бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка по сквозной теме "Housing" на ста... бесплатно рефераты

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка по сквозной теме "Housing" на ста...

Оглавление

Введение.................................................................................................... …..3

Глава I .Проектная методика обучения иностранным языкам: история и современность................................................................................................................ 9

1.     1. Ретроспективный анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования........................................................... 9

1.  2.  Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте современных педагогических технологий.........................................................18

Выводы.......................................................................................................... 25

Глава II. Технология использования проектной методики в обучении иностранным языкам на  старшей ступени средней   общеобразовательной школы 27

        2.  1.  Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам......................................................... 27

        2.  2.   Технология проектного обучения иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы……………………………………39

         2.  3 . Обобщение опубликованного педагогического опыта по применению проектной методики в процессе преподавания иностранного языка...................... 49

Выводы.......................................................................................................... 54

Глава III. Методическое обоснование технологии использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме “Housing” для учащихся старшей ступени обучения ( 11 класс )......................................... 58

         3.  1.  Теоретические  основы  разработки проекта  системы учебных и внеучебных занятий по сквозной теме “Our House of Tomorrow”.................................... 58

         3.  2    Содержание и реализация проекта системы учебных и внеучебных занятий по сквозной теме “Our House of Tomorrow”....................................................... 61

Выводы......................................................................................................... .67

Заключение................................................................................................... 69

Список использованной литературы........................................................ 73

Приложение.................................................................................................. 79

Введение


Актуальность исследования. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка ( ИЯ ).

 Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения [37 : 3].

ИЯ, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться  в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности [45 : 137] .

 Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика  

   Так,  Е.С. Полат  обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии  современной дидактики следующим образом:

-      в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;

-                    это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс  успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;

-                     это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающийхся, их самостоятельность, доброжелательность по  отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией [37 : 15-16].

 На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как  зарубежными, так и   отечественными авторами :И.Л. Бим, И. А. Зимней, Т.Е  Сахаровой, О.М  Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.

 Многочисленными исследованиями  [6; 22; 33; 37; 56; 59; 60; 62; ] было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

 Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения ИЯ (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование  ИЯ как средства получения новой информации,  обогащения  словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности [45  : 154].

Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:

-  особое внимание к индивидуальности человека, его личности ;

- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.

 Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Анализ  научно-теоретической литературы, изучение педагогического опыта, а также личные наблюдения автора дипломного исследования позволяют выявить ряд противоречий процесса обучения ИЯ на современном этапе. Основными являются противоречия между:

-                    требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности ИЯ выпускников средних общеобразовательных школ в соответствии с социальным заказам общества, с одной стороны, и реальным уровнем владения ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы), с другой;

-                    преобладанием все еще традиционного подхода к содержанию и организации занятий по ИЯ и наличие потребности введения новых педагогических технологий в обучение ИЯ, как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным  целям образования;

-                    большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и сосуществованием определённой осторожности со стороны учителей к восприятию и применению новых педагогических технологий  (См.: Приложение 1);

-                    смешением или подменой понятия проекта как инновационного направления и проекта как практически любого мероприятия, создания любого продукта, даже без целостной и детальной разработки  (например, неделя английского языка, создание общешкольного альманаха).

Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему исследования.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме (на материале английского языка: старшая ступень обучения средней общеобразовательной школы)».

Объект исследования: процесс обучения английскому языку на старшей ступени обучения (10 – 11 класс ) средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования: проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме.

Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессе овладения ИЯ на старшей ступени средней общеобразовательной школы (10 ─ 11 класс) применять проектную методику, то она будет способствовать:

-                    формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению ИЯ ;

-                    повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширению сферы иноязычного общения;

-                    языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в целом;

-                    развитию  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;

-                    более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Цель работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной          теме, доказать эффективность её использования при обучении ИЯ на старшей ступени (10 ─­ 11 классы) средней общеобразовательной школы.

Цель потребовала решения ряда задач:

1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения ИЯ в её психологическом и дидактическом аспектах  на основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.

2.  Исследовать и обосновать технологию использования проектной методики при обучении ИЯ на завершающем этапе средней  общеобразовательной школы.

3.                Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме.

4.                Разработать и апробировать   в  опытно-экспериментальной работе  систему  учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики на старшей ступени (10 ─ 11 классы) средней общеобразовательной школы.

5.                Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий на старшой ступени обучения ИЯ, выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической  технологии в системе образования.

Практическая значимость: заключается в применении в педагогическом процессе по ИЯ  разработанных автором данной дипломной работы методических рекомендаций в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме,  позволяющих устранить существующий дисбаланс между требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности ИЯ и реальным владением ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы).

Научная новизна исследования состоит:

- в ретроспективном анализе проектной методики в образовании, в том числе в обучении ИЯ;

 в рассмотрении проектной методики как новой личностно-ориентированной  педагогической технологии в языковом образовании;

- в психолого-педагогическом обосновании разработки проекта  системы учебных и внеучебных занятий по сквозной теме: “Our House of Tomorrow” для учащихся старшей ступени  обучения.

Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования потребовало обращения автора к следующим методам научного исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме.

           2. Беседа с преподавателями и учащимися.

 3. Наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения ИЯ на старшей ступени  обучения средней общеобразовательной школы.

                 4. Анкетирование среди учащихся и учителей.

           5. Опытно-экспериментальная апробация разработки проекта системы учебных и внеучебных занятий  по сквозной теме на старшей ступени обучения ИЯ.

Выпускная квалификационная работа структурно представлена тремя главами, выводами по главам, заключением, списком использованной  литературы, приложением. 

Глава I . Проектная методика обучения

иностранным языкам : история и современность

1. 1. Ретроспективный анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования

В рамках ретроспективного анализа использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования в данном параграфе целесообразно рассмотреть :

        -     сущностную характеристику метода проектов как предпосылки современного проектного обучения ИЯ;

        -  проектную методику как основа для реализации личностно-деятельностного подхода к обучению ИЯ.

 В последнее время наблюдается общемировая направленность на гуманизацию образования,  что находит свое выражение в   ориентации  процесса обучения на развитие личности учащегося.

Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения , где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы

Обращение ученых и практиков к проблеме личностно-ориентированного обучения имеет давнюю историю. В конце XIX века дидактические поиски западных педагогов были проникнуты вниманием к эмоциональной привлекательности обучения. Идеи гуманистического направления в философии и образовании были связаны с методом проектов, который также называли «методом проблем» или «методом целевого акта».

Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания которые дает школа, но и уметь их применять на практике. Общий принцип, таким образом, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы.

Метод проектов успешно развивался благодаря педагогическим идеям американского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса.

Джон Дьюи (1859 - 1952), американский педагог, психолог, философ-идеалист,  подверг критике господствовавшую тогда в США школьную систему за отрыв от жизни, абстрактный, схоластический характер всего обучения, основанный на приобретении и усвоении знаний. Дж. Дьюи предложил реформу школьного образования, согласно которой знания должны были извлекаться из практической самодеятельности и личного опыта ребенка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7