Использование стихотворений и рифмовок для усвоения языкового материала
Использование стихотворений и рифмовок для усвоения языкового материала
Введение
В условиях
гуманизации образования, когда личность растущего человека находится в центре
всей образовательной и воспитательной деятельности, поиск эффективных способов
и приемов обучения, в том числе и обучения иностранному языку привлекает
пристальное внимание многих ученых, методистов и учителей. Один из таких
эффективных приемов обучения - использование стихотворных и рифмовочных
материалов на уроках иностранного языка.
Практически все
педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения отводят
большое место поэтическим текстам при изучении иностранного языка. Некоторые
учебные пособия целиком базируются на использовании поэтических текстов: или
аутентичных, или специально сочиненных. Важность этой работы трудно
переоценить.
Во-первых,
стихи, рифмовки - это тот текстовый материал, который дети любят, который им
интересен, а следовательно, работа с ними положительно эмоционально окрашена
для ученика, что, как уже сказано, в значительной степени содействует усвоению
материала.
Во-вторых,
аутентичный литературный или фольклорный материал способствует постижению языка
в контексте культур.
В-третьих,
поэтические тексты и рифмовки являются прекрасным материалом для отработки
ритма, интонации иноязычной речи, совершенствование произношения.
В-четвертых, при
работе со стихами и рифмовками решается проблема многократного повторения
высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова.
Многократное воспроизведение песни или стихотворения не воспринимается как
искусственное.
Как показывает
опыт, учителя часто пренебрегают стихами и рифмовками на уроках английского
языка. А в случае их применения обращаются лишь к традиционным произведениям,
что вызывает пренебрежительное отношение учащихся. Или же для многих
преподавателей вся работа сводится к "прослушиванию" и
"заучиванию", поэтому ученики часто даже не понимают смысла
заученного ими стихотворения. Проблема использования стихотворений и рифмовок заслуживает
должного внимания на всех ступенях обучения, начиная с начального, заканчивая
старшим, так как повышается эффект обучения языковому материалу. Любовь к
поэзии должна прививаться детям с раннего возраста и сопровождать их всю жизнь.
Изложенные выше
факты определили тему исследования.
Актуальность
исследования обусловлена следующими факторами:
- поиском
эффективных путей обучения языковому материалу;
- трудностями
овладения учащимися языковым материалом.
Объект
исследования - процесс обучения иностранному языку.
Предметом
исследования является методика использования стихов и рифмовок на уроках
иностранного языка, как средства повышения эффективности образовательного
процесса.
Цель
исследования заключается в теоретическом обосновании роли стихов и рифмовок в
процессе обучения языковому материалу.
Поставленная
цель предполагает решение следующих задач:
1) изучить
методическую литературу и дидактические источники по данной проблеме;
2) рассмотреть
методику и особенности работы со стихотворным материалом при обучении
английскому языку;
3)рассмотреть
специфику иностранной поэзии, как одного из стимулирующих факторов в обучении
иностранному языку;
4)
проанализировать работу учителей иностранного языка.
Методы
исследования:
1)
теоретические: изучение и анализ литературных источников;
2) практические:
наблюдение;
3)
интерпретационные: качественный анализ результатов исследования
1.
Теоретические
основы обучения языковому материалу
1.1 Роль грамматических навыков в
овладении иноязычной деятельностью
Под
грамматическим навыком подразумевается систематизированное действие по выбору
модели адекватной речевой задачи в данной ситуации, правильно оформленным
речевым единицам грамматического уровня, совершаемое в навыковых параметрах и
служащее одним из условий выполнения речевой деятельности [5;17].
Роль
грамматического навыка в обучении английскому языку крайне важна, так как,
научив школьников читать, говорить, слушать, писать на иностранном языке, школа
одновременно обеспечивает им непосредственный доступ к иным национальным
культурам и тем самым к мировой культуре. Все вышеперечисленные умения не могут
быть сформированы без грамматического навыка.
Под
грамматическим уровнем языка понимаются синтаксические закономерности
организации текстов из слов, синтагм и предложений, а также правила слово- и
формообразования.
Грамматика имеет
первостепенное практическое значение, так как с её помощью обеспечивается
формирование умений устного и письменного общения.
История
преподавания иностранных языков свидетельствует о том, что отношение к
грамматике определяло специфику того или иного метода, принципы и приёмы
обучения. Роль грамматической теории при этом либо преувеличивалась, как это
имело место в переводных методах, либо недооценивалась или совсем вовсе
исключалась (в прямых и непрямых методах).
