Использование СИТ на уроках биологии
Использование СИТ на уроках биологии
ВВЕДЕНИЕ
В самом простом
понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе
предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного
представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей
учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных
средств обучения
Роль наглядности
в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из
основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была
обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли
последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития
речи, мышления учащихся.
На выбор мной
этой темы повлияло то, что в настоящее время мы являемся свидетелями растущей
информатизации общества. Можно с уверенностью говорить, что информатизация
охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование
Информатизация
учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения
средств новых информационных технологий (СНИТ), в том числе мультимедийных
пособий.
По яркому
замечанию А.В. Осина "... появление СНИТ должно изменить формы и методы
процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к
дискуссии", и шире - от приоритета объяснительно- иллюстративных методов
обучения к интерактивным. Компьютерные мультимедийные пособия в том числе по
биологии обеспечивают в той или иной мере наглядность, интерактивность и другие
качества, отличающие их о учебников на бумажных носителях
ГЛАВА 1
1.1 Актуальность
использования СНИТ в образовании
Информационные
технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных
информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты.
Конструирование информационных предметных сред – принципиально новая задача
методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики,
психологии, управления. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ
позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго
отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать
интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно
приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность
учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные
стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с
точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений
природы. Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии.
Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными,
многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной
проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и
методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются
сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения,
без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их
абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные
анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную
картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность
самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Современное
общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств
школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает
ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же
выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие
возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные
технологии (ИКТ).Информатизация системы образования - одно из приоритетных
направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования
рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств,
интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и
использования информации в образовательном процессе
Информатизация
включает в себя:
-компьютеризацию
- процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
-интеллектуализацию
- процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и созданию
информации;
-медиатизацию -
процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации
В последнее время
специалисты по-новому определяют место информационных технологий и предмета
информатики в образовательных учреждениях. Информатика рассматривается не как
изолированная дисциплина, а в тесном переплетении с информационной учебной
деятельностью во всех предметах. Информационные технологии используются в
моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их
содержательных и дидактических компонентов. Конструирование информационных
предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая
специальных знаний в области дидактики, психологии, управления
В гимназии № 32
организация учебно-воспитательного процесса с использованием информационных и
коммуникативных технологий ведется в рамках проекта «Управление гимназией на
основе системной компьютеризации» . Информационные технологии позволяют:
• построить
открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную
траекторию обучения.
• коренным
образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них
системное мышление.
• рационально
организовать познавательную деятельность школьников в ходе
учебно-воспитательного процесса.
• использовать
компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к
принципиально новым познавательным средствам.
• изучать
явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и
биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и
моделирования.
• представлять
в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические
процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
В отличие от
обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить
обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим
образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие
способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания,
работать с различными источниками информации.
На уроках и
факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать ЭОР
«Анатомия - 8», энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Уроки биологии 10-11»,
электронные энциклопедии «Зоология» и «Ботаника», «Открытая биология» Физикон и
др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические
задачи:
• усвоить
базовые знания по предмету,
• систематизировать
усвоенные знания,
• психологически
настроить на атмосферу экзамена,
• натренировать
отвечать на наиболее каверзные вопросы,
• сформировать
навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ,
сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с
использованием НИТ,
• сформировать
навыки самоконтроля,
• сформировать
мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,
• оказать
учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным
материалом,
• обеспечить
удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и
использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в
кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных
навыков.
Использование ИКТ
на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника;
повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны
биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки
зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений
природы[4].
1.2 Методические
приемы использования мультимедиа на
уроках биологии.
Преимущества
мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны:
наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний,
многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в
работе учителя.
Многие
биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело
усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс,
изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством
образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании
учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают
возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки,
самообучаться.
Можно
использовать следующие методические приемы:
1. Использование
мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать
процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальней шее протекание
процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование
компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить
таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль
знаний: тесты с самопроверкой.
4. Выступление
школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит
конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
Этапы
информатизации преподавания предмета:
1 .Использование
компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших
дидактических материалов, планов уроков и т.п.
2.Использование
электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в
качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
3.Использование
программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью
программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.
4.Применение
учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной
деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.
5. Поиск системы.
Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные
этапы.
Большое влияние
для педагогов имело знакомство с программой «Intel» в 2003 г. С этого момента mgjgsnrb использовать компьютерные технологии
в образовательном процессе получили идеологическую и технологическую поддержку,
если рассматривать педагогическую технологию как выверенное описание процесса
достижения планируемых результатов обучения.
Метод проектов
получил в последнее время широкое признание, многие педагоги считают его
альтернативой классно-урочной системе. В основу образовательного проекта
положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность
учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его
организации используются общепринятые в науке методы познания - наблюдение,
опыт, аналогия, анализ и синтез. Некоторые исследователи настаивают на
принципиальном различии - по смыслу, содержанию и направленности таких видов
деятельности, как исследование и проектирование, и с ними нельзя не согласиться
. Тем не менее, исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и
могут послужить эффективным инструментом развития интеллекта и творческих
способностей ребенка, подготовить его к реалиям взрослой жизни. Именно эти
направления считаю ведущими в нашей педагогической деятельности. В профильных
классах гимназии учебное проектирование и исследование надежный метод
формирования устойчиво мотивации учебной деятельности. Это убедительно показал
опыт проведения учебного проекта «Клетка -целостный организм» в 9
физико-математическом классе, в ходе которого учащиеся не только обобщили и
систематизировали полученные знания о клетке, но и получили навыки
исследовательского поиска: от постановки проблемного вопроса к формулированию
гипотезы, выбору адекватных путей решения проблемы. Результаты деятельности
оформлены в виде мультимедийных презентаций и печатных публикаций. Немаловажен
также опыт работы в группе и представления плодов своей деятельности на конференции.
Глава 2
2.1 Тематическое
планирование уроков с использованием СНИТ
Тематическое
планирование по биологии 10 класс
(к учебнику В. Б. Захарова «Общая биология 10- 11 класс»)
|