Исследования индивидуальных различий людей
Исследования индивидуальных различий людей
Оглавление
Введение 3
Глава
1.Психофизиологические детерминанты индивидуальности
1.1Индивидуальность
и ее проявления. 6
1.2.Психофизиолгические
особенности темперамента 7
1.3.Особенность
характера 11
1.4.
Способность как индивидуальная особенность личности 15
Глава
2.Исследования индивидуальных различий
2.1Основные
исследования по формированию индивидуальности 19
2.2.Психофизиологические
исследования эмоциональной сферы 24
Глава
3. Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовой
деятельности человека 28
Заключение 43
Литература 45
Введение
XX век проходит под сильным влиянием
психологии на умы людей. Все более очевидной становится роль человеческой
индивидуальности в том, как складывается каждая отдельная судьба, все больше
признается влияние отдельной личности на судьбы людей, все меньше отмечается
тенденция принизить значение индивидуальноличностного фактора в судьбах разных
стран и народов в ходе исторических событий.
И все же, человек неспроста стремится
любыми способами угадать свое предначертание. Возможно, он это делает, чтобы
избежать разочарований и не питать ненужных иллюзий. Но, может быть, это ему
нужно также и для того, чтобы предупредить какие-то злосчастья и достичь в
жизни большего, вовремя "схватив за хвост" госпожу Удачу? Есть
основания думать, что человек должен больше верить в себя и надеяться на свои
собственные силы. Он сам должен быть творцом собственной судьбы вопреки ее
превратностям. Нам об этом давно твердят со страниц газет и журналов, полных
оптимизма и "веры в человека". Но никто не объясняет как это сделать.
Однако "рецепт" существует.
Он в правильном и своевременном распознавании индивидуальных способностей и
склонностей, характера и ценностной иерархии человека. А еще крайне важно для
каждого - научиться понимать других людей и умело общаться с ними.
Каждому цивилизованному обществу для
повышения его благосостояния, технического прогресса, для расцвета наук,
культуры, искусства, народного творчества и ремесел необходимо правильно
распорядиться человеческими ресурсами, своевременно определяя способности и
деловые качества во благо государства, но и радеть о душевном комфорте людей,
об их общем и психическом здоровье, которое также находится в прямой
зависимости от настроения и степени счастливости каждого человека.
Нередко только к концу жизненного
пути большинство людей начинает понимать себя в достаточной мере, чтобы
соизмерять свои возможности с желаниями, чтобы примирить разноречивые стороны
своей натуры, чтобы найти общий язык с окружающими. Слишком долго человек
действует в жизни на ощупь, полагаясь на собственную интуицию, прислушиваясь к
мнению окружающих, в котором, как в зеркале, пытается увидеть отражение своих
плохих и хороших качеств. Читая книги, просматривая кинофильмы и театральные
постановки, он стремится понять: "Кто я и каковы другие люди? Как жить,
чтобы быть счастливым, преуспевающим, чтобы меня уважали и любили, чтобы меньше
страдать, не впадать в уныние, избегать неудач и конфликтов, состояться как
личность и не жалеть на склоне лет о бесцельно прожитых годах ?". Крайне
важно своевременно разгадать свою натуру и правильно оценить свои способности
на заре жизни, когда человек выбирает профессию или спутника жизни; необходимо
также иметь представление о том, как справиться с чувством несчастливости,
когда приходится испытать разочарование в любви или в дружбе, когда встречаются
трудности общения в собственной семье или в сфере рабочих контактов. Именно в
начале жизненного пути, в момент вступления в пору сознательного отношения к
собственной судьбе, человеку важно получить ответ на множество вопросов,
связанных с его характером.
Также, весьма актуальна
социально-психологическая помощь человеку, оказавшемуся в ситуации, субъективно
переживаемой им как несчастье, безысходность, стресс, неверие в себя и свое
будущее, как чувство потерянности и одиночества при утрате привычного
жизненного стереотипа в связи вынужденной миграцией и так далее.
Наиболее достоверным и научно
обоснованным способом распознавания характера и способностей человека
располагает психофизиология. Разумеется, в первую очередь это необходимо
специалистам - психологам, социологам, педагогам, врачам. Лишь они, пройдя
специализацию по психологии индивидуальности и владея методиками
психодиагностического исследования, могут профессионально определять личностные
свойства людей, давать им рекомендации по выбору профессии, решать вопросы
кадрового отбора в рамках разных организаций, гармонизировать межличностные
отношения в семье, в командах, экипажах и в других группах, проводить
психологическую коррекцию отклоняющихся от нормы состояний. В узко-прикладных
целях отдельные методы могут использоваться и другими специалистами при условии
хорошего усвоения их с помощью квалифицированного консультанта. Это и
определило актуальность нашей работы.
Цель нашего исследования: дать
психофизиологическую характеристику индивидуальным различиям человека.
Задачи:
- познакомиться с учебной и научной
литературой по данному вопросу;
- выявить психофизиологическую основу
индивидуальных различий человека.
- определить методику исследования
индивидуальности.
Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, литературы.
