Исследование особенностей для реализации физического воспитания
Исследование особенностей для реализации физического воспитания
Введение
Реализация цели физического воспитания
осуществляется через решение оздоровительных, образовательных и воспитательных
задач.
Оздоровительные задачи определяют направленность
педагогических воздействий на гармоничное физическое развитие школьника и его
подготовку к нагрузкам, связанным с характером учебной деятельности.
Гармоничное физическое развитие предполагает воспитание основных физических
качеств и развитие способностей у школьников, повышение функциональных
возможностей дыхательной, сердечно-сосудистой систем, укрепление центрального и
совершенствование периферического звена нервной системы, активизацию обменных
процессов, совершенствование и развитие адаптивных свойств организма.
Подготовка к нагрузкам в процессе учебы связана с поддержанием оптимального
функционального состояния организма, высокого уровня его работоспособности в
течение учебного дня, недели, месяца, года.
В младшем школьном возрасте особое значение
имеет формирование правильной осанки путем развития опорно-двигательного
аппарата, общего укрепления мышечного корсета, профилактики плоскостопия,
формирования правильных изгибов позвоночника и т.д. Оздоровительные задачи
предусматривают также повышение устойчивости организма к неблагоприятным
воздействиям внешней среды и простудным заболеваниям. Реализация этих задач
вызывает у детей бодрость, жизнерадостность, способствует достижению высокой
работоспособности, помогает успешно овладевать учебным материалом по различным
предметам школьной программы.
Образовательные задачи нацелены на вооружение учащихся знаниями,
умениями и навыками, необходимыми в разнообразных условиях жизни. Здесь
выделяются задачи, связанные с приобретением знаний о режиме дня, правилах
личной гигиены и закаливании, способах (технике) выполнения двигательных
действий, а также знания и умения по организации и проведению ежедневных
домашних занятий физическими упражнениями.
В младшем школьном возрасте наиболее
ответственной образовательной задачей является также создание так называемой
школы движений, включающей формирование и совершенствование жизненно важных
двигательных умений и навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях различных
предметов, лазанье и перелезании, передвижении на лыжах, плавании. В младшем
школьном возрасте запас двигательных действий у детей весьма ограничен, что
определяет возможности развития физических способностей. Именно отсутствие
разнообразия двигательных действий в свою очередь мешает направленному
воздействию на те или иные органы и структуры организма, не позволяет
целеустремленно управлять их активностью, а следовательно, добиваться
положительных результатов в гармоничном физическом развитии. Чтобы избежать
этого негативного явления, осуществляют совершенствование двигательных навыков
и умений, приобретенных в дошкольном возрасте, а также обучают новым двигательным
действиям, которые хотя и не имеют непосредственно прикладного характера, но
являются необходимыми для всестороннего развития физических способностей. Эти
двигательные действия представлены в Комплексной программе физического
воспитания учащихся.
Воспитательные задачи характеризуются воспитанием
физических качеств личности, связанных с проявлением физических и психических
потенций школьников при решении двигательных задач в конкретных ситуациях.
Содержание учебного процесса в начальной школе должно быть увязано с
воспитанием дисциплинированности, воли, коллективных действий. Решение этих
задач способствует развитию у школьников устойчивого интереса к проявлению
своих физических возможностей, использованию их в повседневной жизни, побуждает
к занятиям спортом. Особенно важно, чтобы условия, в которых решаются
двигательные задачи, были максимально приближены к реальной жизни. Такие
условия обеспечивают имитационными играми, проявлением физических возможностей
во время прогулок, походов и т.д.
В данной работе рассмотрены все физические
качества человека, методика их развития. Правильное воспитание на уроках
физкультуры позволит гармонично развить физические качества и способности,
заложить крепость тела и духа. В работе подробно рассмотрены возрастные
особенности развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как
без знания этих особенностей невозможно правильно определить нагрузку, методику
проведения воспитательной работы.
1. Основы развития физических качеств и способностей у детей
дошкольного и младшего школьного возраста
Под физическими качествами понимают социально
обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека,
выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную
деятельность.
К числу основных физических качеств относят
силу, выносливость, ловкость, гибкость и т.д.
От других качеств личности физические качества
отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач
через двигательные действия.
Двигательные действия, используемые для решения
двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних
отмечается более высокий темп выполнения, у других – более высокая точность
воспроизведения параметров движения и т.п. Например, в ходе эстафеты с ведением
мяча одни ученики добиваются положительного результата за счет высокой скорости
передвижения, а другие–за счет техники ведения. Наблюдаемые различия
объясняются индивидуальными возможностями учеников и отражают по своей сути
уровень развития тех или иных физических способностей [1, c. 17].
