может прочесть в любой от-
дельной вещи обо всем остальном, более
того, - обо всем, что случилось и случится,
постигая в непосредственной данности то,
что удалено во времени и пространстве.»[2]
Другим
известным философом, глубоко затронувшим проблемы сознания, был епископ Джордж
Беркли. Как строгий идеалист, Беркли пытался показать, что объектами нашего
опыта могут быть только восприятия, мысли и чувства, которые являются всего
лишь порождениями нашего собственного сознания, то есть своеобразными
«иллюзиями». Предполагать существования материального мира вне нас вовсе не
обязательно – в этом нет никакой необходимости, - считает философ. Если
разобраться, то внешний мир, который изучают естественные науки и прежде всего
физика – всего лишь плод воображения. Все, что мы видим, или каким-либо другим
образом чувствуем, представляет собой ничто иное, как ряд ощущений,
принадлежащих нашему же собственному сознанию. Окружающий физический мир с его
материальными объектами представляет, таким образом, для Беркли комплексы
ощущений, которые распадаются на два вида – «внешнее чувство» и «внутреннее
чувство», и ничего более. Сознание при этом как бы обречено всегда «вариться в
собственном соку»: на что бы оно ни направляло свое внимание, оно всегда имеет
дело только с самим же собой. За свои же пределы сознание выйти не может, оно в
принципе не способно прорваться к внешним объектам, при этом само существование
последних проблематично и сомнительно.
Согласно
Беркли, причиной, порождающей внутренние ощущения и переживания сознания (наши
мысли, данные сознанию посредством «внутреннего чувства») не может являться
внешний мир. Поэтому такая причина представляет собой единый и неделимый дух,
который и производит в нашем сознании все эти эффекты. Хотя этот дух во всей
своей полноте никогда не доступен нашему восприятию (ни внешнему чувству, ни
внутреннему чувству) – и в этом он разделяет судьбу «выдумки, называемой
материей» – мы все же имеем о нем некоторое представление, некое предчувствие
более великой реальности, потусторонней по отношению к реальности нашего
сознания. Нетрудно заметить, что такой дух, о котором говорит Беркли – только
другое название для Бога.
Страницы: 1, 2
|