бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности бесплатно рефераты

p> Внешкольная социальная среда сверстников не является для школьников референтным основанием для принятия решения о выборе профессии. Она скорее выполняет роль источника информации, на основе которой осуществляется профессиональный выбор. Плохими помощниками в этом деле оказываются и школьные учителя. Таким образом, решающую роль в выборе профессии, скорее всего, играет сам выпускник. И постольку, поскольку какие-либо профессиональные способности в период обучения в школе ни проявиться, ни сформироваться не могут, то особую роль в профессиональном самоопределения, очевидно, должны сыграть скорее интересы, чем специальные или общие способности.

Более 80% десятиклассников ежегодно связывает свои профессиональные планы с поступлением в вуз, а это вдвое превосходит потребности страны.
Следовательно, только половина оканчивающих среднюю школу могут объективно реализовать свои профессиональные намерения, остальные вынуждены актуализировать запасные, резервные варианты профессионального самоопределения. Нас, однако, интересуют именно те, у кого профессиональные планы состоялись, кому удалось поступить в вуз. Оказывается, что поступлением в вуз процесс профессионального самоопределения не завершается. Из ряда исследований известно, что от 30 до 50% первокурсников разных вузов хотели бы поменять избранную ими специальность. Исследования
С.Е. Рескиной, Н.Е. Ивановой дают основание считать, что одной из причин ошибочного профессионального выбора является слабое представление школьников о содержании и уровнях будущей профессиональной деятельности.

Представления старших школьников, абитуриентов о целях обучения в вузе, об уровнях, требованиях и содержании будущей профессиональной деятельности на этапе выбора профессии оказывают влияние на процесс дальнейшего профессионального становления студентов в период обучения их в высшей школе, когда повышение информированности о профессии становится фактором формирования к ней положительного или отрицательного отношения. По данным А.Т. Коденковой, полнота сведений о профессии и ее требованиях у пятикурсников вдвое превышает объем аналогичной информации у только что поступивших первокурсников.

По данным и сведениям, приводимым другими авторами, подавляющее большинство (до 70-80%) абитуриентов различных вузов имеет слабые или вовсе не имеет адекватных представлений о своей будущей работе и предъявляемых профессиональных требованиях .

Вполне обоснованно возникает вопрос о том, каким же образом перестраивается структура мотивации студентов, включая отношение к целям
(профессии), к учению и различным учебным дисциплинам по мере роста знаний о будущей профессии и формирования более адекватных представлений о ней в процессе обучения в вузе?

Ответ на поставленный вопрос частично дает исследование Л.Б. Юшковой, выполненное под руководством автора. Изучая проблему наиболее общих ценностей, выступающих у студентов в качестве жизненно важных целей, Л.Б.
Юшкова выявила, что для студентов такими целями-ценностями являются (в порядке понижения их субъективной значимости): любовь и семья, хорошие и верные друзья, интересная работа, мирная обстановка в стране, здоровье, социальная активность, познание и возможность творчества. Отсутствие статистически достоверных различий в оценках студентами разных курсов субъективно значимых для них основных целей-ценностей указывает на относительную стабильность и независимость в процессе профессионального и социального становления личности студентов в период обучения их в вузе.
Судя по данным Е.Э. Смирновой та же структура ценностей сохраняется в течение длительного времени и у работающих выпускников разных специальностей. Эти данные служат свидетельством того, что сформированная система доминирующих ценностей является устойчивой и типичной для студентов
.

Ранговые места наиболее общих целей-ценностей у студентов (по данным Л.Б.
Юшковой):

|Цели-ценности |Ранговые|
| | |
|Любовь и счастливая семейная жизнь |1 |
|Наличие хороших и верных друзей |2 |
|Интересная работа |3 |
|Общая хорошая обстановка в стране |4 |
|Активная жизнь |5 |
|Здоровье |6 |
|Познание |7 |
|Свобода и независимость в суждениях |8 |
|Творчество (возможность творчества) |9 |
|Красота в природе и искусстве |10 |

Из приведенных данных, раскрывающих структуру самых общих ценностных ориентации студентов, следует, что интересная работа стоит третьей в ряду ведущих целей-ценностей. Общая ориентация на интересную работу не может не проявляться в формировании и развитии профессиональной направленности как обобщенной формы положительного отношения к определенной будущей работе и профессии.

Целесообразно начать краткое описание особенностей влияния самых общих целей-ценностей на нижележащие уровни и формы мотивации с анализа мотивов выбора профессии как исходного акта и первоначальной формы выражения отношения субъекта к будущей профессии. Как видно из табл.1, на выбор профессии оказывают наибольшее влияние увлечение в школе учебным предметом, а также интерес к профессии. Приведенные в табл.1 данные хорошо согласуются с аналогичными результатами других авторов: А.Ф. Шиян, Н. Комусовой, Н.В.
Нестеровой, С.Е. Рескиной, Н.Л. Ивановой [6].