Под физическими способностями понимают
относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности
органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает
эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности
определяются соответствующими задатками, приобретенные – социально-экологической
средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может
развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же
задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей
в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных
возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая
физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее
физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность
физических способностей определяет то или иное физическое качество. Например,
нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека, если он
способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м.
Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических
способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии
двигательных режимов ее выполнения (например, при беге на дистанции 1500 м
и 5000 м, при многоразовом поднимании тяжестей различного веса и т.д.).
Развитие физических способностей происходит под действием двух основных
факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и
социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям).
В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство
наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей
органов и структур организма.
Изложенные представления о сути физических
качеств и физических способностей позволяют заключить: а) в основе воспитания
физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты
способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно
проявляется в решении двигательных задач; б) развитие физических способностей
обусловливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности
функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более
надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более
устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных
действиях; в) воспитание физических качеств достигается через решение
разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей – через
выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных
задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность
выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной
активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании
физических качеств.
Возрастные особенности детей 6–10 лет. Для
детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой
двигательной активности. Она заложена наследственной программой индивидуального
развития ребенка и обусловливает необходимость постоянного подкрепления
расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей.
Если эти органы и структуры не проявляют постоянной активности, то процессы их
развития тормозятся и, как следствие этого, возникают разнообразные
функциональные и морфологические нарушения. Вместе с тем постоянная активность
является своего рода «пусковым механизмом» прогрессивного повышения
функциональных возможностей детей [2, c. 68].
Характеристика двигательной активности. Под
двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий,
выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Выделяют регламентируемую,
частично регламентируемую и нерегламентируемую двигательную активность.
Регламентируемая двигательная активность представляет собой суммарный объем
специально избираемых и направленно воздействующих на организм школьников
двигательных действий (например, на уроке физической культуры). Частично
регламентируемая двигательная активность – это объем двигательных действий,
возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время туристского
похода). Нерегламентируемая двигательная активность включает объем спонтанно
выполняемых двигательных действий (например, в быту). Средняя норма
двигательной активности, включая все ее разновидности, для младших школьников
должна составлять не менее 12–18 тыс. движений в сутки с обязательным включением
1–1,5 ч организованных занятий физической культурой.
Объем времени регламентируемой двигательной
активности младших школьников включает уроки физической культуры (два раза в
неделю по 45 мин), физкультурные минутки (5 мин), подвижные перемены
(20–30 мин), спортивный час в группе продленного дня (50–60 мин) и
выполнение домашних заданий по физической культуре (15–25 мин). Этот объем
может быть увеличен за счет внешкольной спортивно-массовой работы (кружки,
спортивные секции, соревнования и т.д.).
Рассматривая вопросы двигательной активности
детей младшего школьного возраста, необходимо учитывать характер их
повседневной деятельности, связанной с обучением в школе. Особое внимание нужно
уделять ученикам I класса. Для ребенка начало
обучения является критическим периодом, когда он из «играющего» превращается в
«сидящего». Свидетельство тому – снижение двигательной активности у
первоклассников в среднем на 50% по сравнению с дошкольниками. В младшем
школьном возрасте по параметрам двигательной активности отмечаются существенные
различия между мальчиками и девочками: мальчики имеют эти показатели в среднем
на 16–30% выше.
2. Физические качества и способности
2.1 Выносливость
Выносливость выражается через совокупность физических
способностей, обеспечивающих поддержание длительности работы в различных зонах
мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной
нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций
органов и структур организма.
Продолжительность механической работы до
полного утомления можно разделить на три фазы: начального утомления,
компенсированного и декомпенсированного утомления. Первая фаза
характеризуется появлением начальных признаков усталости, вторая – прогрессивно
углубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счет
дополнительных волевых усилий и частичным изменением структуры двигательного
действия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге).
Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящей к снижению
интенсивности работы вплоть до ее прекращения.
В теории и практике физического воспитания
выделяют общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимают
длительное выполнение работы с оптимальной функциональной активностью основных
жизнеобеспечивающих органов и структур организма. Данный режим работы
обеспечивается преимущественно способностями выполнять двигательные действия в
зоне умеренных нагрузок. Специальная выносливость характеризуется
продолжительностью работы, которая определяется зависимостью степени утомления
от содержания решения двигательной задачи. Специальная выносливость
классифицируется: а) по признакам двигательного действия, с помощью которого
решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); б) по
признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная
задача (например, игровая выносливость); в) по признакам взаимодействия с
другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного
решения двигательной задачи (например, силовая выносливость) [3, c. 28].