В
коммуникативно-функциональном подходе наблюдалась аналогичная картина.
Первоначально превалировала точка зрения, согласно которой грамматическая
компетенция формируется сама по себе, независимо от того, будет ли
осуществляться специальное обучение грамматике. Другая точка зрения сводилась к
тому, что при обучении иностранным языкам следует создавать прочную структурную
базу, на основе которой формируются грамматические навыки. В первом случае
предпочтение отдавалось беглости речи, во втором- точности и правильности
высказывания.
Выбор
приёма обучения зависит от характера грамматического явления. При объяснении, например,
сложных конструкций, когда соотношение между формой и функцией не совсем ясно,
важно, чтобы учащиеся, опираясь на теорию, поняли коммуникативную значимость и
формальные свойства грамматического явления. При изучении простых конструкций
теоретические пояснения необязательны, так как с помощью упражнений можно
раскрыть значение грамматической формы и её использование в речевом общении.
Беглость речи развивается в данном случае одновременно с языковой и
стратегической компетенцией.
Базовый
минимум грамматических средств изучается в школе концентрически. Ряд явлений и
конструкций может на младшем и среднем этапах усваиваться как рецептивные, а на
старшем и профильно ориентированном – как продуктивные.
Систематизация
грамматических средств проводится с учётом основных
коммуникативно-функциональных признаков:
-
средства описания понятий, явлений, предметов;
-средства
выражения количества;
-
средства сравнения;
-
средства выражения действий повествования при порождении текста;
-
средства выражения образа действия;
-
средства выражения модальности;
-
средства выражения логико-смысловой связи;
-
средства выражения цели действия;
-
средства выражения просьбы, предложения [11; 305].
Овладение
грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных
умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при
аудировании и чтении. В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции
грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования
грамматических навыков является одной из наиболее актуальных. Грамматические
навыки и умения составляют основу языковой компетенции, без которой наша
коммуникация не возможна [9;58].
Грамматические
навыки – это автоматизированные операции, производимые с грамматическим материалом
языка в процессе речевой деятельности, когда сознание направлено на содержание
высказывания. Грамматический навык по
своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода,
затрагивающего все основные его стороны.
Грамматический
навык – это также способность автоматизировано извлекать из долговременной
памяти грамматические средства речи.
В
грамматическом навыке можно выделить следующие его составляющие:
1)
выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего (в данной ситуации);
2) оформление
речевых единиц, которыми заполняется структура в соответствии с нормами данного
языка и определённым временным параметром;
3) оценка
правильности и адекватности этих действий [5;16].
К
сожалению, большинство учебных пособий, особенно используемых на средней и
старшей ступенях обучения, предлагают мало идей для интересной, значимой и
контекстуальной учебной деятельности при обучении грамматике. Авторы, как
правило, предлагают немногочисленные по объёму, сухие “дрилловые” упражнения по
отработке структур на закрепление правила-инструкции, или же дают сразу
несколько грамматических структур, рассчитанных на коммуникативную деятельность
школьников, которая развивает беглость речи. В результате этого новый
грамматический материал не откладывается в памяти учащихся, не запоминается и
не всплывает в нужный момент для решения коммуникативных задач в другой учебной
ситуации.
А
ведь успешное овладение грамматической стороной речи определяется как раз
способностями учащихся к функционально-адекватному восприятию и использованию
грамматических структур в собственных высказываниях.
Работа с поэзией
может помочь избежать монотонности и однообразия в работе над грамматическим
материалом и сделать скучную работу более интересной и увлекательной. В
последнее десятилетие именно такой метод обучения стал неотъемлемой частью
учебного процесса, в некоторой степени “модной” системой обучения как в
отечественной, так и в зарубежной методике преподавания. Стихи и рифмовки
широко используются и при введении нового языкового и грамматического
материала, и при его закреплении, и при контроле знаний [2;30].
1.2
Требования
к знаниям и грамматическим навыкам учащихся в устной речи
Все требования к учащимся в средней школе и на раннем
этапе обучения направлены на реализацию деятельностного,
личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной
жизни, значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщения к ценностям мировой
культуры.
При обучении
иностранному языку в школе целью является неподготовленная устная речь.
Учащихся нужно научить использовать усвоенный языковой материал для выражения
своих мыслей в соответствии с речевой ситуацией [7; 116].
Современная
программа предъявляет высокие требования к устной речи школьников.
