бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование развития силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики бесплатно рефераты


1.5.Направленность атлетической гимнастики  и её влияние на развитие силы у старших школьников.

Направленность атлетической гимнастики можно отнести к одной из разновидностей гимнастики с преимущественным содержанием в занятиях силовых упражнений с использованием стандарт­ных гимнастических снарядов, отягощении, различных тренажеров. Она направлена на укрепление здоровья, достижение более высокого уровня общефизической  подготовленности подростков, молодежи и людей сред­него возраста. В этом смысле атлетическая гимнастика призвана су­щественно изменить телосложение занимающихся, формируя гармонично развитую атлетическую фигуру, способствовать развитию двигательной работоспособности, гибкости и ловкости.

Разносторонность занятий атлетической гимнастикой массово-оздоровительного направления определяется включением в нее таких видов спортивной деятельности, как бег, плавание, игры, которые за счет своей специфики оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма атлета. Помимо силовых упражнений с различного рода отягощениями, упражнений на специаль­ных тренажерах, являющимися для атлетов спортивного направления основными, атлетическая гимнастика массово-оздоровительного харак­тера строится на использовании комплексов, которые могут включать:

- силовые упражнения на гимнастических снарядах (брусья , перекладина низкая и высокая, брусья разной высоты, конь, кольца и др.);

- ОРУ с силовым акцентом без предмета и с предметами (скакал­ки, гимнастические палки, набивные мячи, гантели, резиновые жгуты и др.)

Подбирая силовые упражнения для составления комплексов, сле­дует руководствоваться наиболее важным

-                        во-первых, в нем обязатель­но должны быть упражнения для основных мышечных групп: для мышц шеи, плечевого пояса и рук, мышц спины, брюшного пресса, ног;

-                        во-вторых, используемые в тренировке атлета силовые упражнения  должны учитывать три режима мышечной деятельности:

 а) напряжение мышц без изменения их длины (статический, изометрический режим), б) сокращение мышц с уменьшением их длины, в) увеличение длины мышц (уступающий режим).

Обязательным компонентом занятий атлетической гимнастикой явля­ются упражнения на гибкость, Специальные упражнения, связанные с проявлением активной и пассивной гибкости, могут быть включены: в разминку, как средство подготовки суставов к возрастающей нагрузке;

в основную и заключительную части занятия, как средство дополнитель­ного развития и активного восстановления мышц межцу подходами к си­ловым заданиям. Для этих целей, как правило, упражнения выполняются на полу, на снарядах и с предметами. Все более активным становится использование в занятиях атлетической гимнастикой системы "стретчинг".

• Нельзя забывать и о развитии выносливости, в особенности силовой выносливости, в значительной степени определяющей работо­способность атлета. Если силовая выносливость будет расти по мере увеличения количества повторений собственно силовых упражнений, то улучшение  так называемой  общей выносливости будет происходить при использовании продолжительной работы умеренной мощности, включающей функционирование большей части мышц атлета (бег, плавание).

Атлетическая гимнастика, взяв на вооружение средства основной гимнастики, получила прекрасную возможность для совершенствования ловкости, координации, скоростных качеств атлетов. Освоение техники большого количества упражнений на основных гимнастических снарядах, в акробатике может в значительной степени обогатить содержание тренировки, сделав ее более интересной и увлекательной, предоставит возможность использовать в деле свою силу, гибкость и координацию. Причем, значительное количество гимнастических упражнений на снарядах, связанное с проявлением силы, имеет прикладный характер, что при случае  может найти свое применение в трудовой, бытовой или воен­ной обстановке.

Практика подготовки атлетов подсказывает, что тренировки в атлетической гимнастике должны обязательно учитывать тип телосложения занимающихся. Так, для человека атлетического сложения (мезоморфный тип) характерна хорошо выраженная мускулатура, он крепок и широк в плечах, силовые нагрузки хорошо воздействуют на развитие массы и рельефа мышц.

 Тонкокостный астеник (эктоморфный тип) представляет собой человека со слабой мускулатурой,  ему трудно наращивать силу и объемы мышц. Чтобы добиться хороших результатов в атлетической гимнастике, астеникам рекомендуется повышать интенсивность нагрузки за счет уменьшения количества повторений и одновременно увеличения веса сна­ряда. При этом следует чаще чередовать силовые упражнения с упражне­ниями на расслабление.

