Использование проектной методики в преподавании иностранного языка по сквозной теме "Housing" на ста...
Использование проектной методики в преподавании иностранного языка по сквозной теме "Housing" на ста...
Оглавление
Введение.................................................................................................... …..3
Глава I .Проектная
методика обучения иностранным языкам: история и современность................................................................................................................ 9
1. 1. Ретроспективный анализ использования проектной методики в зарубежной
и отечественной системе образования........................................................... 9
1. 2. Проектная методика обучения
иностранным языкам в контексте современных педагогических технологий.........................................................18
Выводы.......................................................................................................... 25
Глава II.
Технология использования проектной методики в обучении иностранным языкам на
старшей ступени средней общеобразовательной школы 27
2. 1. Психолого-педагогические основы технологии
использования проектной методики в обучении иностранным языкам......................................................... 27
2. 2. Технология проектного обучения
иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы……………………………………39
2. 3 . Обобщение опубликованного
педагогического опыта по применению проектной методики в процессе преподавания
иностранного языка...................... 49
Выводы.......................................................................................................... 54
Глава III.
Методическое обоснование технологии использования проектной методики в системе
учебных и внеучебных занятий по сквозной теме “Housing” для учащихся старшей
ступени обучения ( 11 класс )......................................... 58
3. 1. Теоретические основы
разработки проекта системы учебных и внеучебных занятий по сквозной теме “Our
House of Tomorrow”.................................... 58
3. 2 Содержание и реализация
проекта системы учебных и внеучебных занятий по сквозной теме “Our House of
Tomorrow”....................................................... 61
Выводы......................................................................................................... .67
Заключение................................................................................................... 69
Список использованной литературы........................................................ 73
Приложение.................................................................................................. 79
Введение
Актуальность исследования. Необходимость постоянного совершенствования
системы и практики образования обусловлена социальными переменами,
происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня
воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной
методике преподавания иностранного языка ( ИЯ ).
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических
технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие
интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно
развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным,
глубинным понятием обучения [37 : 3].
ИЯ, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания
условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ
общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся,
усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации
воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета
применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что
основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является
личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной
коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в
овладеваемой им иноязычной речевой деятельности [45 : 137] .
Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении
и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является
проектная методика
Так, Е.С. Полат обосновывает применение проектной методики как
новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом:
- в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий
проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не
затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом
для базового уровня;
-
это технология, которая позволяет при интеграции ее
в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные
государственным стандартом образования цели;
-
это истинно педагогическая технология,
гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто
нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала,
но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающийхся, их
самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу,
коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие,
грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой,
несовместимы с этой технологией [37 : 15-16].
На современном этапе развития образования проектная методика детально
исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами :И.Л. Бим, И. А.
Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.
Многочисленными исследованиями [6; 22; 33; 37; 56; 59; 60; 62; ] было
установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы
продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный
способ организации образовательных процессов через активные способы действий
(планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию
личностно-ориентированного подхода.
Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени
обучения ИЯ (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на
завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное
использование ИЯ как средства получения новой информации, обогащения
словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых
областях окружающей действительности [45 : 154].
Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная
технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:
- особое внимание к индивидуальности человека, его личности ;
- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления
обучающихся.
Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному
подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний
и их воспроизведении.
Анализ научно-теоретической литературы, изучение педагогического
опыта, а также личные наблюдения автора дипломного исследования позволяют
выявить ряд противоречий процесса обучения ИЯ на современном этапе.
Основными являются противоречия между:
-
требованиями программы для общеобразовательных
учреждений к уровню обученности ИЯ выпускников средних общеобразовательных школ
в соответствии с социальным заказам общества, с одной стороны, и реальным
уровнем владения ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы), с другой;
-
преобладанием все еще традиционного подхода к
содержанию и организации занятий по ИЯ и наличие потребности введения новых
педагогических технологий в обучение ИЯ, как наиболее адекватных социальному
заказу общества и современным целям образования;
-
большим желанием учащихся к внедрению нововведений
в учебный процесс и сосуществованием определённой осторожности со стороны
учителей к восприятию и применению новых педагогических технологий (См.:
Приложение 1);
-
смешением или подменой понятия проекта как
инновационного направления и проекта как практически любого мероприятия,
создания любого продукта, даже без целостной и детальной разработки (например,
неделя английского языка, создание общешкольного альманаха).
Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему
исследования.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая
разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования:
«Проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме (на
материале английского языка: старшая ступень обучения средней общеобразовательной
школы)».
Объект исследования: процесс обучения
английскому языку на старшей ступени обучения (10 – 11 класс ) средней
общеобразовательной школы.