Воспитание выносливости осуществляется
посредством решения двигательных задач, требующих мобилизации психических и
биологических процессов в фазе компенсаторного утомления или в конце предшествующей
фазы, но с обязательным выходом на фазу компенсаторного утомления. Условия
решения задач должны обеспечивать вариативный характер работы с обязательно
меняющимися нагрузками и структурой двигательного действия (например,
преодоление препятствий во время бега по пересеченной местности).
К ведущим физическим способностям, выражающим
качество выносливости, относят выносливость к нагрузкам в максимальной,
субмаксимальной, большой и умеренной зонах нагрузок. Все эти способности
имеют единый измеритель – предельное время работы до начала снижения ее
мощности.
Выносливость в условиях максимальных
нагрузок в младшем школьном возрасте увеличивается постепенно. К основным
средствам для ее развития относят циклические упражнения, продолжительность
выполнения которых не превышает 5–10 с, что можно сравнить с пробеганием
отрезков в 20–40 м с максимальной скоростью. Как правило, эти упражнения
выполняют повторным методом, сериями. Интервалы для отдыха между беговыми
упражнениями составляют обычно 30–45 с, а между сериями 1,2–2 мин. Паузы
для отдыха заполняют упражнениями на расслабление, ходьбой, чередуемой с
дыхательными упражнениями, и т.д. Активный отдых ускоряет восстановление
организма для последующей работы. Количество серий или беговых упражнений в
серии определяется самочувствием школьников и их функциональным состоянием.
Здесь учитель может ориентироваться на два основных показателя: частоту
сердечных сокращений (ЧСС) и скорость бега. У младших школьников повторная
нагрузка допускается при ЧСС. не более 116–120 уд/мин и при снижении скорости
бега в среднем до 70–75% от максимальной.
Выносливость в условиях субмаксимальных
(околопредельных) нагрузок в младшем школьном возрасте начинает интенсивно
нарастать у мальчиков с 10 лет и у девочек – с 9 лет. Основными средствами
развития выносливости в этом возрасте являются упражнения циклического
(например, бег) и ациклического характера (прыжки). Интенсивность нагрузки при
этом составляет 75–95% от максимальной, а продолжительность выполнения
упражнений от 20 с до 1,5 мин. Например, если предельная скорость бега у
мальчиков III класса составляет 4,6–5,0 м/с,
то при субмаксимальной нагрузке она снижается примерно до 4,2–4,6 м/с. Эти
упражнения можно выполнять с дополнительными отягощениями, но с обязательной
коррекцией продолжительности, количества повторений и скорости выполнения.
Ведущим в развитии выносливости является метод
строго регламентированного упражнения, позволяющий точно задавать величину и
объем нагрузки. Повторное выполнение упражнения или серий можно начинать при
ЧСС 110–120 уд/мин. В паузах для отдыха выполняют упражнения на дыхание,
расслабление мышц и развитие подвижности в суставах. Развивать выносливость при
субмаксимальных нагрузках целесообразно после упражнений на развитие
координации движений или обучения двигательным действиям при начинающемся
утомлении. Продолжительность упражнений, их количество и интервалы для отдыха
между ними должны быть соотнесены с характером предшествующей работы.
Выносливость в условиях больших нагрузок наиболее
интенсивно увеличивается у мальчиков с 8 до 11 лет, а у девочек – с 9 до 11
лет. Основными средствами ее развития являются циклические упражнения
(например, бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.), выполняемые с интенсивностью
в 65–70% от максимальной. По своему воздействию упражнения должны вызывать
значительное повышение ЧСС и легочной вентиляции. В зависимости от возраста ЧСС
может достигать 180–200 уд/мин, а минутный объем дыхания от 40 до 60 л/мин
при частоте дыханий 45 – 60 цикл/мин. Развитие выносливости в условиях больших
нагрузок осуществляется методами строго регламентированного и игрового
упражнений. Последний позволяет за счет повышенной эмоциональности достигать
большего объема работы. В младшем школьном возрасте продолжительность беговых
нагрузок достигает 3–5 мин, а интервалы для отдыха 6–8 мин. Повторное
выпол-нение упражнения осуществляется при ЧСС НО-115 уд/мин и минутном объеме
дыхания на уровне 110–120% от исходной величины. Выносливость в условиях
больших нагрузок развивают, как правило, в конце основной части урока на фоне
начального утомления. Чем больше утомление от предшествующей работы, тем
меньше надо времени для получения одноразового тренировочного эффекта в
развитии выносливости.
Страницы: 1, 2
|
|