Гиперстеник (андоморфный тип) имеет мощный костяк и, как правило, рыхлую мускулатуру. Люди этого типа склонны к полноте и, естественно, в занятиях нуждаются в особом подходе. Наряду с зада­чей выполнять комплекс с большой нагрузочностью, с акцентированием упражнений на воспитание выносливости, когда считается вес отяго­щений, но увеличивается количество повторений, гиперстенику необхо­димо включать в систему занятий упражнения, требующие высокой дви­гательной активности (бег, плавание, спортивные игры), и очень вни­мательно отнестись к своему режиму питания.

Чтобы проверить, соответствует ли вас (масса тела) занима­ющихся норме, следует вес (в килограммах) разделить на рост (в де­циметрах). Результат от деления в пределах 4,3-3,2 говорит о нормальной массе тела, 5,3-4,4 - чрезмерной, а 3,1-2,8 - недостаточной массе тела. Эти данные могут также характеризовать типы телосложе­ния: гиперстеники и астеники будут приближаться к крайним границам, а нормостеники - расположатся где-то посредине. Показатели выше или ниже пределов, как утверждают специалисты, могут в отдельных случаях свидетельствовать либо о болезненном ожирении, либо об истощении.

Существует формула, по которой можно условно судить о гармо­ничности телосложения:

окружность груди (см)  х  100 рост 

Результат более 55 следует считать отличным; меньше 50 -недостаточным развитием, 50-55 - обычным.

Вот еще несколько соотношений, характеризующих пропорцио­нальное телосложение:

- окружность шеи вдвое больше окружности запястья и вдвое меньше окружности талии;

-окружность бедра в полтора раза больше окружности голени;

- окружность голени примерно равна окружности шеи у женщины и окружности напряженного бицепса у мужчины;

- окружность груди должна быть в 1,1 раза больше окружности таза;

- окружность талии должна быть на одну четверть меньше окруж­ности груди.

• Построение занятия массово-оздоровительного направления атлетической гимнастики, в отличие от спортивного, не требует обязательного набора специальных тренажеров, штанг и гантелей раз­ного веса. В зависимости от условий проведения занятия (квартира или парк, двор с гимнастическими снарядами или обычный физкультур­ный зал), в соответствии с правилами составления комплексов упражнений, закономерностями воспитания физических качеств, а также  учитывая индивидуальные особенности занимающихся отбираются, а затем и используются средства основной гимнастики.

Выделим главное, что делает основную гимнастику наиболее при­годной для занятий атлетизмом.

1.                     С помощью гимнастических упражнений можно осуществить изби­рательное (локальное) воздействие на мышцы.

2.                     Гимнастические упражнения позволяют легко дозировать нагруз­ку за счет изменения количества повторений, режима мышечной работы (быстро, медленно), а также выбора варианта исполнения упражнения (простой, сложный), в зависимости от подготовленности и самочувствия занимающихся.

3.                     Имеется возможность использовать собственный вес,

            как отяго­щение.

4.                     При затруднении в освоении упражнений возможно расчленение

            его на более простые составляющие элементы.

5.                     Освоить физически или технически сложное гимнас-

            тическое       упражнение, представляющее интерес для

            атлета, можно используя проводку по движению, помощь

            в     наиболее трудных частях движения.

Что характерно для массовой атлетической гимнастики:

1. Атлеты, избравшие для себя массово-оздоровительное направление в атлетической гимнастике, в своих тренировочных занятиях в качестве модели используют отдельные черты системы подготовки в спортивной атлетизме, изменяемые с учетом возраста, уровня готовности, материаль­ных условий тренировки. Например, количество тренировок в неделю может быть от 2 до 4 с чередованием занятий в зале с занятиями в бассейне, лесопарке, во дворе.

2. В тренировке, помимо силовых упражнений, могут использоваться упражнения, связанные с воспитанием быстроты, ловкости, выносливости, гибкости на основе применении наиболее доступных и удобных средств.

Например, в одном занятии могут выполняться упражнения для воспита­ния силы мышц пояса верхних конечностей (на гимнастических снарядах), быстроты (легкоатлетические упражнения, акробатика), ловкости (испол­нение относительно сложных гимнастических движений), гибкости (систе­ма стретчинг).

