|
Исследование профессиональной мотивации студентов педагогического вуза
Исследование профессиональной мотивации студентов педагогического вуза
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ЕЛАБУЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Исследование
профессиональной мотивации студентов педагогического вуза
Выполнил студент 181 группы
Казакова Марина
Александровна
_______________
подпись
Научный руководитель
к. пс. н., доцент Г.М. Льдокова
_______________
подпись
ВКР защищена
«____» _________________
2006 г.
Оценка
_______________________
Председатель ГАК
_____________
Ф.И.О.
_______________
подпись
ЕЛАБУГА 2006
Содержание
|
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом
возрасте............................................................................
1.1. Социально-психологические особенности студенческого
возраста................................................................................................
1.2. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных
и отечественных психологов.......................................
1.3. Специфика учебной мотивации
студента.................................
1.4. Профессиональная
мотивация...................................................
Выводы.....................................................................................................
Глава 2.
Исследование профессиональной мотивации………............
2.1. Цель, задачи
исследования.........................................................
2.2. Описание методов исследования...............................................
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов..................
Выводы....................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
3
7
7
12
18
29
34
37
37
37
41
46
48
50
|
ВВЕДЕНИЕ
Переход от
старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и
ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в
мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и
специальностей.
В первую очередь
наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных
ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В
переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные
ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества
личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы,
присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и
связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в
системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы
относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени
сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
Актуальность
темы.
Проблема
профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение.
Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты
взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс
приобретает приоритетное значение.
Изучение
структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов педагогических
факультетов вузов России, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере
образования, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения
эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение,
расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.
Студенческий
возраст представляет особый период жизни человека. Заслуга самой постановки
проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной
категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г.
Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также
в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и
других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты
экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Одними из важнейших
компонентов педагогической деятельности является мотивационный комплекс
личности: мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха и
боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для студентов, обучающихся
в педагогическом вузе. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов
и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости
профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются
чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального
обучения.
Проблема
мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии.
Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено
не поддающееся учёту количество публикаций и среди них – монографии российских
авторов: В.Г. Асеева, И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Вилюнаса,
И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе,
Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г.
Москвичёва, Л.И. Петражицкого, П.В. Симонова, А.А. Файзуллаева, Ш.Н.
Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X.Хекхаузена, Д.В.
Аткинсона, Д.Халла, А.Г. Маслоу.
В
настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации
поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные
понятия. Особенно малоизученной оказалась структура профессионально-педагогической
мотивации у студентов в процессе подготовки специалиста в вузе.
Цель
исследования –
исследование профессиональной мотивации у студентов педагогического ВУЗа.
Предметом
исследования
являются мотивационный комплекс личности. Под мотивационным комплексом личности
мы понимаем соотношение внутренней, внешней положительной и внешней
отрицательной мотивации в структуре учебной и профессиональной деятельности.
Объект
исследования – студенты 1 курса психолого-педагогического факультета
педагогического вуза (г. Елабуга) – 46 чел
Задачи
исследования:
1. Анализ отечественной и
зарубежной литературы по теме исследования;
2. Изучить
социально-психологические особенности студенческого возраста;
3. изучить профессиональную
мотивацию студентов;
Методы
исследования
В
качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические
средства: методика К.Замфир в модификации А.А. Реана «Изучение мотивации
профессиональной деятельности», «Методика определения мотивации учения
студентов» Каташев В.Г.
Практическая
значимость
исследовательской работы заключается в том, что она раскрывает содержание
психологических особенностей учебной мотивации студента педагогического ВУЗа и
выявляет ее значимые составляющие. Мы полагаем, что проведенное исследование
будет способствовать саморазвитию студента, овладению учебным материалом,
развитию учебно-познавательных мотивов сравнительно высокого уровня, что в свою
очередь может привести к формированию других социальных мотивов. Иными словами,
появляется реальная возможность собрать воедино то небольшое количество
диагностических приемов, позволяющих определить характер учебной мотивации
совместной деятельности.
Полученные
в работе данные можно использовать в профилактической, консультационной и
психокоррекционной работе психологической службы высшего педагогического
образования, профессиональной ориентации и профотбора будущих педагогов.
Результаты исследования могут быть учтены в планировании учебного процесса в
ЕГПУ; выявленные особенности мотивации в педагогической деятельности студентов
позволяют осуществить дифференцированный подход в процессе подготовки к
предстоящей профессионально-педагогической деятельности. Результаты
исследования могут быть использованы в профконсультационной работе.
Структура
и объём работы ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, приложения,
списка литературы, включая 60 источников. Общий объем работы 64 страницы
компьютерного набора, включая 5 таблиц.
Глава
I. Теоретические аспекты
изучения мотивации в студенческом возрасте
1.1.
Социально-психологические особенности студенческого возраста
Для этого возраста характерно
завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма,
создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении,
но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения
возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего
мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и
свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.
Юность – период
жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от15-16 до
21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного,
непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного
повзросления.
В юности у
молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность
стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким
Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.
Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди
категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие
характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности
молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и
испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного,
доброго до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в
искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении – во всем
том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца
человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой
человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился
пороком и противостоянием общественным добродетелям.
Как бы странно ни
была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она
интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает – еще
нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей («Если бы
молодость знала…»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается
данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать,
несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные
ориентации молодого человека. Юность – период жизни, когда над другими
чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку [36].
Начав в
отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения,
молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя
качеств в юности. Однако у одних – это духовный рост через идентификацию с
идеалом, а у других – выбор для подражания антигероя и связанные с этим
последствия развития личности.
В этот период
жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности
для реализации себя в труде и в самой жизни.
Юность –
чрезвычайно значимый период в жизни человека [27]. Вступив в юность подростком,
молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он
действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и
земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность,
свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать
человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот
период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.
Юность – период
жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью,
ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности,
когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации
уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности,
способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к
самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм,
правил поведения в обществе и др.
В юности получает
новое развитие механизм идентификации обособления. Также для этого возраста
характерны свои новообразования.
Возрастные
новообразования – это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных
возрастных этапах. В них проявляется особенности психических процессов,
состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую
степень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста
охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики.
Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях,
в характере [5, с.63].
Центральными
психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и
самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется
целенаправленное регулирование его отношений к окружающей среде и к своей
деятельности, ведущей же деятельностью периода ранней юности является
учебно-профессиональная деятельность.
К
новообразованиям юности И. Кон относит развитие самостоятельного логического
мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности,
интерес к научному поиску.
Важнейшим
новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть
самопознания, а суть его – установка по отношению к самому себе. Она включает
познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление
о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент
(самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде
размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую
переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни – возможно, их изменение
и дальнейшее развитие.
Смысл жизни – это
важнейшее новообразование ранней юности. И.Кон отмечает, что именно в этот
период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом
ближней и дальней перспективы.
Также важным
новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом
проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как
проявление начала поиска ее смысла.
В юности человек
стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в
общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая
проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает
тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей
стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные
процессы, сознательно рефлексируя на них.
Юность, обретая
потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать
освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных
и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания,
захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы
дойти до понимания относительности любой независимости, для того чтобы ценить
родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит
духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые
переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные
страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси – теперь
уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми
близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый,
социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных
ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и
понимание необходимости зависимости – ведь личность несет в себе бытие
общественных отношений [36].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|