Первое
требование - это содержательность. Содержание для бесед, для
рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы,
специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая
ребенка жизнь. Учитель помогает младшим школьникам подготовить накопленный
материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой.
Рассказ или
сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях,
жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин. Пользуются успехом
в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения. В тех
случаях, когда учащимся задаётся сочинение без достаточной подготовки его
содержания, тексты оказываются бедными, расплывчатыми.
Вторым
требованием к речи является логика речи: последовательность,
обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие
чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания.
Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только
начать, но и завершить высказывание.
Третье
требование- точность речи - предполагает умение говорящего или
пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с
действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства -
такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые
передают все признаки, присущие изображаемому.
Точность требует
богатства языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных случаях
разные слова, наиболее подходящие к содержанию.
Говорить можно
лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ ученика будет хорош, интересен,
полезен и ему самому, и другим, когда он построен на знании фактов, на
наблюдениях, когда в нем высказываются обдуманные, невыдуманные переживания.
Эту, казалось бы, очевидную истину приходится повторять, потому, что нередко в
школе детям предлагают рассказывать о том, что они не знают, к чему не готовы.
Удивительно ли, что их речь оказывается бедной, расплывчатой. Однако те же дети
неплохо рассказывают, накопив необходимый материал в результате наблюдений.
Отсюда вытекает четвёртое
требование - богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в
разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим
образом передающих содержание.
Пятое требование
-
ясность речи, т.е. её доступность слушателю и читателю, её ориентированность на
восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно
учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи. Речи
вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложнённость синтаксиса; не
рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, "красивостями".
Речь должна быть коммуникативно-целесообразной в зависимости от ситуации, от
цели высказывания, от условий обмена информацией.
Речь лишь тогда
воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна (шестое
требование).
Выразительность
речи - это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность
воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором
слов, общим настроением рассказа. И выразительность, и ясность речи
предполагает ее чистоту, т.е. отсутствие лишних слов (слов- паразитов): ну,
значит, понимаешь, так сказать; грубых просторечных слов и выражений, ненужных
иностранных слов.
Устная речь
воздействует на слушателя интонациями; и устная, и письменная - общим
настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками,
построением фразы. И ясность, и выразительность речи предполагают также её
чистоту, т.е. отсутствие лишних слов, слов-"паразитов", просторечных
слов и пр.
Для школы
особенно большое значение имеет правильность речи (седьмое требование) - её
соответствие литературной норме.
Правильная речь
предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить,
завершить высказывание.
Различают
правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение
предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для
устной - произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности
речи имеет выбор слов, логика высказывания.
Без потребности
выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребёнок,
ни человечество в своём историческом развитии. Следовательно, методическим
условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у
школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать
устно или письменно.
Речь только
тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она
выразительна [12;61].
Перечисленные
требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в
комплексе. Стремление к их соблюдению развивает у школьников умение
совершенствовать культуру речи -обнаруживать и исправлять недостатки своих
устных высказываний.
Все эти
требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть
получена при соблюдении всего комплекса требований.
Речь является
основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы
возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной
речи человек был бы лишён возможности узнать, как жили, что думали и делали
люди предыдущих поколений [17;57].
По своему
жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не
только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти,
информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и
регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству её функций
речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных
назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога,
диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их
жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном
роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще
всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс
одностороннего, а диалог -двустороннего обмена информацией.[1;47]
Грамматика имеет
первостепенное значение в обучении языку, так как с её помощью обеспечивается
формирование умений устного и письменного общения. Роль грамматического навыка
в обучении английскому языку крайне важна, так как, научив детей читать, писать
и говорить на иностранном языке, школа обеспечивает одновременно им доступ к
иным национальным культурам. Грамматические навыки и умения составляют основу
языковой компетенции, без которой наша коммуникация не возможна. Приёмы с
поэзией могут помочь избежать монотонности и однообразия в работе над
грамматическим материалом на уроке иностранного языка.
Современная
школьная программа предъявляет высокие требования к устной речи школьников.
Речь – это основное средство человеческого общения. Хорошая речь может быть
получена при соблюдении всего комплекса требований: содержательность речи,
логичность, точность, богатство языковых средств, выразительность и
правильность речи. Все требования направлены на овладение знаниями и умениями,
востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации
личности, её приобщения к ценностям мировой культуры.
Страницы: 1, 2
|