•  3. Преследуя цель гармоничного и пропорционального развития тела с умеренной гипертрофированностью мышц, занимающиеся могут использовать разнообразные методы развития мышц.

4. Заниматься массово-оздоровительной атлетической гимнасти­кой могут практически люди любого возраста и любого уровня подготов­ленности,

5. Оздоровительная атлетическая гимнастика предполагает про­ведение занятий в любых условиях: в гимнастическом зале со снарядами и без них, в парке, на воздухе и дома, на школьных площадках и город­ках "Здоровье". Можно обходиться без отягощений и специальных трена­жерных устройств, используя собственный вес, самосопротивления, изо­метрические упражнения.

Спортивное направление в атлетической гимнастике направлено на обеспечение подготовки атлетов к выступлению на соревнованиях и достижению в ходе их максимально возможного результата. В нашей стране соревнования по атлетической гимнастике проводятся по двум видам: силовое троеборье и атлетическое позирование (обязательная и произвольная программы).

Помимо широко известного названия "культуризм", спортивный атлетизм все чаще сегодня называют термином уже привычным на Западе-"бодибилдинг" (анг. - телостроительство).

Для сравнения, приведем наиболее характерные черты атлетичес­кой гимнастики спортивного и массово-оздоровительного направлений.

Что характерно для бодибилдинга.

1. Для достижения наиболее высокого результата необходимы регулярные и строго систематические тренировки, построенные на осно­ве закономерностей многолетнего планирования.

2. Решая главные задачи подготовки, тренировка атлета, как правило, строится на преимущественном использовании определенного узкого набора силовых упражнений, исполняемых по жестко построенной системе чередования работа и отдыха, количества подходов и повторе­ний упражнения, веса отягощения и режима мышечной работа и др.

3. Так как основой подготовки является работа над формой тела, атлету постоянно приходится подбирать такие мышечные режимы, которые максимально способствуют увеличению массы и улучшению рель­ефа мускулатуры. Успехи в этом, как правило, связывают с использо­ванием предельных или околопредельных нагрузок.

4. Высокая эффективность тренировок невозможна без соблю­дения очень строгих требований к восполнению энергетического запаса за счет питания, которое, в основном, строится на усиленном употреб­лении протеинов (белков) и тщательно продуманном, дозированном потреблении других веществ (углеводов, жиров, минеральных солей и витаминов).

Специалисты считают бодибилдинг очень трудным видом спорта и выделяют самое главное: тренировка, питание и позирование. Таким образом, прежде всего - развитие мышц, а потом демонстрация того, чего достиг спортсмен, в артистическом исполнении. Для демонстрации красота тела современному атлету требуется пластичность, эмоциональ­ность и музыкальность.

Сегодня спортивное направление атлетической гимнастики в стране переживает новое рождение - после долгих лет умалчивания и полулегального существования оно обрело право на жизнь.           

Естественное стремление людей к физическому совершенству, к оздоровлению побуждает специалистов в области физического вос­питания вести поиск новых средств и методов достижения этих целей. Известные и хорошо зарекомендовавшие себя виды и формы гимнастики

традиционно остаются в арсенале испытанных средств советской физи­ческой культуры. Однако ряд причин обусловливает появление новых,

нетрадиционных видов двигательной активности в массовом физкуль­турном движении, в том числе и таких, как атлетическая гимнастика.

В старшем школьном возрасте (15—17 лет) наряду с совер­шенствованием ловкости, быстроты и гибкости необходима спе­циальная систематическая работа (особенно с юношами), направленная на развитие силы и различных проявлений вынос­ливости. Особую значимость приобретают различные упражне­ния с отягощением.

Глава 2.  Методы и организация исследования.


 2.1. Методы исследования.

  Для решения поставленных задач были использованы следующие методы     исследования:

1. Анализ литературы.

2.       Педагогическое наблюдение

3.        Теоретический анализ и обобщение.


2.2. Организация исследования.