Предмет исследования: проектная методика в
системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме.
Гипотеза исследования заключается в
следующем: если в процессе овладения ИЯ на старшей ступени средней
общеобразовательной школы (10 ─ 11 класс) применять проектную методику,
то она будет способствовать:
-
формированию и развитию внутренней мотивации
учащихся к более качественному овладению ИЯ ;
-
повышению мыслительной активности учащихся и
приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью,
расширению сферы иноязычного общения;
-
языковому и речевому развитию учащихся,
совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в целом;
-
развитию индивидуальных особенностей учащихся, их
самостоятельности, совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;
-
более результативному решению задач образования,
развития и воспитания личности учащегося.
Цель работы:
теоретически обосновать, разработать и апробировать проектную методику в
системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме, доказать эффективность
её использования при обучении ИЯ на старшей ступени (10 ─ 11 классы)
средней общеобразовательной школы.
Цель потребовала решения ряда задач:
1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения ИЯ в её
психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного анализа
научно-теоретической литературы по данной проблеме.
2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной
методики при обучении ИЯ на завершающем этапе средней общеобразовательной
школы.
3.
Исследовать и проанализировать опубликованный
педагогический опыт по данной проблеме.
4.
Разработать и апробировать в
опытно-экспериментальной работе систему учебных и внеучебных занятий с
использованием проектной методики на старшей ступени (10 ─ 11 классы)
средней общеобразовательной школы.
5.
Проанализировать собственный опыт использования
проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий на старшой ступени обучения
ИЯ, выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической
технологии в системе образования.
Практическая значимость: заключается в
применении в педагогическом процессе по ИЯ разработанных автором данной
дипломной работы методических рекомендаций в системе учебных и внеучебных
занятий по сквозной теме, позволяющих устранить существующий дисбаланс между
требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности
ИЯ и реальным владением ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы).
Научная новизна исследования состоит:
- в ретроспективном анализе проектной методики в образовании, в том
числе в обучении ИЯ;
в рассмотрении проектной методики как новой личностно-ориентированной
педагогической технологии в языковом образовании;
- в психолого-педагогическом обосновании разработки проекта системы
учебных и внеучебных занятий по сквозной теме: “Our House of Tomorrow” для учащихся старшей ступени обучения.
Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой
данного исследования потребовало обращения автора к следующим методам
научного исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической
литературы по данной проблеме.
2.
Беседа с преподавателями и учащимися.
3. Наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения
ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы.
4. Анкетирование среди учащихся и учителей.
5.
Опытно-экспериментальная апробация разработки проекта системы учебных и
внеучебных занятий по сквозной теме на старшей ступени обучения ИЯ.
Выпускная квалификационная работа структурно представлена тремя
главами, выводами по главам, заключением, списком использованной литературы,
приложением.
Глава I . Проектная методика обучения
иностранным
языкам : история и современность
1.
1. Ретроспективный анализ использования проектной методики в зарубежной и
отечественной системе образования
В рамках
ретроспективного анализа использования проектной методики в зарубежной и
отечественной системе образования в данном параграфе целесообразно рассмотреть :
- сущностную
характеристику метода проектов как предпосылки современного проектного обучения
ИЯ;
- проектную методику как основа
для реализации личностно-деятельностного подхода к обучению ИЯ.
В последнее
время наблюдается общемировая направленность на гуманизацию образования, что
находит свое выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности
учащегося.
Среди многообразия
новых педагогических технологий в системе образования, направленных на
реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная
методика обучения , где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий
преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы
Обращение
ученых и практиков к проблеме личностно-ориентированного обучения имеет давнюю
историю. В конце XIX века дидактические поиски западных
педагогов были проникнуты вниманием к эмоциональной привлекательности обучения.
Идеи гуманистического направления в философии и образовании были связаны с
методом проектов, который также называли «методом проблем» или «методом целевого
акта».
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в
связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное
обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного
самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и
воспроизводить знания которые дает школа, но и уметь их применять на практике.
Общий принцип, таким образом, на котором базировался метод проектов, заключался
в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом
учащихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности в
практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы.
Метод проектов
успешно развивался благодаря педагогическим идеям американского педагога и
психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и последователей В.Х. Килпатрика, Э.У.
Коллингса.
Джон Дьюи (1859 -
1952), американский педагог, психолог, философ-идеалист, подверг критике
господствовавшую тогда в США школьную систему за отрыв от жизни, абстрактный,
схоластический характер всего обучения, основанный на приобретении и усвоении
знаний. Дж. Дьюи предложил реформу школьного образования, согласно которой
знания должны были извлекаться из практической самодеятельности и личного опыта
ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|