Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школь...
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школь...
Министерство образования Республики Башкортостан
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Использование проблемных ситуаций на
уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников»
Выполнила:
Специальность:
Учитель начальных классов
Курс IV
Отделение
начальных классов
Салават 2003
ПЛАН-ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1
Психолого-педагогические основы развития творческого
мышления детей
1.1 Понятие творческого мышления
1.2 Проблема развития творческого мышления
1.3 Условия формирования творческого мышления
младших
школьников
Глава 2 Возможности
проблемного обучения в развитии творческого мышления
учащихся
2.1 История
развития теории проблемного обучения
2.2 Современная
технология проблемного обучения
2.3 Реализация и
анализ использования проблемных ситуаций
в методике
преподавания математики в начальной школе
2.4 Использование
проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого
мышления
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного
образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают
человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное
в личности - устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в
особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения
идеального «я».
В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является
основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность - это
уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность
самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы
человека является главным богатством общества. А личность является носителем
объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и
упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе -
возникновение порядка из хаоса.
Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного
оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре.
Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять
личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения
потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве
и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из
важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои
возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах
человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию,
зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П.
Торранса, Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а так же отечественных:
Даниловой В.Л., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б.,
Пономарева Я.А., Пушкина В.Н., Шадрикова В.Д., Тютюнника В.И., Медника С.,
Алиевой Е.Г., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., Хозратовой Н.В., в области
творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением
этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется выявлению
механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального,
целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия,
влияющие на формирование творческого мышления:
- индивидуализация образования;
- исследовательское обучение;
- проблематизация.
В курсовой работе я хочу доказать, что в использовании проблемных
ситуаций существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…
загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление,
необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь
человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях.
Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир
творчества.
Вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А.В.
Брумменский, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В.
Кудрявцев и др.
Но почему же именно на проблемное обучение возложена роль в достижении
цели: развитие творческого мышления? Какие существуют возможности использования
проблемных ситуаций на уроках математики?
На эти вопросы будет дан ответ в моей курсовой работе.
В связи с этим выделили.
Объект исследования -
развитие творческого мышления школьников на уроках математики.
Предмет исследования
- использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как
средство развития творческого мышления детей.
Цель исследования:
доказать,что проблемное обучение явлается одним из средств формирования
мышления.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования;
2) раскрыть сущность проблемного обучения и его роль
в развитии творческого мышления младших школьников;
3) проанализировать реализацию проблемного обучения
на уроках математики в начальной школе;
4) выявить, способствует ли проблемное обучение
математике развитию творческого мышления школьников.
Гипотеза: уровень
творческого мышления младших школьников повышается при использовании на уроках
математики системы заданий с разной степенью проблемности.
Методы: теоретический
анализ психолого-педагогической литературы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
1.1 ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Следуя цели и задачам моей курсовой работы, я рассмотрю воззрения
разных авторов на творческое мышление, на показатели, которые характеризуют это
мышление; определим те, на которые будем основываться в своем педагогическом
эксперименте.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином
«креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления
послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения
проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности
по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип
мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали
креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление,
связанное с созданием или открытием чего-либо нового.
Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16
гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.
Среди них:
1) беглость мысли - количество идей, возникающих в
единицу времени;
2) гибкость мысли - способность переключаться с одной
идеи на другую;
3) оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся
от общепринятых взглядов;
4) любознательность - чувствительность к проблемам в
окружающем мире;
5) способность к разработке гипотезы;
6) ирреальность - логическая независимость реакции от
стимула;
7) фантастичность - полная оторванность ответа от
реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
8) способность решать проблемы, то есть способность к
анализу и синтезу;
9) способность усовершенствовать объект, добавляя
детали;
10) и так далее.
Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих
креативность:
- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
- гибкость - число переключений с одного класса
объектов на другой в ходе ответов;
- оригинальность - минимальная частота данного
ответа к однородной группе;
- точность выполнения заданий.
Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью,
в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако сущность
этого свойства пока до конца не выяснена.
В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы
творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления
в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в
любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.
Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению
механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся
в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою
индивидуальность.
С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно
нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы
заданной проблемы.
По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с
преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение
гипотез и прочее).
Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к
интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам
своей деятельности.
Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественный
психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла,
программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления
и связана с порождением «побочного продукта», который и является творческим
результатом.
Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его
бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность
состояния сознания.
Второй признак творческого мышления - спонтанность, внезапность
творческого акта от внешних ситуативных причин.
Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со
спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей
активность индивида.
Иное дело - оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают
социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее.
С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность
поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают
при мыслительном процессе.
В качестве «ментальной единицы» измерения творческости мыслительного
акта, «кванта» творчества, Я.А. Пономарев предлагает рассматривать разность
уровней, доминирующих при постановке и решении задачи.
И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют
следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции
знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть
быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении
друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его
поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и
умение создавать оригинальный способ решения при известности других.
Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного
природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна
способность - «они не усваиваются в результате получения информации или показа
действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность,
требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты
формирующую».
Д.Б. Богоявленской была выделена (1983 г.) единица измерения
творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как
синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности,
проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого,
за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в
детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные
черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность
к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
В.А. Крутецкий структуру творческого мышления в математике представляет
следующим образом:
- способность к формализованному восприятию
математического материала, схватывание формальной структуры задач;
- способность к логическому мышлению в сфере
количественных и качественных отношений, числовой и знаковой символики,
способность мыслить математическими символами;
- способность к совершенствованию процесса
математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность
мыслить свернутыми структурами;
- гибкость мыслительных процессов в математической
деятельности;
- стремление к ясности, простоте, экономичности и
рациональности решения;
- способность к быстрой и свободной перестройке
направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход
мысли;
- математическая память (обобщенная память на
математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и
доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним);
- математическая направленность ума.
Так же к творческому мышлению В.А. Крутецкий относит следующие «не
существенные» компоненты: быстрота мыслительных процессов как временная
характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа, формулы;
способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять
абстрактные математические отношения и зависимости.
Структура творческого мышления представлена в формуле: «математическая
одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в сфере
математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим
складом ума».
Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления
теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с
количественной стороны, но и качественной стороны. Тем не менее, все еще
незначительно количество исследований в этой области.
Таким образом, творческое мышление - мышление, связанное с созданием
или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных
оригинальных идей.
Показателем, характеризующим творческое мышление и на которые я буду
основываться в своем исследовании следующее: беглость, гибкость и
оригинальность мысли.
Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть
быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания.
Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на
другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же
задачи.
Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной
группе.
На этих же показателях основаны тесты Е.П. Торренса на вербальное и
невербальное творческое мышление, которые я предлагаю использовать на первом
этапе эксперимента.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|