Однако при ответе на вопрос о начале проявления интереса к профессии большинство первокурсников (84%) ответили, что он появился только после окончания школы. Это значит, что поступающие в вуз школьники часто принимают за интерес увлечение учебным предметом в школе. Представления об избранной профессии продолжают оставаться у студентов практически теми же, что и до поступления в вуз, вплоть до III курса, с которого обычно начинается специализация. Именно с этого времени отмечается существенная перестройка в системе представлений студентов о профессии.

О том, как происходит перестройка представлений о будущей профессии у студентов, свидетельствуют данные о динамике студенческих оценок профессиональной важности различных качеств личности для специалистов- биологов (табл. 2). Из этой таблицы видна мера совпадения и расхождения мнений студентов и преподавателей-экспертов в отношении степени профессиональной значимости тех или иных качеств личности. Наибольшие расхождения между студентами и преподавателями обнаружены в оценках профессиональной важности таких качеств, как работоспособность, интеллектуальный потенциал, самостоятельность мышления, научная честность, добросовестность, ответственность, аккуратность, активность и др., причем значимость одних личностных качеств студентами переоценивается, а других - занижается. Более того, от курса к курсу одни и те же качества личности могут то переоцениваться, то недооцениваться. К концу обучения позиции студентов выпускного курса и позиции преподавателей в оценке меры профессиональной важности большинства качеств личности становятся более сходными.

Ранговое распределение различных качеств личности по их значимости для будущей профессиональной деятельности

(поданным Л.Б. Юшковой)

Таблица 1.
|Характеристики |I |II |III |IV |V |Преподаватели |
|личности |(п=38)|(п=36)|(n=37)|(n=31)|(n=32|(n=18) |
| | | | | |) | |
|Активность |9,0 |17,0 |12,0 |9.5 |10,0 |7,0 |
|Аккуратность |9,0 |3,0 |2.0 |3.0 |14,0 |9,0 |
|Высокая |5,0 |11,5 |6,5 |3,0 |5,0 |11,0 |
|работоспособнос| | | | | | |
|ть | | | | | | |
|Трудолюбие |1,0 |13.0 |4,0 |3,0 |4,0 |4,0 |
|Добросовестност|6.5 |9,0 |1.0 |6,5 |1,5 |3.0 |
|ь | | | | | | |
|Инициативность |14,0 |17,0 |13,5 |9,5 |11,0 |13,0 |
|Высокий |12,0 |19,5 |13,5 |15,5 |8.0 |8,0 |
|интеллектуальны| | | | | | |
|й потенциал | | | | | | |
|Увлеченность |2,0 |6,0 |6,5 |1,0 |1,5 |2,0 |
|работой | | | | | | |
|Высокий уровень|3.5 |1,0 |8,5 |6,5 |6,0 |5,0 |
|профессионально| | | | | | |
|й подготовки | | | | | | |
|Широкая |17,0 |19,5 |15,5 |11.0 |12.5 |14,0 |
|образованность | | | | | | |
|Общительность |24,0 |23,0 |22,5 |19.5 |22,0 |23,0 |
|Навыки |12,0 |9,0 |8,5 |21,5 |8,0 |10,0 |
|научно-исследов| | | | | | |
|ательской | | | | | | |
|работы | | | | | | |
|Умение работать|12.0 |14,5 |17,0 |14.0 |15,0 |16,0 |
|в коллективе | | | | | | |
|Целеустремленно|6,5 |3,0 |10,5 |18,0 |8,0 |6,0 |
|сть | | | | | | |
|Дисциплинирован|19,0 |17,0 |18.0 |18.0 |17,0 |17.0 |
|ность | | | | | | |
|Самостоятельнос|20.5 |3,0 |5,0 |6,5 |3,0 |1,0 |
|ть мышления | | | | | | |
|Чуткость |22,0 |21.5 |24,0 |23,0 |21,0 |21,0 |
|Чувство |20,5 |11,5 |19,5 |19,5 |19,5 |20,0 |
|собственного | | | | | | |
|достоинства | | | | | | |
|Принципиальност|15,0 |9,0 |21,0 |21,5 |18,0 |18,0 |
|ь | | | | | | |
|Умение |17,0 |21,5 |19.5 |15,5 |23.5 |220 |
|руководить | | | | | | |
|людьми | | | | | | |
|Честность |9,0 |6.0 |3,0 |12,5 |13,0 |12,0 |
|Ответственность|3,5 |6,0 |10,5 |6,5 |16,0 |150 |
| | | | | | | |
|Доброжелательно|17.0 |145 |15.5 |17,0 |19,5 |24,0 |
|сть | | | | | | |
|Склонность к |23.0 |24,0 |22,5 |24,0 |23,5 |19.0 |
|педагогической | | | | | | |
|деятельности | | | | | | |
| | | | | | | |

