Истоки народной педагогики
Истоки народной педагогики
Министерство общего и
профессионального образования
Российской Федерации
Иркутский
государственный технический университет
Восточный факультет
Кафедра социологии и
социальной работы
Истоки
народной педагогики.
Меньщикова Ю.С.
Курсовая работа
Студентки 3 курса
по педагогике
Научный руководитель
Кузьмин Владимир
Александрович
КФН доцент
Иркутск-2003г.
План.
I. Введение.
II. Природа и духовное начало народных
воспитательных традиций.
III. Сложившиеся концепции народной
педагогики.
IV. Общее ценности, сложившиеся
народов.
V. Заключение.
VI. Литература.
Введение.
Народная
педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание
существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И
также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что
она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.
Исследователи
народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали
взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики,
которые дополняют и обогащают друг друга
Анализ источников
показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями,
выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах,
сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно
связывает с поступками, жизнью и деятельностью.
Учёные Волков
Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и д.р.
выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению
высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к
старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности.
Народная мудрость
о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта
семейного воспитания народа.
Природа и
духовное начало народных воспитательных традиций.
Духовность нации – сложное понятие. В
русской религиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения
самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических
судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего
места как в системе понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания
нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия.
Судьба нации зависит от ценностных
свойств и качеств ее ментальной структуры. Как писал русский философ
П.И.Новгородцев, «не политические партии спасут Россию, ее воскресит
воспрянувший к свету вечных истен святой народный дух».
Основными факторами народной
педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра,
слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.
Природа – один из важнейших факторов
народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.
Природа имеет огромную власть над человеком. Природосообразность в народной
педагогике порождена естественностью народного воспитания. Русские говорят о
природе человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это
согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной
педагогике естественностью народного воспитания.
С природой как с решающим фактором
воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике
свободы и любви.
Народ и природа, народность и
естественность неразделимы. В их единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны
в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка,
Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде…
Природа – великий, мощный фактор
народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги
по-разному используют природу как фактор воздействия на личность.
Все что согласуется с природой,
должно рассматривается как благо, что противоречит ее развитию – как зло и
извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован
Я.А.Коменским. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоций, Ушинский, Толстой.
Что же касается системы воспитания
В.А.Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразно, жизнесообразно, и в
этом её сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том чтобы человек вверил
себя природе, прошел бы жизнь, озираясь на неё, предоставлял бы ей руководить
собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего
воспитания и всей человеческой жизни».
В работе «Этика» П.А.Кропоткин
доказал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил нравственность
непосредственно из опыта природы. Справедливость этой точки зрения не требует
особых доказательств. Этика животных и растений может быть образцом подражания
для человека.
В большинстве своем человек всегда
чувствовал и понимал природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы,
восхищался ее творениями и явлениями. Это относится как к многочисленным
этносом, так и «малым» народам. Например, суть народной философии эвенков – мир
един, человек – это тоже природа.
В русских семьях оптимальные, с точки
зрения экологии детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом
опыте, существовали издавна. Это связано с тем, что Россия была в основном
аграрной страной и большая часть ее населения постоянно находилась в прямом
контакте с природой. Несмотря на обширные территории и огромные природные
ресурсы, постоянно ощущался их дефицит из-за колоссальной диспропорции в плотности
населения. Почти полная зависимость от природы не оставляла перед населением
выбора. Так, в перенаселенных центральных районах России крестьянская семья
могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов
рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Между экономической жизнью общества и
его духовной жизнью воспитание выступает как связующее звено. Этим объясняется
и особенное положение педагогической культуры в целом и материальной и духовной
жизни народа. Педагогическая культура, глубоко проникающая как в материальную,
как и духовную культуру общества, служит мостом между ними.
Совокупная педагогическая культура
народа, включающая в себя как достижение педагогической мысли в стране,
педагогическую просвещенность масс состояния воспитания подрастающего
поколения, так и индивидуальная педагогическую культуру граждан, отражает
конкретный уровень общественного прогресса совершено закономерно поэтому, что
именно демократический строй создает наиболее благоприятные условия для
расцвета педагогической культуры народа. Творческая инициатива и активность
масс, поддерживая обществом, распространяется и на педагогическую сферу.
Серьезнейшим стимулом в расцвете педагогической культуры является повышенное
внимание к народным традициям воспитания. Народная педагогика возникла как
практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда
обогащала ее и в свою очередь, сама обогащалась его. Таким образом, получалось
своего рода расширенное воспроизводство педагогической культуры. Это постоянное
взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества
в целом.
Первичными элементами народной
педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки педагогического
искусства («ремесла»). Критериями деятельности народных педагогов служили
здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем
исходным основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели
из народа, не зная еще науки постепенно начинали опираться на передающуюся из
поколения в поколения народную мудрость. Народная педагогика из-за отсутствия
письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие
открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать
педагогические знания явилось препятствием в программе педагогической культуре
народа.