Исследование проводилось поэтапно. На первом этапе исследования (октябрь, 2004), выбрана тема, поставлена цель, определены задачи. Следующий этап – поиск литературы по исследуемой проблеме и её теоретический анализ (октябрь, 2004 – март, 2005). Изучались и анализировались литературные источники по проблеме связанной с понятием и развитием силы, развития этого качества специальными средствами и методами в атлетической гимнастике, основу составил поиск использования средств  атлетической гимнастики  в развитии силы старших школьников. В результате теоретического анализа и обобщения научно- литературных данных,   были определены противоречия и проблема исследования, установлены актуальность и уровень разработанности выбранной темы исследования.

Глава 3.  Обобщение теоретического материала по проблеме развития силы у старших школьников.

     Ряд учёных С.В. Новаковский, Л.С. Дворкин, С. В. Степанов (8, 19) провели педагогический эксперимент, в котором участвовали три группы школьников 7-17 лет (только мальчики). Исследования проводились с 1988 по 1998 год в общеобразовательных школах г.Екатеринбурга. Особенность эксперимента заключа­лась в том, что одна из трех групп школьников 1-10 классов (1-я эксп. - 141 человек) в течение года тренировалась в секции базовой физической подготовки (не менее двух раз в неделю), в которой ис­пользовались традиционные средства физического воспитания. В этой группе от 20 до 30% учебного времени отводилось силовой подготовке. Вторая экспериментальная группа 1-10 классов (147 чело­век) тренировалась в секции базовой атлетической подготовки, в которой до 70% времени отводилось развитию силы. Контрольная группа школьников 1-10 классов (I 55 человек) состояла из мальчи­ков, двигательная активность которых была ограничена только двумя уроками физкультуры.

Возрастные силовые возможности школьников оценивались при выполнении теста - становая дина­мометрия. по формуле: ВИСС=Ц11: В, где ВИСС — возрастной индекс становой силы в относительных единицах. ЦП - цифровой показатель станового динамометра в см, В - возраст испытуемых.

Анализ изменений ВИСС по отношению к 7-летнему возрасту на протяжении 10 лет учебы в шко­ле, на их взгляд, позволяет оценить возрастные особенности прироста силовых возможностей школь­ников до 17-летнего возраста с одной стороны и при воздействии различных методов развития силы. с другой. При выполнении данного теста вовлекаются значительно большее количество групп мышц.

В первой экспериментальной группе, по данным первого исследования (сентябрь), уровень при­роста ВИСС за период учебы в школе был выше, чем на втором исследовании (май). Показатель прироста ВИСС у 13-летних школьников сентябрьских измерений был превзойден по результатам исследований в конце учебного года только к 16 годам. Более того. относительный показатель при­роста ВИСС в итоге в первом случае оказался выше (на 23.7%). Тем не менее, если судить но абсолютному показателю прироста ВИСС то, начиная с 14-летнего возраста, школьники первой экспериментальной группы показывали более высокие результаты, по сравнению с началом учеб­ною года. Однако эти различия у них оказались недостоверными.

Во второй экспериментальной группе практически повторяется та же тенденция, когда абсолют­ный показатель прироста ВИСС через год оказался выше по сравнению с первыми измерениями на всем во всех возрастных группах, а относительный показатель прироста превысил исходные данные только к 15-17 годам. По абсолютному показателю уровень ВИСС у школьников второй эксперимен­тальной группы к 17 годам оказался выше по сравнению с началом учебного года в этой возрастной группе на 10,2 о.е.. (+ 22,4%). в первой экспериментальной группе соответственно 2,0 о.е. (+2,6%).

В контрольной группе итоговый уровень прироста ВИСС по отношению к 7-летнему возрасту во всех случаях был ниже, чем это наблюдалось в первых, двух экспериментальных группах (рис. 1). Однако до 14-летнего возраста относительный показатель прироста ВИСС в контрольной группе достоверно не отличался от первых двух. Различие в величине ВИСС к 17 годам составил между контрольной и первой экспериментальной группой - 6,7 и второй – 13,6 о.е. В итоге по данным анализа прироста силовых возможностей в различных возрастных группах школьников они сделали заключение о том, что наиболее выраженное влияние на показатели при­роста ВИСС оказывает тренировка в секции базовой атлетической подготовки. В меньшей степе­ни влияет на возрастной характер изменения силы занятия в секции базовой физической подготовки.

Выводы.

   По исследованию состояния вопроса о влиянии средств  атлетической гимнастики, на развитие силы старших школьников можно сделать следующие выводы:

1.     Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросами развития силы у школьников занимается значительное количество учёных (1,5,6, 7, 8-10  и др.)