Ранговое распределение привлекательных сторон будущей профессиональной деятельности

(по данным Л.Б. Юшкова)

Таблица 2.

|Ценности |I |II |III |IV |V |
|Дает возможность |1,0 |1,0 |1,0 |3,5 |2,0 |
|принести пользу | | | | | |
|людям | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|Дает возможность |9,0 |7,0 |13,0 |7,0 |13,0 |
|достичь | | | | | |
|профессиональных | | | | | |
|успехов | | | | | |
|Требует большого |12,0 |11,0 |10,5 |10,5 |9,5 |
|интеллектуального | | | | | |
|напряжения | | | | | |
|Предоставляет |19,5 |17,5 |19,0 |16,5 |17,0 |
|возможность быстро | | | | | |
|продвинуться по | | | | | |
|службе | | | | | |
|Имеет высокую |3,0 |3,5 |3,0 |12,5 |8,0 |
|общественную | | | | | |
|значимость | | | | | |
|Дает возможность |2.0 |3,5 |2,0 |1,0 |3,0 |
|иметь интересную | | | | | |
|работу | | | | | |
|Считается престижной|19.5 |19,5 |20,0 |20,0 |20,0 |
|среди знакомых | | | | | |
|Даст возможность |4,5 |9,0 |5,0 |15,0 |9,5 |
|заниматься наукой | | | | | |
|Позволяет постоянно |7,5 |9,0 |9,0 |5,0 |5,5 |
|повышать | | | | | |
|квалификацию | | | | | |
|Даст возможность |7,5 |5,5 |10,5 |6,0 |7,0 |
|работать в | | | | | |
|коллективе | | | | | |
|Представляет |6,0 |2,0 |6,0 |2,0 |1,0 |
|творческую | | | | | |
|инициативу | | | | | |
|Обеспечивает высокий|16,0 |19,5 |16,0 |18,5 |18,5 |
|уровень заработной | | | | | |
|платы | | | | | |
|Позволяет |14,5 |17,5 |15,0 |12,5 |15,0 |
|использовать | | | | | |
|организаторские | | | | | |
|способности | | | | | |
|Обеспечивает |14,5 |14,0 |12,0 |10,5 |11,0 |
|профессиональный | | | | | |
|рост | | | | | |
|Дает возможность |10,5 |9,0 |7,0 |3,5 |4,0 |
|проявить свою | | | | | |
|индивидуальность в | | | | | |
|научной деятельности| | | | | |
| | | | | | |
|Позволяет достичь |12,5 |13,0 |14,0 |14.0 |16,0 |
|социального | | | | | |
|одобрения | | | | | |
|Даст возможность |17,5 |16,0 |17,5 |16,6 |14,0 |
|быстро защитить | | | | | |
|диссертацию | | | | | |
|Удовлетворяет |10,5 |12,0 |4,0 |9,0 |12,0 |
|интерес к научным | | | | | |
|проблемам | | | | | |
|Дает возможность |4,5 |5,5 |8 |8,0 |5,5 |
|развивать | | | | | |
|профессионально | | | | | |
|значимые качества | | | | | |
|Дает возможность |17,5 |15,0 |17,5 |18,5 |18,5 |
|использовать рабочее| | | | | |
|время в личных целях| | | | | |
| | | | | | |


Итак, образ будущей профессии, т. е. образ-цель у студентов, от курса к курсу постоянно преобразуется и к концу обучения становится все более адекватным и приближается к нормативному эталону. Разумеется, с изменением представлений студентов о своей будущей профессиональной деятельности меняется и структура мотивации учения. Во-первых, следует отметить, что в отличие от студентов других специальностей (будущие инженеры, учителя) индекс удовлетворенности профессией, по которому определяется профессиональная направленность, у студентов по мере обучения не понижается, как это было установлено в исследованиях А.Т. Колденковой, А.Ф.
Шиян, Н.В. Комусовой, Н.Б. Нестеровой, а наоборот, повышается. Рост профессиональной направленности определяется привлекательностью таких сторон научно-педагогической работы биологов, как возможность творческой инициативы, возможность проявить индивидуальность и заниматься наукой, общественная значимость научной деятельности, возможность принести пользу людям, а также другие аспекты научной работы. Заметим, однако, что подавляющее большинство студентов связывают свои перспективы в основном только с научной деятельностью, меньше - с педагогической и совсем мало - с работой в практических областях, например, в качестве агронома, лесника, егеря, зоотехника и т. п., т. е. в областях, социально менее престижных.
Поэтому можно сделать вывод о том, что отношение студентов к профессии или специализации зависит не только от степени адекватности представлений о ней, но и от оценки ее социального престижа.