Глава
1. Психофизиологические детерминанты индивидуальности
1.1
Индивидуальность и ее проявления
Личность каждого человека наделена
только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее
индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих
его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в
чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах
познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и
индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты
индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они
оказываются не существенными для оценки личности индивида и не получают условий
для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь
индивидуальные черты, в наибольшей степени втянутые в ведущую для данной
социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до
известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в
системе межличностных отношений, субъектом которых выступит человек как
личность.
Понятие индивидуальности (от лат.
individuum – неделимое) в современной психологии представляют системную организацию
человека как единую целостность, включающую различные уровни его
психологической организации[6,90].
Выделяется одно свойство и изучается
его проявление на разных уровнях психической организации человека, например,
уникальность, неповторимость: от кожных рисунков пальцев до неповторимости в
поведении и деятельности.
В качестве индикатора может
рассматриваться связь как внутри отдельного уровня, так и между уровнями. Чем
теснее эта связь, тем более единой целостностью выступает индивидуальность.
Например, связь свойств нервной системы с индивидуальной динамикой психических
процессов, состояний и личностных свойств человека.
1.2.
Психофизиолгические особенности темперамента
Первая попытка разделить людей по
темпераменту на группы принадлежит Гиппократу, который описал четыре наиболее
часто встречающиеся темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик,
объясняя природу индивидуальных особенностей поведения людей различием пропорций
'"жизненных соков" тела: крови (сангвис), слизи (флегма), желтой или
едкой желчи (холес) и черной желчи (меланхолес).. Позднее предпринимались и
другие попытки классифицировать темпераменты по иным сопутствующим признакам.
Так возникли конституционная теория темпераментов, гормональная теория и
др[1,56]
Павлов к этому вопросу подошел с
позиций рефлекторной теории высшей нервной деятельности и в основу
классификации положил особенности возбудительного и тормозного процессов,
которые, как теперь стало ясно, определяются нейрохимией мозга.
Первым показателем типологических,
различий, по Павлову, является сила возбудительного процесса, определяемая, по
скорости образования условных рефлексов. Вторым показателем служит сидя
тормозного процесса, которая выявляется но скорости выработки внутреннего
торможения. И, наконец, третий показатель - подвижность нервных процессов -
определяется в опытах с переделкой сигнальных значений раздражителей (и в ряде
других дополнительных проб)[4,89]
В классификации Павлова (как и у
Гиппократа) различают, четыре темперамента, которые Павлов называет типами
высшей, нервной. деятельности. Это:
1 — живой тип (соответствует
сангвинику Гиппократа), характеризующийся большой силой возбудительного и
тормозного процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью (тип сильный,
уравновешенный, подвижный);
2 — спокойный тип (соответствует
флегматику Гиппократа), обладающий .высокой силой и достаточной
уравновешенностью возбудительного и тормозного процессов, но малой их
подвижностью (тип сильный, уравновешенный, инертный);
3 — безудержный тип (соответствует
холерику Гиппократа), имеющий сильный возбудительный процесс при слабом
тормозном (тип сильный, но неуравновешенный)',
4 — слабый тип (соответствует
меланхолику Гиппократа), отличающийся малой силой возбудительного и активного
тормозного процессов.
Характер индивида зависит в основном
от прирожденного темперамента (генотипа). Однако на поведение оказывает
большое влияние также и воспитание, формирующее фенотип[2,78].
Сегодня понятно, что типология
индивида четко связана с нейрохимией мозга, которая, естественно, генетически
предопределена. Однако поведение обусловлено не только генотипическими
особенностями человека (и животного), но и его фенотипом, становление и
возможности которого бесспорно обеспечиваются не только воспитанием и обучением,
но и адаптивностью личности (которая также психофизиологически, а равно и
нейрохимически, предопределена), ограничивающей диапазон возможных ее
перестроек. Так, более адаптивны "норадреналовые" типы от холерика до
сангвиника (со всеми промежуточными формами сангвохолериков, образующих
континуум) и менее адаптивны "ицетилхолиновые" — от меланхолика до
флегматика (со всеми поромежуточными формами флегмомелинхоликов, также
представляющими собой континуум). Степень же адаптивности сангвофлегматиков
зависит от удельного веса сангвинического и флегматического звена в
темпераменте индивида[6,91].
Что касается сугубо психологических
черт личности, то и они, хотя и не абсолютно связаны, но в значительной степени
коррелируют с психофизиологическим типом человека. Так, повышенный нейротизм и
высокая личностная тревожность присущи холерикам и особенно меланхоликам, в то
время как ситуативная тревожность может повышаться и у средних, вполне
сбалансированных типов - у сангвиников и даже у флегматиков (а тем более у сангвохолериков
и флегмомеланхоликов).
Изучение эмоциональной сферы у людей
разной типологии привело к представлению о доминировании различных эмоций у
людей разных темпераментов. Так, оказалось, что доминирующей эмоцией
сангвиника является радость, холерика - гнев, меланхолика - страх, тоска, а для
флегматика наиболее характерно спокойное безэмоционалъное состояние (Симонов).