   2. Атлетическая гимнастика, как средство развития силы старших школьников рассматривается в работах не многих авторов (9, 10, 14, 15, 19, 22 и др.).  В силовой подготовке старших школьников многие отмечают комплексный подход, например, помимо силовых упражнений, могут использоваться упражнения, связанные с воспитанием быстроты, ловкости, выносливости, гибкости на основе применении наиболее доступных и удобных средств. В одном занятии могут выполняться упражнения для воспита­ния силы мышц пояса верхних конечностей (на гимнастических снарядах), быстроты (легкоатлетические упражнения, акробатика), ловкости (испол­нение относительно сложных гимнастических движений), гибкости (систе­ма стретчинг).

3. Средства атлетической гимнастики не только влияют на развитие си­лы и формирование гармоничных телесных структур, но и на формирование  эстетического вкуса, по­скольку красота форм тела и движений в спорте - общепризнанные ценно­сти

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Абрамовский И.Н. Зависимость между силой, весом и ростом спортсмена// Теор. и практ. физ. культ., 1968, №11, с. 17-19. 

2.                 Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 1968. - 166 с. 

3.                 Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с. 

4.                 Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина. 1966. - 166 с.     

5.                 Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с.

6.                 Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.-М.: Физкультура и спорт, 1980.- 136с.

7.                 Воробьев А.Н. Сила как физическое качество и методы ее развития// Тяжелая атлетика: Ежегодник-81. -М.: ФиС, 1981, с. 117-131. 

8.                  Дворкин Л.С. Силовые виды единоборств (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовое троеборье). Кубан. гос. ун-т.1997,- 365 с. 

9.                  Дворкин Л.С. Спортивно-педагогические проблемы занятий тяжелой атлетикой с раннего подросткового возраста//Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 12, с. 36-40.

10.           Дворкин Л.С., Воробьев С.В., Хабаров А.А. Особенности интенсивной силовой подготовки юных атлетов 12-13 лет //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997, №4, с. 33-40.

11.            Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1966.—200 с.

12.            Зациорский В.М., Сергиенко Л.П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств че­ловека/теория и практика физической культуры. — 1975.—№ 6. -С. 22-29.

13.            Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости//Физиологический журнал, 1962

14.             Никитюк Б.А. Интегративно-антропологические основы физического воспитания и детско-юношеского спорта //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, - 1998, № 2, с. 6-9.

15.             Программа общеобразовательных учебных заведений. Физиче­ское воспитание учащихся 1-Х1 классов с направленным развитием двига­тельных способностей /Подг. В.И.Ляхом, Г.Б.Мейксоном. - Просвещение, 1993.-64 с.

16.            Розенблат В.В., Устьянцев С.Л. Утомление при динамической и ста тической мышечной деятельности человека//Физиология человека.- 1989.

17.             Саркисова Н.Г. Специальная силовая подготовка гимнастов высокой квалификации в условиях комплексного вариативного использования переменных режимов сопротивлений: Автореф. канд. дис. Майкоп, 2000. - 27 с.

18.             Сальников В.А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развития //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - №4. - С. 8-12

19.             Тамбиева А.П. Возрастное развитие и способность ифференцировать силу мышц кисти. Науч. конф. по возрастной морфол., физиол. и биохим. - М.: АПН РСФСР, 1962, с. 246-251.

20.            Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г. Телосложение и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 237 с.

21.             Фаламеев А.И. Вариативность методики тренировки тяжелоатлета. Тяжелая атлетика. Ежегодник-74. - М.: ФиС, 1974, с. 17-20. 

22.             Хрипкова А.Г., Колосов Д.В. Мальчик - подросток - юноша. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.

23.            Теория и методика гимнастики. Под ред. В.И.Филипповича. М., «Просвещение», 1971.

24.            Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. - М.: Физкуль­тура и спорт, 1975. - 208 с.

25.             Филин В.П. Возрастные изменения быстроты, мышечной силы и скоростно-силовых качеств //Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов /Под общей ред. В.П.Филина. - М.: Физкультура и спорт, 1968. -C.I 1-24.

26.            Черняк А.В. Методика тренировки в условиях ДЮСШ //Тяжелая атлетика. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - С. 19-23.


Страницы: 1, 2, 3