Педагогическая культура народа тесно
связана со всеми сферами народной жизни, она носит синтетический характер. В
этом ее сила известный советский философ Г.Н.Волков высказал интересную мысль:
«Попробуй мысленно лишить современное общество всех орудий жизни и средств
материальной культуры: всей техники, зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте
общество «один на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернется эпоха
первобытного варварства? Ничего подобного. Человечество претерпит большие лишения,
его развитие затормозится, но лишь на несколько десятилетий, в течение их
общество заново построит всю материальную культуру цивилизации, построит по
последнему слову науки». А что же случится с человеком, если оно лишится
духовной культуры, и соответственно перестанет заниматься педагогической
деятельностью?
Для каждого человека имеет важное
значение его близость к духовной культуре человечества. Чем дальше человек от
этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо.
Чем прочнее духовные нити связывают человека со всем человечеством, тем выше он
как член человеческого общества. Любой зверь, родившийся и выросший в зоопарке,
среди людей, останется зверем. Любое дитя человеческое вне человеческого
общения, не сможет стать человеком несмотря на все свои физические данные,
сближающие его с предками.
Духовное богатство современного
человечества включает все интеллектуальное, социальное, историческое,
этническое многообразие. Это многообразие еще более увеличивается тем, что
каждая личность индивидуальна. Все люди, как писал И.Я.яковлев, разные, хотя и
обозначены одним словом «человек». Единое человечество будущего воплотит в себе
все прогрессивное многообразие прошлого и настоящего и будет состоять из
всесторонне развитых членов, представляющих в трансформированном виде все это
многообразие.
Духовная культура есть
аккумулированная и концентрированная, энергия, накоплена всем многовековым
развитием человеческой цивилизаций, усилиями всех поколений наших предков.
Связь между поколениями обеспечивается воспитанием. Поэтому педагогическая
культура является своего рода двигателем, приводящим в движение человеческий
ум, использующем эту аккумулированную и концентрированную духовную энергию.
Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего
педагогического процесса.
Традиции как бы организуют связь
поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность
старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции,
тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции.
Достижение согласия между традициями и современностью все –более становится
животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует воспитанию теряемого
сейчас наследия. Такое воспитание может, быть спасительным для человечества.
В настоящее время бесценное знание
сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном
образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями представляет
собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой культуре
далеко не исчерпаемы.
Уже в древне русских летописях в
устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль
о том, что человек воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество
– Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих
человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение
хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот кто знает, как именно надо
поступать. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и
поведением выступает воспитание. Следовательно, никакая человеческая
добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно
важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно педагогическая
культура пользуется всеми важнейшими достижениями человеческой культуры –
наукой, искусством. Искусство воспитывает чувства, философию, интеллект,
педагогика регулирует и то и другое. Особенности педагогического творчества
состоит в том, что в процессе воспитания накопленные духовные богатства не
только передаются из поколения в поколение, но и перерабатывается,
совершенствуется, развивается и обогащаются. Педагогический процесс поэтому
означает одновременно и духовный процесс в целом.
Смысл воспитания – укрепление
преемственности поколений для вековых гуманистических традиций на рода, в
конечном итоге – осознание принадлежности к своим корням.
Народ хотел видел в каждом ребенке
комплекс социально-этических качеств. В основе народной педагогики лежит триада
«ум – доброта – трудолюбие».
В советские времена по ряду
экономических и социальных причин зависимость сельских жителей от природы
снизилась, а соблюдение экономических принципов природопользования стало на
определенном этапе даже экономически невыгодным. При этом преемственность
традиций прервалась, и к настоящему моменту носителей их почти не осталось. Все
это указывает на хрупкость народных традиций и необходимость бережного к ним
отношения.
В народной педагогике содержание,
методы и средства воспитания во многом складываются и определяются
требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии
позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по
отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.
Религия – важнейшим феномен
человеческой цивилизации. В соотношении с национальными проблемами она играла и
играет прямо противоположную роль – этноинтегрирующую и этнодифференцирующую.
Там, где сильны религиозные традиции,
наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции. Однако сами по себе
традиции не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Их
недостатком является, в частности, одностороннее воздействие на личностное
становление. Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции
меньше всего содействуют формированию у них самостоятельности и способности
противостоять неблагоприятным воздействием среды.
Сложившиеся концепции
народной педагогике.
Научные исследования проблем народной
педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как
социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило
в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.
Великий русский
педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной
педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных
началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших
системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ
без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею
народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу,
что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное
воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития.
Принцип
народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения
родной речью. Н.К. Крупская большое значение придавала развитию речи детей в
семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание на
то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей,
своих настроений».
А.С. Макаренко на
собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика
рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива.
Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение
для будущей квалификации человека».
В.А. Сухомлинский
подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из
них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и
огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не
изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся.
« О народной
педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло
много бед педагогике, - писал он.
- Я уверен, что
народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной
педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер
народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко
проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и
пословицах.
В середине XIX века ряд ученых, педагогов и
мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И.
Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее
«Русская народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д.
Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной
педагогики – пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное
значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е.А.
Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские
игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь
А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и
тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.
Страницы: 1, 2
|
|