Однако это касается лишь общей модальности эмоционального состояния, варианты
же могут быть весьма различающимися, ибо характер эмоциональной и
поведенческой реакции обусловлен многими факторами, связанными как с
конституционными и функциональными особенностями мозга, так и с различными
сопутствующими воздействиями, как, например, с влиянием группы, с давлением на
сознание человека методологического, религиозного, общественного, юридического
и т.д. догмата. [3,90]
Более поздние исследования Теплова и
Небылицына допускают существование значительно большего количества типов
высшей нервной деятельности при различном комбинировании и различном удельном
весе основных типологических характеристик личности. Не говоря уже о так называемых
промежуточных типах (сангво-флегматик, сангво-холерик, флегмо-меланхолик), либо
о смешанных (например, флегматик с чертами сангвиника и .холерика и т.д.),
оказалось теоретически возможным выделить 120 типов, основанных на 4 вариациях
по силе нервных процессов, 3-х - по уравновешенности и 10-ти - по степени
подвижности.[12,71]
Так, Теплов и Небылицын рассматривают
понятие силы нервной системы как распадающееся на понятие о двух
самостоятельных свойствах ее: сила нервной системы в собственном смысле
(выносливость, предел работоспособности) и динамичность. При этом оба
названных свойства должны определяться отдельно для возбуждения и торможения.
Отсюда - и уравновешенность следует рассматривать как по силе, так и по
динамичности.
Что касается подвижности, то Теплов и
Небылицын оставляют за этим термином характеристику скорости переделки знаков
раздражителей, но вводят при этом дополнительный термин "лабильность",
характеризующийся временными параметрами реакций (например, такими как
критическая частота мельканий, реакция усвоения ритма и др.). С этих позиций
трудно судить о конкретных типах высшей нервной деятельности, а скорее можно
говорить об индивидуальных особенностях протекания нервных процессов, об
индивидуально-психологических различиях, а раздел, изучающий внутренние
механизмы таких различий, уместно было бы назвать, как считают Теплов и
Небылицын, "дифференциальный психофизиологией"[12].
И все же, характеризуя темперамент
индивидов, мы склонны "втискивать" их в рамки привычных для нас
четырех типов.
Сангвиник — человек решительный,
энергичный, быстро возбудимый, подвижен, впечатлителен, с ярким внешним
выражением-эмоций и легкой сменой их. Флегматик — спокойный, медлительный, со
слабым проявлением чувств, трудно переключается с одного вида деятельности на
другой. Холерик — вспыльчивый, с высоким уровнем активности, раздражительный,
энергичный, с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися в
речи, жестах, мимике. Меланхолик имеет низкий уровень нервно-психической
активности, унылый, тоскливый, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительный,
склонный к мрачным мыслям- и с угнетенным настроением, замкнут, пуглив. В
жизни такие «чистые» темпераменты встречаются редко, обычно комбинация свойств
более разнообразна. В свете учения о типах ВНД стала понятной и научная основа
учения о темпераментах. Сильное, уравновешенное, подвижное животное соответствует
сангвиническому темпераменту; сильное, неуравновешенное — холерическому;
сильное, уравновешенное, инертное — флегматическому; слабое — меланхолическому[12,78].
Имеются индивидуально-устойчивые в
покое и при работе типы. корковой активации. А.А.Ухтомский подчеркивал важность
изучения индивидуально-личностных особенностей «мозгового хронотипа»[12,56],
свойств интроверсии (аутизма), способностей к дифференциальной срочности
реакций, разных способов оценки ситуаций: либо по пути длительного логического
анализа, либо путем «внезапной рецепции зорким глазом специалиста сразу всей
обстановки, т.е. симультанном схватывании существенных сторон ситуации: Ученый
отмечал индивидуально выраженные способности к различению существенного от
несущественного в потоке ближайших конкретных ощущений с адекватными рефлексами
на них, указывал на Необходимость изучать те пути и средства, которые приводят
к развитию таких способностей в масштабах истории. Совокупность индивидуальных
особенностей психики и поведения человека составляет тип высшей нервной деятельности,
или темперамент человека, который складывается из общих свойств нервной
системы, характеризующихся: 1) экстра-интроверсией; 2) эмоциональной
стабильностью — нейротизмом; 3) подвижностью или инертностью нервных процессов[10,78].
Кроме того, у человека имеются
художественный и мыслительный типы
1.3.
Особенность характера
Каждый человек отличается от любого
другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле обычно
и говорят о чертах, характерных для данного человека. («Характер» и буквальном
переводе с греческого обозначает «чеканка», «отпечаток».) Но в психологии
слово «характер» имеет более узкий и определенный смысл. Не всякую
индивидуальную особенность человека называют чертой характера. Например, такие
индивидуальные психические особенности, как острота зрения и слуха, скорость и
длительность запоминания, глубина ума, не являются свойствами характера[8,74].
Каждая черта характера проявляется
лишь в соответствующих типичных обстоятельствах. Объясняется это тем, что о
каждой черте характера выражается отношение человека к определенным
обстоятельствам и сторонам действительности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|