Исследование социально-психологической адаптаци подростков
Интересно
также обратить внимание на то, как тревожные дети и подростки воспринимают свою
семью и отношение к ним родителей. А. М. Прихожан указывает, что тревожные дети
значительно чаще, чем их не тревожные сверстники, испытывали затруднения в
ответе на вопрос о предполагаемой оценке мамы, считая, что это во многом
зависит от того, как он будет себя вести, а также от маминого настроения и
самочувствия (56,2% против 12,5%). Таким образом, эти данные указывают на то,
что тревожные дети чувствуют себя в семье значительно менее уверенно, чем не
тревожные, семья не дает им переживания межличностной надежности, защищенности.
Тревожным подростком мать чаще воспринимается как принимающая, заботливая, но
одновременно ненадежная и доминантная, а отец - как требовательный,
принимающий, но доминантный и ненадежный. Эмоционально же благополучный
подросток в основном воспринимает мать как принимающую, заботливую и
сочувствующую, а отца - как принимающего, заботливого, но требовательного.
Таким образом, родители в восприятии тревожных подростков отличаются
непредсказуемостью и доминантностью, а также более слабой по сравнению с их
эмоционально благополучными сверстниками выраженностью принятия и заботы со
стороны отца. Тревожные подростки в большей степени, чем их эмоционально
благополучные сверстники, фиксируются на негативных характеристиках родителей и
своего отношения к ним в этой группе также более конфликтной оказывается фигура
отца.
Эйдемиллер
Э. Г., Юстицкий В. В. выделяют такой специфический вид тревожности, как
«семейная тревога». Под «семейной тревогой» понимаются состояния нередко плохо
осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи.
Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется
сомнениями, страхами, опасениями, касающимися, прежде всего семьи. Это страхи в
отношении здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвращений, в отношении
стычек, конфликтов, возникающих в семье. Тревожность эта обычно не
распространяется на внесемейные сферы, а именно производственную деятельность,
родственные, межсоседские отношения и т. п. В основе «семейной тревоги», как
правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для
него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах
других членов семьи, в родительской любви, неуверенность в себе; например,
индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и
которое не соответствует его представлению о себе. Важными аспектами этого
состояния являются также чувство беспомощности, ощущение неспособности
вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужном направлении. Типичные
высказывания индивидов с «семейной тревогой» ярче всего отражают как раз эту
сторону данного состояния. Характеризуя свои семейные отношения, они нередко
употребляют такие высказывания: «Чувствую, что как бы я ни поступил, все равно
кончится это плохо», «Часто чувствую себя беспомощным», «Когда я попадаю домой,
всегда из-за чего-то переживаю», «Я часто хотел (а) бы посоветоваться, но не с
кем». «Часто бывает, хочу сделать хорошо, а, оказывается, вышло плохо». В
соответствии с этим индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя
значимым действующим лицом в семье, какую бы объективно позицию в ней ни
занимал и сколь активную роль бы ни играл. Надо заметить, что факторы семейного
воспитания, прежде всего взаимоотношения «мать - ребенок», выделяются в
настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности едва ли
не всеми исследователями данной проблемы, практически независимо от того, к
какому психологическому направлению они принадлежат. Вместе с тем существует
достаточно мало сведений о тех факторах детско-родительских отношений,
семейного воспитания, которые являются специфическими с токи зрения
возникновения у детей устойчивой тревожности.
Обобщая
данные, касающиеся влияния особенностей семейного воспитания и
детско-родительских отношений на тревожность детей, можно сказать, что
возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что
нарушает чувство защищенности ребенка в семье, а с другой - все, что
ограничивает социальный опыт ребенка, заставляя его всецело ориентироваться на
семью.
Тревожность
в подростковом возрасте может стать личностной особенностью. Высокая
тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со
стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему
трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности
раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо,
неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится
достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные,
нереальные требования. Тревожный ребёнок имеет неадекватную
самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он
испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение - при
невротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе
снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие
псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.
Тревожный
подросток имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто
противоречивую, конфликтную. Повышенный уровень тревожности у ребенка может
свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или
иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в
себе. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу,
поведение - приневротического характера, с явными признаками дезадаптации,
интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие
псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация. Тревожность может
порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях
деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному
положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в
развитии самооценки и т. п. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней
низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность
в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать
указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить
инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые,
недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и
больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает
эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные
особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая
результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а
эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка
особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей.
Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не
порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим
способствуют успешному выполнению учебных заданий.
Итак,
в подростковом и раннем юношеском возрасте с тревожностью обнаруживаю связь в
основном те же самые характеристики семейного воспитания, что и на более ранних
этапах, - непредсказуемость поведения родителей, создающая ощущение
нестабильности, - с одной стороны, и их авторитарная, доминантная позиция - с
другой. В переживаниях тревожных школьников выраженными оказываются чувства
собственной зависимости и вины и невыраженным - чувство защищенности.
1.3.
Психологические особенности подросткового возраста.
Главное
содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к
взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке,
возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс
преобразования и определяет все основные особенности личности детей
подросткового возраста. Если ведущим видом деятельности младшего школьника
была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с
нею, то у
подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе
взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной
средой и определяет направленность его психического развития.
В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций,
которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь
различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях нашей
страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10—11 до 14—15 лет,
совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.
Подростковый
возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда
происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет
процесс окостенения скелета. Центральным фактором физического развития в
подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает
существенное влияние на работу внутренних органов. Нервная система подростка
еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие
раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или,
наоборот, сильного возбуждения. В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети
вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На
этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические
задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем.
Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой
стадии.
Кризисы
подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное
место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания.
Подросток начинает видеть и осознавать преимущество западной и недостатки своей
культуры. Выделяются такие крупные взаимосвязанные течения, как потребительство
и подражание всему западному, зарубежному. Молодые люди хотят жить лучше,
соответствовать высоким стандартам современного общества, их очень мало утешает
соображение о том, что в 20-30 лет назад жили гораздо хуже. Они тогда не жили и
это их не волнует. Отсюда и интерес ко всему западному, прежде всего, к бытовой
технике, несравненно лучшей по качеству, чем отечественная, к одежде и т.д. Для
того, чтобы естественное желание жить лучше превратилось в принципиальную
установку на материальное обогащение, чтобы желание узнать и использовать
передовой западный опыт обернулась «низкопоклонством» перед всем западом. Для
этого необходимо одно - отсутствие идейного противовеса. И действительно, чем
громче провозглашались противоположные идейные ценности, бескорыстие,
патриотизм, интернационализм, тем больше они оборачивались нестерпимой для
молодежи обстановки мертвой бюрократической лжи. Все чаще в молодежной среде
раскрывается характер потребительства. Потребительство оборачивается
хищничеством. Именно эта проблема - хищническая психология хищнических
ценностей и соответственно с этим поведением является сегодня центральной проблемой
в молодежной подростковой среде. Данная мысль следует в другую проблему,
проблему уже отклоняющейся социализации молодежи, которая вытекает в более
сложные ее формы деликвентного, противоправного поведения подростков. Когда
парень 13-15 лет «задушенный» тем, что у большинства его сверстников есть
модные джинсы, а у него их нет, а вернее нет средств и возможностей их
приобрести, идет на крайние меры, а конкретно либо на кражу, либо на какое-то
другое преступление, во чтобы-то ни стало приобрести эти джинсы.
Переоценкой своих
возросших возможностей определяется стремление подростков к известной
независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость.
Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки
окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их
правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом
возрасте. Интенсивно формируются нравственные понятия, представления,
убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем
поведении. Зачастую у подростков формируется система своих собственных
требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых. Одним из важнейших
моментов в личности подростка является развитие самосознания, самооценки;
возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя
с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Как
показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки,
самоуважение является необходимым условием нормального развития личности.
Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего
школьного к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между
самооценкой подростка и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям,
к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости,
агрессивности, недоверчивости, упрямству. В возрасте 12 - 17 лет особенно остро
проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не
будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность
психических травм и отклонений от норм поведения.
Основной
деятельностью школьного детства является учебная, в ходе которой ребенок не
только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами,
мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношениях.
Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный
возраст - 7-10 лет; младший подростковый - 11-13 лет; старший подростковый -
14-15 лет; юношеский возраст - 16-18 лет. Каждый из этих периодов развития
характеризуется своими особенностями. Одним из самых сложных периодов школьного
онтогенеза является подростковый период, который иначе называют переходным, так
как он характеризуется переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости.
Подростковый
возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.