Что касается учебной мотивации студентов-биологов разных курсов, то в динамике ее структуры также обнаруживается все большая согласованность с конечными целями обучения, т. е. к старшим курсам отмечается усиление роли профессиональных мотивов учебной деятельности студентов.

Если в исследованиях Л.Б. Юшковой изучалась динамика профессиональной направленности и учебной мотивации студентов в зависимости от адекватности их представлений о целях обучения, т. е. о будущей профессии и ее требованиях, то в работе Н. В. Комусовой, выполненной также под руководством автора, показано влияние самой профессиональной направленности на структуру учебной мотивации в динамике ее развития от первого курса к пятому.

Для того чтобы показать различия в динамике и структуре учебной мотивации студентов с разной степенью принятия целей обучения,
Н.В. Комусовой на каждом курсе сопоставлялись две полярные группы студентов с крайними (высоким и нулевым) уровнями профессиональной направленности.
Условно назовем первую группу группой А, вторую - группой Б. Такое сравнение позволило установить ряд общих для всех студентов и некоторых, специфичных для каждой выделенной группы особенностей.

Уже отмечалось, что развитие профессиональной направленности студентов в вузе определяется предшествующими и более ранними формами выражения положительного отношения к профессии. Такой первичной формой активного проявления положительного отношения к будущей профессиональной деятельности является выбор профессии и стоящие за этим выбором мотивы.

Н.В. Комусовой было обнаружено, что ведущими мотивами поступления в вуз являются увлечение учебным' предметом и интерес к профессии. Можно было бы ожидать, что преобладание этих мотивов при выборе профессии должно проявить себя в высоких абсолютных показателях профессиональной направленности студентов при их поступлении в вуз. Однако первоначальные ожидания не оправдались. Среднее значение индекса удовлетворенности, по которому определялся уровень профессиональной направленности, составлял у всех первокурсников только 0,5 при его максимальном значении, равном единице. На всех последующих курсах наблюдается его дальнейшее снижение, и на V курсе индекс удовлетворенности составляет всего 0,33.

О снижении от курса к курсу профессиональной направленности свидетельствуют и данные относительно распределения студентов по значениям персональных индексов удовлетворенности профессией. Так, количество студентов, максимально удовлетворенных профессией, снижается от I курса к V с 31,5% до 15%, а число студентов, имеющих неопределенное и нейтральное отношение к профессии, возрастает с 31,5% на I курсе до 45-50% - на старших курсах.

Для выявления причин снижения профессиональной направленности студентов Н.В. Комусовой был проведен анализ субъективных оценок студентами значимости для них различных аспектов будущей профессиональной деятельности. Результаты анализа показали, что снижение профессиональной направленности связано, прежде всего, с осознанием низкого общественного престижа избранной профессии или специальности. Так, коэффициент значимости утверждения «профессия - одна из важных в обществе» снижается с 0,56 на I курсе до 0,05 - на V курсе.

Динамика показателей профессиональной направленности студентов в период обучения в вузе

Таблица 3.
|Профессия |КУРС |По данным |
| | |авторов |
| |Курс | |
| | | |
| | | |
| |I |II |III |IV |V | |
|Инженерная |0.73 |0,55 |0.50 |0.40 |0,49 |А.Ф. Шиян |
|(судоводите| | | | | | |
|ль) | | | | | | |
|Инженерная |0,45 |0,36 |0,24 |0,26 |0,26 |Н.Б. Нестеров |
|(технолог) | | | | | | |
|Педагогичес|0,50 |0.42 |0,36 |0,28 |0,33 |Н.В. Комусова |
|кая | | | | | | |
|(физика) | | | | | | |

Факторы, определяющие профессиональный выбор школьниками (по данным различных авторов)

Таблица 4.
|Факторы |В % от общего числа |Оценка влияния по |
|выбора | |7-балпьной |
|профессии | |шкале |
| | | |
| |Шиян А.Ф. |Юшкова Л.Б. |Комусова Н.В. |Жданов СЯ. |
| |(п=240) |(n=l74) | | |
|Увлечение |2,5 |47,7 |5,2 |5,4 |
|учебным | | | | |
|предметом . | | | | |
|Интерес к |83.5 |43,1 |5,1 |5,0 |
|профессии | | | | |
|Советы |11.2 |21,8 |3,4 |4.4. |
|родных и | | | | |
|друзей | | | | |
|Рекомендации|0,4 |— |3,2 |2,8 |
|учителей | | | | |
|Средства |— |33,9 |3,0 |2,1 |
|массовой | | | | |
|информации | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4