Наибольшее количество детей с так называемой «школьной дезадаптацией», т. е. не
умеющих приспособиться к школе (что может проявляться в низкой успеваемости,
плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,
появлении негативных черт в личности и поведении, отрицательных субъективных
переживаний и т. п.), приходится на средние классы. Так, по данным В. В. Гроховского,
подтверждаемым и другими исследователями, если в младших классах школьная
дезадаптация встречается в 5-8% случаев, то у подростков в 18-20%. В старших
классах ситуация вновь несколько стабилизируется, хотя бы уже потому, что
многие «трудные» дети покидают школу. Развитие личности подростка происходит в
изменяющихся условиях развития группы (учителя-предметники, совместная трудовая
деятельность, дружеские компании и т.д.), полового созревания, существенной
перестройки организма.
Подростковый
период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким
усилением работы желез внутренней секреции. Это период полового созревания и
связанного с ним бурного развития и перестройки всех органов и систем
организма. Половым созреванием обусловлены психологические особенности
возраста: повышенная возбудимость и относительная неустойчивость нервной
системы, завышенные притязания, переходящие в наглость, переоценка
возможностей, самоуверенность и др. Половое развитие ребенка неотделимо от
общего его развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое
созревание - не только явление биологическое, но и социальное. Сам процесс
полового созревания влияет на поведение подростка опосредованно, через
социальные условия его существования, например, через статус подростка в
коллективе сверстников, его взаимоотношения со взрослыми и т.д. Утверждая свою
принадлежность к мужскому и женскому полу, подросток становится
человеком-мужчиной, человеком-женщиной. Это предполагает более широкое и
глубокое духовное и социальное созревание. И воздействовать на поведение
подростка можно только через преобразование социальных условий. Если в младшем
подростковом возрасте резко увеличивается количество отрицательных поступков:
непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость, то в
старшем подростковом возрасте их количество снижается. Подростки становятся
более уравновешенными, их самочувствие улучшается. Если младший подросток
нуждается в щадящем режиме (чтобы предотвратить резкие перегрузки, он нарушает
дисциплину, т.к. быстро утомляется и легко впадает в раздражительность), то
старшему подростку нужна правильная организация его деятельности. Дисциплину
нарушает от избыточной энергии, которая не находит правильного выхода.
Утрачиваются прежние способы самоутверждения, как «ребенка вообще», и
обретаются новые, связанные с половой принадлежностью. Утверждаются как
мальчики/девочки-подростки. В связи с этим намечаются изменения оценки себя и
окружающих (видят по-другому). К своей внешности относятся заинтересованно,
т.к. она становится фактором самоутверждения. Очень чувствительны даже к
добродушным замечаниям об их внешности. Если подросток придает очень большое
значение своей внешности, то может развиться застенчивость. Подростки сами
просят, чтобы написали о пубертатном периоде как можно страшнее, чтобы все
поняли, как ужасно себя чувствует подросток в период полового созревания. Когда
хочешь и не хочешь, когда можешь и не можешь, когда все время занят поиском
ответа на дурацкий вопрос: Взрослый ты или ребенок?
Кризис
подросткового возраста протекает значительно, если у школьника в этот период
возникают относительные постоянные личностные интересы, такие как
познавательные, эстетические интересы и пр. наличие у подростка устойчивых
личностных интересов делает его целеустремленным, внутренне более собранным и
организованным. Переходный критический период завершается возникновением
особого личностного образования, которое можно обозначить термином
«самоопределение», оно характеризуется осознанием себя в качестве члена
общества и своего назначения в жизни. При переходе от подросткового к раннему
юношескому возрасту резко меняется внутренняя позиция, устремленность в будущее
становится основной направленностью личности. По существу речь идет о
формировании на данном возрастном этапе наиболее сложного, высшего механизма
целеполагания, который выражается в существовании у человека некоторого
«замысла», плана жизни. Для внутренней позиции старшего школьника характерно
особое отношение к будущему, восприятие, оценка настоящего с точки зрения
будущего. Основным содержанием этого возраста становится самоопределение, и
прежде всего профессиональное. В условиях современного школьного обучения, когда большинство
школьников должны выбирать будущую профессию или профиль обучения в 13 - 14
лет, подростки зачастую оказываются не готовыми к самостоятельному выбору и
обнаруживают низкую активность в профессиональном самоопределении. Это
свидетельствует о необходимости внедрения в школах и других учебных заведениях
профессионального ориентирования и психологического консультирования при выборе
профессии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|